Приемы исполнения акробатических поддержек в современной хореографии (дуэтно-сценический танец).
Содержание.
Введение……………………………………………………………….2
Глава 1. История и основные принципы использования акробатических поддержек в современном танце………………….3
Глава 2. Использование приемов акробатики в современном дуэтно-сценическом танце. Приемы акробатики в балетах Б.Эйфмана………………………………………………………………6
Заключение……………………………………………………………..10
Введение.
Наша работа посвящена такой актуальной и интересной теме, как приемы исполнения акробатических поддержек в современной хореографии.
Предметом исследования является акробатика в дуэтно-сценическом танце в рамках современого танцевального искусства.
Цель исследования: проанализировать, какие приемы и комбинации используются при исполнении виртуозных акробатических поддержек в дуэтно-сценическом танце.
Актуальность данного исследования заключается в теоретическом и практическом материале для хореографов, танцовщиков и исследователей, который поможет им как понять специфику акробатических поддержек для собственного исполнения, так и научиться понимать принципы подобных приемов для создания собственных их вариантов и интерпретаций.
Основным материалом для данного исследования является собственный опыт и наблюдения автора, а также примеры подобных поддержек из современных хореографических постановок, в частности – из балетов знаменитого российского балетмейстера Бориса Эйфмана.
Наша работа составлена из двух частей. В первой части мы рассмотрим историю и общие теоретические принципы исполнения акробатических поддержек. Во второй части мы приведем реальные примеры исполнения акробатических поддержек на материале современного балета.
Глава 1. История и основные принципы использования акробатических поддержек в современном танце.
Известно, что акробаты были первыми представителями актерско-танцевального искусства, которые начали свою профессиональную деятельность в раннем Средневековье. Эти исполнители были призваны развлекать и веселить публику забавными сценками, этюдами, а также виртуозными движениями под музыку – прыжками, «колесами», шпагатами и т.п. Благодаря этим ранним представителям актерского сословия появилось такое направление искусства как акробатика.
Сегодня акробатика выделилась в самостоятельное спортивное направление, которое имеет собственные правила, стандарты, соревнования, лучших представителей. При этом акробатика нашла и свое собственное место в таком широком направлении искусства как современный танец.
Современный танец – это обобщенное определение для вида искусства, которое вбирает в себя черты классического танца, танца-модерн, акробатики, джаз-танца, гимнастики и других смежных направлений. Уже почти целый век современный танец существует в тесном содружестве с акробатикой, элементы которой органично и интересно вплетаются в разные танцевальные постановки.
Мы уже упоминали древних акробатов, которые исполняли свои танцы поодиночке, показывая разные трюки и чудеса гибкости, которые изумляли публику. Но сегодня акробатические элементы – это в большей степени составляющая не сольного, а дуэтного танца, то есть танцев, которые исполняют совместно два исполнителя, традиционно – мужчина и женщина.
Изначально дуэтный танец пришел в современное танцевальное искусство из балета, классического танца. В классическом балете существует целый свод каталогизированных и устоявшихся движений, которые партнер и партнерша выполняют на сцене совместно и которые получили общее название «дуэтный танец». Эти парные движения (как и в бальном танце) зафиксированы в учебниках и изучаются в хореографических училищах по мере сложности, чтобы потом быть перенесенными на сцену в знаменитых классических постановках, таких как «Лебединое озеро», «Баядерка», «Жизель» и других.
Конечно, современный танец, который значительную часть своего словаря почерпнул из танца классического, не мог не воспринять этот словарь. Это происходило интенсивно в 1920-40е гг. ХХ века. Но при этом современный танец отличался тем, что был открыт новым веяниям, экспериментам и влияниям, которые обогащали его лексику. Конечно, не исключением стали и элементы акробатики, которые со временем стали настолько органичной частью современного танца, что сегодня мы уже не задумываемся, что около века назад такие вкрапления акробатики в хореографические постановки были абсолютным новаторством и экспериментом.
«Пальма первенства» по части развития профессионального танцевального искусства в ХХ века принадлежит, конечно, Западу – прежде всего, США. Но и Россия успела внести свой вклад и дать импульс этому процессу.
