Содержание
Введение…………………………………………………………3 – 4
Глава I Анализ рассказа А.П.Чехова «Спать хочется»……….5- 7
Глава II Особенности композиции рассказа и стиля писателя..8-11
Глава III Язык рассказа «Спать хочется»………………………12-13
Заключение……………………………………………………….14-15
Список литературы………………………………………………16
3
Введение
«В детстве у меня не было детства».
А.П.Чехов
(из письма старшему брату от 4 апреля 1893г.)
А.П. Чехов – мастер короткого рассказа, но за кажущейся простотой повествования кроется глубокий смысл. Писатель не заслоняет образы персонажей собственными рассуждениями, при этом образ получается живой и индивидуальный. А.П. Чехов в рассказе «Спать хочется» поднимает проблему, связанную с положением детей в непростом мире социального неравенства. Описана небольшая сценка, бытовая ситуация. Название рассказа адресуют нас к конкретному событию. Но при этом А.П.Чехов проявляет свое мастерство в умении показать большое через малое.
Актуальность темы «А.П.Чехов. О детях, воспитании, образовании» обусловлена тем, что детское сознание дорого Чехову непосредственной чистотою нравственного чувства, незамутненного прозой и лживой условностью житейского опыта. Взгляд ребенка своей мудрой наивностью обнажает ложь и фальшь условного мира взрослых людей.
Цель реферата: рассмотреть образ ребенка в рассказе А.П. Чехова «Спать хочется», проанализировать произведение, рассмотреть композицию рассказа, выявить особенности стиля писателя. Провести наблюдения над языком писателя. Эту тему я выбрала потому, что дети в произведениях Чехова выступают в своем природном качестве: они – часть мира, но в то же время у них есть и свой внутренний мир. Этот мир является отражением мира взрослых.
4
В рассказе за смешными моментами проступает горькое, даже трагическое, ещё больше обострённое тем, что героем произведения является ребёнок, живущий с родителями, которые не имеют средств к существованию, вынужденный с ранних лет работать, изнывающий от голода, недосыпа, постоянных побоев и унижений со стороны хозяев. Это ребёнок, лишённый детства.
Задачи:
Охарактеризовать рассказ А.П. Чехова, раскрывающий особенности взаимодействия взрослого и детского миров.
Проанализировать рассказы, обозначающие переход ребенка во взрослый мир, указывающие на трагизм ситуации «порога» («Спать хочется»).
Рассмотреть композицию рассказа А.П.Чехова «Спать хочется».
Проанализировать рассказ «Спать хочется» с точки зрения стилистики, выявить особенности.
5
Глава I
Анализ рассказа А.П.Чехова «Спать хочется»
В 1889 году вышел в свет сборник рассказов о детях, включивший произведения «Детвора», «Событие», «Ванька», «Беглец», «Спать хочется», «Отец семейства», «Степь».
Самый пронзительный рассказ, самый безысходный образ ребёнка – «Спать хочется» – восходит, несомненно, к традиции социальной литературы о детях, начатой еще Д.В.Григоровичем в рассказе «Гуттаперчевый мальчик».
Рассказ «Спать хочется» написан А.П.Чеховым в 1888 году. Сюжет несложен. Автор повествует о том, как Варька, девочка лет тринадцати, была отдана в прислуги. Качает колыбель с ребёнком и чуть слышно поёт. Малыш не засыпает, плачет. Варька хочет спать, но знает, что если уснёт, хозяйка прибьёт её. Девочка дремлет и видит, как по дороге идут люди, падают и засыпают. Приснился покойный отец. Он мучается от того, что разыгралась грыжа, корчится на полу от боли. К утру отец умер. Варька плачет, идёт в лес. Но от удара по голове просыпается. Это хозяин ударил: дитя плачет, а Варька спит. Качает колыбель, опять засыпает, и теперь уже видит, как с матерью идут в город наниматься и просят милостыню. Хозяйка требует ребёнка, кормит и опять отдаёт Варьке, которая продолжая качать колыбель, опять засыпает, но ей велят затопить печь. За работой сон проходит. Нужно ставить самовар, чистить хозяину галоши, над которыми она опять засыпает. Идти в магазин, чистить картошку, прислуживать за обедом, стирать, шить. Спать хочется. Бежать в магазин за пивом, водкой, чистить селёдку, качать ребёнка. Спать хочется. Что-то сковывает по рукам
6
и ногам – ребёнок. Улыбаясь, подходит к колыбели, душит ребёнка, ложится на пол, смеётся и через минуту спит, как мёртвая.
