Средний вес новорожденных, родившихся у матерей с пороками сердца в роддоме №2 города А., составил 2,8 кг, σ= ±0,3 кг.
С помощью какого способа оценки достоверности результатов исследования можно узнать аналогичный результат в генеральной совокупности?
С помощью метода оценки ошибки репрезентативности.
Какая дополнительная информация необходима для применения выбранной вами методики оценки достоверности?
Необходима информация о числе набллюдений
КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: на основе применения методов корреляции уметь выявлять влияние факторного признака на результативный при анализе общественного здоровья и деятельности медицинских учреждений, в том числе учреждений санитарно-эпидемиологического профиля.
По окончании изучения темы студент должен
Уметь:
устанавливать корреляционную зависимость методом квадратов и методом ранговой корреляции;
оценивать силу, направление и достоверность полученного коэффициента корреляции и делать соответствующие выводы.
Для этого студент должен знать:
виды проявления количественных связей;
понятие функциональной и корреляционной зависимости;
практическое значение установления корреляционной связи;
характеристики коэффициента корреляции;
методы определения коэффициента корреляции (метод квадратов и ранговый метод);
методические требования к использованию коэффициента корреляции;
рекомендации по применению метода ранговой корреляции и метода квадратов;
методику и порядок вычисления коэффициента корреляции по методу квадратов и методу ранговой корреляции, ошибок коэффициентов корреляции и способы оценки достоверности коэффициентов корреляции.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
Дайте определение функциональной и корреляционной связи.
Функциональная связь
такой вид соотношения между двумя признаками, когда каждому
значению одного из них соответствует строго определенное значение другого
(площадь круга зависит от радиуса круга и т.д.). Функциональная связь
характерна для физико-математических процессов.
Корреляционная связь
такая связь, при которой каждому определенному значению одного
признака соответствует несколько значений другого взаимосвязанного с ним
признака (связь между ростом и массой тела человека; связь между
температурой тела и частотой пульса и др.). Корреляционная связь
характерна для медико-биологических процессов.
Приведите примеры прямой и обратной корреляционной связи.
Прямая связь – это такая связь, при которой с увеличением (уменьшением) значений факторного признака происходит увеличение (уменьшение) значений результативного. Так, например, рост производительности труда способствует увеличению уровня рентабельности производства.
В случае обратной связи значения результативного признака изменяются под воздействием факторного, но в противоположном направлении по сравнению с изменением факторного признака. Так с увеличением уровня фондоотдачи снижается себестоимость единицы производимой продукции.
Укажите размеры коэффициентов корреляции при слабой, средней и сильной связи между признаками.
Сила корреляционной связи
– сильная: ±0,7 до ±1
– средняя: ±0,3 до ±0,699
– слабая: 0 до ±0,299
В каких случаях применяется ранговый метод вычисления коэффициента корреляции?
Рекомендации по применению метода ранговой корреляции (метод
Спирмена)
– когда нет необходимости в точном установлении силы связи, а
достаточно ориентировочных данных
– когда признаки представлены не только количественными, но и
атрибутивными значениями
– когда ряды распределения признаков имеют открытые варианты
(например, стаж работы до 1 года и др.)
В каких случаях применяется метод квадратов?
Рекомендации к применению метода квадратов (метод Пирсона)
– когда требуется точное установление силы связи между
признаками
– когда признаки имеют только количественное выражение.
Каковы основные этапы вычисления коэффициента корреляции ранговым методом?
– составить два ряда из парных сопоставляемых признаков,
обозначив первый и второй ряд соответственно х и у. При этом представить
первый ряд признака в убывающем или возрастающем порядке, а числовые
значения второго ряда расположить напротив тех значений первого ряда,
которым они соответствуют
– величину признака в каждом из сравниваемых рядов заменить
порядковым номером (рангом). Рангами, или номерами, обозначают места
показателей (значения) первого и второго рядов. При этом числовым
значениям второго признака ранги должны присваиваться в том же порядке,
какой был принят при раздаче их величинам первого признака. При
одинаковых величинах признака в ряду ранги следует определять как среднее
число из суммы порядковых номеров этих величин
– определить разность рангов между х и у (d): d = х — у
– возвести полученную разность рангов в квадрат (d2)
– получить сумму квадратов разности (Σ d2) и подставить
полученные значения в формулу:
Каковы основные этапы вычисления коэффициента методом квадратов?
– построить вариационные ряды для каждого из сопоставляемых
признаков, обозначив первый и второй ряд чисел соответственно х и у;
– определить для каждого вариационного ряда средние значения
(М1 и М2);
– найти отклонения (dх и dy) каждого числового значения от
среднего значения своего вариационного ряда;
– полученные отклонения перемножить (dx X dy) o каждое отклонение возвести в квадрат и суммировать по каждому ряду (Σ dx2 и dy2 )
– подставить полученные значения в формулу расчета
коэффициента корреляции:
Как определяется достоверность коэффициента корреляции? Укажите способы.
Оценка достоверности коэффициента корреляции, полученного
методом ранговой корреляции и методом квадратов
Способ 1 Достоверность определяется по формуле:
Критерий t оценивается по таблице значений t с учетом числа степеней
свободы (n — 2), где n — число парных вариант. Критерий t должен быть
равен или больше табличного, соответствующего вероятности р ≥99%.
Способ 2 Достоверность оценивается по специальной таблице
стандартных коэффициентов корреляции. При этом достоверным считается
такой коэффициент корреляции, когда при определенном числе степеней
свободы (n — 2), он равен или более табличного, соответствующего степени
безошибочного прогноза р ≥95%.
ТЕСТОВЫЕ