Толкающий конвейер для перемещения автомобилей.
2.1 Назначение, область применения толкающего конвейера.
2.2 Устройство толкающего конвейера.
2.3 Порядок работы конвейера.
2.4 Управление конвейером.
Конвейеры, применяемые при техническом обслуживании автомобилей, служат для передвижения автомобилей на поточной линии. На толкающем конвейере автомобиль перемещается по постам линии при помощи толкающего рычага (толкателя), включенного в звенья втулочно-роликовой цепи. Толкающий рычаг передает усилие на автомобиль непосредственно через балку передней оси или через одну из точек заднего моста. Усилие на автомобиль может передаваться через подушки рессор, полуосевую трубу или под заднее колесо автомобиля.
При прохождении низкорасположенных частей автомобиля над толкателем он отгибается в сторону движения автомобиля, затем под действием пружины (или силы натяжения цепи конвейера) возвращается в первоначальное положение. После установки автомобиля на первом посту, когда конвейер начинает двигаться, толкатель упирается в ось и тянет за собой автомобиль. При толкании автомобиля под заднее колесо толкающий рычаг на конце имеет ролик, которым он упирается в шину колеса и заставляет автомобиль катиться на своих колесах.
Другой способ соединения тягового органа с автомобилем состоит в том, что толкающий рычаг действует совместно с несущей тележкой. В этом случае при наезде автомобиля на движущийся конвейер тележка подкатывается под заднее внутреннее колесо, а толкатель, упираясь в колесо, перемещает автомобиль так, что три колеса катятся, а одно стоит на опорной тележке, перемещаясь вместе с цепью. Наружное заднее колесо (при сдвоенных колесах) будет при этом находиться в вывешенном состоянии.
В конце конвейерной линии кулак толкателя соскальзывает с упора, автомобиль освобождается и дальше выезжает своим ходом. При толкании автомобиля под переднюю или заднюю оси тяговый орган толкающего конвейера может передвигаться непрерывно или периодически в одном направлении.
Для конвейеров этого типа тяговым органом может служить втулочно-роликовая цепь, трос или жесткая штанга с гибкими элементами (цепью, тросом) на концах, а приводная станция при этом снабжается реверсивным механизмом.
В качестве приводной станции может быть использован электротельфер. Конвейеры этого типа делают с одной веткой, с одним тяговым органом. При толкающем конвейере автомобиль автоматически соединяется и разъединяется с конвейером. Боковое расположение тягового органа делает возможным использование толкающего конвейера для всех видов технического обслуживания.
На рисунке 1 показано устройство конвейера ГАРО модели 4002 толкающего типа с толкателем под заднее колесо автомобиля и несущей тележкой. Конвейер непрерывного действия предназначен для перемещения грузовых автомобилей ГАЗ и ЗИЛ на поточной линии ЕО.
Обслуживаемый автомобиль въезжает на конвейер своим ходом так, что его левые колеса (переднее и заднее внутреннее) движутся по верхним полкам направляющих швеллеров, а правые – снаружи направляющей реборды. По ходу движения автомобиля левое заднее колесо наезжает на толкатель, опрокидывает его и, двигаясь дальше, устанавливается впереди несущей тележки, а автомобиль останавливается. Как только колесо сойдет с толкателя, он под действием витой пружины возвращается в первоначальное положение. При движении тяговой цепи конвейера несущая тележка подкатывается под внутреннее заднее левое колесо, вывешивая его над уровнем пола, а толкатель подходит к колесу и, упираясь в шину, перемещает автомобиль на конвейере.
Такой толкающий конвейер может быть непрерывного и прерывного действия. Размещение тягового органа вдоль линии обслуживания сбоку канавы позволяет применять конвейер и при ТО – 1 и ТО – 2. Выбор мощности электродвигателей приводных станций зависит от типа обслуживаемых автомобилей (легковые, грузовые или автобусы).
Рисунок 1 Конвейер толкающего типа с несущей тележкой и толкателем под заднее колесо.
а) общее устройство;
б) тяговый орган конвейера
1 – приводная станция; 2 – несущая тележка; 3 – толкатель; 4 – направляющий швеллер; 5 – натяжная станция; 6 – направляющая реборда; 7 – натяжная звёздочка; 8 – электродвигатель; 9 – клиноременная передача; 10 – редуктор; 11 – ведущая звёздочка; 12 – каток оси втулочно-роликовой цепи конвейера; 13 – ролик направляющей несущей тележки; 14 – опорные ролики
На толкающем конвейере применяют дистанционное и автоматическое управления.
При дистанционном управлении пуск электродвигателя конвейера производится оператором с пульта управления, а выключение электродвигателя и остановка конвейера происходит автоматически. Для извещения оператора об окончании работ на постах линии и необходимости пуска конвейера может быть использована электрическая сигнализация, связывающая посты линии обслуживания с пультом управления, и дополнительно – по радио.
Конвейер приводится в движение нажатием кнопки КП на пульте управления. При этом электрический ток через постоянно замкнутые контакты кнопки КС выключателя В поступает в магнитный пускатель, в результате замыкания контактов К которого происходит пуск электродвигателя и перемещение автомобилей по постам. При достижении последнего поста линии автомобиль передним колесом нажимает на шток концевого выключателя В К, в результате чего в цепи выключается ток, и конвейер останавливается.
При следующих пусках электродвигателя нажимают кнопку КП, при этом цепь замыкается и срабатывает магнитный пускатель при разомкнутых контактах концевого выключателя ВК.
Для аварийной остановки конвейера, кроме кнопки «Стоп», на пульте управления имеется на каждом посту линии выключатель АВ.
После получения сигналов от всех постов оператор по микрофону сообщает о пуске конвейера, выключает сигнальные лампы и включает конвейер.
При автоматическом управлении периодически при помощи реле времени включается и выключается электродвигатель и происходят пуск и остановка конвейера через определенные промежутки времени.
Одновременно с автоматическим пуском и остановкой электродвигателя конвейера предусматривается система световой и звуковой сигнализации, предупреждающая рабочих на постах линии о предстоящем пуске конвейера. Также на конвейере имеется местное управление, исключающее автоматику, а на пульте управления – аварийный выключатель, позволяющий останавливать конвейер в любом положении.