Социальные институты общества
ОГЛАВЛЕНИЕ

TOC o «1-3» u Введение PAGEREF _Toc409371960 h 3
Основная часть PAGEREF _Toc409371961 h 4
1. Раздел первый. Теоретическая часть PAGEREF _Toc409371962 h 4
1.1. Понятие «социальный институт» PAGEREF _Toc409371963 h 4
1.2. Структура и иерархия социальных институтов PAGEREF _Toc409371964 h 6
1.3. Основные типологии социальных институтов PAGEREF _Toc409371965 h 9
1.3.1. Институт семьи PAGEREF _Toc409371966 h 9
1.3.2. Институт экономики PAGEREF _Toc409371967 h 11
1.3.3. Институт политики PAGEREF _Toc409371968 h 14
1.3.4. Институт религии PAGEREF _Toc409371969 h 17
1.3.5. Институт образования PAGEREF _Toc409371970 h 20
2. Раздел второй. Практическая часть PAGEREF _Toc409371971 h 23
2.1. Институт экономики PAGEREF _Toc409371972 h 23
2.2. Институт семьи PAGEREF _Toc409371973 h 25
2.3. Институт государства PAGEREF _Toc409371974 h 27
Заключение PAGEREF _Toc409371975 h 30
Список литературы PAGEREF _Toc409371976 h 31
Приложение 1. Функции и структурные элементы основных институтов общества PAGEREF _Toc409371978 h 32

Введение
Социальный институт – один из главных компонентов социальной структуры общества, координирующий и упорядочивающий множество индивидуальных действий людей.
Степень изученности вопроса. Впервые понятие «институт» в рамках исследования социума и социальных наук, в частности, употребил философ и историк Джамбаттиста Вико (1668-1744). Хотя наиболее отчётливо это понятие стало проявляться в работах Огюста Конта (1798–1857) и Герберта Спенсера (1820–1903). Окончательное признание за этим понятием, как неотъемлемой составляющей наук об обществе, закрепилось после употребления его в своих трудах Карлом Марксом (1818-1883). Назовём ещё некоторые имена ученых, внесших свой вклад в изучение социальных институтов: Э. Дюркгейм, Т. Веблен, Ф. Теннис, Н. Смелзер, Т. Парсонс, П. Бергер, Т. Лукман, В. Ядов (р.1929) и другие.
Актуальность темы контрольной работы заключается во все возрастающей необходимости изучения общества ввиду, например, увеличения численности населения, также немаловажной причиной является глобализация, и, наконец, научно-технический прогресс, увеличение темпов которого введёт к большим переменам в жизни общества. Цель контрольной работы заключается в развернутом определении понятия «социальный институт». Отсюда задачами становятся: 1) выявление элементов социального института; 2) выявление форм и типов социальных институтов. Методологическую основу исследования составляют исторический метод исследования. Теоретической базой являются учебники по социологии отечественных и зарубежных авторов.
Структура работы. Во введении указываются актуальность темы, цели и задачи контрольной работы. В основной части освещаются теоретические положения и примеры исследований в рассматриваемой области. Раздел Первый: 1. Понятие «социальный институт»; 2. Структура и иерархия социальных институтов; 3. Основные типологии социальных институтов. Раздел второй: 1. Социальный институт экономики; 2. Социальный институт семьи; 3. Социальный институт государства. В заключении подводятся итого исследования, полученные в каждом разделе.
Основная часть
1. Раздел первый. Теоретическая часть

1.1. Понятие «социальный институт»

В переводе с латинского institutum означает «установление, учреждение». Во введении мы уже указывали, что понятие «социальный институт» введено в социологические науки достаточно давно с точки зрения сегодняшнего дня, в восемнадцатом веке. Тем не менее, ученые еще не пришли к одному определению. Два из них мы приведем в пример:
«Устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере жизнедеятельности и организующих их в систему ролей и статусов» [3, с. 185].
«Институтом называется совокупность ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определенной социальной потребности» [5, с. 112].
«Социальный институт – своеобразная форма человеческой деятельноти, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил, а также развитом социальом контроле за их исполнением» [7, с. 152].
Отметим, что социальный институт – образование с одной стороны, абстрактное, с другой – реальное. То сеть мы не можем его увидеть физически, но действие его мы имеем физически. Так часто бывает, когда речь идет о большом количестве людей. Что касаемо социальных институтов, то речь идёт о всех людях. Поскольку нет такого человека, который оказался бы вне попадания в то или иное социальное образование.
Изменчивость также свойственна данному явлению. Более того, почти всякий социальный институт может возникнуть и исчезнуть.
«Зарождение и гибель социального института хорошо просматриваются на примере института дворянских дуэлей чести. Дуэли были институционализированным методом выяснения отношений между дворянами в период с XVI до XVIII в. Этот институт чести возник в силу потребности в охране чести дворянина и упорядочении отношений между представителями данного социального слоя. Постепенно система процедур и норм развивалась и спонтанные ссоры и скандалы превращались в высоко формализованные бои и поединки со специализированными ролями (главный распорядитель, секунданты, медики, обслуживающий персонал). Этот институт поддерживал идеологию незапятнанной дворянской чести, принятую в основном в привилегированных слоях общества. Институт дуэлей предусматривал достаточно жесткие нормы защиты кодекса чести: дворянин, получивший вызов на дуэль, должен был или принять вызов, или уйти из общественной жизни с позорным клеймом трусливого малодушия. Но с развитием капиталистических отношений изменялись этические нормы в обществе, что выразилось, в частности, в ненужности защиты дворянской чести с оружием в руках» [там же].
Социальные институты появляются в обществе как результат, т.е. их никто не планирует. Спонтанное развитие общества приводит к появлению института социального. Бесспорно, спонтанность – не в качестве бессмысленной стихии, а как естественный результат, основанный на потребности.
Для поддержания целостности общества различают следующие необходимые потребности:
1. Коммуникация между членами общества. В любом обществе имеется общий разговорный язык.
2. Производство товаров и услуг, необходимых для выживания членов общества.
3. Распределение этих товаров и услуг.
4. Защита членов общества от физической опасности (штормов, наводнений и холода), от других биологических организмов (например, насекомых-вредителей) и врагов.
5. Замена выбывающих членов общества путем биологического размножения и посредством усвоения индивидами определенной культуры в процессе социализации.
6. Контроль за поведением членов общества в целях создания условий для созидательной деятельности общества и урегулирования конфликтов между его членами,
Совместные усилия необходимые для удовлетворения перечисленных потребностей и осуществляются социальными институтами.
Совокупность социальных институтов называется социальной системой общества. Социальные институты являются учреждениями, в которых определенные люди получают полномочия от группы для выполнения четко означенных и безличных функций ради удовлетворения потребностей и ради регулирования взаимодействия в группе на основе установленных прав и обязанностей. Размер группы определяет масштаб влияния социального института. Воздействие социальных институтов на общественные процессы эффективно при соблюдении следующих условий:
1. Четкость определения цели функционирования социального института, объема его полномочий и функций.
2. Рациональное разделение и организация труда по реализации институциональных функций.
3. Деперсонализация функций.

