Тема 1. Социология как наука об обществе. Проблемы формирования личности

Социология это наука, которая изучает современные структуры общества, его подсистемы, а также социальные процессы, которые протекают в этих структурах. Как самостоятельная наука социология стала развиваться в первой половине (30-40 гг.) XIX века. Впервые ввел в научный обиход понятие социология О. Конт в своем сочинении «Курс позитивной философии» (1840-е гг.). Существует множество определений социологии.
Объект социологического знания – это то, на что направлено внимание исследователя. Объектом изучения социологии является общество, но не предметный мир общества, а именно социальность или социальное, которое является результатом сплоченной деятельности людей, проявляющейся в их социальном общении и взаимодействии.
Предмет социологического знания – это то, что определяет его специфику, объект шире чем предмет исследования, это конкретные стороны и свойства объекта исследования, которые непосредственным образом связаны с изучаемой проблемой. В трудах Г. Спенсера, Дж. С. Миля, Г. Зиммеля, Э. Дюркгейма, М. Вебера, П. Сорокина, Т. Парсонса и других выдающихся социологов понятие предмета социологии становится все более определенным, наполняется конкретным содержанием. Э. Дюркгейм, в частности, отмечал решающую роль для определения предмета данной науки изучение «социальных фактов», К. Маркс – «общественных отношений» и «борьбы классов», М. Вебер – «социальных действий», Г. Зиммель – «социальных взаимодействий», П. Сорокин – «социальной структуры», Т. Парсонс – «социальной системы», Н. Луман — «коммуникационные процессы в системах», Э. Гидденс – структурационные действия социальных субъектов.
Уровни социологии – 1) общесоциологическая теория; 2) теории среднего уровня; 3) эмпирическая социология. Два первых уровня относят к теоретической социологии. На первом уровне речь идет не просто о теории, а о научных направлениях или парадигмах. Второй уровень «преломляет» общесоциологические теории в соответствии со сферами общественной жизни. На данном уровне обобщается реальный эмпирический материал, относящийся к отдельным группам, явлениям, процессам, институтам (социология молодежи, социология рекламы, социология управления и др.). Третий уровень устанавливает и обобщает социальные факты, рассматриваемые сквозь призму различных теоретических подходов. При этом могут использоваться такие методы как опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент.
Отрасли социологии относятся ко второму уровню социологического знания, который согласно американскому социологу Р. Мертону располагается в пространстве между «частными рабочими гипотезами» и «основными концептуальными схемами». Например, социология семьи изучает семью как социальный институт (макросоциология семьи) и как социальную группу (микросоциология семьи). Предметной сферой социологии семьи являются структура, функции семьи, брачно-семейные отношения, типы и образцы семейного поведения. Социология экономики направлена на изучение социальных факторов экономического поведения, как социальные институты и другие люди влияют и меняют экономическое поведение людей. Яркими работами в этой области являются работы М. Вебера и В. Зомбарта. Социология политики занимается изучением политики, которую рассматривает через анализ социальной структуры, через деятельность социальных институтов, общественного мнения, политических интересов и норм. Социология социальных групп изучает особенности и жизнедеятельность социальных групп, их место в социальной структуре, факторы формирования и их устойчивости.
Прикладная социология выходит за рамки научного познания и предназначена для решения практических задач, ограничивается одним или несколькими социальными объектами (предприятием, банком, фирмой) отличается маломасшабностью, оперативностью и нерепрезентативностью (непредставительностью) полученной социальной информации. Прикладная социология призвана исследовать конкретную социальную проблему и в конечном итоге разработать конкретные практические рекомендации ее решения аппарату управления того социального объекта, где проводится исследование. Цель прикладного исследования заключается не в приращении новых знаний для науки, а в получении новой информации для администрации предприятия с цель изменения и преобразования социальной реальности.
Человек это общее родовое понятие, обобщает социальное и биологическое начала.
Индивид это конкретный представитель рода человеческого, обладающий определенными биологическими особенностями, устойчивостью психических процессов и свойств, социальной активностью.
Личность это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений.
Социальный статус это положение человека в обществе. Бывает достигнутым (в результате усилий человека) и предписанным (в силу рождения).
Социальная роль это образец поведения, направленный на выполнение функций и обязанностей согласно занимаемому социальному статусу.
Ферральный человек это человек, выросший в условиях социальной изоляции, вне контакта с людьми, не испытывающий заботы и любви со стороны другого человека, не имеющий опыта социального поведения и общения.
Социализация это усвоение индивидом ценностно-нормативной системы общества, его социальных функций, а также в ходе социализации осуществляется развитие самосознания.

