Содержание
1.Дайте характеристику основных этапов развития социально- политической мысли.В чем принципиальное различие американской и европейской школ в современной политологии?
2.Раскройте место и функции государства в политической системе общества.
3.Что такое партийные системы?Дайте типологию партийных систем.
4.В каких формах может проявиться политическая активность личности? В чем смысл этой активности?
5.На чем, по- вашему, основывается власть?В каком случае власть носит политический характер?
Список литературы

1.Дайте характеристику основных этапов развития социально- политической мысли.В чем принципиальное различие американской и европейской школ в современной политологии?
Основные этапы Особенности и характерные черты Основные представители
Политическая мысль Древнего Востока Политическая мысль не выделялась в самостоятельную отрасль знаний, отражалась в мифологической форме, господствовало понимание божественного происхождения власти. Конфуций, Мо-Цзы, Лао-Цзы, Шан-Ян
Политическая мысль античности Постепенное освобождение политических взглядов от мифологической формы, выделение их как относительно самостоятельной части философии.Анализ устройства государства, классификация форм государственной власти, определение идеальной формы правления Солон, Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон, Сенека
Политические учения Средневековья Развитие социально-политической мысли в основном усилиями политических деятелей.Обоснование теологической теории политической власти.Роль религии и государства в политике Августин Аврелий, Фома Аквинский
Политическая мысль Возрождения Развитие гуманистических начал в политической теории, освобождение от теологии М. Лютер, Ж. Боден, Н. Макиавелли.
Политические идеи Просвещения Анализ проблем прав и свобод человека, закона и государства, демократического устройства общественной жизни Дж. Локк, Т. Гоббс, Ш. Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо.
Политические теории XIX века Формирование либеральной политической идеологии.Обоснование необходимости политической власти
Характеристика правового государства и гражданского общества.Формирование концепции прав человека и гражданина И. Кант, И. Г. Фихте, Г. Гегель
Политические учения XX века Разработка теории демократии и теории элит.Исследование политических партий и политических систем
Концепция политической модернизации
Теория планирования.Разработка концепции тоталитаризма Г. Моска, Р. Михельс, М. Вебер, Р. Арон, З. Бжезинский, К. Поппер, Б. Рассел.

Политическая мысль Древнего Востока
Конфуций (551-479 гг. до н.э.). Свое учение изложил в труде «Беседы и поучения». Развил патриархальную концепцию государства, которая заключается во взгляде на государство как на большую семью и на власть императора как на своеобразную власть отца в этой семье. Отношения правителей и подданных похожи на отношения в семье, где младшие зависимы от старших. Существует неравенство: «темные» люди (простолюдины) должны подчиняться «благородным мужам». Конфуций выступал за аристократическую форму правления.
Лао-Цзы (VI-V вв. до н.э.). Основал школу даосизма. Даосисты исходили из того, что человек – часть природы, а потому находит свое счастье только в единстве с природой. Цивилизация является источником несчастий, потому что человек теряет покой. Государства должны быть маленькими, с немногочисленным населением, идея даосизма предусматривала создание минигосударств на уровне сел, общин; правителям рекомендовалось как можно менее вмешиваться в естественное течение жизни.
Шан Ян (390-338 гг. до н.э.). Основал ведущее течение политической мысли Древнего Китая – легизм. Легисты считали, что государство должно ликвидировать распущенность народа, установить определенные эталоны в мыслях и действиях всех граждан. Они выступали за укрепление чиновничьего и карательного аппарата, введение жестких норм, которые регулируют все сферы жизни, и выполнение которых обеспечивается угрозой наказания. Возникает идея равенства всех перед законом. Легисты подчеркивали, что лучше наказать несколько невиновных, чем пропустить одного злодея. Легисты выступали против накопления гражданами частной собственности. Способствовали утверждению деспотии.
  Политическая мысль античности
Солон (между 640-635 и 559 гг. до н.э.). Государство требует таких законов, которые соединили бы право и силу. В результате проведенных им реформ, политические права граждан начали зависеть не от происхождения, а от размера собственности. Солон считал, что беззакония и междоусобицы — наибольшее зло, а порядок и закон – наибольшее добро для государства.
