Рабочая тетрадь.

Тема № 1 «Логика как наука»

1. Определите, о какой науке идет речь в следующих высказываниях:

1. Эта наука изучает абстрактное мышление – логика.
2. Предметом этой науки выступает «всеобщее» – философия.
3. Раздел языкознания, изучающий значение единиц языка – семантика.

2. Раскройте понятие «законы логики». Укажите, кто является автором законов логики
Законы логики отражают законы мышления. Закон мышления – это необходимая, существенная, устойчивая, повторяющаяся связь между мыслями. Формально-логические законы отражают в сознании человека определенные отношения, существующие между предметами объективного мира. Законы логики способствуют правильному мышлению, но не детерминируют его. Правильным мышлением называется мышление, которое соответствует логическим нормам и законам. При этом речь идет о наиболее общих нормах и требованиях логики, которые она предъявляет к нашему мышлению.
Существует 4 формально-логических законов. Закон тождества, непротиворечия и исключенного третьего сформулированы философом Аристотелем. Закон достаточного основания сформулировал Г. В. Лейбниц.
1. Закон тождества: «В процессе определенного рассуждения всякое понятие и суждение должны быть тождественны самим себе». Закон тождества утверждает, что любая мысль (любое рассуждение) обязательно должна быть равна (тождественна) самой себе, т. е. она должна быть ясной, точной, простой, определенной.
2. Закон противоречия: «Два противоположных суждения не могут быть истинными в одно и то же время и в одном и том же отношении». Закон противоречия говорит о том, что если одно суждение что-то утверждает, а другое то же самое отрицает об одном и том же объекте, в одно и то же время и в одном и том же отношении, то они не могут быть одновременно истинными.
3. Закон исключенного третьего: «Из двух противоречащих суждений одно истинно, другое ложно, а третьего не дано». Закон исходит из общетеоретического допущения, что всякий предмет, вещь могут либо обладать (хотя бы в какой-то степени), либо не обладать некоторым (произвольным) признаком. Поэтому с этим законом нужно быть осторожным в ситуациях, где дают о себе знать переходные состояния вещей.
Закон исключенного третьего требует однозначного выбора в качестве истинного и соответственно ложного одного из членов формального противоречия. При этом закон, поскольку касается только формы, заранее не предопределяет, какой из двух членов этой пары имеет место, а какой нет. Этот вопрос решается опять же только путем обращения непосредственно к самим предметам, конкретным ситуациям.
4. Закон достаточного основания утверждает, что любая мысль (тезис) для того, чтобы иметь силу, обязательно должна быть доказана (обоснована) какими-либо аргументами (основаниями), причем эти аргументы должны быть достаточными для доказательства исходной мысли. Закон достаточного основания, требуя от любого рассуждения доказательной силы, предостерегает нас от поспешных выводов.
3. Принято считать, что мышление тесным образом связано с языком , но не тождественно ему. Укажите 3 различия между языком и мышлением.
1) Мышление осуществляется в общих для всех людей формах, а естественные языки очень сильно различны; 2) строение языка и мышления также различно. К основным единицам мышления относятся понятия, суждения и умозаключения. Составными частями языка являются фонема, морфема, лексема, предложение, аллофон и др.; 3) мышление отражает объективный мир в идеальных образах с разной степенью глубины и детализации, постепенно приближаясь к более полному охвату предметов и их определенности, к постижению сущности. Язык же закрепляет полученное знание, он выделяет и подчеркивает в нем то, что ранее было сделано мышлением. Причем делает он это с помощью своих, специально выработанных для этого средств, в результате чего в формах языка достигается адекватное воспроизведение характеристик предметной действительности; 4) язык развивается под влиянием предметной деятельности и традиций культуры общества, а мышление связано с овладением понятийным аппаратом и законами логики, с познавательными способностями субъекта.

Тема № 2 «Понятие»

4. Обобщите понятия:
а) Конституция РФ;
Решение:
Конституция РФ / конституция / Нормативный правовой акт / юридический документ / документ  
б) Государственная Дума;
Решение:
Государственная Дума /  палата Федерального собрания / учреждение наделенное законодательной властью / учреждение
в) тоталитаризм;
Решение:
Тоталитаризм / политический режим / режим
г) правовой обычай.
Решение:
правовой обычай / обычай / способ поведения

5. Укажите вид отношения между понятиями. Изобразите графически (при помощи кругов Эйлера) эти отношения.
1. А) Солист Большого Театра, В) дирижер, С) музыкант, Д) хоккеист.
Решение:
D
B
C

A

Понятия «солист Большого театра» (A) и понятие «музыкант» (B) находятся в отношении пересечения. Понятия «музыкант» (С) и понятие «дирижер» находятся в отношении подчинения (все дирижеры являются музыкантами, но не все музыканты дирижеры).