Вот и всё действие. Чехов убеждает читателя в том, что ребёнок, не защищённый от произвола взрослых, может совершить чудовищный поступок, но его нужно понять, представить пытку лишением сна, на которую обречена маленькая нянька. «Ребенок плачет. Он давно уже осип и изнемог от плача, но все еще кричит, и неизвестно, когда он уймется. А Варьке хочется спать. Глаза ее слипаются, голову тянет вниз, шея болит. Она не может шевельнуть ни веками, ни губами, и ей кажется, что лицо ее высохло и одеревенело, что голова стала маленькой, как булавочная головка». Ребенок, лишенный детства, – что может быть трагичнее! Чехову тема эта была близка. «В детстве у меня не было детства», – говорил он, имея в виду и груз непосильных обязанностей, лежавший на детях, и отсутствие близости с отцом, который умел только муштровать своих сыновей.
У Варьки нет даже светлых воспоминаний о деревенской жизни. Во сне лишь умирающий в страшных муках отец. Протест Варьки принял ужасающую форму уже в детстве, настолько сильна ее физическая мука при полном отсутствии сочувствия с чьей-либо стороны. К сочувствию и призывал Чехов, выступив адвокатом ребенка-убийцы. Некоторым литераторам того времени рассказ показался неправдоподобным, а сюжет его – «искусственным». Другие же возражали, что подобные истории встречаются и в жизни. Сам Чехов, будучи по профессии врачом, показал в рассказе «Спать хочется», как опасно обременять ребенка непосильным
7
трудом. Детская психика – явление тонкое и сложное, требующее самого бережного отношения.
Л.Н.Толстой, высоко оценив рассказ, относил его к произведениям «первого сорта», назвал «истинным перлом». Толстой и сам много размышлял о деспотизме и безразличии взрослых, калечащих психику детей. Л.Н. Толстой, называя Чехова «Пушкиным в прозе», «несравненным художником», «художником жизни». Писателю удалось в столь сжатой художественной форме раскрыть психологическую драму малолетней служанки, доведенной вынужденной бессонницей до изнеможения и отчаяния.
8
Глава II
Особенности композиции рассказа и стиля писателя
«Огромное дело вы делаете вашими маленькими рассказами, возбуждая в людях отвращение к этой самой полумёртвой жизни».
А.М.Горький.
Композиция произведения – это состав и определённое расположение частей, элементов и образов произведения в некоторой значимой временной последовательности. Композиция делает целое из отдельных частей, самим расположением и соотношением художественных образов выражает художественный смысл. Важную роль играет анализ названия, эпиграфа, первого и последнего предложений. Рассказ «Спать хочется” строится с помощью нескольких композиционных приёмов. А именно: перекличка между началом и концом текста и повторяющаяся деталь как лейтмотив произведения. Спать хочется. Автор использует приём усиления – подбор однородных деталей.
Ребёнок поставлен в условия, когда само физическое существование становится невыносимым и в его душе происходят страшные, непоправимые перемены – он просто перестает быть ребенком.
Маленький шедевр Чехова – стилиста опирается на ключевые слова: глагол «спать» и его синоним, а также предложение «Спать хочется». Глагол «спать» служит и композиционной рамкой рассказа: «Ночь. Варька… качает колыбель… Ребенок плачет.… А Варьке хочется спать. Глаза ее слипаются». Автору удалось нарисовать и зрительную, и звуковую картину дрёмы измождённой от бессонницы девочки. Длинные тени от
9
белья, висящего на верёвке, мигание лампадки, и «тени оживают и приходят в движение», в печке кричит сверчок, похрапывает хозяин, колыбель 9жалобно скрипит, Варька мурлычет. Детский крик и плач раздается на протяжении всего рассказа, начиная со второго абзаца!
«Спать хочется» – с эмоциональным усилием повторяется в середине рассказа, когда девочка засыпает второй раз: «Глядя на них, Варьке страстно хочется спать…» Снова через абзацы уже с измененным порядком слов: «А спать хочется по-прежнему, ужасно хочется…» Несколько изменённая, фраза появляется ещё дважды. Глагол «спать» звучит рефреном в двух последних абзацах: «Убить ребенка, спать, спать, спать…» А в заключительном предложении звучит перифраз: «…она смеется от радости, что ей можно спать». Не случайно это предложение вынесено в название рассказа.
Чехов приводит нас к мысли об истинных виновниках искалеченной жизни девочки, страшен дикий смех Варьки в момент совершаемого ею убийства.
Так «детская» тема рассказа оборачивается совсем не детской проблемой – о судьбе личности в обществе, основанном на социальной несправедливости. В миниатюре Чехов сумел показать психологическую драму Варьки, кроткой и услужливой, но доведенной непреодолимым желанием спать до отчаяния и впоследствии до преступления.