1.2. Структура и иерархия социальных институтов

Социальный институт также рассматривают в рамках формальной или неформальной организации. Социальная организация – способ совместной деятельности людей. Социальный институт – совокупность учреждений связанных выполнением одной функции.
Общество является сложным социальным образованием, и силы, действующие внутри него, так взаимосвязаны, что невозможно предвидеть последствия каждого отдельно взятого действия. В связи с этим институты имеют явные функции, которые легко распознаются как часть признанных целей института, и латентные функции, которые, осуществляются непреднамеренно и могут быть непризнанными или, если они и признаны, считаются побочным продуктом.
Явные функции:
1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Соответствующий социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института.
2. Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения.
3. Интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей.
4. Транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт.
5. Коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами.
Латентные функции:
«Наиболее выпукло существование латентных функций в институте показано Т. Вебленом, который писал, что было бы наивно утверждать, что люди едят черную икру потому, что хотят утолить голод, и покупают роскошный «кадиллак» потому, что хотят приобрести хорошую машину. Очевидно, что это происходит не для удовлетворения явных насущных потребностей. Следовательно, производство предметов потребления выполняет скрытую, латентную функцию – оно удовлетворяет потребности людей в повышении собственного престижа» [там же].
Организациям свойственна иерархия. Каждый человек в организации имеет свое место, которое определяется четко поставленными целями и задачами. Такая система называется целевой.
Целевая структура:
1. Распределение функций;
2. Субординация должностей;
3. Система коммуникаций.
Организационные структуры имеют давнюю историю. Первые традиционно относят к армейским. В деле военном сложно было сосуществовать людям без четкой организации.
Иерархия – следующая важная составляющая организационного устройства общества. Социальная организация – совокупность иерархически расположенных социальных позиций, выполняемых функций, форм деятельности, отношений и связей работников. В организации единицей измерения служит не человек как таковой, а его роль. Совокупность соответствующих ролей и соответствующих каналов коммуникаций – социальная организация.
Принято различать пять основных социальных институтов в обществе [см. Приложение 1]. Они удовлетворяют фундаментальные, непреходящие потребности общества.
Семья. Семья, по свидетельству антропологов, появилась 500 тыс. лет назад. С тех пор она постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновидностей: полигамия, полиандрия, моногамия, сожительство, нуклеарная семья, расширенная семья, неполная семья и т. д.
Производство. Это – заводы, институты рынка, торговли, банковского дела, маркетинга и др.
Государство. Государству примерно 5–6 тысяч лет. На современном этапе в институт государства входят институт президентства, институт парламентаризма, армия, суд, адвокатура, полиция, прокуратура, институт присяжных и т. д.
Религия. Это – институты монашества, крещения, исповеди и т. д.
Образование. Это совокупность школ, техникумов, вузов, различных курсов и т.п., а также научно-исследовательские институты, редакции журналов и газет, типографии и т.д.
Внутри основных институтов скрываются неосновные социальные институты, которые удовлетворяют менее значимые потребности общества, выполняют специализированные задачи. Их называют социальными практиками.