2. (А)Любитель музыки, (В) музыкант, (С)тракторист, (Д) искусство.
D
C
A
Решение:

B

Понятие «любитель музыки» и понятие «музыкант» находятся в отношении подчинения. Понятия «любитель музыки» и понятие «тракторист» находятся в отношении пересечения. Понятия «музыкант» и «тракторист» находятся в отношении соподчинения (родовое понятие вид деятельности человека). Понятие «искусство» по отношению к остальным понятиям является несравнимым.

6. Укажите, какие правила определения, нарушены в следующих суждениях.
1. Красота – гармония линий.
Решение:
Данное определение является некорректным, поскольку определяющее понятие «гармония линий» является метафорой, образным средством, которые несет в себе информацию (эстетическую), но не раскрывает сущностные характеристики.
2. Мышление – это способность мыслить.
Решение:
Данное определение является некорректным, поскольку является тавтологичным, определяемый предмет определяется через самого же себя (мышление нельзя раскрывать через понятие «мысль»).  

7. Укажите правила деления и ошибки, которые возможны при данной операции.
Если с помощью определения понятия раскрывается его содержание, то с помощью деления понятия – его объем. Деление понятия – это логическая операция, позволяющая с помощью избранного основания деления (признака, по которому осуществляется деление) распределяет объем делимого понятия (множества) на ряд членов деления (подмножеств).
Правильное деление понятий предполагает соблюдение определенных правил.
Деление должно быть соразмерным, т.е. сумма объемов видовых понятий должна быть равна объему делимого родового понятия. Нарушение ведут к ошибке: неполное деление, деление с лишними членами.
Деление должно производится только по одному основанию (дабы не было перекрещивания объемов понятия)
Члены деления должны исключать друг друга, т.е. не должны пересекаться.
Деление должно быть непрерывным (не допускается делать скачки в делении).

Тема № 3 «Суждение»

Укажите одно правильное решение:
8. «Погода изменилась и, если вчера было пасмурно, то сегодня не одной тучи» – данное предложение является суждением…
а) эквивалентным
б) дизъюнктивным
в) импликативным
г) отрицательным

9. Явно или не явно выраженная в суждении дополнительная информация о фактическом или логическом суждении есть
а) модальность
б) силлогизм
в) квантор
г) субъект

10. «Земля, вероятно, вращается вокруг Солнца» является ……..суждением
а) модальным
б) атрибутивным
в) утверждающим
г) релятивным

11.Составте по одному примеру каждого из простых суждений по следующим формулам. Дайте объединенную классификацию суждений, изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката.

1. «Все S есть Р»
Решение:
«Все бабочки (S) насекомые (P)». По объединенной классификации суждений является суждение общеутвердительным («SaP»). Субъект распределен, а предикат нераспределен. Отношения между понятиями выглядят так:
P-

S+

2. «Некоторые S есть Р»
Решение:
S-
P-
«Некоторые студенты (S) военнообязанные (P)». По объединенной классификации суждений, суждение является частноутвердительным («SiP»). Субъект и предикат суждения нераспределены. Отношения между понятиями выглядят так:

3. Ни одно S не есть Р
Решение:

P+

S+
«Ни один петух (S) не является перелетной птицей (P)». По объединенной классификации суждений, суждение является общеотрицательным («SaP»). Субъект и предикат суждения распределены. Отношения между понятиями выглядят так:

4. Некоторые S не есть Р
Решение:
S-
P+
«Некоторые юноши (S) не служили в армии (P)» По объединенной классификации суждений, суждение является частноотрицательным («SoP»). Субъект нераспределен, а предикат распределен. Отношения между понятиями выглядят так:

