Тема 1. Социология как наука и как учебная дисциплина
1.1.Определите, о какой науке идет речь в следующих высказываниях.
1) Эта наука изучает верования, обычаи и традиции отсталых племен методом наблюдения – Этнография.
2) Эта общественная наука изучает производство, распределение и потребление ресурсов. – Экономика.
3) Эта наука изучает индивидуальное поведение и внутренний мир человека – Психология.
4) Эта гуманитарная наука изучает проявление социальных законов
и закономерностей в деятельности людей – Социология.
1.2. Правильны ли эти суждения? Обоснуйте свое утверждение.1) Объектом социологического познания является общество, а предметом социологической науки выступают социальные законы. – Верно.
Действительно, объектом социологии является общество, рассматриваемое как общность индивидов и взаимосвязей между ними или совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Предмет зависит от задач, стоящих перед самим обществом в конкретно-исторической ситуации. Исходя из этих задач, можно предложить следующее определение: социология – это наука об общих и специфических законах и закономерностях развития и функционирования социальных систем; о механизмах действия и формах проявления этих законов в социальной деятельности субъектов.
2) Ключевыми в социологии выступает понятие «социальное». – Верно.
Все объекты и субъекты социологии связаны между собой социально – социальными законами, отношениями, институтами
1.3.Принято считать, что частная жизнь человека неприкосновенна, и это охраняется законами государства; однако социальная жизнь человека регламентируется и контролируется этими же законами. Почему?
Потому что законы государства описывают многие социальные отношения людей. Социальные законы не создаются сознательно членами общества или группами, как, например, культурные нормы или правовые законы. Люди поступают в соответствии с социальными законами неосознанно и обучаются такому «узаконенному» поведению в процессе общения с другими людьми и социальными институтами, исходя при этом из своих потребностей.
1.4 Что является предметом изучения социологии?
Закономерности природного характера
Закономерности человеческого поведения
Закономерности общественного развития – Верно.
Закономерности экономического развития
1.5. Постройте схему взаимодействия исторической и социологической наук. Определите их общую предметную область и выделите различия.
43491152514600 Взаимодействие
Исторической и социологической наук Удовлетворение
129159012446000 потребностей
-35623590170
50444401968500212026529210Общество
11868158445500367284017970500414909017970512915902730500 Потребности
Отношение к природе
4892040209550005295906159500
4082415173990 Образование
3301365635000 Знание – понимание-мировоззрение Культура
Социология, как и история, имеет объектом и предметом своего исследования общество и его закономерности в их конкретных проявлениях. Между данными науками существует множество точек соприкосновения и взаимодействия, несмотря на это, существуют и различия. Если история пытается реконструировать прошлую деятельность людей, обращая главное внимание на ее неповторимость и индивидуальность, то для социологии важнее социально типичное, процесс превращения единичного в особое и всеобщее. Если история преимущественно воспроизводит (описывает и объясняет) социальный процесс post factum, то социология – in factum, Т. е. она способна лучше, адекватнее выявить законы функционирования уже сложившейся социальной системы. Если историческая наука изучает только то, что свершилось и вошло в историю, то социология основное внимание направляет на современность, занимаясь при этом социальным планированием и прогнозированием.
1.6. В каком соотношении между собой находятся теоретический и эмпирический уровни социологического знания?
Теоретический уровень определяет эмпирический
Эмпирический уровень определяет теоретический
Теоретический и эмпирический уровни находятся во взаимовлиянии – Верно. Теоретическая область социологического знания выдвигает концепции и парадигмы объяснений конкретных явлений и процессов социальной жизни, а эмпирическая подтверждает или опровергает теоретические построения и дает материал для постановки новых проблем.
1.7.Микросоциология изучает повседневное поведение людей в их непосредственном межличностном общении. Макросоциология изучает крупномасштабные социальные системы и исторически длительные процессы. Каким образом взаимодействуют эти два уровня социологического знания?