1.3. Основные типологии социальных институтов

1.3.1. Институт семьи

Семья – основа всех социальных институтов. Она может быть даже единственным социальным институтом, например, в большинстве примитивных обществ. Например, среди современных племен Центральной Африки, многих народов Севера мы не увидим даже намека на другие социальные институты. Все вопросы распределения власти, продуктов и других ценных ресурсов решаются семейно или на советах нескольких семей.
Ретроспективно эволюция семьи выглядит примерно так:
на заре истории в человеческом стаде господствовал промискуитет (беспорядочные половые отношения). Он грозил человеческому роду генетическим вырождением. Постепенно их стали ограничивать запретами. Первый запрет – запрет кровосмешения (половых отношений между кровными родственниками). Так появился первый в истории вид социальных норм. Передаваясь из поколения в поколение, нормы семейного поведения стали коллективной привычкой, обычаем, традицией. Злоумышленников (девиантов) ждало суровое наказание (санкции).Так возник институт семьи.
Функции семьи:
1. Репродуктивная – биологическое воспроизводство населения.
2. Воспитательная – социализация молодого поколения.
3. Экономическая – экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества.
4. Эмоциональная – психологическая защита, эмоциональная поддержка.
5. Статусная – предоставление определенного социального статуса членам семьи и другие функции.
Типы семей:
1. По структуре: – нуклеарная семья, или супружеская (лат. нуклеа – ядро) – муж, жена и их дети; – родственная семья, или расширенная, сложная – клан родственников вместе с их супругами и детьми.
2. По форме брака (Брак – это социально одобренные образцы поведения, с помощью которых создается семья): – моногамия (греч. monos – один) – брак одного мужчины с одной женщиной (в одно время); – полигамия (греч. poly – много) — более одного партнера в супружестве. Формы полигамии: – групповой брак — несколько мужчин и несколько женщин находятся одновременно между собой в брачных отношениях (например, на Маркизских островах); – полиандрия – многомужество (например, в некоторых племенах Южной Индии и Тибета); – полигиния – многоженство (например, в мусульманских странах).
3. По распределению ролей семьи можно поделить следующим образом:
Традиционная (или патриархальная). В такой семье под одной крышей существуют как минимум три поколения, роль лидера отводится старшему мужчине; женщина экономически зависима от супруга; четко разделены мужские и женские обязанности (муж – кормилец, жена – хозяйка).
Неотрадиционная (или эксплуататорская). Здесь роль лидера отводится мужчине; женщина наравне с мужчиной принимает участие в общественном труде; за женщиной сохраняется «исключительное право» на домашний труд.
Эгалитарная (фр. egalite – равенство). Современная семья. Здесь справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем; совместное обсуждение проблем и принятие решений; эмоциональная насыщенность отношений.
1.3.2. Институт экономики

Экономика как социальный институт представляет собой совокупность институционализированных способов деятельности, образующих различные типы экономического поведения, посредством которых общество приспосабливается к наступившим изменениям условий своего существования.
Можно выделить три основных типа экономической организации: примитивную, аграрную, индустриальную.
Примитивная экономическая организация присуще первобытному обществу, ее отличает коллективная форма собственности на землю, орудия и средства производства.
Аграрная экономическая организация отводит главную роль сельскохозяйственному труду, а владение землей, в свою очередь, является источником власти и богатства.
Индустриальная экономическая система отличается от предшествующих очень сильно. Здесь уже углубленное разделение общественного труда, развитая материально-техническая база, наличие класса наемных рабочих, далее, на современном этапе – юридически свободных и получающих за свой труд заработную плату, размер которой зависит от качества и количества произведенного продукта.
Понятие экономической культуры общества. Центральное место в анализе экономической системы отводится анализу экономической культуры, т.е. совокупности ценностей, значений, норм морали, обычаев, посредством которых регулируется и направляется экономическое поведение людей.
В самом общем виде экономическую культуру можно определить как совокупность социальных норм и ценностей, являющихся регулятором экономического поведения и выполняющих роль социальной памяти экономического развития, способствующих (или мешающих) трансляции, отбору и обновлению ценностей, норм и потребностей, функционирующих в сфере экономики и ориентирующих ее субъектов иные формы экономической активности. Экономическую культуру нельзя рассматривать в качестве самостоятельной части, т.к. она представляет собой проекцию культуры в ее широком смысле на сферу социально-экономических отношений.
В экономической культуре можно выделить несколько взаимосвязанных уровней, в различной степени воздействующих на экономическое поведение:
ценности и мораль (трудовая этика);
научное и инструментальное знание (специализированное);
нормы и нормативная регуляция поведения.
Среди ценностных стандартов экономической культуры ведущее место принадлежит ценности труда и тесно связанной с ней трудовой этике. Под трудовой этикой принято понимать отношение людей к труду, запечатленное в нормах и ценностях господствующей в обществе морали и воплощенное в категориях и образцах культуры, которые реализуются в сфере трудовой деятельности.
Как убедительно показал еще М. Вебер, мировые религии по-разному определяют значение хозяйственной деятельности, но трудовая мораль занимает важное место в системе религиозных ценностей. Согласно его точки зрения, протестантская этика, возникшая в ряде стран Западной Европы в XVI-XVII веках, в период после Реформации, подчеркивающая значение добросовестного труда, рачительного, бережного отношения к хозяйственной деятельности, явилась моральным стимулом для возникновения «рационального духа капитализма».
В России традиционно, особенно в конце ХIХ-начале XX веков, укоренилась мысль о «порочности», «пагубности» богатства. Принцип «святости» частной собственности не привился в сознании русского обществе. Радикальная русская интеллигенция весьма способствовала укоренению в народе мысли о том, что буржуазия является его основным, главным врагом. Люди гуманитарных профессий, «пролетарии умственного труда» были выходцами преимущественно из низших слоев общества и составляли ядро русской радикальной интеллигенции, они явились «духовными лидерами русской революции».
Второй составной частью экономической культуры является совокупность инструментальных и научно-теоретических знаний. Важность этого компонента в ценностно-нормативной регуляции экономического поведения обусловлена тем, что он относится к рациональному типу социального действия.
Уровень экономической культуры, связанный с нормативным регулированием экономической деятельности, также отличается рядом особенностей. Институционализированный ценностно-нормативный комплекс, регулирующий статусно-ролевое поведение различных социально-профессиональных групп, состоит из трех взаимосвязанных сфер:
профессиональные нормы и профессиональная этика;
ролевые предписания, относящиеся к различным типамэкономического поведения (бизнес, банковское дело, реклама и т. д.)
рыночный механизм.
Функции экономической системы общества.
Основная функция экономической системы – способствовать адаптации и выживанию общества в условиях изменяющейся среды. Эта функция конкретизируется в деятельности экономической системы по производству различных товаров и услуг, которые потребляются населением для удовлетворения различных материальных потребностей.
Среди других функций экономической системы общества можно выделить интегральную. Общество выполняет эту функцию по той причине, что она является движущей силой разделения общественного труда, которое, как показал еще Э. Дюркгейм, обеспечивает органическую солидарность между членами. Однако экономическая система может выполнять и дезинтегративные функции. Марксистская концепция отразила определенные реалии раннего капитализма – эпохи свободного предпринимательства.
В современном индустриальном обществе конфликт между предпринимателем и рабочими в значительной степени ослаблен, так как государство регулирует отношения между трудом и капиталом.
Структура индустриальной экономической системы.
Описание социальной структуры экономической организации представляет определенные трудности в силу ее чрезвычайной сложности, поэтому целесообразно выделить основные социально-статистические группы, обеспечивающие функционирование экономической системы. К таковым относятся:
1. менеджеры крупных корпораций, ответственные работники сферы управления экономикой;
2. технические специалисты среднего уровня;
3. предпринимательский класс;
4. мелкие собственники;
5. техники (мастера), осуществляющие контрольные функции на производстве;
6. квалифицированные рабочие;
7. неквалифицированные рабочие.
Экономическая организация общества состоит из двух основных уровней: в первый входят производители товаров, во второй – потребители. Однако наряду с этим следует учитывать многоуровневую систему производственных организаций, которая в самом общем виде может быть представлена двумя социально-статусными группами — управляющими (менеджерами) и рабочими, квалифицированными и неквалифицированными.