12. Приведите по 3 примера сложных суждений, определив связку и записав его формулу.
1. «Посеешь поступок (p) – привычку пожнешь (q). Посеешь привычку (q) – характер пожнешь (r). Посеешь характер (s) – судьбу пожнешь (t). Следовательно, посеешь поступок (p) – судьбу пожнешь (t)».
Выделяем пропозициональные переменные и зафиксируем связь между ними с помощью логических терминов: ((p→q)˄(q→r)˄(s→t))→(p→t)Данное высказывание представляет собой сложное условное умозаключение.
2. «Следствием установлено, что поджог склада могли совершить трое его рабочих – Листов («p»), Боровой («q») и Синицин» («s»). Выделяем пропозициональные переменные и зафиксируем связь между ними с помощью логических терминов: (p˅q˅s). Данное высказывание представляет собой сложное дизъюнктивное суждение.
3. «Вечно он был занят работой по дому (p), домашними упражнениями (q), проверкой работ студентов (s)». Выделяем пропозициональные переменные и зафиксируем связь между ними с помощью логических терминов: (p˄q˄s). Данное высказывание представляет собой сложное конъюнктивное суждение.

13. Укажите антецедент и консеквент условных суждений, приведите их символическую запись. Дайте определение этим понятиям.
Антецедент и консеквент (от лат. antecedent — предшествующий, предыдущий и consequens — следствие) — два высказывания, из которых с помощью логической операции импликации («если…, то …») образуется сложное импликативное высказывание. Антецедент — высказывание, которому предпослано слово «если», Консеквент — высказывание, идущее после слова «то». Два высказывания, составляющие условное высказывание, именуются также основанием и следствием. 
1. Если гражданин Н. является инвалидом Великой Отечественной войны, то на него распространяются права и льготы, присущие только этой группе людей.
Решение:
Обозначим пропозициональные переменные и выразим связь между переменными с помощью логических операторов:
«гражданин Н. является инвалидом Великой Отечественной войны» — «p» (антецедент)
«на него распространяются права и льготы, присущие только этой группе людей» — «q» (права) и «s» (льготы) (консеквент).
Символическая форма: p→(q˄s)
2. Следователь вправе произвести следственный эксперимент, если необходимо уточнить данные по делу.
Решение:
Обозначим пропозициональные переменные и выразим связь между переменными с помощью логических операторов:
«необходимо уточнить данные по делу» — «p» (антецедент)
«Следователь вправе произвести следственный эксперимент» — «q» (консеквент)
Символическая форма: p→q
3.Автомобиль не мог бы пройти на скорости поворот, если бы у него были неисправны тормоза.
Решение:
Обозначим пропозициональные переменные и выразим связь между переменными с помощью логических операторов:
«у него были неисправны тормоза» — «p» (антецедент)
«Автомобиль не мог бы пройти на скорости поворот» — «q» (консеквент)
Символическая форма: p→⌐q
4. Если по истечении срока временной работы с работником не был расторгнут договор, он считается принятым на постоянную работу.
Решение:
Обозначим пропозициональные переменные и выразим связь между переменными с помощью логических операторов:
«по истечении срока временной работы с работником не был расторгнут договор» — «p» (антецедент)
«он считается принятым на постоянную работу» — «q» (консеквент)
Символическая форма: ⌐p→q

14. Заполните обобщенную таблицу распределенности терминов в суждении.

Термины Виды суждений

A E I O
S + + — —
P (-+) + (-+) +

Субъект распределен в общих суждениях и не распределен в частных; Предикат — всегда распределен в отрицательных суждениях, в утвердительных суждениях он распределен тогда, когда по объему P≤S.

Тема 4. Вопросно-ответная система

15. Укажите правила постановки ответа и возможные ошибки.
Ответ — это суждение, вызванное вопросом. Основными функциями ответа являются: а) уменьшение неопределенности, заключенной в вопросе, или б) указание на неправильную постановку вопроса.
Знание правил постановки вопроса и его связей с ответом позволяют сформулировать следующие правила формулирования ответа:
1. Ответ должен быть ясным, однозначным и кратким. Это во многом зависит от того, как отвечающий понимает вопрос и хочет ли он на него давать ответ.
2. Ответ должен уменьшать неопределенность вопроса, быть информативнее его. Многие споры и дискуссии бесплодны в силу отступления от этого правила. «Толкут воду в ступе» — говорят в таких случаях.
3. При некорректной постановке вопроса ответ должен содержать и указание на эту некорректность. В некоторых случаях достаточно сказать, что в таком-то пункте вопрос не ясен и требует уточнения. В других — что вопрос не заслуживает обсуждения, поскольку он окончательно решен и ответ известен. В третьих — что требовать ответа пока преждевременно, поскольку вопрос неразрешим в силу недостатка каких-то данных, отсутствия подходящих методов решения и т. д. Особого внимания заслуживают вопросы, источник некорректности которых — ложность их предпосылок. Единственно возможный способ отвечать на такие вопросы — отвергать эти ложные предпосылки.
Тема № 5. Умозаключение»