Эти уровни тесно взаимосвязаны, т.к. непосредственное поведение людей осуществляется в рамках определенных социальных систем, структур и процессов.
1.8. Чем отличаются социальные законы от природных?
Независимы от сознания и желания людей.
Являются не постоянной величиной, а тенденцией – Верно. Действие законаможет приобретать разную форму в зависимости от конкретных социально-исторических условий.
Включают в себя повторяемость процессов и явленийРазделяются на общие и специфические
1.9. Какие функции социологии отражены в следующих утверждениях?
1) Социология является средством познания законов и закономерностей общественной жизни, их проявлений в жизни людей. – Гносеологическая.2) Социология способна на основе анализа современной социальной жизни предлагать варианты будущего развития событий. – Прогностическая.3) Социология, используя теоретические знания и изучение жизни людей, дает рекомендации по корреляции определенных социальных процессов. – Праксеологическая.
4) Социология отражает определенные социальные запросы и выполняет определенный социальный заказ. – Идеологическая.
1.10.Что обозначает категория «социальное»?
Независимость от природных факторов
Взаимодействие человека и природы
Природу взаимодействия людей в обществе – Верно.
Социальное – это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе их совместной деятельности в конкретных условиях. Сочетание интересов людей
Тема 2. Становление и развитие социологии
2.1.Социологический реализм – направление в социологии,
принимающее?
1) Приоритет личности над обществом
2) Приоритет общества над личностью Верно. Каждый человек живет в конкретном обществе, по законам и правилам этого общества и не может быть свободным от него.
3) Взаимозависимость личности и общества
4) Структурное изучение общества
2.2.Кто это?
1) Этот немецкий социолог использовал метод исторического исследования, чтобы пролить свет на характер связей между религией и капитализмом. К. Маркс.
2) Этот социолог в основу общественного развития положил идеи эволюционизма, взяв примером аналогию между живым организмом и обществом. Г.Спенсер.
2.3.Огюст Конт полагал, что позитивный подход к изучению общества выведет социологию на уровень общей науки. Какой фактор он не учитывал?
Он не учел регрессивный фактор развития. Он полагал, что все в мире эволюционирует постепенно и по восходящей, упустив из внимания обратные процессы.
2.4.В чем смысл «новой методологии» Г. Зиммеля?
Основная идея – взаимоотношение индивида и общества в процессе исторического развития. Социология должна исследовать формы общественной жизни, то общее, что свойственно всем социальным явлениям. Общество представляет собой взаимодействие индивидов.
2.5.Назовите представителей психологического направления в социологии.
Ч.Кули, Г.Тард, Дж.К. Хоманс
2.6.Как объясняла идею социального прогресса одна из теорий этого направления – теория подражания? Кто ее автор?
Автор Г. Тард полагал, что основой социального поведения является подражание. Лидеры – являются настоящими творцами социального мира, включая нормы и ценности. Общество – продукт взаимодействий индивидуальных сознаний, совершаемых через коммуникации. Подражание – главный механизм социального поведения.
2.7.Кто автор концепции социального действия?
1) Макс Вебер – Верно
2) Огюст Конт
3) Валентино Парето
4) Чарльз Кули
2.8. В чем смысл материалистического понимания истории в социологической концепции К. Маркса?
Жизнедеятельность общества и групп нельзя объяснить теми представлениями, которые они сами о себе создают, и за идеологическими вопросами не следует видеть основы социальной реальности. По Марксу, эти основы находятся преимущественно в экономике. Таким образом, источником социальных перемен, по Марксу, являются не идеи и ценности, существующие в обществе, а экономические причины, составляющие основу классовых конфликтов, которые, в свою очередь, являются движущей силой исторического развития.
2.9.Кто это?
1) Этот американский социолог русского происхождения считал главной задачей социологии – нахождение единого принципа, который связывает воедино все смыслы человеческой истории – П.Сорокин
2) Этот американский социолог, будучи одним из основателей структурно-функционального анализа в социологии, предлагал рассматривать общество в виде целостной системы, элементы которой находятся в функциональных связях и отношениях. – Т. Парсонс
2.10.Истоки идеи общественной солидарности лежат в?