Рассказ «Спать хочется» Чехов написал очень быстро: «На рассказ потребовалось не больше полудня», – признался автор в письме к А.Н. Плещееву от 23 января того же года. Между тем продемонстрировано высокое художественное мастерство. Скульптурная выразительность слова, фразы под «давлением» краткости текста неповторимы, искусство литературной детали доведено до совершенства. Читатель зримо представляет, как Варьке снятся «темные облака…», а потом «вороны и
10
сороки», которые «кричат как ребенок», «галоши хозяина» растут у нее в руках и затягивают ее голову и колыбель с младенцем. Хозяйка без конца дает девочке новые поручения. Измученная бессонницей, Варька находит спасение даже в этой беготне, потому что «когда бежишь, меньше спать хочется».
Кульминация рассказа последовательно вытекает из воспоминаний героини о своем безрадостном детстве. Что она видела хорошего? А у прислуги разве жизнь? Сутками напролет одно и то же. Варька, покачай ребенка! Варька, вымой пол! Варька, поставь самовар!
Писатель – прекрасный знаток детской души, он и сам не был избалован жизнью в том «счастливом» возрасте, понимает ужасное состояние героини, в которое она попала, не может строго судить Варьку за ее ужасный поступок, с сожалением констатирует факт преступления. Заканчивается рассказ там, где дальнейшая ужасная судьба девочки только начинается. Что ее ждет? Если не мгновенная месть хозяев, то карающая рука закона.
Улыбаясь, Варька задушила ребенка. Чехов указывает на явное свидетельство того, что на какое-то мгновение разум девочки, измученной непосильным трудом и бессонницей, помутился, не выдержал испытания. После изнурительной работы сутками ее организм хочет только одного – выспаться. Мешает этому желанию без конца орущий ребенок, которого пришлось заставить замолчать. Зеленое пятно – самое яркое впечатление внешнего в затуманенном сознании девочки, приводит к тому, что читателю становятся все понятнее ее кошмарное состояние и трагический финал рассказа. Доведенная до невменяемого состояния, Варька не справляется с кошмаром. Убийство ребенка – это страшно, но внимание читателя писатель приковывает не к убийству как поступку, а к внутреннему состоянию девочки.
11
На мой взгляд, в конце рассказов Чехова развязки не происходит. Это скорее, начало пока еще неясного нового отрезка пути. Финалы рассказов открыты в жизнь.
Изящная прозаическая миниатюра вместила в себя всю неизбывность человеческого страдания: смерть живого существа, тем более младенца – не выход из мучительного тупика, в котором оказалась героиня рассказа.
….
12
Глава III
Язык рассказа «Спать хочется»
В авторскую речь рассказа включены слова, которые передают восприятие Варькой происходящего, ее душевное состояние в свойственных персонажу речевых формах. «Ребенок плачет. Он давно уже осип и изнемог от плача, но все еще кричит, и неизвестно, когда он уймется». Предложения передают отношение Варьки, которой смертельно хочется спать, к плачущему ребенку; к тому же глагол «уймется» – просторечно-разговорного характера – вполне вписывается по своей экспрессивно-стилистической характеристике и социокультурному статусу в присущей девочке из простонародья лексикон. «В соседней комнате за дверью, похрапывает хозяин и подмастерье…». «Мать Пелагея побежала в усадьбу к господам сказать, что Ефим помирает. Она давно уже ушла, и пора бы ей вернуться». «Помирает» – тоже из лексикона Варьки, по «Словарю современного русского литературного языка» в 17 томах, имеет помету «простореч.» (т. 10, стлб. 1191), а следующая фраза «Она давно…» и особенно ее вторая часть «и пора бы ей вернуться» передает то нетерпение, с которым Варька ждала возвращения Пелагеи с доктором. «Если Варька, не дай Бог, уснет, хозяева прибьют ее». Здесь тоже очевидно субъективное восприятие Варькой сложившейся ситуации и оценка ситуации в характерной для этой девочки речевой манере: «Не дай Бог, прибьют». К подобным лексико-фразеологическим «включениям» просторечно-разговорного характера и к передаче внутреннего состояния персонажа, его восприятия происходящего автор прибегает и в других местах рассказа.
В «Спать хочется» воспроизводятся речевые формы, свойственные персонажу, нужно отметить способность Чехова художественно точно передавать социальные, психологические характеристики речи
13
литературного героя. Как писал один критик, «природа одарила его [Чехова] чрезвычайно редким, присущим только большим художникам даром, так сказать, перевоплощаться в своих действующих лиц… Чехов как выдающийся мастер слова… каким-то чудом, чудом истинного творчества, и телом, и душой преображается в изображаемое лицо».
Тайна воздействия Чехова на читателя, секрет авторского мастерства до сих пор до конца не разгаданы. Чехов – необычный писатель. Так что же хотел сказать автор? У Чехова нет ни послесловий, ни предисловий, ни склонности к проповедничеству и нравоучениям.