Десоциализация это процесс, противоположный социализации, означающий утрату индивидом определенных социальных ценностей и норм и сопровождающийся отчуждением индивида от определенной группы
Ресоциализация это повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни индивида, связана изменениями установок индивида, целей, норм и ценностей жизни.

Тема 2. Механизмы социальной деятельности. Девиация и социальный контроль.

Социальная деятельность – это совокупность социально-значимых действий, осуществляемых субъектом (общество, группа, личность) в различных средах и на различных уровнях социальной организации общества, преследующих определенные социальные цели и интересы.
Действие является структурной единицей деятельности, представляет собой произвольную преднамеренную опосредованную активность, направленную на достижение осознаваемой цели.
Механизм деятельности это внутреннее устройство, совокупность взаимосвязанных элементов, приводящая к возникновению деятельности.
Потребности это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности.
Виды потребностей: физические (связаны с человеком как биологическим организмом – еда, одежда, жилище, отдых), социальные (связаны с человеком как социальным субъектом – потребность в общении, социальной справедливости) и духовные (связаны с человеком как творцом, созидателем – потребность в вере, смысле жизни, в творчестве, в саморазвитии и самосовершенствовании).
Ценности это характеристики объектов и процессов мира, имеющих положительное или отрицательное значение для жизни человека, это значимость тех или иных объектов мира для человека, группы, общества.
Ценностное ядро это основа в ценностной системе личности, которая определяет отношение человека к миру, его предметам и явлениям; основные и устойчивые ценности личности, группы.
Ценностная ориентация индивидуальное отношение или выбор конкретных ценностей в качестве нормы поведения.
Ценностная установка это предрасположенность субъекта ценностного отношения к определенному объекту оценки.
Социальное взаимодействие это взаимодействие между двумя индивидами и более, в процессе которого передается социально значимая информация пли осуществляются действия, ориентированные на другого.
Социальный контроль это механизмы поддержания общественного порядка с помощью использования властных полномочий, социальных норм, санкций.
Формальный контроль это контроль, проводимый для соблюдения внешней формы, порядка, проникнутый формализмом, основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти и администрации.
Неформальный контроль это контроль, основанный на одобрении или осуждении родственников, друзей, коллег, знакомых, общественного мнения, выражается через традиции, обычаи либо средства массовой информации
Социальные нормы это общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, призванные обеспечивать упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп.
Девиантность это отклонение поведения человека или группы от социальных и культурных норм.
Делинквентность это преступность; один из видов девиантного поведения, связанный с нарушением правовых и нравственных норм, невыполнением лицом лежащей на нем в силу закона или договора обязанности, совершением правонарушения или преступления.
Агенты контроля – это люди, облеченные властью, которые пытаются (часто успешно) применить ярлык девианта к тем, кто не приспосабливаются к требованиям общества.
Институты контроля это группы и организации, которые регулируют поведение людей в социальных системах.

Тема 3. Общество как система. Социальные институты

Общество – 1) в широком смысле совокупность исторически слоившихся форм совместной деятельности людей; 2) в узком смысле исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений.
Социальный институт это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности, регулируемая нормами, традициями, обычаями и направленная на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.
Основные социальные институты это те, которые удовлетворяют фундаментальные потребности общества.
Неосновные социальные институты это те институты, которые выполняют специализированные функции, носят название «социальные практики» и являются составными элементами основных социальных институтов.
Общественные потребности это потребности большинства индивидов.
Институционализация это процесс закрепления различных типов социальной деятельности в виде социальных институтов.
Культурные символы института это любой материальный или нематериальный элемент культуры, выражающий в наиболее концентрированном виде основные специфические черты данного института, складывающиеся в его целостный образ.
Кодексы института это нормы, которые поддерживают институционально закрепляемые роли и являются важной частью социального контроля.
Утилитарные формы института это «вещественные» элементы, без которых существование социального института немыслимо; предметы искусственной среды обитания, созданные людьми для удовлетворения своих жизненно важных потребностей.
Институциональные нормы это сознательно и тщательно разработанные нормы, в результате которых устанавливается формальный или неформальный кодекс следования им.
Деперсонализация это разрушение личности человека.
Институциональная культура это знания, навыки и ценности сообщества людей.