1) Совместном договоре людей
2) Общественном разделении труда Верно. Автор Э. Дюркгейм.
3) Политической нестабильности общества
4) Свойствах общественного сознания
2.11.Как интерпретирует идею социальной эволюции Ю. Хабермас через категорию «жизненного мира»? Что, по его мнению, является основой социального прогресса?
Исходным моментом социологической теории Хабермаса выступает понятие «жизненный мир», в котором существуют наши социальные отношения: работа, семья, друзья. Жизненному миру противостоит «системный мир», состоящий из анонимных и деловых отношений, имеющих место на экономическом рынке и в государственных институтах. Эти два мира обладают качественным признаком различия, которое сводится к понятию рациональности. Жизненному миру соответствует коммуникативная рациональность, системному миру — инструментальная. Изменение типов рациональности происходит на фоне социальной эволюции. Хабермас определяет социальную эволюцию через развитие человеческих познавательных способностей, которые включают как когнитивную, так и
производственную деятельность. В основе социального прогресса Ю. Хабермас видит развитие познавательных способностей индивида.
Тема 3. Социологическое понимание общества как открытой системы
3.1.В чем заключается специфика социальной системы в отличие от природных?
Основным элементом социальной системы являются люди, их связи, взаимодействия и отношения, носящие устойчивый характер и воспроизводимые в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.
3.2.Определите верный с точки зрения системного подхода вариант утверждения.
1) Общество – это все, что связано с жизнью людей
2) Общество и государство – это понятия тождественные в современном мире
3) Общество – это целостная организация, в рамках которой осуществляется совместное проживание людей Верно.
3.3. Заполните таблицу элементов основных подсистем общества.
Основные
элементы Основные
элементы Основные
элементы
Экономическая
подсистема производственно- распределительные Трудовые и экономические отношения Социальные слои, классы, сословия, цехи, связи и отношения профессии
Политическая
подсистема наличие органов руководства (вожди, монархи, президент). Люди также подразделяются на управляющих и управляемых. Охватывает все общество от политических государственного управления до управления организаций и общественных объединений
Социальная
подсистема Система социальных связей, основанная на этнических, демографических, религиозных и других отношениях людей Подразделение людей на большие группы и общности
Характер взаимоотношений людей внутри общностей и между ними влияет на социальный климат, определяющий, индивидуальное и коллективное поведение
3.4.Приведите примеры социальных связей в обществе. Укажите их
объективность и необходимость, исходя из определения (Социальная связь – это набор фактов, обуславливающих совместную деятельность людей в конкретном обществе в конкретное время для достижения определенных целей).
Брак, семья – совместная деятельность людей, направленная на продолжение рода, создание крепких межличностных отношений в данное время.
3.5.В каком взаимоотношении находятся социальные взаимодействия и социальные взаимоотношения?
1) Социальное взаимодействие – самостоятельный акт
2) Социальные взаимодействия не связаны с социальными отношениями
3) Социальные отношения определяют социальные взаимодействия Верно
4) Социальные отношения включают в себя социальные взаимодействия
3.6.Проанализируйте любое известное вам социальное взаимодействие с позиций действия его механизма.
Взаимодействие директора и секретаря – прямое сотрудничество: секретарь выполняет непосредственные распоряжения директора, за что получает зарплату, т.е. взаимодействие обоюдовыгодное, направленное на достижение общей цели – максимизации собственной прибыли.
3.7.Что означает субординация в ряду системных качеств?
1) Определенную согласованность элементов
2) Подчиненность и соподчиненность элементов Верно.
3) Относительную самостоятельность элементов
4) Независимое расположение элементов
3.8.Какой принцип положен К. Марксом в основу формационной типологии обществ? Назовите основные формации.
За основу классификации брался способ производства как совокупность качественно различных производственных сил и соответствующих им производственных отношений. Основные формации: бесклассовая (первобытнообщинную), классовая (рабовладельческий, феодальный и капиталистический социально–экономические устройства), бесклассовая в виде коммунистической.