1.3.3. Институт политики

Возникновение политических институтов соотносится со временем начала разделения политического труда, усложнения социально-политического устройства общества. Политические институты – специфические органы политического устройства и функционирования общества, чаще всего учреждения или система учреждений. Наиболее важные из них – институты политической власти, права, идеологии. Осуществляемая потребность общества: в безопасности и социальном порядке.
Политические институты обеспечивают воспроизводство, стабильность и регулирование политической деятельности, развитие политических процессов, отвечают за социальные связи внутри и вне общества, контролируют социально-политический порядок.
Деятельность политических институтов выражается в деятельности:
•   органов государственной законодательной и исполнительной властей (парламента, правительства, местной власти, правоохранительных органов);
•   политических партий;
•   средств массовой информации.
Система политических институтов обеспечивает нормальное функционирование и развитие общества, сочетание интересов всех членов общества, решение проблем на основе компромиссов между политическими силами.
Политическая система общества – совокупность учреждений и организаций, деятельность которых носит политический характер, то есть направлена на практическое осуществление политических интересов социальных групп, национальных общностей и других.
Основные функции политической системы – регулирование политических отношений между социальными группами, национальными общностями, а также между государствами.
Основные элементы политической системы:
•   органы государства, его законодательной и исполнительной властей;
•   правоохранительные органы (суд, прокуратура, полиция, милиция);
•   армия;
•   государственный арбитраж;  
•   политические партии и движения;
•   общественные организации (профсоюзные, творческие и т. п.).
Институт государства. Главное звено политической системы – государство.
Его признаки:      
•   власть, не отождествляющая себя со всем обществом;
•   территориальное разделение населения;
•   появление государственного аппарата (профессиональных управленцев);
•   появление налогов.
Функции государства (его сущность и значение):
•   обеспечение господства в обществе определенных социальных сил;
•   защита от внешнего посягательства;
•   воздействие на развитие экономики;
•   развитие духовной культуры и идеологии;
•   осуществление внешних сношений (дипломатии, торговли);
•   формирование наций и регулирование национальных отношений;
•   социальная защита населения.
Цели политики определяются социально-экономическими факторами. С этой точки зрения политика есть продолжение экономики, является борьбой различных общественных классов за осуществление их социальных и экономических интересов.
Политическая система конкретного общества определяется его классовой природой, социальным строем, формой правления (парламентского, президентского и т.п.), типом государства (монархия, республика), характером политического режима (демократического, тоталитарного, деспотического и др.), социально-политических отношений (стабильных или нет, умеренно или остроконфликтных либо консенсусных и т.п.), политико-правового статуса государства (конституционного, развитыми или не развитыми правовыми структурами), характером политико-идеологических и культурных отношений в обществе (сравнительно открытых либо закрытых), историческим типом государственности (нейтралистским, с иерархическими бюрократическими структурами и т.п.), исторической и национальной традицией уклада политической жизни (политически активным или пассивным населением, с кровнородственными связями или без них, с развитыми или не развитыми гражданскими отношениями и т.д.).
Политическая система представляет собой определенный способ (машину) производства политики. Политическая система объединяет различные элементы публичной и частной сферы, обеспечивая превращение негативной энергии социального конфликта в позитивную энергию коллективного целерационального действия. Политическая система направляет эту энергию на решение актуальных задач в интересах общества. Основное назначение политической системы – разработка решений, т.е. продуманных, обоснованных и согласованных ответов на вызовы времени.
Политическая система включает в себя три базовых блока:
1) политический выбор (формирование политических приоритетов и отбор задач);
2) политический процесс (осуществление контроля над основными ресурсами власти, необходимыми для реализации поставленных целей и принятия политических решений);
3) политическое поведение (управление массами, позволяющее достичь общественного согласия по поводу принятых решений).