Тема 4. Социальные группы и социальные организации

Социальная структура общества это определенный способ связи и взаимодействия индивидов, занимающих определенные социальные позиции и выполняющих социальные функции в соответствии с принятой в данной социальной системе совокупностью норм и ценностей.
Социальная группа это совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общества.
Социальная общность это совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического процесса.
Большая группа это группа с большим числом членов, основанная а различных типах социальных связей, не предполагающая обязательных личных контактов.
Малая группа это небольшая по размерам группа, в которой отношения выступают в форме непосредственных контактов и члены которой объединены общей деятельностью.
Номинальная группа это статистическая категория, созданная для целей измерения, счета социального состава.
Реальная группа – большая социальная группа, члены которой осознают свою принадлежность к ней и способны действовать солидарно.
Квазигруппы это социологический термин, которым обозначается отличающаяся непреднамеренностью социальная группа, в которой между членами отсутствуют устойчивые связи и социальная структура, нет общих ценностей и норм, а взаимоотношения имеют односторонний характер. Квазигруппы существуют непродолжительное время, после окончания которого они или окончательно распадаются, или под воздействием обстоятельств превращаются в устойчивые социальные группы, нередко являясь их переходным типом.
Формальные группы это группы, возникающие по инициативе администрации и входят определенным подразделением в организационной структуры и штатного расписания предприятия.
Неформальные группы это то свободно образованные малые социальные группы людей, которые вступают в постоянное взаимодействие для достижения личных целей.
Закрытые группы – группы, к которой ограничен доступ.
Открытые группы это группы, которые открыты для широких социальных связей, постоянно пополняются новыми членами, интегрируются в широкие профессиональные объединения.
Социальная организация – это объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил.
Первичная группа – это разновидность малой группы, отличающаяся высокой степенью солидарности, пространственной близостью ее членов, единство целей и деятельности, добровольностью вступления в ее ряды т неформальным контролем над поведением ее членов.
Вторичная группа это социальная группа, контакты и отношения между членами которой носят безличный характер.
Референтная группа это социальные единицы, на которые индивид ориентируется при оценке и формировании своих взглядов, чувств и действий.
Нормативная структура – это структура, которая включает в себя ценности, нормы и ролевые ожидания.
Бюрократия – организация, состоящая из ряда официальных лиц, должности и посты которых образуют иерархию и которые различаются формальными правами и обязанностями, определяющими их действия и ответственность.
Групповая динамика – это совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад.
Нормообразование – процесс выработки групповых мнений, правил иценностей.
Неформальная социальная структура – это структура, объединяющая в себе ряд неформальных групп, которые образуются в нем вне компетенции руководства; создается личными качествами его членов, часто неформальные объединения оказывают сильное влияние на качество деятельности трудового коллектива и на его организационную эффективность.
Неформальные нормы – это правила повседневного общения, соблюдение которых обеспечивается обычаями и привычкой.
Групповое давление это процесс влияния установок, норм, ценностей и поведения членов группы на мнения и поведение индивида.
Лидерство это отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе; один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы выполняет роль лидера, т. е. объединяет, направляет действия всей группы, которая ожидает, принимает и поддерживает его действия.

