Запомните – дети – это самые лучшие психологи. Они запросто определяют, с каким учителем как нужно вести, чтобы сделать свое пребывание в школе, на конкретном уроке более благоприятным.
С детьми нужно быть очень осторожными. С ними нельзя говорить о многих серьезных вещах. Педагогический такт в общении с учениками приходит не сразу, спустя лет 5. И все эти первые годы работы приходится много обижаться, плакать, «ломать дрова». Нельзя быть слишком мягким или слишком строгим учителем. Но нужно быть интересным для каждого ребенка. Можно сказать даже так – нужно быть тем, кого хотят видеть дети.
Легко испортить с ними отношение. И это надолго. И больно. И даже страшно. Но все поправимо. Даже любой двоечник и хулиган может проявить уважение и интерес, если поменять тактику. Больше все они любят, когда у них что-то получается. Поэтому важно придумывать им такие задания, с которыми они бы справились наверняка. По иностранному языку это могут быть различного рода карточки.
Например, повесить на стене стендик, на который каждую неделю вывешивать карточки слов по разным тематикам для заучивания. 20 слов – карточка на английском языке и 20 – перевод этих слов, но на другой карточке. Завести ведомость, где отмечать, что ученик сдал карточку туда и обратно.
Т.е. каждый должен обязательно сдать 20 слов с английского и 20 слов с русского. Обычно, каждый ученик старается выучить эти слова и в любое удобное для себя время подбежать к учителю, чтобы их сдать. Он держит карточку в руке, читает слово и переводит его. Если допускает ошибки, то карточка не сдана.
И он придет в другой раз, чтобы повторить попытку. Иногда они с одного раза сдают, а иногда и несколько. Но сам эффект сдачи такого зачета всегда вдохновляет. Их берет азарт. Но и не скупиться на похвалу. И пусть сдача каждой карточки будет дополнительным баллом. А в конце месяца, например, количество баллов – это какой-то сюрпризный момент, например, облегченное домашнее задание или вовсе его отсутствие на каком-то уроке.
При чем здесь дисциплина? – скажете Вы. Но… дисциплина рождается из увлеченности предметом или интересом к учителю. Если учитель смог добавить в обучение какую-то изюминку, то он обязательно станет ближе к ученикам. Дисциплина на уроке поддерживается также умением заинтересовать. На уроке иностранного языка заинтересовать можно не строгим выполнением заданий, а их разнообразием и доступностью. Да, существуют планы.
И Вы должны их придерживаться, «гнать» материал. Но от этого страдает усвоение. если делать это автоматически. Пусть будет какого-то задания меньше, но сделать его увлекательным. Может быть придумывать какие-то инсценировки с небольшим количеством реплик, но отрабатывать их и… хвалить, хвалить…. А родители и директор вскоре поймут, что только Вы сможете быть для этих учеников другом. Не только учителем.
О себе
В молодые годы я 12 лет преподавала немецкий, потом английский, потом оба языка. Нагрузка была 33 часа в неделю. Классы со 2 по 11. Были и хулиганы, и наркоманы. И кого только не было. Но когда я по болезни уходила из школы, самые отпетые двоечники и лоботрясы ревели и давали на радио объявление, чтобы я вернулась.
Их классный руководитель – педагог с огромным стажем – сказала: «Я никогда не видела, чтобы такой отпетый контингент учащихся там переживал и страдал от того, что уходит учитель».
Первые годы было очень сложно. Я была чрезмерно строгой. Но потом научилась пристраиваться, усмирила свою гордость. Спустилась к детям с высоты своего зазнайства. И все получилось. Придумывала разное. Придумывали вместе. Разные правила поощрения и «наказания».
Просто включить фантазию и внимательно присмотреться к ученикам. На что и как они реагируют. Ну и не перегибать палку. Ведь и вправду – начинать надо с себя. Со своего отношения и своих подходов. А еще научиться не реагировать неадекватно.
Хорошим уроком является то, когда указывают на твои ошибки сторонние лица – директор, родители, и даже дети.
Это лучшее средство смириться. А смирение – это пусть к самосовершенству.
Каждый раз, когда меня «журили», я начинала как бы заново. Пересматривала свое поведение. И работала, работала над собой.