Сократ (470-399 гг. до н.э.). Первым сформулировал концепцию договорных отношений между государством и ее гражданами. Возможность политической свободы связывал с господством мудрых и справедливых законов. Основой нормального существования государства считал нерушимость законов, подчинение им всех граждан. Выделял такие формы правления: царство, тирания, аристократия, плутократия, демократия. Выступал против демократии, где власть принадлежит большинству народа, т.е. грубым и некомпетентным людям.
Платон (427-347 гг. до н.э.). В диалоге «Государство» разработал теорию идеального государственного строя. Государство является отражением строения человеческой души, где трем ее началам (разумному, волевому и вожделеющему) соответствуют три общественных класса-сословия: философов-правителей, воинов и производителей. Смысл и требование справедливости состоит в том, чтобы каждый занимался своим делом и не вмешивался в чужие дела. Поэтому для обеспечения справедливости необходимо достигнуть иерархического подчинения различных сословий на основе внутренних качеств каждого из них. Разумное начало (философы) должно господствовать, волевое начало (воины) быть защитой от внутренних и внешних врагов, подчиняясь первым; оба сословия управляют началом неразумным и вожделеющим – рядовыми свободными гражданами, которые занимаются хозяйственной деятельностью. Чтобы власть реализовывала интересы всего общества, а не свои собственные, правящие сословия (философы и воины) освобождаются от всех частных отдельных привязанностей, прежде всего личного имущества и семьи. Все вещи, женщины и дети должны стать общими, принадлежащими всем вместе, но никому в отдельности. Платон отрицал все существующие виды государственного устройства как неустойчивые и порочные именно потому, что власть в них всегда есть реализацией эгоистических интересов отдельных социальных групп во имя собственного блага. Это касается и тех государств, где господствует волевое начало (тимократия), и тех где господствует вожделеющее начало (олигархия, демократия, тирания).
Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Политические взгляды изложены в трудах «Политика», «Афинская полития». Считал, что государство возникло естественным путем для удовлетворения жизненных потребностей граждан, и целью его существования является достижения блага людей. Он первым назвал человека «существом политическим», т.е. таким, который может жить только в государстве. Формы государства Аристотель разделял в зависимости от количества правителей и целей, которые они преследуют. В соответствии с целями правителей, он выделял правильные и неправильные формы государства. В правильных формах цель правителей общественное благо, в неправильных – свое личное благосостояние. По количеству правителей выделял правление одного, правление немногих, правление большинства. Соответственно у него фигурировало 6 форм государства: 3 неправильных (тирания, олигархия и демократия) и 3 правильных (монархия, аристократия, полития). Наихудшей формой правления является тирания, где власть осуществляется деспотическими методами одним человеком в личных интересах. Лучшей формой правления является полития, где власть осуществляется большинством и направлена на общественное благо. Полития – средняя форма государства, в которой перевешивает средний элемент: в обычаях – умеренность, в имуществе – средний достаток, в управлении – среднее сословие. Середина во всем позволяет избежать крайностей и смягчить противоречия между бедными и богатыми, что обеспечивает разумное управление и политическую стабильность.
Цицерон (106-43 гг. до н.э.). Определял государство как дело приобретения всего народа. Провозглашал, что «народ – не какое-либо объединение людей, собранных вместе каким-то образом, а объединение людей, связанных между собой соглашением в вопросах права и общностью интересов». То есть государство является согласованным правовым общением граждан. Главная причина происхождения государства – врожденная потребность людей жить вместе и необходимость охраны собственности. Истинный правитель – мудрый, справедливый, предусмотрительный, уравновешенный, красноречивый, знающий учение о государстве, разбирающийся в вопросах права. Природное право возникло задолго до государства, без вмешательства людей, полностью отвечает божественным наставлениям, распространяется на всех без исключения индивидов, является постоянным, вечным и неизменным. Разделил войны на справедливые и несправедливые.
Сенека (4 г. до н.э. -65 г. н.э.). Отстаивал идею духовной свободы всех людей независимо от их места в обществе. Не отрицал рабство, но защищал человеческое достоинство раба, призывал к гуманному отношению к этой части населения.