Тема 5. Социальная стратификация и социальная мобильность

Социальная стратификация это в целом расслоение людей на классы и иерархические ранги; неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей, власти и влияния.
Страта это элемент социальной структуры (социальный слой или группа), объединенный неким общим социальным признаком (имущественным, профессиональным или иным).
Типы стратификации: 1) рабство, б) каста, в) сословие – закрытые общества, и 4) класс – открытое общество.
Классы это большие группы людей, различающихся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда и их способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.
Средний класс это социальная группа людей, имеющая устойчивые доходы, достаточные для удовлетворения широкого круга материальных и социальных потребностей; часть общества, которая занимает по статусным позициям среднее положение между высшим и низшим классом.
Сословие это социальная группа, обладающая закрепленными в обычаях или законе наследственными правами, привилегиями и обязанностями.
Каста это замкнутая, эндогамная страта, членство в которой является предписанным, контакты с другими стратами ограничены, а мобильность теоретически исключена.
Социальная мобильность это изменение индивидом или группой своего статуса, переход в другую группу.
Вертикальная социальная мобильность это перемещение индивидуума или социального объекта из одного социального слоя в другой
Горизонтальная социальная мобильность это переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне
Восходящая социальная мобильность это перемещение вверх по иерархической социальной шкале (социальный подъем, движение вперед)
Нисходящая мобильность — социальный спуск, движение вниз.
Индивидуальная мобильность – это перемещение вниз, вверх или по горизонтали, которое происходит у каждого человека независимо от других.
Групповая мобильность это коллективное перемещение по социальной лестнице.
Структурная мобильность это вид социальной мобильности, вызванная структурными изменениями в обществе и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов.
Организованная мобильность это социальные перемещения индивидов или групп под управлением государства
Скорость мобильности – одна из характеристик социальной мобильности, представляющая собой вертикальную социальную дистанцию или число страт – экономических, профессиональных или политических, которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за определенный промежуток времени.
Объем мобильности это число индивидов, которые переместились по социальной лестнице в вертикальном направлении за определенный промежуток времени
Индекс мобильности это показатель измерения соц. мобильности, основанный на сравнении наблюдаемой (фактической) и ожидаемой (вероятностной) мобильности.
Групповая замкнутость это свойство любой устоявшейся социальной группы всеми мерами сопротивляться свободному приходу в нее новых людей, в определенной степени тормозить процесс своего роста и обновления.
Социальная циркуляция это процесс обновления социальной структуры общества; массовые перемещения из одной статусной группы в другую, которые должны соответствовать объективным тенденциям и субъективным устремлениям людей.
Субъективные факторы мобильности это зависящие от индивида или группы факторы, влияющие на их социальную мобильность.
Объективные факторы мобильности это независящие от индивида или группы факторы, влияющие на их социальную мобильность.

Тема 6. Социальные процессы и социальные конфликты

Социальный процесс это серия случайных явлений, связанных между собой структурными или причинными (или, иначе, функциональными) зависимостями.
Кооперация это объединение и взаимодействие двух или более особей ради выполнения той или иной задачи; форма организации труда, при которой значительное число людей совместно участвует в одном и том же или разных, но связанных между собой процессах труда.
Конкуренция это борьба, соперничество в какой-либо области с получением какой-либо выгоды.
Социальная адаптация это процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности с социальной средой.
Конструктивный конфликт это форма конфликта, позитивно влияющая на структуру, динамику и его результативность; конфликт, в котором конструктивные функции преобладают над деструктивными.
Деструктивный конфликт это форма конфликта, негативно влияющая на структуру, динамику и его результативность; конфликт, в котором деструктивные функции преобладают над конструктивными.
Ассимиляция это потеря одной части социума (или целым этносом) своих отличительных черт и их замена на позаимствованные у другой части (другого этноса)
Амальгамизация это биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом.
Инцидент это то, что инициирует открытое противоборство сторон.
Скрытый инцидент это инцидент, неосознаваемый субъектами конфликта, либо приведший опосредовано к конфликтному столкновению.
Открытый инцидент это целенаправленное создание той ситуации, которая приводит к открытому противоборству конфликтующих сторон.
Субъект конфликта это человек, группа или общество в целом, участвующий в конфликте.
Внутриличностный конфликт это состояние, в котором у человека есть противоречивые и взаимоисключающие мотивы, ценности и цели, с которыми он в данный момент не может справиться, не может выработать приоритеты поведения.
Межличностный конфликт это столкновение противоположных целей, мотивов, точек зрения интересов участников взаимодействия.
Социальный конфликт это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов (сторон) социального взаимодействия.

