Стилистика художественной речи
Контрольная работа
Сравните стихотворение И.С. Никитина «Утро» и С. Есенина «С добрым утром!» В чем различие точек зрения поэтов на одно и то же явление природы? Какие образные средства помогают нам это ощутить?
И.С. Никитин
«Утро»
 
Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь, безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
Потянул ветерок, — воду морщит-рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Далеко-далеко колокольчик звенит.
Рыбаки в шалаше пробудилися,
Сняли сети с шестов, весла к лодка несут…
А восток все горит-разгорается.
Птички солнышка ждут, птички песни поют,
И стоит себе лес, улыбается.
Вот и солнце встает, из-за пашен блестит;
За морями покой свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло.
Едет пахарь с сохой, едет — песню поет,
По плечу молодцу все тяжелое…
Не боли ты, душа, отдохни от забот!
Здравствуй, солнце, да утро веселое! С.А. Есенин
«С добрым утром!»
 
 Задремали звезды золотые,
 Задрожало зеркало затона,
 Брезжит свет на заводи речные
 И румянит сетку небосклона.
 
 Улыбнулись сонные березки,
 Растрепали шелковые косы.
 Шелестят зеленые сережки,
 И горят серебряные росы.
 
 У плетня заросшая крапива
 Обрядилась ярким перламутром
 И, качаясь, шепчет шаловливо:
 «С добрым утром!»
И.С. Никитин и С. Есенин описывают одно и то же природное явление — утро.
И.С. Никитин рисует утро как неспешно разворачивающуюся картину пробуждения природы. Утро – это приход в мир солнца, света, начало деятельности.
Поэт использует различные выразительные средства речи, чтобы изобразить предрассветную пору, когда природа еще дремлет, и сам рассвет.
Природа у И.С. Никитина – это живой организм.
Понять это можно на примере олицетворений — по кудрям лозняка, дремлет чуткий камыш, лес улыбается, солнце встаёт, золотыми потоками хлынуло. ночлег свой покинуло, которые помогают читателю воспринимать природу цельно.
Эпитеты: алый, чуткий, росистая, серебристая, золотые – помогают лучше, ярче, образнее изобразить природное явление, выразительней сделать ассоциацию. Цветовые эпитеты красочнее передают сказанное поэтом.
Поэт использует и метафору — по зеркальной воде.
В первой части стихотворения применяется синтаксический параллелизм, в каждом предложении ритмично повторяется основа предложения — подлежащее, после него сказуемое (звезды меркнут и гаснут, пар расстилается…) . События разворачиваются последовательно.
Со второго четверостишия в предложениях встречаем инверсию (брызнет свет, потянул ветерок…).
Перед нами последовательно разворачивается образ света. Всё вокруг встречает новый день. Горит-разгорается восток, птички песни поют, солнце встает, из-за пашен блестит, проснулись рыбаки, улыбается лес. Хлынуло золотыми потоками солнце, осветило своими лучами и поля, и луга. Вышел в поле пахарь навстречу новому дню.
Новый день способен разогнать тоску на душе, оживить ее, поднять настроение. Об этом говорит поэт в последних строках. Завершается стихотворение И. Никитина приветствием всему живому: «Здравствуй, солнце да утро веселое!»
В стихотворении С. Есенина утро начинается с появления света. Поэт описывает это явление с помощью олицетворений: брезжит свет, румянит сетку небосклона. Природа чутко реагирует на восход солнца: задремали звезды, задрожала часть реки, улыбнулись березки и растрепали косы, горят росы, ярко обрядилась крапива и шепчет – приветствует утро. И эту чуткость, живость всего вокруг тоже передают олицетворения.
Поэт использует эпитеты в описании почти каждой из частей природы: звезды золотые, березки сонные, косы шелковые, росы серебряные, крапива шепчет шаловливо.
Метафоры в стихотворении: зеркало затона, сетка небосклона, горят росы, обрядилась перламутром.
Изобразительные средства ярко передают пробуждение живого мира. Динамичность утра показана с помощью инверсий. Каждая строка первых двух строф начинается с глагола («задремали», «задрожали», «брезжит», «румянит» и т. д.). Благодаря чему в нашем сознании рождается ощущение непрекращающегося движения, пробуждения жизни.
2.                Проанализируйте стихотворение С.А. Есенина «Я покинул родимый дом…».
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
 
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде. Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге.
 
И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.
                                        1918
— Выделите в тексте все поэтические тропы.
— Использование какого тропа преобладает? Как это выражает художественно-эстетическую позицию автора?
Сергей Есенина — это поэт деревенской России, крестьянского быта и красочного мира природы. В стихотворении «Я покинул родимый дом» каждая строчка проникнута любовью поэта к его малой родине, старому дому, саду, реке.
С помощью эпитетов: дом родимый, голубая Русь, вода тихая — природа проникает в человека и наоборот, образуя единое целое.
Поэт создает образ «голубой Руси» — просторной, бесконечной Родины. Голубой цвет еще и символичен, означает божественность.
Эпитеты настраивают читателя на определенное восприятие стихотворения, передают переживания, чувства, мысли лирического героя.
Через метафоры поэт передает свое восприятие русской природы, которая для него ассоциируются с семьей — матерью и отцом, она ему настолько же родна и дорога.
Почти в каждой строке произведения встречается метафора. Природа и человек неразрывно связаны – вот что хочет сказать поэт, используя их:
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть….
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде…
Словно яблонный цвет, седина
У отца заплелась в бороде….
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге….
Тем, кто листьев целует дождь….
Стихотворение пронизано грустью, тоской по родине, родным. Поэт покинул их, не может вернуться и потому страдает.
3.                Какой троп лежит в основе образной организации стихотворения Б. Пастернака «Золотая осень»?
Борис Пастернак
ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.
Лик березы — под фатой
Подвенечной и прозрачной.
Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.
Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.
Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.
Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.
Осень.
Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.

Стихотворение Пастернака построено на метафорах и сравнениях. Пастернак подбирает очень точные метафоры, которые создают яркую и незабываемую картину осени.
сказочный чертог;
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой;
Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.
Лик березы — под фатой
Подвенечной и прозрачной;
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах;
И закат на их коре
Оставляет след янтарный;
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка;
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.

Стилистика художественной речи Контрольная работа Сравните стихотворение И