1.3.4. Институт религии

Исходным пунктом объективного социологического анализа религии должно быть понимание ее как социо-культурного института со своей сферой значений, символов и ценностей, относящихся к фундаментальным аспектам человеческой бытия, который функционирует в обществе, с одной стороны, в качестве самостоятельного социального института, с другой стороны, – тесной связи с другими социальными институтами.
На сегодняшний день фактический материал дает основания предположить в качестве наиболее существенной черты религии – связь религиозного опыта и практики с предельными, конечными условиями человеческого существования, к числу которых принято относить такие фундаментальные события, как рождение и смерть человека, смысл жизни, страдание, добро и зло и т.п. Возникновение и существование религии во всех без исключения обществах как раз и объясняет стремление человека не только найти ответы на фундаментальные проблемы собственного бытия, но и обрести уверенность и моральную опору, утешение в религиозной деятельности.
К первым религиозным формам традиционно относят фетишизм, тотемизм и магию. При господстве фетишизма объектом религиозного поклонения выступал какой-то конкретный объект, растение или животное, наделяемое мистическими и сверхъестественными свойствами. Предполагалось, что обладание этим объектом приносит удачу в жизни, предохраняет от опасностей и невзгод. Тотемизм отличается от фетишизма тем, что тотем выступает в качестве коллективного религиозного объекта. Магия представляла собой колдовские обряды и заклинания, посредством которых люди стремились воздействовать на различные события окружающего мира с тем, чтобы изменить их в желательном направлении.
Вступление человечества в эпоху цивилизации ознаменовалось возникновением гораздо более сложных типов религиозных систем. Создание социально политеистических религий, ярким примером которых может служить античная древнегреческая религиозная система. Согласно греческой мифологии миром управляют множество богов, каждый из которых покровительствует определенным сферам человеческой деятельности.
Другим известным типом религиозных верований выступают монотеистические религиозные системы, возникшие в процессе формирования трех главных мировых религий: буддизма (VI-V века до Р.Х.), христианства (I век от р.Х.) и ислама (VII век от р.Х.). Для них характерно стремление объединить в одной вере людей самых различных социальных групп, государств, национальностей.
С социологической точки зрения институт религии, подобно другим социальным организациям, может быть представлен как система из двух взаимосвязанных уровней:
1) ценностно-нормативной модели, включающей в себя совокупность верований, символов, и предписаний, относящихся к определенному кругу явлений и предметов, называемых священными;
2) структуры поведенческих образцов, управляемых и регулируемых посредством религиозных норм и верований.
Исключительно важная роль в ценностно-нормативной системе религии принадлежит религиозной символике, такой как крест и распятие Иисуса Христа, само церковное строение, символизирующее устремленность верующих ввысь, ближе к Богу, алтарь в храме, иконы и т.п.
Центральное место в религиозной деятельности принадлежит отправлению культа, содержание которого определяется религиозными идеями, верованиями, ценностями. Различают два основных вида культовых действий:
магические (колдовские);
умилостивительные.
Основной формой современной религиозной организации выступает церковь, представляющая собой такое объединение верующих, в котором они придерживаются одного вероисповедания.
В церковной организации выделяют две основные социальные группы: 1. клир – служители церкви, священники; 2. миряне – рядовые члены церкви. Однако не все религиозные объединения признают необходимость церковной иерархии. Баптисты, например, отрицают деление верующих на клир и мирян, считая, что каждый верующий обладает способностью совершать богослужение, т.е. быть священником.
Помимо церкви и секты, выделяют культ и деноминацию. Культ как религиозная организация включает в себя небольшое число верующих во главе с харизматическим лидером. Нетрадиционные культы, основывающиеся на восточных религиозных верованиях, весьма популярны сейчас на Западе, да и в России.
Члены деноминации практически участвуют в жизни общества, хотя подобно членам секты подчеркивают свою исключительность. В деноминации существует своя элита, осуществляющая руководство жизнью религиозной общины. Деноминация представляет собой некую переходную форму от секты к церкви.
Выделяются четыре основные функции религии в обществе: 1) интегративная, 2) регулятивная, 3) психотерапевтическая, 4) коммуникативная.
1. Интегративная функция религии способствуют сплоченности, обеспечивают устойчивость и стабильность первобытных обществ. Стабилизирующая роль религии проявляется в том, что будучи институционализированной, официально признаваемой государством системой ценностей, она своими действиями стремится сохранить и поддержать тот социальный порядок, частью которого сама является.
Регулятивная функция религии заключается в том, что она поддерживает и усиливает действие принятых в обществе социальных норм поведения, осуществляет социальный контроль, как формальный – через деятельность церковных организаций, так и неформальный, осуществляемый самими верующими как носителями моральных норм по отношению к окружающим людям.
3. Сферой деятельности психотерапевтической функции религии выступает само религиозное сообщество через отправление религиозного культа, имеющее успокоительное воздействие на психику человека.
4. Коммуникативная функции проявляется по отношению к самим верующим. Общение развертывается для верующих в двух планах: общение с Богом и общение друг с другом.