 Политические учения Средневековья и Возрождения
Августин Аврелий (354-430 гг.). Свои взгляды изложил в труде «О граде Божьем». Рассматривает политические вопросы, опираясь на библейские положения. Все социальные, государственные и правовые учреждения и установки подает как следствие греховности человека, заложенной еще Адамом и Евой. Греховность земной государственно-правовой жизни проявляется в господстве человека над человеком, в отношениях управления и подчинения, господства и рабства. Такое положение он называет «естественным порядком» человеческой жизни и критикует его с религиозно-идеальных позиций божественного порядка и его прообраза в лице христианской церкви. Греховный порядок мира имеет временный характер и будет существовать до второго пришествия Христа и судного дня, когда установиться «царство небесное». До тех пор Августин оправдывает существующие социально-политические порядки, но лишь в той мере, в которой они не противоречат христианской религии и церкви. Он считает приемлемыми все формы правления в том случае, если в государстве сохраняются воплощенные в праве справедливость и уважение к религии.
Фома Аквинский (1225-1274 гг.). Его политические взгляды изложены в трудах «О господстве владык», «Сумма теологии». Государство рассматривается как определенная часть универсального порядка, творцом и правителем которой является Бог. Власть имеет божественный характер. Цель государства – сохранение порядка и гражданского спокойствия. Идеальной формой управления он считал смешанную: монарх воплощает единство, аристократия – принадлежащие ей заслуги, народ, который включается в управление, является гарантом социального согласия. Действия монарха ограничены законом. Если правитель в своих действиях отклоняется от воли Божьей, заботиться лишь о себе, то народ может восстать против него, но принимать решение должна церковь.
Николо Макиавелли (1469-1527 гг.). «Государь», «История Флоренции». Заложил основы политической науки, впервые ввел в научный оборот термин «государство». В центре политической концепции поставил человека, который в своей деятельности руководствуется частными интересами, обусловленными стремлением сохранить и умножить свою собственность. Человеческий эгоизм обусловил появление государства как регулятора отношений между людьми. Утверждал, что для достижения политических целей правитель может использовать любые средства, несмотря на требования морали: обманывать, мстить, физически уничтожать противников («цель оправдывает средства»). Политика, по его мнению, — это сфера подлости и вероломства. Политика и мораль не имеют между собой ничего общего, главное в политике сила и выгода. Абсолютная власть быстро развращает как правителей, так и подданных.
 Политические идеи Просвещения
Ш. Л. Монтескье (1689-1753 гг.) «О духе законов». Выделял три формы правления: республику, монархию деспотизм. Каждую форму правления характеризует определенный размер территории: монархии – небольшие, республики – средние, империи – огромные. Республике свойственен недостаточно иерархизованный порядок, умеренность, законность, участие всех в реализации высшей власти. Монархия отличается иерархичностью, дифференциацией граждан, но тут также присутствует и умеренность и законность. Для деспотии характерно отчужденность населения от власти, беззаконие, страх перед своеволием правителя. Монтескье отстаивал необходимость разделения власти на законодательную, судебную и исполнительную: одна власть должна сдерживать другую, что является необходимым условием политической свободы.
Ж.-Ж. Руссо (1712-1778). «Об общественном договоре». Считал, что вначале все люди жили в природном состоянии и гражданского общества не существовало. Основой социального неравенства стала частная собственность, что привело к гибели начального равенства и появлению общества. Обманутые богачами люди поступились своей свободой, чтобы получить свободу гражданскую, и путем общественного договора создали государство и законы, которым должны были подчиняться все. Однако создание государства привело не к гражданскому равенству, а к появлению социального неравенства. Основой всякой законной власти является соглашение людей, проявлением которого является общественный договор. Сущность договора – каждый человек отдает себя под высшее руководство общей воли и становится ее участником. Власть таким образом переходит к ее верховному носителю, суверену, которым являются все участники соглашения, т.е. народ. Народный суверен – это власть, которая осуществляется общей волей большинства и является неделимой. Суверенная законодательная власть может осуществляться лишь непосредственно самим народом-сувереном. В зависимости от того, кому поручается исполнительная власть – всем, нескольким или одному, Руссо различает 3 формы правления: демократия, аристократия и монархия. Отличия между ними не имеют большого значения, т.к. везде суверенитет и законодательная власть принадлежат народу.