3.9.Отнесите данные общественные системы к закрытому или открытому типу общества: США середины 80-х годов, Афинская республика, Спарта, средневековая Япония, Новгородская республика, современная Франция, фашистская Германия, сталинский Советский Союз.
Открытые общества – Афинская республика, Новгородская республика, современная Франция, США середины 80-х годов, Закрытые общества – сталинский Советский Союз, фашистская Германия, Спарта, средневековая Япония.
3.10.Составьте таблицу основных признаков технологических стадий развития общества по Д. Беллу, Р. Арону, У. Ростоу.
Доиндустриальная стадия Индустриальная стадия Постиндустриальная
стадия
Форма собственности Опосредованная Частная на средства производства Социальная, государственная
Основные институты Армия, церковь Банки, заводы, фабрики Университет
Основная сфера
производства Сельское хозяйство Промышленность Информация и услуги
Принципы образования соц.структуры
Принуждение и сословно-кастовые отношения Экономическое принуждение Мобильность, функциональность
Характер культуры Инерционная, консервативная Развивающаяся Инновационная, гуманистическая
Тема 4. Социальные общности и группы
4.1.Дайте определение социальной общности. Социальная общность – это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность людей, отличающаяся относительной самостоятельностью и выступающая субъектом социального действия и взаимодействия.
4.2.Почему общий признак для социальной общности должен быть доминирующим? Общий признак определяет специфику общности, отделяя ее от других подобных.
4.3.Стихийные группы – это кратковременные объединения большого числа лиц (часто с весьма различными интересами), собравшихся по определенному поводу и демонстрирующих совместные действия.
4.4.В чем основное отличие публики от аудитории? Аудитория – социальная общность людей, объединенная взаимодействием с субъектом информации, в то время как для публики объединяющим началом является сходство мнений.
4.5.Перечислите основные отличия социальных групп от массовых общностей.
Социальная группа Массовая общность
Однородная Случайный состав
Устойчивая, стабильная Кратковременная
Прочные связи и взаимодействия, общая цель Поверхностная, направленная на определенное действие
4.6.Даны некоторые социальные группы: семья, производственная бригада, группа друзей, группа туристов, студенческая группа, небольшое политическое объединение, деревня. Какие из этих групп будут первичные, какие – вторичные?
Первичные – семья, группа друзей, деревня. Вторичные – производственная бригада, группа туристов, студенческая группа, небольшое политическое объединение.
4.7.Какими характеристиками определяется формальная группа, и для каких целей она существует? Структура определена внешними факторами, члены группы взаимодействуют в рамках официальных документов. Группа существует для выполнения официальных задач.
4.8.Дайте определение референтной группы. Попробуйте назвать свою референтную группу.
Референтная группа – группа, с которой личность идентифицирует себя и в которую стремится попасть и занять в ней достойное место. Пример: музыкальная группа. Музыка для меня – способ самовыражения и мне бы хотелось создать или вступить в соответствующую группу для духовной и моральной реализации.
4.9.Что является главным элементом отношений в коллективе?
Предметная, социально полезная деятельность, которая основана на взаимной ответственности, уважении друг к другу, контактности, организованности и информированности.
4.10.Приведите примеры различных типов организаций.
Деловая – фирма, корпорация
Союзная – массовые организации, союзы, объединения
Промежуточная – товарищества, кооперативы
Учебная – школы, лицеи, ВУЗ
Ассоциативная – семья, группа друзей
Тема 5. Социальная структура
5.1.Какое определение социальной структуры является наиболее широким, охватывающим разные варианты употребления этого понятия?
1) Система взаимоотношений между людьми, общение между ними
2) Система взаимоотношений между элементами общества, в качестве которых выступают социальные институты и общности – Верно
3) Совокупность статусов и ролей
4) Социальное неравенство
5.2.Социальный статус – это.
