Многочисленные исследования в области педагогики подтверждают необходимость с самого раннего (дошкольного) детства формировать самостоятельность ребенка как личности. Важно учить детей не просто пассивно наблюдать за действительностью, но активно преобразовывать ее.
Существующие сегодня документы в правовом поле также к этому побуждают. В современной концепции воспитания дошкольников заложены основные принципы, которые позволяют прививать детям социальную активность и инициативу.
Что мы рассматриваем под формированием самостоятельности?
Формирование самостоятельности – тема многогранная. И разные авторы рассматривали ее с разных сторон.
Природу самостоятельности изучали А.Г. Хрипкова и А.И. Пидкасистый.
Г.Н. Година проводила исследование структуры самостоятельности и взаимодействие ее компонентов.
Т.И. Горбатенко описала взаимодействие самостоятельности с психическими процессами человека.
Т.Н. Филютина изучала влияние самостоятельности на адаптацию ребенка к детскому саду.
Сегодня многие ученые активно исследуют то, при каких условиях возможно формирование самостоятельности дошкольников.
Также исследователей интересует вопрос о том, что является причиной того, что одни дети легко приобретают это качество, а другие – с трудом. Но несмотря на проводимую в этом направлении работу, данная тема до сих пор относится к разряду малоизученных.
Самостоятельность ребенка в дошкольном возрасте
По-прежнему остается актуальным вопрос о формировании у дошкольников самостоятельности. Д.В. Сергеева пишет, что уже в дошкольный период особенно важно проводить активную работу по формированию самостоятельности и творческой активности.
Многие психологи приводят доводы в пользу того, что именно в дошкольном возрасте личность переживает самый благоприятный период для развития творчества и самостоятельности.
Мы проанализировали имеющуюся по теме педагогическую и психологическую литературу. Это позволило обнаружить наиболее острые проблемы в вопросах формирования самостоятельности у старших дошкольников.