Вспомним ныне основательно забытого балетмейстера Федора Лопухова, который современным поколениям исследователей и практиков из сферы танца известен больше как теоретик и хранитель балетной «классики», который реставрировал и заново ставил знаменитые классические постановки из XIX века в 1950-60е гг. Однако в 1920е гг., пока советскому искусству еще были разрешены какие-то эксперименты и соцреализм не воцарился во всех сферах творчества, Ф.Лопухов успел поставить ряд очень интересных и сохранившихся в истории благодаря воспоминаниям современников спектаклей, одним из самых известных среди которых была «Ледяная дева» (1927) на музыку Э.Грига по пьесе Г.Ибсена «Пер Гюнт». В этом балете Ф.Лопухов одним из первых в профессиональной хореографии широко применил элементы акробатики – «колеса», мостики, шпагаты, которые фигурировали и в других его постановках. А одним из центральных элементов спектакля был дуэт главных героев в исполнении танцовщиков О.Мунгаловой и П.Гусева, целиком составленный из акробатических поддержек. В частности, в дуэте Пера Гюнта и Ледяной девы партнер поднимал балерину в высокую поддержку над головой, а она складывалась, выгнувшись назад, в кольцо. В те годы эта поддержка имела огромный успех у зрителей и восхитила коллег хореографа его изобретательностью и смелостью.
Конечно, в дальнейшем советская эпоха сильно ограничила возможность новаторства и экспериментов во всех видах искусства, включая и танец. Но Ф.Лопухову удалось заронить зерно интереса к акробатическим поддержкам в России. Мы можем отметить другого знаменитого советского балетмейстера Ю.Григоровича, который в 1960-х гг. в своих лучших постановках «Каменный цветок», «Спартак», «Легенда о любви» также широко применял акробатические поддержки. Например, знаменитой стала его поддержка из балета «Легенда о любви», где партнер поднимал на вытянутых руках над собой партнершу вниз головой, а она при этом растягивала ноги в полный шпагат.
За рубежом современный танец развивался более свободно, чем в России. И такие постановщики ХХ век как Марта Грэхем, Джером Роббинс, Твайла Тарп, Уильям Форсайт и другие использовали и продолжают использовать акробатику и вводить ее в танец, успешно сочетая ее как с классическими балетными движениями и приемами, так и с другими современными танцевальными направлениями. Сегодня в танцевальных спектаклях шпагаты, прыжки через голову, подъемы и сложные перекидывания танцовщиком партнерши – это уже практически норма. Мы можем увидеть на сцене различные элементы акробатики, спортивного рок-н-ролла, нижнего брейкданса и других техник. И мы привыкли принимать эти движения и комбинации не как трюки, которые призваны, как в цирке, поразить публику чистой спортивной виртуозностью, но как значимые элементы танцевального спектакля, как его выразительное средство.
Глава 2. Использование приемов акробатики в современном дуэтно-сценическом танце. Приемы акробатики в балетах Б.Эйфмана.
Специфика акробатических поддержек состоит в том, что они включают очень сложные для исполнения элементы, которые требуют большой силы, выносливости и гибкости от обоих партнеров-исполнителей. Чаще всего, как и в виртуозных поддержках дуэтно-классического танца, они строятся таким образом, что партнер-мужчина при помощи своей физической силы помогает партнерше принять определенное красивое и сложное для физических возможностей человека положение, которое фиксируется на секунду или несколько секунд в статике для достижения нужного эффекта.
Например, есть известная поддержка, которая уже стала неотъемлемым элементом классического танца, но которая напрямую относится к акробатике – это так называемая «рыбка». Партнер подхватывает партнершу, которая делает к нему быстрый шаг, опирается о его руку к нему лицом, а затем как бы «закидывает» ее себе на руки, развернув лицом к зрителю, и удерживает несколько секунд партнершу на вытянутых руках; при это ноги партнерши собраны вместе и зафиксированы на уровне плеча партнера, а ее туловище опущено головой вниз максимально близко к полу. Партнер при этом опирается только на одну согнутую в плие ногу, другую картинно вытянув вперед. Также он показывает, что руки его свободны и тело танцовщицы удерживают только его предплечья и точно продуманное сочетание веса тела танцовщицы и физических сил ее партнера.
Один из самых авторитетных учебников дуэтно-классического танца Н.Серебренникова «Поддержка в дуэтном танце» так описывает еще одну, более сложную вариацию данного движения под названием «подбрасывание ученицы в позе «ласточка» с завершением в позе «рыбка»: «Ученик слегка подбрасывает ученицу точно вверх, а она в этот момент делает полный поворот в правую сторону, находясь в горизонтальном положении, и соединяет руки в третью позицию, ноги — в пятую. После поворота ученица принимает позу «рыбка» лицом к точке 3. Ученик подхватывает ее правой рукой за талию снизу, левой— за левое бедро сверху». Автор учебника приводит еще несколько виртуозных акробатических поддержек, которые дают ясное представление о том, что данное направление сильно повлияло и на классическую хореографию ХХ века, раз уж вошло в профессиональные учебники для преподавателей и танцовщиков.
