Множество исследований педагогов и психологов посвящено исследованию развития речи детей. Речевая деятельность имеет очень сложную структуру. Эта область работы мозга сочетает в себе такие свойства, как автоматизм, линейность, тяга к творчеству и многомерность. Обычно формирование речи протекает постепенно и незаметно для окружающих, именно поэтому ученые смогли пока подробно описать далеко не все речевые механизмы.
Например, пока не понятно, каким образом дети запоминают огромное множество различных слов в сжатые сроки и благодаря чему они учатся сочетать эти слова между собой и изменять их. Ученые могут лишь выдвигать теории по этим вопросам.
Благодаря исследованиям полностью доказано, что именно общение со взрослыми людьми способствует успешному усвоении языка ребенком. На первом этапе ребенок усваивает лишь некоторые слова в разных формах, но при этом он не может воспользоваться правилами языка. Малыш просто повторяет слова в той форме, в которой слышит их чаще всего от взрослых.
Со временем ребенок начинает изменять формы слов, вставляя их в разные речевые конструкции.
Иногда детям свойственно создавать свои слова, которые не существуют в родном языке, однако они при этом используют правильные модели (обычно высокопродуктивные).
Обычно дети не слишком задумываются о том, какие слова выбирать и как их правильно сочетать в своих высказываниях. При этом они автоматически употребляют их правильно. Это происходит потому, что язык не подразумевает изолированное использование различных слов. Чаще всего значения слова зависит от контекста и от того, где в деривационном ряду оно находится.
Слово – это лишь элемент целой системы языка. Именно упорядочивание слов и их взаимодействие образуют связную речь, которую и усваивает в конечном счете мозг ребенка.
Язык представляет собой как систему, которая строиться согласно логическим правилам, а также норму, которая подразумевает традиционное использование структурных элементов системы. Сначала ребенок воспринимает язык как систему, а только потом начинает усваивать языковые нормы.
Языковая система может быть усвоена только благодаря хорошо развитым языковым способностям, которые обычно присутствуют у всех нормальных детей.
Помимо языковых способностей, которые человек приобретает при рождении, существуют способности, которые формируются постепенно по мере овладения языком. Например, языковое чутье для каждого человека имеет разную степень. А именно от чутья языка зависит, насколько хорошо человек сможет изучить родной язык в целом.
О том, что существует языковое чутье, говорили в своих исследованиях Ф. де Соссюр, А.А. Потебня, А.Р. Лурия, И.и. Срезневский и другие.
Но разные теории подразумевают использование разного термина. Кто-то языковое чутье называет даром слова. Кто-то употребляет термин языковая способность. Кому-то ближе понятие «языковое чувство». Есть и другие понятия, причем каждый толкует их по своему.
Языковое чутье подробно изучено также С.И. Львовой, Г.А. Черемухиной и другими исследователями.
Если говорить о физиологической составляющей языкового чутья, то об этом пишут С.Ф. Жуйков, А.М. Шахнарович и другие.
Однако в ходе исследования было выявлено противоречие между необходимостью развития языкового чутья у учащихся младших классов и недостаточностью изученностью педагогических условий развития языкового чутья у учащихся младших классов на уроках литературного чтения.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования, которая заключается в изучении педагогических условий развития языкового чутья у учащихся младших классов на уроках литературного чтения.
Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Развитие языкового чутья у учащихся младших классов на уроках литературного чтения».
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий развития языкового чутья у учащихся младших классов на уроках литературного чтения.
Объект исследования: процесс развития языкового чутья у учащихся младших классов на уроках литературного чтения.
Предмет исследования: педагогические условия развития языкового чутья у учащихся младших классов на уроках литературного чтения.
Гипотеза исследования: предполагается, что развитие языкового чутья у учащихся младших классов на уроках литературного чтения будет эффективнее при следующих педагогических условиях:
– воспитание чувственного восприятия учащихся через выполнение различных упражнений;
– обогащение словарного запаса учащихся через речевые игры;
– обучение пересказу текста.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
– на основе анализа лингвистической и психолого–педагогической литературы по проблеме определить степень изученности избранной темы;
– определить особенности развития языкового чутья у учащихся;
– выявить, обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития языкового чутья у младших школьников на уроках литературного чтения.
Методологическая основа и теоретическая база исследования Анализ действия механизма языкового чутья произведен на основе общих положений теории о кодовых переходах в речи (Н.И. Жинкин, А.Р.Лурия, А.А. Леонтьев, С.Д. Кацнельсон и др.), теории речевой деятельности (А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя, Т.В. Рябова, A.M. Шахнарович и др.).
Определяющее значение для создания методической системы обучения имели достижения методической науки по использованию методов, опирающихся на языковое чутье в практике обучения младших школьников (Ф.И.Буслаев, К.Д. Ушинский, A.M. Пешковский, Л.П. Федоренко, Л.И.Айдарова, А.П. Еремеева, С.Ф. Жуйков, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, СИ. Львова, Т.Г. Рамзаева, М.С. Соловейчик, Е.Н. Пузанкова и др.), а также исследования, касающиеся разработки проблемы речевых ошибок в младшем возрасте (М.М. Кольцова, Т.Н. Ушакова, В.К. Харченко, С.Н. Цейтлин, К.И.Чуковский и др.).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие научно – исследовательские методы:
а) лингвистические(описательный, функциональный);
б) методические(социально педагогический – наблюдение за учебным процессом, изучение и обобщение опыта работы, экспериментальный метод).
Опытно-экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе начальной школы №______ города _____________.
Исследование проводилось в три этапа.
Постановочный – выбор и осмысление темы, изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировки цели, предмета, объекта, задач, исследование и постановка гипотезы.
Собственно-исследовательский – разработка комплекса мероприятий и их системное проведение, обработка полученных результатов.
Интерпретационно-оформительский – проведение контрольного эксперимента, обработка и систематизация материала.
Научная новизна исследования состоит в том, что рассмотрено понятие «языковое чутье», определены особенности его развития у младших школьников на уроках литературного чтения.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования на уроках в начальной школе в процессе развития языкового чутья младших школьников.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе всех его этапов в МАОУ СОШ №____ города _____. Результаты и выводы исследования заслушивались на заседаниях МО педагогов начальных классов школы.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Общий объем работы 66 страниц компьютерного текста (без приложения).
ПЛАН РАБОТЫ ПРЕДСТАВЛЕН НИЖЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОГО ЧУТЬЯ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
1.1. Понятие «языковое чутье» в психолого-педагогической литературе…..8
1.2. Особенности развития языкового чутья у учащихся младших классов……………………………………………………………………………18
1.3. Педагогические условия развития языкового чутья у учащихся младших классов на уроках литературного чтения…………………………..25
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………………………………….38
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЯЗЫКОВОГО ЧУТЬЯ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
2.1. Диагностика уровня развития языкового чутья у учащихся младших классов…………………………………………………………………………………39
2.2. Реализация педагогических условий развития языкового чутья у учащихся младших классов на уроках литературного чтения ……………….46
2.3. Анализ результатов исследования…………………………………………59
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………………………………….65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….68
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………….71
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….78