 Политическая мысль XIX века
И. Кант (1724-1804 гг.) «Метафизика нравов», «О вечном мире». Наиболее полно обосновал политическую доктрину либерализма и является одним из первых творцов концепции правового государства. Государство, по Канту, базировалась на принципе разделения власти на верховную, исполнительную и судебную. «Верховной» он называл власть, которая производит законы и принадлежит «коллективной воле народа». Исполнительная власть должна подчиняться верховной. Основными видами политического устройства, историческими видами власти были: автократия, аристократия и демократия. Кант отдавал преимущество первому виду. Его идеалом была конституционная монархия. Однако главное не форма государства, а методы осуществления власти; республика сама по себе еще не является демократией, а автократия – деспотией. Все определяет разделение власти.
Благо и назначение государства заключается в совершенном праве, в наибольшем соответствии устройства и режима власти принципам права. Право должно быть общеобязательным, для чего право надо наделить силой принуждения, что делает государство. Народ не имеет права на восстание, а лишь на пассивное сопротивление.
И.Г. Фихте (1762-1814 гг.) поддерживал концепцию естественного права и общественного договора. Он выступал против деспотизма монархов, и считал, что общая воля народа является ядром законодательства и определяет границы влияния государства. Государство Фихте рассматривал как временный институт, который является условием и средством обеспечения безопасности, организации производства, науки, образования и воспитания людей. Государство является злом и постепенно его заменит моральность. После исчезновения государства установится естественное положение человека, которое будет отвечать его настоящей природе и назначению.
Г. Гегель (1770-1831гг.) «Философия права». Сторонник наследственной монархии, которая ограничена законами. Он является одним из родоначальников идеи гражданского общества, которое понимал как систему общественных институтов, которые выступают посредниками между государством и индивидом, защищают интересы граждан и их групп на государственном уровне. Государство по своей природе является идеальным образованием, оно не зависит от государства, наоборот, общество не может существовать без государства. Идеальным государством является конституционная монархия, где существует разделение властей на власть законодательную, власть правительственную и власть монарха. Законодательная власть – это власть определять всеобщее, правительственная власть подводит под всеобщее отдельные случаи. Монарх, поскольку за него все решают законы, лишь присоединяет к ним свою волю.
В современной западной политологии существуют две основные школы: европейская и американская. Они серьезно отличаются между собой.
Европейская политология берет свое начало от истории идей, т.е. от изображения хода развития основных политических проблем и убеждений, и идет через государственное право к учению о политических институтах, взаимодействии общества и личности, власти и свободы, к проблемам преодоления отчуждения человека от своего собственного Я, перехода от принципов «эгоистического индивидуализма» к ценностям «общественной личности».К числу наиболее значительных достижений «европейской школы» относятся:
-разработка программы «гуманной организации» экономической жизни путем привлечения трудящихся к участию в управлении экономикой (Э. Фромм);
-создание теории социального конфликта, согласно которой человек «существует лишь в лице регулируемого конфликта, свободного рыночного хозяйства, широкой гласности упорядоченных политических дискуссий, формирующих конституции свободы» (Р. Даренфорд);
-разработка причин и механизма циркуляции властвующих групп – «теория кругооборота элит» (В. Парето, Г. Моска);
-разграничение опытного знания и ценностей, объяснение характера социального действия, исходя из анализа индивидуальных мотивов – концепция «понимания» (М. Вебер);
-учение о соотношении эволюции и революции, о неизбежности «духовного взрыва в случае осознания человеком невозможности жить в условиях прежнего общества» (Ж. Эллюль);
-развитие теории власти, лидерства, демократии, международного сотрудничества, взаимодействия человека и окружающей среды и др.
Классиком европейской политологии по праву считается немецкий социальный философ и экономист Макс Вебер (1864-1920гг.), труды которого оказали сильное влияние на мировую социологию и политологию XX века. В работах «Протестантская этика и дух капитализма», «Хозяйство и общество» М. Вебер утверждает, что в позднекапиталистическом обществе политическая жизнь людей в решающей степени определяется бюрократией – быстро растущем слоем профессиональных управляющих.Разработанное М. Вебером учение о бюрократии не потеряло своего значения в настояще6е время. Он считал, что ее общими чертами являются: неизменные методы руководства; четкое распределение функций; иерархия властных полномочий; коллективная (государственная) собственность на средства осуществления власти служебные места; кругообращение документов. Условиями занятия любой должности в этом аппарате власти являются: назначение, наличие необходимой квалификации, постоянство служебной деятельности, платность.