16. Заполните таблицу. Виды умозаключений.
По количеству посылок По характеру посылок и связок По направлению мысли
По количеству посылок умозаключения делятся на непосредственные (из одной посылки) и опосредованные (из двух и более посылок). а) категорические умозаключения;
б) условные умозаключения;
в) условно-категорические умозаключения;
г) разделительные умозаключения;
д) разделительно-категорические умозаключения; е) условно-разделительные умозаключения или леммы.  По направлению движения мысли: умозаключения делятся на три вида: а) дедуктивные умозаключения – умозаключения, в которых мысль идет от большей общности знания к меньшей общности знания; б) индуктивные умозаключения: умозаключения, в которых мысль идет от меньшей общности знания к большей общности знания; в) традуктивные умозаключения – умозаключения, в которых посылки и вывод имеют одинаковую степень общности.

17. Сделайте вывод из следующих суждений при помощи превращения, обращения и противопоставления предикату. Запишите схему. Аргументируйте ответ на основе:
а) определения вида непосредственного умозаключения;
б) указания правила, по которому проверялась правильность умозаключения.

1. «Благородный муж» (S) живет в согласии со всеми (P). (По Конфуцию).
Решение:
Превращение – вид непосредственного умозаключения при котором изменяется качество посылки, без изменения её количества, при это предикат заключения является предикатом посылки.
Схема: Все S суть Р / Ни одно S не суть не-Р.
Ни один «благородный муж» не есть не живущий в согласии со всеми.

Обращением называется такое непосредственное умозаключение, в котором в заключении (новом суждении) субъектом является предикат, а предикатом субъект исходного суждения, т.е. происходит перемена мест субъекта и предиката при сохранении качества суждения. Обращение бывает простое и с ограничением. Общеутвердительные выделяющие суждения обращаются без ограничения. Данное суждение является выделяющим.
Схема: Все S, и только S, суть Р / Все Р суть S.
Все живущие в согласии со всеми суть «Благородный муж»

Противопоставление предикату — это такое непосредственное умозаключение, при котором (в заключении), предикатом является субъект, субъектом оказывается понятие противоречащее предикату исходного суждения, а связка меняется на противоположную.
Схема: Все S суть Р / Ни одно не-Р не есть S.
Ни один не живущий в согласии со всеми не есть благородный муж.

2. Некоторые знаки (S) не имеют значения (P).
Превращение:
Схема: Некоторые S не суть Р / Некоторые S суть не-Р.
Некоторые знаки суть не имеющие значения.

Обращение: поскольку суждение частноотрицательное, то применяя операцию обращение мы не получим общезначимого вывода.
Противопоставление предикату:
Некоторые не имеющие значения материальные предметы суть знаки

18. Дайте логическую характеристику приведенных Вами простых категорических силлогизмов (ПКС):
а) формализуйте входящие в ПКС суждения;
б) выделите структурные элементы ПКС: меньший, больший и средний термины; большую, меньшую посылки и заключение;
в) расположите структурные элементы по правилу записи ПКС:
1) большая посылка,
2) меньшая посылка,
3) заключение;
г) определите фигуру ПКС;
д) установите модус ПКС;
е) проверьте правильность ПКС по модусу.
Аргументируйте ответ на основе:
а) определения структурных элементов ПКС;
б) объяснения построения фигуры и составления модуса ПКС;
в) пояснения проверки правильности ПКС по модусу.

Умозаключение: «Лица, совершившие хулиганский поступок, привлекаются к уголовной ответственности. Однако гражданин Н. не может быть привлечен к уголовной ответственности, так как он….»
Решение:
1. Запишем умозаключение в форме простого категорического силлогизма, сделаем на основе имеющихся посылок вывод, отметим больший, меньший и средний термины.

