При рассмотрении судом уголовного дела главного инженера завода возник вопрос о том, как квалифицировать загрязнение воздуха рабочей зоны производственных помещений вредными для здоровья людей веществами, содержание которых выше предельно допустимых концентраций: как нарушение правил охраны окружающей природной среды или как нарушение правил охраны труда?
Каким должно быть разъяснение по данному делу?

2. В результате прорыва дамбы отстойников завода «Химволокно» аммиачной водой были затоплены поля ближайшего общества с ограниченной ответственностью, трех арендаторов, двадцати фермерских хозяйств, отходы проникли в реку Тобол. Повсюду размыло дороги, уничтожены оросительные системы, погибла рыба, уничтожен урожай на корню, надолго вышли из оборота загрязненные сельскохозяйственные угодья.
Определите относительный экономический ущерб и экологический вред. По каким правилам подсчитывается ущерб при взыскании его через суд?

3. Областной территориальный комитет по охране окружающей природной среды потребовал прекратить финансирование строительства местной ТЭЦ, так как проект строительства не проходил государственной экспертизы. Заказчик возражал против назначения экспертизы проекта, ссылаясь на то, что под строительство уже выделен земельный участок и утверждена вся необходимая для сооружения объекта документация. Областной комитет обратился в арбитражный суд с просьбой об отмене решения о предоставлении земельного участка для строительства ТЭЦ.
Каково будет решение арбитражного суда?

Таблица баллов за исполнение одного задания
1-й вопрос 2-й вопрос 3-й вопрос 1-я задача 2-я задача 3-я задача
0-18 0-16 0-14 0-20 0-16 0-15

В сумме должно быть не более 100 баллов

Теоретические вопросы

1. Под объектом экологического права понимаются общественно значимые природные ценности, по поводу которых складываются и регулируются общественные отношения. В широком смысле объектом экологического права является природа. Природа в свою очередь является понятием емким и включает в себя множество других, более узких понятий.
В современном законодательстве в качестве самостоятельных объектов экологического права выделяются:
а) окружающая среда (окружающая природная среда, природная среда, природа),
б) природные комплексы,
в) отдельные природные объекты или ресурсы.
Отдельными природными объектами и ресурсами, по поводу которых складываются общественные отношения, регулируемые в законодательстве, являются земля, почвы, недра, воды, атмосферный воздух, леса и растительный мир вне лесов, животный мир, околоземное космическое пространство.
Природный ресурс — более узкое понятие по сравнению с природным объектом — это часть природных объектов, используемых человеком для удовлетворения своих потребностей. Все виды в совокупности образуют животный мир как природный объект. При этом животный мир как природный ресурс образуют лишь виды, которые используются человеком.
Таким образом, природный ресурс, как и более общее понятие «природа», является объектом экологического права.
Для создания оптимального правового регулирования обеспечения рационального использования и охраны природных объектов (ресурсов) они классифицируются на исчерпаемые и неисчерпаемые; возобновимые и невозобновимые; восполнимые и невосполнимые. С учетом специфических характеристик того или другого природного ресурса законодательством предусмотрены правовые требования по его использованию и охране.

Национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой деятельности, не предусмотренной Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях», и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность.
Природные ресурсы и недвижимое имущество, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности и изымаются из гражданского оборота, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Положение о национальном парке утверждается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого он находится.
Управление национальными парками осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями.
Земельные участки в границах национальных парков предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, в постоянное пользование в соответствии с законодательством.

Природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения, в границах которых выделяются зоны, имеющие экологическое, культурное или рекреационное назначение, и соответственно этому устанавливаются запреты и ограничения экономической и иной деятельности.
Природные ресурсы, расположенные в границах природных парков ограничиваются в гражданском обороте.
Положение о природном парке утверждается решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Создание природных парков осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации
Управление природными парками осуществляется государственными учреждениями субъектов Российской Федерации.
Земельные участки в границах природных парков предоставляются государственным учреждениям субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление природными парками, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Практические

При рассмотрении судом уголовного дела главного инженера завода возник вопрос о том