Тема 7. Прикладное социологическое исследование

Прикладное социологическое исследование представляет собой систему методологических, методических и организационно-технических процедур, цель которых состоит в том, чтобы получить точные объективные данные об изучаемом социальном объекте. Данный вид исследования является маломасштабным и нерепрезентативным исследованием, призванный изучить конкретную социальную проблему и разработать практические рекомендации для ее решения.
Программа исследования – рабочий документ социолога, который содержит основные положения (концепцию исследования, методологию и методы) проводимого эмпирического исследования.
Методологический раздел программы включает в себя четко и ясно сформулированную тему (имеющая актуальный социальный характер), проблему (противоречие, лежащее в основе развития изучаемого объекта) исследования, определение объекта (то, на что направлено внимание исследователя) и предмета (стороны, свойства изучаемого объекта) исследования, формулирование цели (конечный желаемый результат исследования) и задач (определенные этапы в достижении поставленной цели) исследования, а также гипотезы (предположение, выдвигаемое для объяснения изучаемого объекта) исследования, операционализацию и интерпретацию основных понятий, используемых в проводимом исследовании.
Методический раздел включает в себя 1) определение метода сбора социологической информации и его обоснование, 2) определение метода выборки и его обоснование, а также 3) разработку инструментария и его методическое обоснование, 4) компьютерную обработку полученной информации, включая определение метода обработки и анализа информации и его обоснование, 4) анализ полученной информации, формулирование выводов, рекомендации, составление итогового аналитического отчета.
Объект исследования – 1) в широком смысле носитель той или иной социальной проблемы; 2) в узком смысле — люди или объекты, способные дать социологу необходимую информацию.
Предмет исследования содержит в себе свойства объекта, которые в наиболее полном виде отражают исследуемую проблему и подлежат изучению.
Интерпретация понятий это выявление их эмпирических значений, признаков, а также реальных свойств, характерных черт, событий и явлений, отражаемых употребляемыми в исследовании понятиями.
Гипотеза исследования – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений или процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть. Гипотезы разделяются на 1) описательные, которые содержат предположения о структурных и функциональных связях изучаемого объекта, и 2) объяснительные, которые содержат предположения о причинно-следственных связях в изучаемом объекте.
Генеральная совокупность — это совокупность всех возможных социальных объектов, которая подлежит изучению в пределах программы социологического исследования.
Выборочная совокупность — уменьшенная модель генеральной совокупности; те, кому социолог раздает анкеты, кто называется респондентами, кто, наконец, представляет собой объект социологического исследования. Выборочное социологическое исследование имеет своей целью получить достоверные выводы, характеризующие изучаемую генеральную совокупность. Выборочная совокупность выступает фактически в качестве своеобразной модели генеральной совокупности, конструируемой из тех же элементов, что и объект моделирования, но в уменьшенных размерах.
Анкетирование представляет собой опосредованный вид социологического опроса, направлен на изучение субъективных взглядов опрашиваемых людей, отражает лишь оценочные (не всегда соответствующие объективному положению вещей) их мнения. Является самым распространенным и дешевым методом, реализуется с помощью основного своего инструментария – анкеты.