Лица, совершившие хулиганский поступок (M), привлекаются к уголовной ответственности (P). (Большая посылка)
Н (S) не совершал хулиганский поступок (M). (меньшая посылка)
Гражданин Н. (S) не может быть привлечен к уголовной ответственности (P)
(заключение)

2. По положению среднего термина зафиксируем фигуру категорического силлогизма, отметим распределенность терминов и охарактеризуем посылки.
M+_______P- (SaP)

S+_______ M+ (SeP)
S+P+ (SeP)

3. Проверим умозаключение по правилам категорического силлогизма. Умозаключение построено по 1 фигуре. Правило фигуры нарушено (большая посылка должна быть общей, а меньшая утвердительной). Модус фигуры «AEE» — неправильный. В умозаключении также нарушено правило терминов, термин распределенный в заключении должен быть распределен в посылках. Данное умозаключение некорректное .
19. Используя условную посылку, постройте правильное условно-категорическое умозаключение (УКУ) по утверждающему модусу; по отрицающему модусу.
а) выделите структурные элементы УКУ: условную посылку, указав в ней основание и следствие, категорическую посылку и заключение; обозначьте их соответствующими символами;
б) указания направленности вывода УКС;
в) проверьте правильность УКУ.

1. Если либеральный путь развития страны в переходный период ставит перед государством одни задачи (p), то социал-демократическая модель ориентирует переходное государство на несколько иные задачи и направления его деятельности (q).
Решение:
1. Отметим пропозициональные переменные и зафиксируем связь между ними с помощью логических операторов.
«Либеральный путь развития страны в переходный период ставит перед государством одни задачи» (основание, антецедент, причина) – «p»
«Cоциал-демократическая модель ориентирует переходное государство на несколько иные задачи и направления его деятельности» (следствие) – «q»
2. Построим условно-категорическое умозаключение по
Утверждающему модусу:
Если либеральный путь развития страны в переходный период ставит перед государством одни задачи (p), то социал-демократическая модель ориентирует переходное государство на несколько иные задачи и направления его деятельности (q). Либеральный путь развития страны в переходный период ставит перед государством одни задачи (p). Следовательно, социал-демократическая модель ориентирует переходное государство на несколько иные задачи и направления его деятельности (q).
Рассуждение направлено от утверждения истинности основания к утверждению истинности следствия.
Символическая форма: ((p→q)˄p)→q

Отрицающему модусу:
Если либеральный путь развития страны в переходный период ставит перед государством одни задачи (p), то социал-демократическая модель ориентирует переходное государство на несколько иные задачи и направления его деятельности (q). Cоциал-демократическая модель не ориентирует переходное государство на несколько иные задачи и направления его деятельности (⌐q). Либеральный путь развития страны в переходный период не ставит перед государством одни задачи (⌐p).
Суждение строится на основе отрицания следствия и отрицания основания.
Символическая форма: ((p→q)˄⌐q)→⌐p

2. Суд и лица, участвующие в деле, могут выступить с инициативой принятия дополнительного решения суда только до вступления решения суда в законную силу
Решение:
1. Приведем рассуждение к стандартной форме условного умозаключения и отметим пропозициональные переменные и зафиксируем связь между ними с помощью логических операторов.
Если решение суда не вступило в законную силу (⌐p), то cуд и лица, участвующие в деле, могут выступить с инициативой принятия дополнительного решения суда (q).
2. Построим условно-категорическое умозаключение по
Утверждающему модусу:
Если решение суда не вступило в законную силу (⌐p), то cуд и лица, участвующие в деле, могут выступить с инициативой принятия дополнительного решения суда (q). Решение суда не вступило в законную силу (p). Следовательно cуд и лица, участвующие в деле, могут выступить с инициативой принятия дополнительного решения суда (q)
Рассуждение направлено от утверждения истинности основания к утверждению истинности следствия.
Символическая форма: ((⌐p→q)˄⌐p)→q
Отрицающему модусу:
Если решение суда не вступило в законную силу (⌐p), то cуд и лица, участвующие в деле, могут выступить с инициативой принятия дополнительного решения суда (q). Суд и лица, участвующие в деле, не могут выступить с инициативой принятия дополнительного решения суда. Решение суда вступило в законную силу (p).
Суждение строится на основе отрицания следствия и отрицания основания.
Символическая форма: ((⌐p→q)˄⌐q)→p