1.3.5. Институт образования

Социальный институт образования – это огромная система, охватывающая совокупность статусов и ролей, социальных норм и статусов, социальных организаций (учреждений, предприятий, университетов, академий, институтов, фирм и т.д.), которые опираются на персонал, аппарат управления и особые процедуры.
Система образования как институт включает следующие компоненты:
органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации;
сеть образовательных учреждений (школы, колледжи, гимназии, лицеи, университеты, академии и т.д.), включая институты повышения квалификации и подготовки преподавателей;
творческие союзы, профессиональные ассоциации, общества, научные и методические советы и иные объединения;
учреждения инфраструктуры науки и образования: проектные, производственные, клинические, медико-профилактические, фармацевтические, культурно-просветительские предприятия, типографии и др.;
образовательные программы и государственные образовательные стандарты разного уровня и направленности;
учебники и учебно-методические пособия для преподавателей и учащихся;
периодические издания, включая журналы и ежегодники, отражающие самые последние достижения научной мысли.
К функциям образования относят:
передачу (трансляцию) знаний от поколения к поколению и распространение культуры;
генерирование и хранение культуры общества;
социализация личности, особенно молодежи, и ее интеграция в общество;
определение статуса личности;
социальный отбор (селекция), дифференциация членов общества, в первую очередь молодежи, благодаря чему обеспечивается воспроизводство и изменение социальной структуры общества, индивидуальная мобильность;
обеспечение профессиональной ориентации и профессионального отбора молодежи;
создание базы знаний для последующего непрерывно го образования (техникум, вузы, аспирантура/различные курсы и т.д. )
социокультурные инновации, разработки и создание новых идей и теорий, открытий и изобретений;
социальный контроль.
От уровня образования напрямую зависит качество подготовки трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики в целом. Например, модернизируя систему образования, Япония смогла добиться качественного прорыва в экономической сфере. Качественное образование выгодно не только для отдельного человека, но и для общества в целом. В системе высшего образования сегодня наблюдаются следующие кризисные процессы:
коммерциализация – расширение платной основы обучения, которое имеет не только несомненные плюсы, но и явные минусы, принимая такие уродливые формы, как взятки за поступление в вуз или сдачу сессий;
элитизация – сокращение среди студентов доли выходцев из рабочих и крестьян и увеличение доли выходцев из семей гуманитарной и технической интеллигенции;
регионализация – замыкание абитуриентов на своих региональных вузах и связанная с этим;
децентрализация системы высшего образования – расширение самостоятельности вузов в части создания собственных программ обучения, поиска источников финансирования и т.д.
В примитивных первобытных обществах образование являлось частью социально-производственного процесса. В доиндустриальном обществе с расширением масштабов общественного разделения труда, появлением государственной власти и социального неравенства начинается обособление института образования. В эпоху средневековья начинает складываться более организованная система образования, когда христианская церковь создает в Европе сеть специальных учебных заведений по подготовке лиц духовных званий и возникают первые университеты. В обществе индустриального типа образование перестает быть элитарным и становится массовым, доступным для широких слоев населения.

Подводя итоги к главе первой, отмечаем:
1. Существует пять основных социальных института: семья, экономика, политика, религия, образование.
2. Социальный институт можно рассматривать как специальное образование в связи с удовлетворением потребностей человека, а также как организацию, имеющую свою структуру и иерархию.
3. Социальный институт – образование реальное, поэтому возможны его зарождение, эволюция и угасание.

2. Раздел второй. Практическая часть

2.1. Институт экономики
«Рабочий класс в постиндустриальном обществе»

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с большими изменениями, происходящими в институте экономики. Ключевое понятие экономики – «средство производства». К средствам производства, в первую очередь, относятся люди. Именно о людях в современном обществе в статье идет речь. О людях, которых большинство.
«Фундаментальные сдвиги в мировой экономике радикально меняют социальную структуру современного общества. Глубокие изменения коснулись и положения рабочего класса. Долгое время он рассматривался в качестве протагониста общественных перемен в капиталистическом обществе и центра притяжения сил социального обновления. Однако ряд факторов – интеграция рабочих в капиталистическую систему, поражение «реального социализма» и постиндустриальная революция – заставляет заново осмыслить «рабочий вопрос»» [2, с. 33].
Автор полагает, что само понятие «рабочий класс» претерпело изменения, поэтому есть необходимость его пересмотра. Рабочий класс – уже совсем не тот, что был во времена Маркса, когда его необходимо было «освобождать». С другой стороны, есть такие слои в рабочем классе, которые еще бесправнее, чем были во времена Маркса.
1) «…рабочий класс» определяется через противопоставление классу капиталистов, фиксируя ключевую роль отношений собственности в процессах классообразования» [там же, с. 34].
2) «…рабочий класс состоит… из «синих воротничков» – людей, занятых физическим трудом» [там же].
3) «…доступ к благам и услугам на рынке труда или «рыночная способность» к обмену ресурсов [там же].
4) «Среди этих переменных кроме характера труда и положения на рынке труда выделяются степень участия в управлении производством (объем властных полномочий), престиж профессии, уровень образования, квалификации и доходов» [там же].
Автор соотносит изменения, произошедшие в статусе рабочего класса с радикальными переменами в обществе вообще. Речь идёт о новом типе общества – об информационном.
Более того, появился новый термин «информациональное», который «указывает на атрибут специфической формы социальной организации, в которой… генерирование, обработка и передача информации стали фундаментальными источниками производительности и власти» [там же, с. 35].
5) «На противоположном социальном полюсе находится уже не рабочий класс, а так называемый «андеркласс». Рабочие больше не являются самым обездоленным» [там же, с. 37].
То место в социальной структуре, которое когда-то занимал бесправный пролетариат, сейчас занимает андеркласс.
В конце статьи автор заключает следующее:
«Ряд факторов лимитирует воспроизводство рабочего класса. Среди них рост сервисного и информационного общества за счет сокращения сферы материального производства; новые формы распределения рабочей силы на рынке труда (аутстаффинг, индивидуализация труда) и ее дифференциации (работники кластерного и сетевого типа); новые формы соединения труда и капитала; новые формы бедности и богатства; рост автономии управляющих от управляемых, размывающий отношения взаимозависимости, в которых традиционно находился рабочий класс с правящим классом» [там же, с. 42].
Главным выводом, по нашему мнению, является следующее:
«Из класса социального большинства он превращается в класс социального меньшинства» [там же].