Интервью представляет собой устную беседу с респондентами. Данный метод является более затратным как по времени, так и по ресурсам, большую роль в эффективности проведения интервью играет личность интервьюера, его внешность, личные качества, специализированные знания и навыки, требования к нему всегда намного выше, чем к анкетеру.
Анкета представляет собой письменный бланк, содержащий вопросы на заданную социальную тему или проблему, является средством получения первичной социальной информации. В анкете выделяют три основных раздела:
I) вводная часть анкеты, содержащая информацию о теме анкетирования, цели исследования, организации, которая проводит данное анкетирование, а также в этом разделе подчеркивается анонимность проведения исследования и способы заполнения анкеты, (возможно) выражается заранее благодарность респонденту.
II) содержательная часть анкеты, включающая сами интересующие социолога вопросы. Логика составления вопросов заключается от простых к сложным вопросам, и от сложных вопросов – далее к простым вопросам.
III. Заключительная часть анкеты, которую на социологическом жаргоне называют «паспортичкой», поскольку она включает в себя (в зависимости от целей исследования) сведения о возрасте, поле, профессиональном статусе, семейном положении, материальном положении и т.д.
Контент-анализ представляет собой перевод массовой однородной текстовой информации в количественные показатели и дальнейшую ее статистическую обработку. Термин «контент-анализ» в переводе с английского языка означает содержимое, содержание документа. Метод контент-анализа не применяется: при изучении уникальных документов; если документов не достаточно для массовой обработки; если информация в документах не полная (не репрезентативная). Метод контент-анализа применяется: если в документах содержатся однопорядковые данные, которые можно сопоставить; если документов достаточно для массовой статистической обработки;
Контент-аналитическими процедурами являются:
– определение категорий анализа, под которыми понимаются определенные смысловые единицы, то есть ключевые понятия, обозначающие эмпирические признаки предмета исследования, которые предполагается регистрировать в процессе сбора информации. Категории анализа должны быть соответствующими поставленным исследовательским задачам, наиболее полными отражающими смысл основных категорий исследования и не вызывающими разногласия между исследователями по поводу того, что относится к категориям анализа и какие из них регистрировать в процессе сбора информации.
– определение единиц анализа, в качестве которых могут выступать слово, имя, факт, высказывание (смысловые единицы анализа), а также интенсивность тех или иных признаков, их значимость, направленность (качественные единицы анализа). Единица анализа должна выражать значение и легко поддаваться идентификации. Усложняется (за счет определения одновременно нескольких единиц анализа) контент-анализ в случае, если он выступает в качестве единственного метода сбора информации.
– определение единиц счета, которые могут быть числом знаков, строк, абзацев в тексте, количеством квадратных сантиметров газетной площади, продолжительностью передач на радио или телевидении в минутах. Под единицей счета понимается количественная мера единицы анализа, с помощью которой регистрируется частота (регулярность) появления признака категории анализа в тексте.
Социологический документ это любой источник, специально созданный для хранения и передачи социальной информации. Объектом изучения социолога выступают такие разновидности документы, как 1) наличные (созданные до и помимо исследователя, для других целей) и целевые (спровоцированные исследователем); 2) официальные (постановления, заявления) и неофициальные; 3) личные (письма, дневники) и безличные (данные СМИ, протоколы собраний); 4) первичные (составленные на базе непосредственного исследования) и вторичные документы (в виде описания и обобщения на основе данных первоисточников); 5) рукописные и печатные и т.д.
Тема 8. Культура и проблемы развития общества