14
Заключение
Чехов – самый ненавязчивый и молчаливый среди русских писателей. Как хорошо он знает жизнь, как глубоко проникает в человеческую душу. Чеховский мир не столь богат внешними событиями, но содержателен и глубок. Своеобразие художественного воплощения тем и идей, ёмкость художественной детали, ироническая игра слов, говорящие фамилии, логика сюжетов, неожиданность развязки и вместе с тем неизбежность и закономерность свершившегося, достигнутое писателем путём контрастов, повторов, сравнений, пейзажей.
Очень важную роль в рассказе Чехова играет диалог. Он, собственно, и движет действие. Портреты героев даются обыкновенно только несколькими словами и основными штрихами.
Творчество Чехова – это эстетически совершенное воплощение в художественных образах движения философской мысли. Заслуга Чехова перед русской литературой для детей и о детях огромна. Образ ребёнка в произведении А.П. Чехова вмещают в себе простоту, свободу, естественность, самовыражение. Именно в этом состоянии, руководствуясь побуждениями своего естества, внутреннего «я», герой совершает поступки, наиболее адекватные ситуации, верно реагирует на состояние другого, когда внутреннее и внешнее не противоречат друг другу. Взаимодействие ребенка и взрослого чаще всего приводит к конфликту. Чеховский конфликт не отражает эпохальных переломов, но вместе с тем значителен неизбежностью своего возникновения, проблематичностью, глубиной. Этот конфликт в художественном мире писателя зачастую оказывается этапным моментом становления личности маленького героя, и возникает в процессе взаимодействия ребенка с миром и его взрослыми представителями.
15
Я убедилась в том, что здоровье любого общества следует оценивать по его отношению к детям. В художественном мире писателя ребенок наделен исключительными полномочиями: он словно выступает в роли универсального и неподкупного судьи, является эпицентром вселенной, беззащитной и потому легко ранимой совестью человечества. Ребенок служит как бы лакмусовой бумажкой для безошибочной проверки, что есть добро и что есть зло, где живет правда, и где таится ложь, для надежного определения состояния здоровья общества, для установления правильного диагноза, если последнее больно или если в нем что-то не совсем ладно. На основе этого можно сказать, что наше современное общество начинает понемногу выздоравливать, так как, наконец-то, государство стало обращать внимание на проблемы материнства и детства.
В конце своего исследования мне хотелось бы сделать некоторые выводы.
1. Детский образ, неповторимый и незабываемый, придает рассказу Чехова особый колорит, особую атмосферу.
2. Детская тема, присутствующая во всем творчестве Чехова, решается им в предельно кратком и лаконичном плане, определяемом как спецификой формы рассказа, так и тем, что идеал, пестуемый Чеховым, слишком далеко отстоял от российской действительности той поры.
16
Список литературы.
И.Н.Арзамасцева, С.А.Николаева/Детская литература: Учебник для студ. Высш.и сред. Пед. Учеб. Заведений.- 2-е изд., стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 472с.
Бердников Г. П. А. П. Чехов. Идейные и творческие искания. – М., 1984. – С. 73-75.
Бердников Г. П. Над страницами русской классики. М., 1985.
Голубков В. А. Рассказы А. П.Чехова о детях // Творчество А. П.Чехова. – М., 1956.
Громов Л. П. Тема детства и проблема воспитания в творчестве Чехова // Труды историко-филологического факультета Ростовского-на-Дону гос. ун-та. – Вып. 5. – Ростов-на-Дону, 1962.
Зайцев В. И. А. П.Чехов и детство // Дошкольное воспитание. – 1973. – № 6,7.
Из школьных лет Антона Чехова: Сборник воспоминаний / Сост., предисл. и пояснит, статьи к разделам Н.Роскиной. М., 1962.
Макарова В. А. А. П.Чехов // Русская детская литература. – М., 1972.
Одинцов В.В. “Степь”. Новаторство стиля//“Русская речь”, No 1. 1980.
Паперный З. Горькое веселье: о юморе Чехова // Детская литература. – 1992. – № 2. – С. 31-34
Руденко В. Ф. Чехов – детям // Труды Одесского ун-та. – Одесса, 1962. – Вып. 12. – Т. 152.
Семанова М. Л. Чехов – художник. М., 1976.
Сухих И.Н. Проблемы поэтики А. П.Чехова. – Л., 1987.
Чехов А. П. Спать хочется // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1982. Т. 7. [Рассказы. Повести], 1888—1891. М.: Наука, 1977 .
Хрестоматия по детской литературе: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений / Сост. И.Н.Арзамасцева, Э.И.Иванова, С.А.Николаева.- 2-е изд., стереотип,- М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 544с.
«Кто зайцев хочет кушать – папашу должен слушать»: детская тема в рассказах А.П. Чехова [Электронный ресурс] // proza.ru :[национальный сервер современной прозы]. – М., 2006. URL: http://www.proza.ru (16.10.06).