Что касается политической науки США, то ее отличает ярко выраженный прагматизм и политический реализм. Она ориентируется на анализ социальной структуры и неформальных социальных институтов, общественного мнения и поведения, всего комплекса социально-политических процессов, норм и отношений через исследование личности и малых групп во всем многообразии их психологических и социально-культурных характеристик. Американские политологи уделяют большое внимание изучению конфликтов, бюрократии и процедур принятия решений, неформальных объединений, способов вовлечения граждан в политику, поведения политических лидеров, взаимоотношений народов, региональных и глобальных проблем.
Вместе с тем, в отличие от «европейской школы» американской политологии недостает исторического измерения. В ней доминирует склонность к собиранию эмпирических данных. Американцы открыли технику интервью, разработали метод эксперимента в малых группах, создали систему изучения общественного мнения. В то время как европейские политологи занимались историей идей, политической философией, анализом инструкций и партийных структур, американские политологи опрашивали политических индивидуумов, изучали, как делается политика.

2.Раскройте место и функции государства в политической системе общества.
Понятие «государство» и «политическая система» соотносятся как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму «общеобязательности». Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объем деятельности по управлению, регулирует практически все основные сферы жизни общества. Поэтому важным принципом государства является универсализм, или всеобщность.
Государство является сердцевиной политической системы, ее стержневым элементом. Вокруг него объединяются все остальные составляющие политической системы.
Центральное место государства в политической системе общества определяется практической реализацией всего тог, что связано с его признаками:
1. государство выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства;
2. государство – единственный носитель суверенитета;
3. оно содержит специальный аппарат (публичную власть), предназначенную для управления обществом;
4. имеет «силовые» структуры (вооруженные силы, милицию, службу безопасности и т.п.);
5. владеет монополией на законотворчество;
6. располагает специфическим набором материальных ценностей (государственной собственностью, бюджетом, валютой и т.д.).
В основе классификаций функций лежат сферы деятельности государства, т.е. области общественных отношений, на которые оно воздействует.
Функции государства обычно делят на внутренние и внешние.
Внутренние функции — это главные направления деятельности государства в пределах данной страны, характеризующие внутреннюю политику государства. Они разделяются на охранительные и регулятивные.
К охранительным функциям относятся: соблюдение законности, охрана правопорядка, защита прав и забот граждан, охрана окружающей среды и т.п. Словом, охранительные функции обязывают государство поддерживать и охранять установленный в обществе порядок функционирования различных сфер общественной жизни.
К регулятивным функциям государства можно отнести экономическую, социальную, функцию финансового контроля и системную. Регулятивные функции государства заключаются в развитии различных сфер общественной жизни. Создании соответствующих условий для развития личности, поддержания необходимого порядка протекания различных общественных процессов.
Экономическая функция выражается в выработке и проведении необходимой экономической политики, т.е. в планировании и проведение мероприятий, направленных на создание условий для развития промышленности, сельского хозяйства и всех иных направлений экономического развития.
Социальная функция выражается в оказании помощи нуждающимся членам общества, выделение средств на строительство жилья, дорог, развития сети образования и здравоохранения и т.д.
Функция финансового контроля обязывает государство учитывать доходы отдельных граждан и организаций, следить за соблюдением ими налогового законодательства, охранять основы финансовой деятельности.
Системная функция состоит в поддержании нормального хода политического процесса и сохранения основных параметров политической системы общества. Сюда можно отнести законодательные, административные и контролирующие меры, проводимые государственными органами в сфере политической жизни общества.
Внешние функции государства связаны с его внешнеполитической и международной деятельностью.
Внешнеполитическая деятельность государства направлена на отстаивание интересов государства в его взаимоотношениях с другими государствами. Эта деятельность строиться на основе использования возможностей международного права.
Внешнеэкономическая деятельность призвана развивать экономические связи с другими странами в взаимовыгодных условиях.
Оборона государственных рубежей – одна из главнейших задач государства как в мирное время, так и в случае нападения противника, в военное время. Для ее реализации государство использует все свои возможности и ресурсы – экономические, де6мографические, политические и т.п.
Выполнение этих функций государством является предпосылкой для устойчивого экономического, социального и политического развития страны.

3.Что такое партийные системы?Дайте типологию партийных систем.