Культура это исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Материальная культура это культура, которая включает в себя предметы, явления, процессы, выполняющие (или выполнявшие) одновременно социально-производственную, социально-бытовую, потребительскую (в узком смысле слова) и информационную, знаково-символическую, эстетическую, ментальную функции.
Духовная культура – то совокупность продуктов духовной деятельности человека; это система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или человечеству в целом; это культура, которая включает в себя предметы, явления, процессы, выполняющие (или выполнявшие) сугубо информационную, знаково-символическую, эстетическую, ментальную функции.
Нормативная культура – та часть культуры, которая направляет поведение человека, указывает, как и что он должен или не должен делать.
Институциональная культура – это знания, навыки и ценности сообщества людей совокупность культурных комплексов, регулирующих деятельность людей и организаций.
Элитарная культура – совокупность единичных творений, которые создаются известными представителями привилегированной части общества либо по ее заказу профессиональными творцами.
Массовая культура – продукты духовного производства в области искусства, создаваемые большими тиражами в расчете на широкую публику. Главное для нее — развлечение самых широких масс населения. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Основной ее чертой является простота идей и образов: текстов, движений, звуков и т. п. Образцы этой культуры нацелены на эмоциональную сферу человека. При этом массовая культура часто использует упрощенные образцы элитарной и народной культуры («ремиксы»).
Народная культура – единичные произведения чаще всего безымянных авторов. Эта форма культуры включает мифы, легенды, сказания, эпос, песни, танцы и т. н.
Доминирующая культура это система норм, представлений, ценностей, принятых и разделяемых большинством населения.
Субкультура это культурный комплекс, характерный для определенной части общества (социальной группы, социальной общности), вырабатывая свой стиль, язык, символику, ценности.
Контркультура это специфический вид субкультуры, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей.
Суперкультура это культура аэропортов, магистральных дорог, небоскребов, гибридных сортов злаков и искусственных удобрений, университетов и контроля над рождаемостью. Суперкультура характеризуется мировым размахом. У нее мировой язык – английский, и мировая идеология –наука. Народная культура оберегает священное, а суперкультура поощряет светское. Ее распространяют формальное образование и формальные организации.
Обычаи это традиционно установившийся порядок поведения, закрепленный коллективными привычками.
Ценности это общественно одобряемые и принятые убеждения по поводу основных стремлений человека.
Законы это нормативные акты, принятые высшим органом государственной власти в установленном конституцией порядке. Они являются высшей разновидностью социальных и культурных норм, требующие безусловного подчинения.
Традиции – элементы социального или культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в социальных группах в течение длительного времени.
Этикет – нормы и правила поведения людей в обществе; это составная часть внешней культуры общества, это своеобразный ритуал, который выражается в детально разработанных правилах поведения, организующих жизнь общества.
Социальные изменения – фундаментальные изменения, происходящие в социальных и культурных институтах с течением времени, отражающиеся в структуре общества и образцах поведения.
Культурные изменения – это изменения во времени состояния культурных систем и объектов, а также типовые модели взаимодействия между людьми и их социальными группами.
Социальный прогресс это всемирно-исторический процесс восхождения человеческого общества от первобытного состояния к вершинам цивилизации.
Социальный регресс это процесс, противоположный социальному прогрессу; попятное движение общества, отступление от завоеванных позиций, возвращение к предшествующему уровню.
Реформа это частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя.
Революция это полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, которое затрагивает основы существующего социального строя.
Доцивилизованное общество это общество, которое включает в себя стадии «дикости» и «варварства»; это первобытное общество, до изобретения письменности, после которого появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников. В истории человечества принято также называть его каменным веком и делить его на три периода: палеолит, мезолит, неолит.
Простое общество это общество, в котором составные части однородны, в нем нет богатых и бедных, руководителей и подчиненных, структура и функции слабо дифференцированы и могут легко взаимозаменяться.
Сложное общество это общество с сильно дифференцированными структурами и функциями, взаимосвязанными и взаимозависимыми друг от друга, что обусловливает необходимость их координации.
Аграрное общество это общество с аграрным укладом, с преобладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, малоподвижными структурами и основанными на традиции способом социокультурной регуляции. Для него характерны ручной труд, крайне низкие темпы развития производства, которое может удовлетворять потребности людей лишь на минимальном уровне. Оно крайне инерционно, поэтому маловосприимчиво к нововведениям. Поведение индивидов в таком обществе регламентируется обычаями, нормами, социальными институтами. Обычаи, нормы, институты, освященные традициями, считаются незыблемыми, не допускающими даже мысли об их изменении.
Индустриальное общество это сложное общество, с основанным на промышленности как способом хозяйствования, с гибкими, динамичными и модифицирующимися структурами, способом социокультурной регуляции, основанном на сочетании свободы личности и интересов общества. Для такого общества характерно развитое разделение труда, развитие средств массовой коммуникации, урбанизации и т.д.
Постиндустриальное общество (информационное общество) – общество, развитое на информационной основе: добыча (в традиционных обществах) и переработка (в индустриальных обществах) продуктов природы сменяются приобретением и переработкой информации, а также преимущественным развитием (вместо сельского хозяйства в традиционных обществах и промышленности в индустриальных) сферы услуг. В результате меняется и структура занятости, соотношение различных профессионально-квалификационных групп.
Модернизация это переход от традиционного аграрного общества к современному индустриальному.

Тема 1 Социология как наука об обществе Проблемы формирования личности Социология это наука