А.А. Зализняк считает, что словоизменение – это система, в которой для каждого слова в языке существует множество различных его форм. Для того, чтобы лучше понять, что представляет собой словоизменение, можно сопоставить его с другой функцией языка – со словообразованием.
Все словоформы (то есть различные формы одного и того же слова) принадлежат к единственной лексеме. Это значит, что все они обладают одним лексическим значением, несмотря на различные грамматические формы.
Например, «книга» или «книге» относится к одном и тому же предмету. Разница лишь в том, что эти два слова отличаются принадлежностью к тому или иному падежу. Если же речь идет о словообразовании, то при изменении формы слова, меняется и его лексическое значение. Допустим, слово «учить» и «учитель» имеют не только разные грамматические формы, но и разные лексические значения. Поэтому при словообразовании слова не относятся к одной лексеме.
Описывая грамматику языка, часто обращают внимание на грамматические разряды. Каждый класс слова имеет собственную словоизменительную систему, то есть собственную парадигму. Также каждый грамматический разряд имеет собственные грамматические категории, в рамках которых меняются слова. Эти категории принято называть словоизменительными. Например, если говорить о классе «существительные», то словоизменительными категориями для них являются число и падеж. Если говорить о «местоимениях-существительных, то словоизменительными категориями для них являются падежи.
Если говорить о притяжательных прилагательных, а также о местоимениях-прилагательных и о порядковых числительных, то для них словоизменительными категориями являются число, род, падеж, одушевленность или неодушевленность.
Получается, что грамматические разряды связаны с тем, как слова делятся на части речи, однако эта связь не является всеобъемлющей. Например, некоторые местоимения подпадают в разряд существительных, а некоторые – в класс прилагательных или числительных. Точно также и глаголы могут быть частью разных грамматических классов.
Если идет словоизменение существительного, числительного, местоимения или прилагательного, то это называется склонением. Если же изменяются глаголы, то это называется спряжением. Также в русском языке существуют грамматические разряды слов, которые никогда не изменяются. К примеру, сюда входят предлоги, частицы и союзы.
Словоизменение как механизм выражения значения слова
Е.А. Земская пишет о том, что словоизменение можно определить как некий механизм, который позволяет выразить грамматическое значение в слове русского языка.
Во-первых, этот механизм подразумевает применение суффиксов и окончаний, а также иных средств.
Во-вторых, применяться могут и различные комбинации слов. Например, мы знаем, что повелительного наклонение у глагола никак не определяет время.
В-третьих, существуют правила, в соответствии с которыми можно объединять эти грамматические знаки с основами.
Также некоторые определяют словоизменение, как механизмы изменения слов, включающие в себя лишь морфологические методы, такие как использование префиксов и суффиксов.
Другие же в это понятие вкладывают также и использование частиц и служебных частей.
Грамматические методы, которые применяются для словоизменения, именуют словоизменительными. А те категории, которые применяются для словообразования, именуют словообразовательными. К словоизменительным, например, относятся род, падеж, время и лицо. А к словообразовательным, к примеру, можно отнести уменьшительно-ласкательные формы, название человека, совершающего действие, методы совершения действия.
Для того, чтобы успешно формировать лингвистические навыки у дошкольников очень важно в совершенстве владеть морфологией, знать как работают процессы словообразования и словоизменения.
Просто невозможно переоценить важности для педагога знать структуру слова. Это поможет ему в дальнейшем правильно обучать детей письму и чтению, а также помогать им развивать в себе орфографические навыки и грамматические знания.
Для того, чтобы развить детский интерес к русскому языку, необходимо помогать ему обогащать свой лексический словарный запас, учиться применять на практике методы словоизменения и словообразования, а также учиться проводить морфемный анализ.