Партийная система: институт, который характеризует политическую организацию общества и сам характеризуется, с одной стороны, отношениями между политическими партиями и государством, а с другой — взаимоотношениями партий с другими общественными элементами политической системы и гражданами.
Типы партийных систем:
1) в зависимости от характера политического режима выделяют партийные системы:
– демократические — широкие гражданские права и свободы человека;
– авторитарные — непререкаемое подчинение власти;
– тоталитарные — контроль государственной системы всех сфер жизни общества;
2) в зависимости от количества партий, борющихся за власть или влияющих на нее:
– однопартийные (монопартийные) – обеспечивается исключительное право одной партии на фактическое осуществление политической власти в обществе (например, Коммунистическая Партия Советского Союза, Коммунистическая партия Китая);
– двухпартийные (бипартизм) – одна из двух партий в случае ее победы на выборах имеет большинство мест в законодательном органе или назначение ее кандидатов на посты президента и вице-президента (например, консерваторы и лейбористы в Великобритании («Тори» и «Виги»), республиканцы и демократы в США);
– многопартийные — в которых ни одна из партий, как правило, не способна завоевать поддержку абсолютного большинства избирателей, поэтому правительства чаще всего бывают здесь коалиционными, т. е. состоящими из представителей двух или нескольких партий (Швеция, Дания, Голландия);
– «двухсполовинные» – ведущие партии не располагают твердым большинством голосов в парламенте и привлекают к формированию правительства третью партию на правах младшего партнера (Канада, Австралия, Германия);
3) в зависимости от соотношения партий с различным политическим статусом: мажоритарные, доминирующие и коалиционные;
4) в зависимости от устойчивости партийной структуры и межпартийных отношений: стабильные и переходные;
5) в зависимости от характера межпартийных отношений: конкурентные и неконкурентные.
Важнейшими основаниями, по которым оценивается эффективность той или иной партийной системы, являются:
– восприимчивость к запросам и нуждам общества;
– способность трансформировать их во властные решения;
– возможность обеспечить демократический контроль за деятельностью властных структур.
Однопартийная система наиболее характерна для тоталитарных и авторитарных политических режимов. Такие режимы исключают плюрализм мнений и открытую конкуренцию различных политических сил. Однопартийность — это фактическая монополия одной партии на власть. Такая партийная система сливается с государственными структурами, и их функции непросто разграничить.Некоторые исследователи считают, что однопартийную систему нельзя причислять к числу партийных систем как таковых, поскольку один элемент не может образовывать систему. Однако на практике однопартийные системы существуют.
Двухпартийные системы наиболее характерны для устоявшихся демократических режимов власти (США, Англия, Австралия). В таких политических системах каждая из партий способна самостоятельно, без коалиции с другими политическими силами, сформировать правительство и осуществлять власть.Двухпартийная (бипартийная) система имеет свои сильные и слабые стороны. К сильным относятся: стабильность политической системы; высокая степень управляемости государством; предсказуемость политической деятельности и др. К недостаткам можно отнести то, что такая система достаточно консервативна, не способна адекватно выражать все многообразие социальных интересов различных общественных групп и классов; закрыта для вхождения в политику «свежих» альтернативных сил; правящая партия сращивается с государственным аппаратом.
Двух с половиной партийные системы — нечто среднее между двухпартийной и многопартийной системой. Суть такого симбиоза заключается в том, что ни одна из двух основных соперничающих политических партий не в состоянии набрать необходимое число голосов для формирования правительства. Например, одна партия набрала 46 % голосов, другая — 42 %, в то время как для формирования правительства необходимо иметь 50% плюс один голос. В этой ситуации несколько процентов голосов, которые имеет некая малозначительная промежуточная партия, становятся решающими для политической перспективы любой из двух основных партий. Таким образом, небольшая партия может приобрести значительные властные полномочия в политической системе.
Многопартийная система состоит из трех и более однопорядковых по своему влиянию политических партий. Ни одна из них не располагает достаточной поддержкой со стороны избирателей и не в состоянии без вступления в коалицию победить на выборах и сформировать правительство.