1) Поведение, которое ожидается от человека
2) Определенное положение в обществе Верно
3) Способ навязать свою волю другим
4) Степень признания достоинств личности
5.3.Перечислите Ваши предписанные и достигнутые статусы.
1) Мои предписанные статусы (не менее 3-х) Женский пол, русская национальность, 25 лет, дочь своих родителей
2) Мои достигнутые статусы (не менее 7) Студент ТПУ, менеджер ресторана, жена, подруга, покупатель, специалист, жительница г. Томска
5.4.Какой из перечисленных критериев не является критерием социальной стратификации?
1) Собственность и богатство
2) Уровень интеллекта
3) Должность во властной иерархии
4) Социальное происхождение
5) Престиж профессии
6) Территория проживания – Верно
5.5.Для обозначения какого явления был введен термин «маргинальность»?
1) Особой социальной группы, для которой характерны девиация,
агрессивность или аморальность
2) Социально-психологических последствий неадаптации мигрантов (иммигрантов) к требованиям урбанизации как образу жизни
3) Для характеристики властного потенциала соц. групп
4) Перемещений в социальной структуре – Верно
5.6.Закончите фразы.
1) Теория социального неравенства К. Дэвиса и У. Мура исходит из
того, что различные профессии требуют разного уровня способностей и подготовки. Чем выше статус индивида, тем больше он ценится в обществе.
2) К. Маркс связывал существование социального неравенства с различием по критерию собственности на средства производства. Класс собственников и эксплуатируемый класс имеют противоположные интересы, идеологию, мировоззрение, неизбежно вызывающие социальную классовую борьбу, являющуюся движущей силой развития общества.
5.7.Перечислите критерии стратификации, которые являются наиболее значимыми для современной России. Богатство и собственность, должность во властной иерархии, престиж.
5.8. Специфический феномен России в области социальной
стратификации заключается?
1) В наличии субкультурных барьеров между группами
2) В существовании маргинальности ,«андекласса»
3) В расслоении по экономическому критерию
4) В существовании бедности работающих людей
5.9. Нарисуйте социальную структуру современного российского общества по экономическому критерию (слева) и по профессиональному критерию (справа). Укажите, какие группы населения будут принадлежать к тому или иному слою? Напишите рядом с рисунком.
по экономическому критерию по профессиональному критерию
Высший класс
Средний класс
Базовый класс
Низший класс
Правительство, олигархи
топ-менеджеры, госчиновники, успешные предприниматели
специалисты, рабочие, работники торговли и сервиса, крестьяне неквалифицированные рабочие, «андекласс»
5.10.Социальная мобильность – это.
1) Возникновение новых классов
2) Перемещение в социальной структуре, изменение положения
индивида или группы в социальной структуре – Верно
3) Массовая покупка мобильных телефонов
4) Промежуточное положение индивидов и групп в социальном пространстве
Тема 6. Общество и социальные институты
6.1.В чем отличие социального института от социальной группы?
Социальный институт нацелен на реализацию конкретной, важной для общества и для личности потребности, а социальная группа лишь для удовлетворения личностных потребностей.
6.2.Приведите пример устаревшего социального института. Почему он перестал существовать?
Рабство перестало существовать по причине повышения производительности труда и осознания превосходства свободного труда свободных людей.
6.3.Установите соответствие между неосновными социальными институтами и основными, в которые они входят.
Институт семьи и брака – институт расторжения бракаИнститут экономики – институт потребительских кооперативов
Институт политики – институт мировых судей
Институт культуры и социализации – институт средств массовой информацииИнститут религии – институт первого причастия
6.4.Формальный институт отличается от неформального?
1) Разнообразием институциональных ролей
2) Наличием письменного кодекса
3) Узаконенностью и опорой на систему права – Верно
4) Опорой на традиции общества
6.5.Опишите структуру социального института высшего образования в России.
