Тема: Глагол как часть речи. Инфинитив. Две основы глагола.

З а д а н и я:
1.Определить конкретное лексическое значение глагола в тексте. Сформулировать лексико-грамматическое или категориальное значение глагола. Определить синтаксическую функцию инфинитива.
О б р а з е ц в ы п о л н е н и я
В предложении:
Но приходит момент, когда так надышишься северным зябким ветром, так насмотришься серого неба, так насытишься беспощадной осенней болью, что надо уж либо что-то делать…, либо бежать на время, пока не скуёт окрестности лёгким бодрящим морозцем. — глаголы надышишься, насытишься, насмотришься обозначают состояние человека; глаголы скуёт, делать –действие, глагол бежать – моторный, обозначает движение.
Общее лексико — грамматическое или категориальное значение глаголов – обозначение действия, движения или состояния как процесс.
2.Определить, к спрягаемой или неспрягаемой форме относятся слова.
3.Указать отличия глаголов от однокоренных имён существительных и имён прилагательных. (За справками обращайтесь к школьному толковому словарю).
4.От следующих глаголов образовать все возможные формы. Выделить в них основы и формообразующие средства.

ВАРИАНТ №8
1.
1.Он пытался ответить на интересующий его вопрос. Князь у синя моря ходит, с синя моря глаз не сводит.
Глаголы: пытался ответить – процесс, ходит – действие, не сводит – состояние человека.
2.Прочитав сказки Пушкина несколько раз, я уже знал их напамять. Сквозь распахнутую дверь виднеется краешек светлого месяца.
Глаголы: знал – состояние, виднеется – процесс.
3На ней было белое платье. – Недели три спустя стал я замечать, что Азамат бледнеет и сохнет.
Глаголы: было – состояние, стал замечать – процесс, бледнеет и сохнет — состояние
4.Создать, бороться – действие.
Общее лексико- грамматическое или категориальное значение глаголов – обозначение действия, движения или состояния как процесс.
2.
Спрягаемые: пытался, ходит, сводит, знал, виднеется, было, стал, бледнеет и сохнет.
Неспрягаемые: ответить, замечать, создать, бороться.
3.
Отличия в формообразовании.

4.
Пытался – пытаться, попытаться; пытается, будет пытаться; пытаются;
Ответить – отвечать; отвечает, отвечал, будет отвечать; ответила, ответил, ответили;
Ходит – ходить, сходить; ходил, будет ходить; ходила, ходили, ходил;
Сводит – сводить, свести; сводил, будет сводить; сводила, сводили;
Знал – знать, узнать; знает, будет знать; знала, знали;
Виднеется – виднеться, виднелся, будет виднеться; виднеются;
Было – быть; будет, есть; была, были;
Стал – стать; стал, станет; стала, стали, стало;
Замечать – заметить; заметил, будет замечать; заметила, заметили, заметило;
Бледнеет – бледнеть, побледнеть; побледнел, побледнеет; бледнела, бледнели, бледнело, бледнел;
Сохнет – сохнуть, высохнуть; высох, высохнет; сохнула, сохнули, сохнуло, сох;
Создать – создавать; создал, будет создавать; создала, создал, создали, создало;
Бороться – побороться; боролся, будет бороться; боролась, боролись, боролось, боролся.
Формообразующие: приставки и суффиксы.

Тема: Категория вида глагола и способы глагольного действия.
З а д а н и я
1.Из приведённых глаголов выпишите видовые пары и укажите способ их образования (приставочный, суффиксальный, чередование в корне, ударение, супплетивизм).
2.Какие из однокоренных слов нельзя отнести к видовым парам и почему?( При ответе используйте данные толковых словарей).Определите вид этих глаголов.
3.Найдите двувидовые глаголы. Составьте с каждым два предложения( в одном глагол в значении совершенного вида, в другом – несовершенного).
4.Определите способ глагольного действия у приведённых глаголов
В А Р И А Н Т Ы

Вариант №8
1-3.Будить, разбудить, отступить, опустить, отступать.опускать, рассыпать, вернуться, рассыпать, возвращаться, использовать, сыпать.
4.Зацвести, отшуметь, пробыть (два дня).
1.
Будить – разбудить – приставочный, отступить – отступать — суффиксальный, опустить – опускать — чередование в корне, рассыпать – рассыпать – ударение, вернуться – возвращаться — чередование в корне, сыпать – рассыпать – приставочный.
2.
Видовая пара — это пара лексически тождественных глаголов сов. и несов. вида, различающихся между собой только грамматической семантикой вида: делать — сделать, переписать — переписывать.
Если глаголы однокоренные, но не различны по виду на совершенный и несовершенный, их нельзя отнести к видовым парам.
3.
Использовать:
Ты использовал человека в своих личных целях.
Использовать спички нужно осторожно.
4.
Зацвести — Сопроводительный способ; отшуметь — Окончательный способ; пробыть — Ограничительно-завершительный способ.
ТЕМА: Категория залога и сопутствующие ей категории переходности — непереходности, возвратности -невозвратности.
Задания:

1.Установите, какие из приведенных глаголов являются переходными, а какие непереходными. Составьте с переходными глаголами по два предложения, где бы в одном из них глагол употреблялся с прямым дополнением, а в другом — без него. Какие оттенки значения приобретает глагол в последнем случае?
2. Выделите глаголы страдательного залога. Преобразуйте предложения, заменив глагол страдательного залога на соответствующий глагол действительного залога.
3. Укажите глаголы возвратно-среднего залога, определите значения возвратно-среднего залога. Приведите примеры глаголов этого залога с другими, не встретившимися в тексте возвратными значениями /глаголы дать в словосочетаниях/ .

Вариант №8
Готовить, зеленеть,
Готовить – переходный, зеленеть – непереходный.
Мама собиралась готовить плов.
Мы готовились целый день к празднику. (Косвенное отношение).
2.
Гонялись, затеяли, Солнце освещает и согревает планеты – действительный залог
3.
Распоряжаться —  косвенно-возвратное, кружились — собственно-возвратное.
Одеваться красиво, радоваться жизни, переписываться с другом.

2-3, Эмиль побежал распоряжаться насчет завтрака Пэры истребителей кружились, гоняясь друг за другом, и в воздухе затеялся сложный хоровод. Все планеты, в том числе и Земля, двигаясь вокруг Солнца, освещаются и согреваются им.
ТЕМА: Предикативные категории глагола. Грамматическая категория наклонения.

Тема Глагол как часть речи Инфинитив Две основы глагола