Многопартийная система более дифференцированно отражает разнообразные интересы различных социальных групп. У избирателей появляется больше вариантов выбора и соответственно больше удовлетворенность от того, что есть политическая партия, которая выражает сугубо их интересы и интересы их единомышленников. Кроме того, многопартийная система является более открытой для различного рода инноваций.В то же время многопартийная система также имеет определенные недостатки. Она менее стабильна, создаваемые ею правительства также неустойчивы. Разногласия между партнерами по коалиции не всегда способствуют созданию эффективного и легитимного правительства. Поиски компромиссов во время формирования правительства и в периоды принятия важных решений могут привести к конфликтам и даже к его расколу (роспуску). Кроме того, на согласование различных вопросов уходит много времени и средств.
Партийные системы с доминирующей партией возникают в условиях реальной многопартийности, когда за власть на регулярных общенародных выборах борются несколько партий. В этом отличие данной системы от однопартийной, которая не предполагает альтернативы.
Суть партийной системы с доминирующей партией состоит в том, что одна партия в течение длительного периода времени побеждает своих конкурентов и находится у власти. Так, Либерально-демократическая партия в Японии находилась у власти без перерыва 38 лег (до 1993 г.). Многие политики объясняют данный феномен тем, что экономика страны в тот период находилась на подъеме («японское экономическое чудо»). Партия Индийский Национальный Конгресс также находилась у власти более 30 лет (с 1947 г.).
В числе причин существования партийной системы с доминирующей партией можно назвать:
-эффективную политику, проводимую находящейся у власти партией (например, Япония);
-неразвитость партийной системы (например, Индия, Россия);
-использование правящим классом административного ресурса для создания «партии власти» и недопущение реальной демократической конкуренции в ходе предвыборной кампании, на выборах и при подсчете голосов (например, Россия).

4.В каких формах может проявиться политическая активность личности? В чем смысл этой активности?
Политическая активность — форма включения субъекта в политику, совокупность его действий для достижения коллективных целей.Она может проявляться как политическое поведение и политическая деятельность.
Политическое поведение— это активность субъектов в рамках предложенных им профамм реализации их коллективных интересов.
Существует два вида участия:
-участие с низкой вовлеченностью. Оно проявляется в выполнении распоряжений властных органов;
-участие с высокой вовлеченностью, которое предполагает активность в составе общественных движений, политических партий, групп интересов и др.; это может быть посещение митингов, участие в политических демонстрациях, избирательных кампаниях, коллективных обращениях и т. д.
В рамках второго вида различают подвиды: автономное и мобилизованное политическое участие. 
Автономное участие — это добровольная исполнительная активность граждан в составе общественных объединений. 
Мобилизованное участие — это принудительная активность в составе каких-либо общностей. Мотивами такого участия могут быть страх, административное принуждение, экономическая выгода, традиции и т. п. Мобилизованное участие всегда направлено на поддержку властного органа, проводящего акцию, ею целью является демонстрация преданности участников данному органу власти и одобрение политики, проводимой данным субъектом (будь то государственная или негосударственная организация).
Политическая деятельность — это творческая активность субъектов, целью которых является формулирование и реализация коллективных интересов определенного сообщества. Выразителями таких особых интересов выступают группы, обладающие необходимыми материальными и интеллектуальными ресурсами, — элиты. Социальные элиты имеют целью свой вариант построения политических отношений и активно стремятся к достижению этой цели. Политический деятель— личность, представляющая определенную политическую силу и проявляющая активность в соответствии с программой реализации коллективных интересов этой политической силы. Одна из таких общественных сил, как правило, стоит у власти и осуществляет свою программу. Остальные общественные группы сотрудничают с ней, когда имеют полностью или частично совпадающие цели либо находятся в легальной или нелегальной оппозиции. В рамках этих различных политических сил инициативные творческие лидеры занимаются политической деятельностью, а остальные граждане осуществляют политическое участие.
Сотрудничество обеспечивает устойчивость существующей системы политических отношений. Требования, если они есть, выражаются в законных формах. Оппозиционность означает протестую политическую активность людей, вызванную неудовлетворенностью (фрустрацией) их своим положением. Она направлена против сложившейся системы политических отношений и выражается в требованиях, которые порой сопровождаются несанкционированными действиями: митингами, демонстрациями, забастовками, отказом повиноваться распоряжениям властей и т. п. Протестная активность с использованием нелегитимного насилия оценивается как политическое преступление. Это могут быть бунты, восстания, террористические акции и т. д. Протестное поведение объясняет концепция депривации. Депривация — состояние недовольства, вызванное расхождением между оценкой субъектом реальною и ожидаемою состояния общества.