Институциональные роли – студент, преподаватель
Кодекс – устав ВУЗа
Утилитарные черты – методические пособия, компьютеры, аудитории
Символические черты – студенческий билет, зачетная книжка, диплом
Идеология – углубление знаний, престижный статус
6.6.По каким признакам мы можем судить о степени развития формального социального института?
По его структуре: чем больше структурных элементов (институциональные роли, кодекс, утилитарные и символические черты, мораль) содержит институт, тем он больше развит.
6.7.Основные социальные институты современного российского общества.
1) Находятся в состоянии упадка – Верно
2) Хорошо развиты и образуют систему
3) Хорошо развиты, но мало связаны между собой
4) Находятся в состоянии зарождения
6.8.Приведите пример социальной роли, существующей в социальном институте высшего образования. Укажите две нормы, регулирующие это ролевое поведение. Какие позитивные и негативные санкции следуют за исполнение этих норм?
Роль – студент первого курса
Предписание – сдать вовремя все зачеты и экзамены
Санкции: «+» – перевод на бюджет, повышенная стипендия,
«-» – отчисление за неуспеваемость
Предписание – посещать все занятия по социологии
Санкции: «+» – сдача зачета автоматом, углубленные знания по предмету, «-» – нет допуска к зачету, академическая задолженность
6.9.Приведите два примера того, как политические социальные институты оказывают давление на неполитические институты
Отказ в обслуживании без полиса ДМС в лечебных учрежденияхВведение обязательной школьной формы для всех учеников
6.10.Результаты массовых социологических опросов населения
перед выборами мэра города отражают?
1) Мнения различных социальных групп и слоев населения Верно
2) Мнение средств массовой информации
3) Мнение большинства населения
4) Мнения представителей политической элиты города
Тема 7. Социальный прогресс и процессы
глобализации
7.1.Перечислите критерии социального прогресса.
Уровень материального благосостояния;
Степень социальной справедливости и равенства;
Степень индивидуальной свободы и нравственности;
степень солидарности членов общества.
7.2.Для социального прогресса в классическом понимании характерны?
1) Циклические изменения
2) Периоды регрессивных изменений
3) Линейные положительные изменения Верно
4) Резкие скачкообразные изменения
7.3.Приведите три примера социальных изменений. В каких сферах социальной жизни они происходят?
Возникновение импрессионизма – изменение в духовной сфере
Отмена рабства – социально-структурное изменение
Тайфун, затопивший все поля – природное изменение
7.4.Идея многолинейного характера социальных изменений характерна для?
1) Теории общественного прогресса
2) Эволюционистской теории социальных изменений
3) Неоэволюционистской теории социальных изменений Верно
4) Революционной теории социальных изменений
7.5.Какую роль играют социальные движения в современном обществе?
При помощи социальных движений люди пытаются оказать воздействие на ход происходящих в обществе событий.
7.6.Возможна ли институционализация социальных движений? Если возможна, проиллюстрируйте примером.
Возможна. Пример: рабочее движение в России в начале ХХ в. Имели предводителя и участников, была общая идея освобождения страны от самодержавия.
7.7.Установите соответствие между примерами социальных движений и их типами.
Реформаторское – Профсоюзное движение
Регрессивное – Движение за возрождение православной культуры
Утопическое – Движение за мир во всем мире
Революционное – Движение за освобождение негров
Экспрессивное – Фестивали авторской песни
Сопротивление – Движение за отмену монетизации льгот
7.8.Что явилось первой тенденцией к глобализации? Когда это произошло?
Формирование одновременно мирового капитализма и Рабочего интернационала, женских феминистских организаций (конец XIX – начало XX вв.)
7.9.В чем выражаются технологические факторы глобализации?
НТР, зарождение сетевого общества
7.10.Против чего выступают антиглобалисты? Отметьте все ответы, которые считаете верными.
1) Против решения мировых проблем
2) Против культурной экспансии Запада Верно
3) Против захвата сырьевых рынков слаборазвитых стран
4) Против расширения интернациональных связей
5) Против диалога культур
6) Против распространения американской идеологии Верно
7) Против национальных финансовых займов
Тема 8. Культура и общество
8.1.Перечислите ценности, которые, на ваш взгляд, характерны для молодежной субкультуры.
