Содержание

1. Эволюция форм познавательной деятельности человека
2. Чувственное, рациональное, интуитивное познание
3. Философское учение об истине
4. Практика и ее роль в познании
Список использованной литературы

1. Эволюция форм познавательной деятельности человека.

В борьбе за выживание человечество может выбрать один из двух векторов эволюции. Во-первых, оно может попытаться сохранить себя и всех своих эволюционных спутников, совершенствуя инструменты познания. То есть попытаться сохранить текущие природные условия на Земле, причем, не обязательно в пределах Земли. Во-вторых, человечество может попытаться продолжить эволюцию тела человека, целенаправленно изменяя его строение, делая его все более независимым от природных условий. От того, какой выбор сделает человечество или его часть, будет зависеть конечный результат эволюции.
Допустим, выбран первый путь – сохранение природы человека и его среды обитания, то есть позиция «зеленых» победила. В этом случае человек, как наиболее приспособленный к сложившейся экосистеме вид, и в далеком будущем будет выглядеть как современный человек.
Но если эволюция человечества не станет проявляться в изменении человека и окружающей его природы, то где же она будет фактически сосредоточена? Как было указано выше, эволюционно человек отличается от животных тем, что он обладает уникальной способностью преобразовывать окружающие его предметы. Такое преобразование достигается за счет уникальных свойств рук и органов чувств, а также свойств нервной системы моделировать окружающую действительность на основе данных, полученных от органов чувств.
Исходя из этого, естественным направлением эволюции будет усиление функций рук, органов чувств и познавательного отдела нервной системы. Так как мы предполагаем, что строение человека не будет изменяться, то эволюция станет проявляться в изобретении внешних по отношению к телу человека устройств, усиливающие средства познания человеческого тела. Например, перемещение предметов с помощью рук усилено уже сегодня различными механизмами и, в частности, развитой уже сегодня транспортной системой, которая может перемещать предметы на огромные расстояния, в том числе, и за пределы Земли. Орган зрения усилен, например, устройствами дистанционного наблюдения, приборами ночного видения, а также приборами, которые в состоянии регистрировать световые волны, недоступные зрению. Орган слуха усилен, например, средствами радио, телефонии и другими средствами телекоммуникации. Тактильная чувствительность (то есть ощущение прикосновения, температуры и др.) усилена термометрами и другими устройствами, воспринимающими малейшие колебания, например, поверхностей (почвы, стола и др.). Вкусовые ощущения и обоняние, которые представляют собой реакцию организма на определенные химические элементы, усилены приборами, которые применяют химики при анализе химического состава вещества. Аналитическая деятельность нервной системы усиливается компьютерными программами обработки информации. Как видно, на сегодня эволюция человечества идет пока по пути сохранения своей идентичности, что приводит к смещению эволюции от тела человека в сторону эволюции машин, усиливающих познавательные механизмы человека.
Экстраполируя этот процесс на далекое будущее можно предвидеть перемещение всех, причем усиленных, познавательных функций организма человека на неживые объекты, то есть машины и тогда целесообразность сохранения живого тела может оказаться бессмысленной. Ведь реализация человека в устройствах абсолютно независимых от очень неустойчивых природных условий Земли и других планет кажется, на первый взгляд, очень заманчивой. Следовательно, в конечном счете, этот вектор развития человечества все равно ведет к уничтожению живых существ, несмотря на то, что сформулированная начальная цель этого направления эволюции была абсолютно противоположной.
Кстати, человечество уже встало и на путь перемещения генетический информации в компьютеры, но почему-то пока на это обстоятельство никто не обращает особого внимания. Ведь фактически, если получена генетическая карта человека и, тем более, другого более просто организованного существа, то появляется принципиальная возможность построения виртуального объекта, развитие и поведение которого определяется виртуальным генетическим кодом. И как только будут раскрыты законы реализации генетического кода в живом существе, ничто не помешает все их моделировать на компьютере. Причем уже сегодня достаточно активно моделируется работа генов на компьютерах. В предельном случае, генетическое моделирование на компьютере может привести к созданию виртуальные живых существ, которых можно будет помещать в виртуальную среду обитания и наблюдать за их развитием и поведением на экране. Причем эти виртуальные создания будут осознавать себя как реально существующие личности, обладающие свободной волей, а человек по отношению к ним окажется в роли Творца, то есть Бога.