20. Составьте 2 индуктивных умозаключения по приведенной схеме. Выделите структурные элементы индукции: исходные посылки, указав в них субъекты и предикат; посылку, в которой отражено знание о количестве субъектов данного класса, и заключение;
Определите вид индуктивного умозаключения по полноте и законченности исследования: полная или неполная;
Структура индуктивного умозаключения
S1 есть Р
S2 есть Р
S3 есть Р
S1, S2, S3 составляют часть предметной области S
Все S есть P
Решение:
Олово (S1) — твердое тело (P).
Медь (S2) — твердое тело (P).
Алюминий (S3) — твердое тело (P).
Олово, медь, алюминий … — металлы.
Все металлы — твердые тела.
Представлен пример неполной индукции. Если не исследован весь класс металлов, то достаточно найти хотя бы один элемент данного класса, который не является твердым телом, и весь вывод окажется неистинным. Поскольку мы не можем исследовать все возможные металлы и доказать, что они твердые тела, то заключение в данном выводе является вероятностным суждением.
Под полной индукцией понимается такое умозаключение, в котором общее заключение обо всех элементах класса делается на основании рассмотрения каждого элемента этого класса. При этом заключение будет достоверным, поэтому полная индукция часто применяется в математических и в других строгих доказательствах, но для ее использования необходимо выполнить следующие условия:
точно знать число предметов и явлений, подлежащих рассмотрению;
убедиться, что признак принадлежит каждому элементу этого класса.
Пример полной индукции:
Студент Иванов (S1) – служил в армии (P).
Студент Петров (S2) – служил в армии (P).
Студент Сидоров (S3) также служил в армии (P).
Иванов, Петров, Сидоров – это все юноши в студенческой группе ТТ-101.
Все юноши в группе ТТ-101 служили в армии.

Тема 6 . Теория аргументации.
21. К данным тезисам подберите аргументы, продемонстрируйте их связь с тезисом, используя любую форму обоснования (один из видов дедуктивного умозаключения, индуктивного умозаключения, умозаключения по аналогии).

Тезис: Нобелевских премий в области правоведения не присуждают (большая посылка)
A. Нобелевскую премию присуждают по 6-ти направлениям.
A1. Нобелевскую премию присуждают по химическим наукам
А2. Нобелевскую премию присуждают по физическим наукам
А3. Нобелевскую премию присуждают по физиологии и медицине
А4. Нобелевскую премию присуждают по литературе
А5. Нобелевскую премию присуждают по экономике
А6. Нобелевскую премию присуждают за содействие установления мира.
Б. Правоведение не относится ни к одному из 6 – ти направлений. (меньшая посылка)
Следовательно, нобелевских премий в области правоведения не присуждают (дедуктивная форма обоснования тезиса).

22. Дайте определение следующим понятиям. Укажите источники с полными выходными данными.
1. Доказательство — рассуждение, устанавливающее истинность к.-л. утверждения путем приведения других утверждений, истинность которых уже доказана. В доказательстве различаются тезис — утверждение, которое нужно доказать, и основание, или аргументы, — те утверждения, с помощью которых доказывается тезис. [Ивин А. А., Никифоров А. Л. Словарь по логике М.: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 1997. С. 93.]
2. Парадокс (греч. paradoxos) – в широком смысле: утверждение, резко расходящееся с общепринятыми, устоявшимися мнениями, отрицание того, что представляется «безусловно правильным»; в более узком смысле – два противоположных утверждения, для каждого из которых имеются убедительные аргументы. [Ополев П.В. Логика и теория аргументации: учебное пособие / П. В. Ополев. – Омск: СибАДИ, 2013. C. 98.]
3. Софизм – рассуждение, кажущееся правильным, но содержащее скрытую логическую ошибку и служащее для придания видимости истинности ложному утверждению. [Ополев П.В. Логика и теория аргументации: учебное пособие / П. В. Ополев. – Омск: СибАДИ, 2013. C. 99.]

23. Логическая связь между аргументами и тезисом есть
а) тезис
б) довод
в) гипотеза
г) демонстрация

24. Укажите мнимые аргументы
а) к силе
б) к любви
в) к истине
г) к человеку

25. Логическая операция, направленная на разрушение ранее состоявшегося процесса аргументации – это
а) догма
б) критика
в) аргументы
г) обоснование

Рабочая тетрадь Тема № 1 «Логика как наука» 1 Определите