Свобода, финансовая независимость, уважение в коллективе, самореализация, индивидуализм
8.2.Завершите фразу: Субкультурные различия могут определяться национальностью, родом занятий, регионом, полом, возрастом, классовыми и другими различиями между людьми.
8.3.Каков характер взаимодействий субкультуры и контркультуры с доминирующей культурой? Приведите примеры таких взаимодействий.
Субкультура существует на равнее с доминирующей, например, молодежь, пенсионеры. Контркультура выражает протест доминирующей культуре, например, панки, казаки.
8.4.Известно, что культура может рассматриваться как негативное или как позитивное явление в жизни людей. На чем основано каждое из этих противоположных суждений? Приведите примеры или аргументируйте свой ответ. Позитив: культура совершенствует личность человека, помогает ему адаптироваться в обществе.
Негатив: «культура бедности», которая передается из поколения в поколение, и молодые люди с раннего возраста привыкают к тому, что нет смысла стремиться к чему-то лучшему, они смиряются со своим положением и принимают его как неизбежность.
8.5.Завершите фразу: Культурными предпосылками социально-экономического развития в России являются следующие ценности: распространение инновационного типа личности. Ядро этого типа составляют такие ценности, как личная ответственность, стремление управлять, стремление к новизне, мотивация достижения в отличие от покорности, дух конкуренции, отношение к труду.
8.6.Завершите фразу: Культурными барьерами социально- экономического развития являются следующие ценности: синдром личности – продукт нескольких десятилетий тоталитарного правления, сформировавшего определенные ценности и поведенческие модели населения, ориентация на государство, избегание личностной ответственности.
8.7.В России во многих сферах жизни происходит внедрение западных институтов. Однако они могут неэффективно регулировать деятельность людей, т.к. не соответствуют принятым в обществе культурным ценностям. Приведите свой пример таких неэффективно действующих нововведений. С сопротивлением каких культурных ценностей они сталкиваются?
Фермерство – неэффективно ввиду отсутствия опыта ведения индивидуального хозяйства, плохих климатических условий. Идет в разрез незабытой системе коллективного хозяйства СССР.
8.8.Важными барьерами социальной мобильности являются различные субкультурные нормы и запреты. Для того чтобы полностью изменить свой социальный статус, у индивидов часто возникает проблема вхождения в новую субкультуру группы с более высоким статусом и проблема взаимодействий с представителями новой социальной среды. Предложите способы преодоления субкультурного барьера.
Прежде всего, необходимо изучить нормы и запреты новой субкультуры, действовать по правилам группы, ее олицетворяющей, не навязывать свое мнение, особенно если оно резко отличается от взглядов данной группы.
8.9.Направление общественного развития в большей степени
зависит от (выбрать один вариант ответа).
1) Уровня развития культуры (морали, искусства) Верно
2) Специфики взаимодействия субкультур и контркультур в данном обществе
3) Конкретных ценностей, доминирующих в данной культуре
4) Существования элитарной культуры
8.10.Среди характеристик социальных норм в данном списке есть одна неправильная. Отметьте ее.
1) Общественные ожидания правильного поведения
2) Наиболее часто встречающийся образец
3) Служат ориентирами в конкретных действиях
4) Идеальные представления, не имеющие отношения к реальному
поведению человека в обществе Верно
Список используемой литературы.
1. Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: Издательская корпорация «Логос», 2002. – 640с.
2. Макарова Н.Н. Социология: учеб. пособие / Н.Н. Макарова, С.В. Маслова, С.В. Негруль. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010. – 117с.
3. Социология по-новому [Электронный ресурс]. – Режим доступа: socioline.rupagesrabochaya-kniga-sotciologa, свободный.
4. Фролов С.С. Социология: учебник для высших учебных заведений, 2-ое издание, переработанное и дополненное. – М.: Издательская корпорация «Логос»,1996. – 360 с.