Эта поддержка и другие, описанные Н.Серебренниковым, а также ряд других движений, которые долгое время были достоянием только спорта и уличных танцев, вроде брейкданса или хип-хопа, сегодня широко применяются и в профессиональном сценическом современном танце, приобретая множество вариаций, которые могут позволить постановщикам сделать свои произведения визуально более интересными и обогатить их новыми приемами и находками.
Ярким представителем профессиональной современной хореографии, которые популяризирует и продвигает акробатические поддержки в дуэтном танце, несомненно, является хореограф Борис Эйфман.
В 1980х- начале 1990х Б.Эйфман был одним из первых российских постановщиков, который позволил себе в танцевальных спектаклях много нового и зачастую неожиданного для постсоветского культурного пространства. Он создает спектакли на классические литературные и исторические сюжеты, в которых в совершенно необычной пластике показывал отношения и чувства своих героев. Акробатический элемент, на котором основывались его дуэты, стали отличительной чертой и «изюминкой» его спектаклей.
Вспомним одни из самых известных, и сегодня идущих на сценах России и всего мира балеты Б.Эйфмана: «Красная Жизель» о трагической жизни балерины Ольги Спесивцевой, «Карамазовы» по одноименному роману Ф.Достоевского, «Анна Каренина» или «Чайковский». Во всех этих спектаклях герои встречаются в головокружительно сложных дуэтах, которые требуют от исполнителей великолепной профессиональной подготовки, гибкости, силы, выносливости и смелости.
Отметим, что Эйфман создает дуэты не только для тандема «мужчина-женщина». В балете «Чайковский» исполняют дуэт сам композитор и его alter ego. В «Карамазовых» хореограф ставит виртуозное трио, в котором «выясняют отношения» все три брата – Иван, Алексей и Дмитрий. Есть и более традиционные сюжеты – это дуэты Анны и Вронского из «Анны Карениной» или дуэт Балерины и Чекиста в «Красной Жизели». И в каждом из этих спектаклей Б.Эйфман проявляет необыкновенную фантазию и осведомленность о гимнастике, акробатике и современных танцевальных направлениях, которые выражаются в сложнейших и красивейших дуэтах.
Одни из типичных и используемых как Б.Эйфманом, как и другими постановщиками приемов, это подъем танцовщиком партнерши (или партнера) и удержание ее в различных позах головой вниз на уровне груди или над головой; «оплетание» партнершей тела партнера и исполнение при этом партнером самостоятельных движений; подхват партнерши с разбега в несколько шагов в высокую позу типа «рыбки» или другие подобные позы; вращение партнерши на полу (или на весу) при фиксации партнершей различных сложных поз (шпагата и др.); перекидывание партнерши партнером через голову через прием «колесо» и т.д. При этом, включенные в ткань сюжета, согласованные с музыкой, эти чисто технические виртуозные элементы приобретают художественное значение и становятся не просто акробатическими этюдами, а настоящими элементами танца.
Заключение.
В целом, мы можем смело утверждать, что сегодня акробатические поддержки являются одним из основных выразительных элементов современного танца, которые позволяют обогатить словать балетмейстеров, сделать действие более насыщенным визуально и по-новому раскрыть содержание спектакля.
Мы рассмотрели ряд исторических фактов из истории танцевального искусства ХХ века и увидели, что акробатика вошла в современный танец почти 100 лет назад, чтобы стать его важной и неотъемлемой частью.
Мы считаем, что изучение как учебников, так и наглядных источников могут помочь современным хореографам и исполнителям обогатить свой танцевальный словарь, включить в него уже канонизированные классическим балетов элементы акробатики, а также создать свои новые приемы и движения на основе существующих приемов и поз, обогатив тем самым искусство современного танца. Для этого профессионалам обязательно необходимо знать приемы акробатики, которые могут быть использованы в современном дуэтно-сценическом танце.
Список использованной литературы.
Александрова Н. Балет, танец, хореография: Краткий словарь танцевальных терминов и понятий. СПб.: Планета музыки, 2008г. – 416с.
Добровольская Г. Федор Лопухов. Ленинград Искусство 1976г. – 320с.
Кожевников С. Акробатика. Издание третье, дополненное. М.: Искусство, 1984г. -222 с.
Пасютинская В.М. Путешествие в мир танца. СПб.: Алетейя, 2011. – 368 с.
Серебренников Н. Поддержка в дуэтном танце. М.-Л.: Искусство, 1974. – 392 с.
Суриц Е. Балет и танец в Америке. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2004. – 526с.