Рассказ – малая форма повествовательной литературы, в которой дается изображение какого-либо эпизода из жизни героя. Кратковременность изображаемых событий, малое число действующих лиц – отличительные особенности рассказа. Выдающимся представителем этого жанра является Антон Павлович Чехов. Достаточно только вспомнить такие его произведения, как «Толстый и тонкий», «Каштанка», «Тоска», «Палата № 6», «Лошадиная фамилия» и многие другие. Один из самых известных его рассказов – «Ванька», фраза из которого: «На деревню дедушке», стала крылатой. Несмотря на прошедшее время, богатейшее творческое наследие Чехова остается актуальным и в наши дни. Думаю, так происходит потому, что писатель писал о людях, их проблемах и надеждах, о том, что волнует человечество до сих пор. Также Чехов – непревзойденнный мастер художественных деталей, с помошью которых перед читателем наиболее полно и ярко выявляется смысл произведения. Что же такое художественная деталь?..Художественная деталь – это одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемые автором предмет, картину или характер в особенной обстановке. Деталь художественная может относиться к внешности, одежде, интерьеру, пейзажу, и многому другому. Соответственно, она может быть портретной, пейзажной, речевой, бытовой. Каждой художественной детали в тексте свойственна определенная функция: сюжетная, изобразительная, эстетическая, оценочная, информативная, иносказательная, психологическая и ряд прочих. Художественная деталь выступает элементом текста, композиции, стиля, мира, который изображает автор.Исследователь Ветохина отмечает, что деталь является «смысловым фокусом, конденсатором авторской идеи, лейтмотивом произведения. Таким образом, художествнная деталь – важная составляющая текста, художественного образа, которая может относиться к характеру, виду героя, обстановке, разным предметам. Ей свойственны определенные функции. Как они реализуются в тексте, рассмотрим на примере рассказа «Ванька».
Сюжет рассказа известен – девятилетний сирота Ванька Жуков, отданный в ученики сапожнику Аляхину, пишет письмо своему дедушке, Константину Макарычу. На первый взгляд, обыденная ситуация. Но уже в самом начале Чехов вводит примечательную сюжетную деталь – мальчик не ложится спать в «ночь под Рождество». А почему? Потому что это – волшебная ночь, ночь сбывающихся надежд… Перед тем, как начать писать, Ванька пугливо оглядывается на двери и окна, косится на потемневший образ, рядом с которым – сапожные колодки. Это – психологические детали, они показывают, что мальчик боится: его застанут за тем, что он делает и накажут. Боится потому, что бумага и чернила, которые он взял – хозяйские. Заржавленная ручка показывает уровень образованости в этом доме, так же, как образ раскрывает отношение к духовности. Это – описательные детали. Итак, Ванька бережно раскладывает бумагу и пишет. При этом он поглядвыает в темное окно, в котором отражается свечка – символ надежд одинокого мальчика. Живется ему тяжело: его бьют, морят голодом, нагружают непосильной для ребенка работой. Он пишет письмо и вспоминает, как ходил с дедушкой за елкой для господ, как был по-своему счастлив. В письме Ванька просит: «Милый дедушка, а когда у господ будет елка с гостинцами, возьми мне золоченый орех и в зеленый сундучок спрячь. Попроси у барышни Ольги Игнатьевны, скажи, для Ваньки». Как всякий ребенок, Ванька мечтает в праздничную ночь о подарке, о чуде. Но автор буквально несколькими строками развеивает эту иллюзию – в рассказе говорится о том, что баоышня Ольга Игнатьевна от «нечего делать» научила мальчика грамоте и танцам, «кормила леденцами», приблизила к себе. А когда мать мльчика, горничная Пелагея, умерла, Ванька был отправлен на кухню, а затем – в Москву, к сапожнику. Получается, мальчик был для господ такой же игрушкой, каким был бы для сироты золоченый орех. С той лишь разницей, что Ванька бы дорожил орехом, берег его. А сиротой не дорожил никто. По господской воле он оказался в неприветливом доме сапожника. Но Ванька – ребенок, не осознает этого. Таким образом, такой непримечательный предмет, как орех, становится деталью, раскрывающей трагедию одной судьбы. «Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой…» — пишет Ванька. В конверт, купленный за копейку, –из этой детали можно представить, каких усилий стоило мальчику получить и сохранить эти деньги, Ванька вкладывает драгоценное письмо… Но «адрес», который он пишет, безжалостно говорит читателю, что исполнение мечты, о которой молит сирота, становится невозможным. Разве только случится чудо.
С другой стороны, по рассказу можно понять, что, даже если бы мальчик вернулся к деду, чуда бы не произошло. Константин Макарыч – ночной сторож. Внешне веселый и беззаботный человек, но — такой же подневольный, как внук. Если бы с дедом что-то случилось, Ваньке пришлось бы идти «в ученье» или на работу, фактически – в рабство.
Но все-таки, думаю, автор оставляет читателю надежду: в последнем эпизоде, когда Ванька опускает письмо в ящик, потом засыпает и видит сон о печке, дедушке и собаке Вьюне. Детскую душу не обманешь. И пусть надежда – лишь сон, они иногда сбываются.
Исходя из написанного, можно сделать следующие выводы: рассказ – лакончная, но содержательная форма повествательной литературы. Среди знаменитых представителей этого жанра можно выделить А.П. Чехова, выдающегося мастера художественных деталей. Художественная деталь – важный элемент в тексте, помогающий выявить его смысл, донести авторскую идею. С помощью ряда таких деталей: сюжетных, описательных, психологических, которыми насыщен рассказ «Ванька», писатель раскрывает перед читателем трагедию судьбы мальчика-сироты.Несмотря на нетрадицоннный для рождественского рассказа финал, писатель оставляет надежду на лучшее в эпизоде сна Ваньки Жукова.

Список литературы:
1. Краткий словарь литературоведческих терминов: Кн.для учащихся/Ред.-сост. Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев. – 2-е изд.,дораб.– М.:Просвещение, 1985. – 208 с.

2. Ветохина В.В. Деталь в рассказах А.П. Чехова//Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. – 2004 — № 2. – С.26-27.

3. Антон Чехов. Человек в футляре. Сборник. – М.: Издательский дом АСТ, 2007. – 217 с.

Рассказ – малая форма повествовательной литературы в которой дается изображение какого-либо эпизода из жизни героя