Политическую активность личности как форму реализации политических интересов рассматривают в качестве критерия развития политических отношений. Гражданина в демократичном обществе отличают проявление интереса к политике, вовлеченность в поли тические процессы, наличие определенных познаний в политике. То есть атрибутом политически активного индивида становится гражданственность. Это высокая и сознательная вовлеченность личности в политику, приверженность интересам сообщества, готовность идти на жертвы ради данных интересов. Такое качество в древнегреческом полисе считалось главной добродетелью и оценивалось как высшая форма патриотизма. В условиях империй и монархий гражданственность отождествлялась с понятием «лояльность». Лояльность — это уважение к органам власти и верность действующим законам. В современных политических системах гражданское общество не совпадает с государством. Поэтому содержание понятия «гражданственность» изменилось и уже не является тождественным понятию «лояльность». Проявление гражданственности связывают с борьбой за права и свободы личности. Гражданская позиция противопоставляется конформизму, который означает непротивление господствующим в обществе отношениям даже в случае несогласия с ними.
В любом обществе в большей или меньшей степени имеет место политическая пассивность. Она может выражаться в уклонении от любых общественных и государственных дел. Крайней формой политической пассивности выступаетабсентеизм — проявление равнодушного отношения людей к политической жизни общества. В таком случае человек не интересуется политикой даже на уровне малой группы. Рост абсентеизма может свидетельствовать о кризисе системы политических отношений. Политическая апатия является результатом неспособности или невозможности индивида влиять на ход политических событий, политический процесс.

5.На чем, по- вашему, основывается власть?В каком случае власть носит политический характер?
Родительская власть заключена не только в контроле поведения ребенка, но и побуждении его к определенным действиям. Она проявляется способностью родителей создать, как благоприятные условия для ребенка тем самым поощрить его поведение, так и причинить боль и дискомфорт, и таким образом его наказать. Это делается для достижения главных целей – морального воспитания, заложения и развития необходимых качеств, самостоятельности ребенка в его дальнейшей жизни. Этот вид власти носит политический характер.
Тренер-спортсмен. Власть выступает средством реализации педагогической деятельности тренера. Она предусматривается как управление подготовкой игроков их двигательной активностью, воспитанием индивидуализацией. Успешность власти как спортивно-педагогического труда измеряется не только спортивными достижениями а и уровнем воспитанности спортсмена, тем насколько он сформирован, его физическим и духовным развитием.
Власть офицера над солдатами. Позволяет выполнять основную задачу – подготовку, обучение солдат. Также поддерживать дисциплину, выполнять координацию их действий при выполнении различных задач. Задачи могут быть учебными, боевыми, хозяйственными, тренировочными.
Власть милиционера над гражданами. Власть милиции над гражданами лежит в пределах своих функций, которые определяются Конституцией. Милиция имеет задачи обеспечения безопасности личности, общественной, охраны собственности и общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие некоторых видов преступлений, розыск лиц.
Власть организатора преступного сообщества над её членами. Такая власть выражена, в чётком распределении функций между соучастниками преступной группировки, присутствии внутри жесткой дисциплины. Власть используется для установления связей, организационно-управленческих структур, создания единых и жестких правил взаимоотношений и поведения. А так же для наказаний за нарушение порядка в основном путем взысканий. Этот вид власти носит политический характер.
Власть президента над госслужащими. Президент является главой государства и выступает от его имени, является гарантом суверенитета государства и его целостности, соблюдения Конституции прав и свобод человека. В этом президенту служат его различные инструменты, госслужащие которые составляют различные органы власти и структуры государственного аппарата. Этот вид власти носит политический характер.

Список литературы
1. История политических учений. Учебник/ Зотов В. Д. Зотова Л. В.
М.: Юристъ 2005
2. Политология. Курс лекций. Учеб. пособие / Под ред.А.А Радугина.-М.:Центр,1999.
3. Политология. Учебник/ Под ред.В.И Буренко.-М.:Экзамен,2004.
4. Политология. Учебник/ Под ред.В.Н Лавриненко.-М.:Юнити,1999.
5. Политология. Учебник для вузов/Р.Т Мухаев.-М.:Приор,2001

Содержание 1 Дайте характеристику основных этапов развития социально- политической мысли