2.2. Институт семьи
«Тенденция изменения семейного воспитания в современном обществе»

Автор поднимает вопрос о воспитании. Вернее, о том, кто воспитывает и как новое поколение. В данной статье рассматриваются основные тенденции изменения семейного воспитания в условиях возникновения новой социокультурной ситуации.
Автор полагает, что причины некачественного и неадекватного воспитания в общем упадке нравов, что касаемо культуры. Также немаловажным является вопрос о разграничении обязанностей между семьей и государственными учреждениями.
«…комплексные научные исследования позволяют выявить глубинные причины снижения ценности важнейших моральных, эстетических, трудовых норм в последние десятилетия, что неизбежно ведет к трудностям формирования у подрастающего поколения установок на соблюдение законов, регламентирующих поведение личности в семье, общественных местах, на производстве. Актуальной задачей становится социологический анализ тех изменений, которые произошли в сфере воспитания детей в период становления рыночных отношений» [4, с. 102].
«При переходе к рыночной экономике в нашей стране была фактически разрушена веками отработанная, доказавшая свою эффективность система взаимодействия государства, его социальных институтов в воспитании не только подрастающего поколения, но и всех слоев населения» [там же].
В конце статьи автор предлагает заострить внимание на следующем:
1. «Существенно возросла неопределенность тех ценностей, к которым приобщают родители своих детей. Часть из них продолжают ориентировать подрастающее поколение на те нормы и правила нравственной, трудовой культуры, которые у них вырабатывались в детстве их собственными родителями. Другие пытаются сформировать у детей установки, которые обеспечивают лишь элементарную культуру поведения дома, в школе, общественных местах, не стремясь выработать совокупность тех принципов, которые обеспечивают на основе самообразования, самовоспитания успешную адаптацию личности к жизни в постоянно меняющемся мире. Многие родители фактически отказываются от постоянной выработки у ребенка ориентаций на определенные нормы поведения, поскольку сами не могут объяснить их значимость. Например, трудно доказать необходимость быть честным, принципиальным человеком тому, кто слышит ложь в школе, во многих телепередачах, в интернете. Более того, дети информированы о том, что большой обман позволяет некоторым людям достигнуть материального благополучия.
2. Семья, родители понимают, что в одиночку им не выработать у детей ориентации и установки как на соблюдение востребованных во все времена правил поведения, так и тех новых, которые связаны с необходимостью самоорганизации, самоопределения, самообразования, самовоспитания. 53% признаются в том, что результативность их воспитательных усилий пока невысокая. Только 33% подростков отмечают влияние семьи на формирование их повседневного поведения, жизненных ориентации.
3. В-третьих, отсутствие у семьи знаний о содержании, особенностях того воспитания, которое соответствует требованиям современной жизни, неизбежно ведет к нарастанию аморальных и противоправных действий со стороны подростков, росту наркомании, суицида в молодежном возрасте.
Преобразование всех сфер жизни человека требует качественного изменения системы семейного воспитания. Оно уже не может осуществляться на основе только передачи опыта старшего поколения младшему в стихийной, не опирающейся на достижения современной науки, форме.
Родители, как первые в жизни каждого человека воспитатели, должны получить специальные знания о том, как в условиях информационной революции, постоянного обновления технического оснащения быта, возникновения новых форм общения между людьми, необходимости повышения личной ответственности ребенка за свои поступки, осуществлять нравственное, трудовое, эстетическое, патриотическое воспитание. При этом новой задачей является активное участие семьи в выработке навыков самообразования, самовоспитания, самоорганизации, самоопределения у детей разного возраста.
Актуальная задача – совместное воспитание подрастающего поколения усилиями семьи, школы, средств массовой информации, учреждений культуры на основе общих представлений о тех качествах, которые необходимы человеку для жизни в динамично меняющемся мире» [там же, с. 109-110].

2.3. Институт государства
«Социальная справедливость и демократия»

Автор данной статьи рассматривает вопросы изменения в демократическом устройстве общества. Демократия имеет свои особенности, которые напрямую зависят от политического устройства общества, от государственного устройства, от времени перехода на демократический режим и т.п.
«Центральная тема форума – «Социальная справедливость и демократизация» – оказалась актуальной не только для социологов, экономистов, юристов, культурологов, психологов и других ученых, но и для политиков. Неслучайно на открытии форума выступали представители городской администрации, которые также участвовали и в некоторых заседаниях форума» [1, с. 142].
1. «Главным внутренним содержанием дискуссии было противоречие между американо-европоцентричным и самобытным («аборигенным»), поддерживаемым социологами других стран (не входящих в «золотой миллиард») пониманием социальной справедливости и демократии» [там же].
Автор строит свои рассуждения и делает заключения в соответствии с докладами, озвученными на форуме. Помимо докладов также можно вместе с автором увидеть тенденции в самом обсуждении. Например, основным реальным фактом, которые приковывает внимание, являются общественные движения.
«Общественные движения внутри стран становятся глобально связанными друг с другом. Их влияние повышается на фоне роста оторванности власти от политических практик, увеличения роли не только прямой, но и «горизонтальной» демократии (то есть взаимодействия негосударственных участников политического процесса между собой). Расширяется публичное и виртуальное пространство для общественных движений, которые приобретают гибкий характер, быстро возникая и исчезая, затрудняя тем самым задачу их исследования» [там же].
2. Вторым серьезным процессом экономико-политическим, обсуждаемым н форуме, была занятость рабочих. Речь при этом идет о рабочих, вовлеченных в процесс глобализации. Приводятся статистические данные об условиях труда. Среди которых также и случаи суицида.
«В целях предотвращения в дальнейшем суицидов со стороны рабочих на предприятиях Foxconn социологи, проводившие исследование, потребовали улучшить там условия жизни и труда. Они также призвали заслуживающие доверие общественные организации и ученых провести занятия с рабочими и обучить их защищать свои права на работе. Трудящиеся должны научиться защищать свои права на создание демократических профсоюзов и проведение коллективных споров с работодателями. Нельзя позволять собственникам наращивать прибыли ценой здоровья и жизни
Эта тема актуальна и для России, поскольку на ее территории работает множество предприятий транснациональных корпораций. На некоторых из них уже действуют профсоюзы (например, на предприятиях, выпускающих автомобили «Ford»). Но ситуация на них редко попадает в поле зрения социологов, хотя раньше в отечественной социологии проводилось много эмпирических исследований по проблемам социологии труда. Сейчас требуется более глубокая теоретическая и практическая проработка этой темы, особенно с учетом планируемых попыток распространения транснациональными корпорациями азиатского опыта на Россию, создания особых режимов таких предприятий, где рабочие не только трудятся, но и проживают, образование интегрируется с производством и т.п.» [там же].
3. «…Внимание социологов на втором форуме привлекли не только проблемы социологии труда, но и социологии досуга. В этой связи довольно интересными и новаторскими прозвучали доклады, построенные на основе изучения общественных движений, объединяющихся вокруг того или иного торгового бренда…