Рассмотрим теперь другой путь – совершенствование тела человека, как средства познания природы. Если следовать пути, намеченному эволюцией, тогда необходимо усиливать в теле человека механизмы исследования и преобразования природы. Освобождение от функции передвижения верхних конечностей оказалось краеугольным камнем стимуляции познавательного процесса у человека, а, следовательно, трансформация нижних конечность в орган познания (то есть, фактически, в еще одну пару рук) может дать дополнительный выигрыш. Возможно.
В этом направлении просматриваются два варианта трансформации. Симметричное развитие тела со специализированными органами чувств для «нижних рук»: глаза, уши и т.п. Тогда возникнет создание, очень похожее на героя «котопса» из детского сериала, у которого с одной стороны тела голова кошки, а с другого – собаки. Однако, дублирование функций не означает их усиление. И в этом отношении, создание двуголового существа («котопса») не обязательно должно привести к усилению у него интеллекта. Если только такая трансформация не является переходной к стадии слияния двух мозгов, «верхнего» и «нижнего», в единый четырехполушарный мозг. В истории формирования и развития науки можно выделить две стадии, которые соответствуют двум различным методам построения знаний и двум формам прогнозирования результатов деятельности.
Первая стадия – преднаука. Изучает те вещи и способы их изменения, с которыми человек многократно сталкивался в производстве и обыденном опыте. Он стремился построить модели таких изменений с тем, чтобы предвидеть результаты практического действия. Вещи, свойства и отношения фиксировались в познании в форме идеальных объектов, которыми мышление начинало оперировать как специфическими предметами, замещающими объекты реального мира. Способ построения знаний путем абстрагирования и схематизации предметных отношений наличной практики обеспечивал предсказание ее результатов в границах уже сложившихся способов практического освоения мира.
Вторая стадия – научное познание. Исходные идеальных объекты не черпаются из практики, а заимствуются из ранее сложившихся систем знания (языка) и применяются для формирования новых знаний. Эти объекты погружаются в особую «сетку отношений», структуру, которая заимствуется из другой области знания, где она предварительно обосновывается в качестве схематизированного образа предметных структур действительности. Соединение исходных идеальных объектов с новой «сеткой отношений» способно породить новую систему знаний, в рамках которой могут найти отображение существенные черты ранее не изученных сторон действительности. Благодаря новому методу построения знаний наука получает возможность не только изучить те предметных связи, которые могут встретиться в сложившихся стереотипах практики, но и проанализировать изменение объектов, которые в принципе могла бы освоить развивающаяся цивилизация. Т.к. научное познание начинает ориентироваться на поиск предметных структур, которые не могут быть выявлены в обыденной практике, возникает потребность в особой форме практики – научном эксперименте.
Говоря о детерминации процесса познания, выделяют два вида факторов: внутренние (логико-гносеологические) и внешние (социально-экономические). Не абсолютизируя влияние внешних факторов на науку, необходимо все же констатировать их доминирующую роль на современном этапе развития общества и заметное воздействие на когнитивный процесс на протяжении всей истории науки в целом.
Отметим, что единство содержания и определенной формы общественных отношений составляет отдельный уровень социальной детерминации. Предлагается трехуровневая концепция социальной детерминации научного познания.
Эволюция познания – возникновение у субъекта новых потенциальных моделей познания, например, с помощью вирусов или мутаций.
Расширение знаний, в соответствии с предложенной теорией, не может рассматриваться как эволюция познавательного процесса, так как все модели окружающей действительности уже у человека

Содержание 1 Эволюция форм познавательной деятельности человека 2