4. …Следующим центром дискуссий на форуме в соответствии с его главной темой стали проблемы социальной несправедливости, нарушения прав человека…
5. …Определенный стимул получила и дискуссия по проблемам политической социологии…
6. …Активно развивались дискуссии по экологической социологии» [там же, с. 143-145].
Автор, в конечном счете, делает вывод о том, что «в целом второй форум оказался по своей мировоззренческой ориентации гораздо левее, чем предыдущие мероприятия МПА» [там же, с. 145].
Данная статья сама по себе сообщает о процессах глобализации в области политики (и не только).
«Положительным моментом было то, что, несмотря на удаленность места его проведения, в нем участвовали российские социологи (в основном из университетов Москвы и Санкт-Петербурга), а также некоторых стран СНГ (например, Кыргызстана). Это было полезно с точки зрения расширения знаний современной социологии за пределами Европы и Северной Америки, а также развития перспектив дальнейшего сотрудничества в рамках двусторонних, региональных и глобальных социологических связей. …Форум открыл новые перспективы для развития мировой социологии с учетом свежих взглядов латиноамериканских и других социологов «глобального Юга», которые в последнее время стали более активно продвигать свое теоретическое видение, проводить оригинальные эмпирические исследования и знакомить с их результатами мировую социологическую общественность» [там же, с. 146].

Подводя итоги к главе второй, отмечаем:
1. Социальный институт – отчетливое образование в организации общества.
2. Социальный институт обеспечивает работу конкретной группы людей.
3. Социальный институт имеет возможность решать насущные проблемы общества.

Заключение

Вывода данной контрольной работы:
1. Социальный институт имеет место быть в связи с тем, что, действительно, для нормального функционирования общества должны быть организующие это общество структуры.
2. Несмотря на умозрительность данного явления, институты социальные вполне реальные формы. Умозрительность связана с тем, что слишком большие объемы находятся в этом многомерном явлении – как объемы конкретных физических индивидуумов, так и объемы конкретных физических процессов.
3. Существует пять основных социальных института:
а) институт семьи – основополагающий институт, отвечающий за первоначальные потребности человека;
b) институт экономики задает экономическое взаимодействие людей;
c) институт политики занимается вопросами безопасности людей;
d) институт религии отвечает за понимание человеком основ бытия;
e) институт образования отвечает за воспитание и развитие индивидов.
4. Социальный институт можно рассматривать как специальное образование в связи с удовлетворением потребностей человека, а также как организацию, имеющую свою структуру и иерархию.
5. Социальный институт – образование реальное, поэтому возможны его зарождение, эволюция и угасание.
6. Социальный институт – отчетливое образование в организации общества.
7. Социальный институт обеспечивает работу конкретной группы людей.
8. Социальный институт имеет возможность решать насущные проблемы общества.

Список литературы

Вдовиченко Л. Н. Социальная справедливость и демократия [Электронный ресурс]: Статья // СОЦИС, 2013, №2, С. 142-146. Режим доступа:
http://ecsocman.hse.ru/socis/msg/50492888.html
(дата обращения: 17.01.2015)
Жвитиашвили А. Ш. Рабочий класс в постиндустриальном обществе [Электронный ресурс]: Статья // СОЦИС, 2013, №2, С. 33-42. Режим доступа:
http://ecsocman.hse.ru/socis/msg/50491600.html
(дата обращения: 17.01.2015)
Кравченко А.И. Социология: Учебник. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. — 536 с.
Меренков А.В. Тенденция изменения семейного воспитания в современном обществе [Электронный ресурс]: Статья // СОЦИС, 2013, №2, С. 101-109. Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/socis/msg/50491721.html
(дата обращения: 17.01.2015)
Смелзер Н. Социология: пер. с англ. — М.: Феникс, 1994. — 688 с.
Социология: Учебник / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. — Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Гардарики, 2003. — 512 с.: ил.
Фролов С. С. Социология: Учебник. Для высших учебных заведений. — М.: Наука, 1994. — 256 с.
Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002.–640 с.: ил.

Приложение 1
Функции и структурные элементы основных институтов общества

Социальные институты общества ОГЛАВЛЕНИЕ TOC o «1-3» u Введение PAGEREF _Toc409371960 h 3 Основная часть PAGEREF _Toc409371961 h 4 1