При проведении всеобщей диспансеризации детского населения в городе Н. были получены результаты физического развития детей (по массе тела). При этом получили следующие данные: средняя масса тела новорожденных детей составила 2,9 кг, σ= ± 0, 3 кг; средняя масса тела детей 1-го года жизни – 12 кг , σ =± 1,0 кг.
Достаточно ли представленной в условии задачи информации для вывода о степени разнообразия устойчивости признака (т.е. его разнообразия)?
Да, достаточно.

В какой группе более разнообразна масса тела? Какой критерий разнообразия в этой задаче вы применили для вывода?
В первой. Применен коэффициент вариации.

МЕТОД СТАНДАРТИЗАЦИИ

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: на основе применения метода стандартизации уметь выявлять влияние факторного признака на результативный в процессе изучения общественного здоровья и анализа деятельности медицинских учреждений при сравнении совокупностей, различных по составу
По окончании изучения темы студент должен
Уметь:
вычислять стандартизованные показатели;
сопоставлять интенсивные и стандартизованные показатели и делать соответствующие выводы;
применять метод стандартизации при решении конкретных задач, связанных с изучением общественного здоровья и деятельности учреждений здравоохранения
Для этого студент должен знать:
условия применения метода стандартизации;
сущность и назначение метода;
этапы расчета стандартизованных показателей
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

В каких случаях возникает необходимость в применении метода стандартизации?
При изучении общественного здоровья и здравоохранения в научных
или практических целях исследователю нередко приходится доказывать
влияние факторных признаков на результативные при сравнении двух или
более совокупностей. С этой целью применяется целый ряд статистических
приемов.
При сравнении двух неоднородных совокупностей по какому-либо
признаку (составу) применяются методы стандартизации (прямой, обратный,
косвенный).
В чем состоит сущность метода?
Сущность метода стандартизации.
Он позволяет устранить (элиминировать) возможное влияние различий
в составе совокупностей по какому-либо признаку на величину сравни-
ваемых интенсивных показателей. С этой целью составы совокупно-
стей по данному признаку уравниваются, что в дальнейшем позволяет
рассчитать стандартизованные показатели.
Как можно элиминировать влияние неоднородного состава совокупностей на величину интенсивных показателей?
Использовать метод стандартизации.

Дают ли стандартизованные показатели объективную информацию об истинных размерах изучаемого явления?
Стандартизованные показатели
это условные, гипотетические величины, они не отражают истинных
размеров явлений. Стандартизованные показатели свидетельствуют о
том, каковы были бы значения сравниваемых интенсивных показате-
лей, если бы были исключены различия в составах совокупностей.
Какова последовательность этапов расчета стандартизованных показателей?
Этапы расчета стандартизованных показателей
I этап. Расчет общих и частных интенсивных показателей:
o общих — по совокупностям в целом;
o частных — по признаку различия (полу, возрасту, стажу работы
и т.д.).
II этап. Определение стандарта, т.е. выбор одинакового численного со-
става среды по данному признаку (по возрасту, полу и т.д.) для сравни-
ваемых совокупностей. Как правило, за стандарт принимается сумма
или полусумма численностей составов соответствующих групп. В то
же время стандартом может стать состав любой из сравниваемых сово-купностей, а также состав по аналогичному признаку какой-либо дру-
гой совокупности. Например, при сравнении летальности в конкретной
больнице по двум отделениям скорой помощи за стандарт может быть
выбран состав больных любой другой больницы скорой помощи. Та-
ким образом, так или иначе уравниваются условия среды, что дает воз-
можность провести расчеты новых чисел явления, называемых «ожи-
даемыми величинами».
III этап. Вычисление ожидаемых абсолютных величин в группах стан-
дарта на основе групповых интенсивных показателей, рассчитанных на
I этапе. Итоговые числа по сравниваемым совокупностям являются
суммой ожидаемых величин в группах.
IV этап. Вычисление стандартизованных показателей для сравнивае-
мых совокупностей.
V этап. Сопоставление соотношений стандартизованных и интенсив-
ных показателей, формулировка вывода.
Что такое стандарт и как его получить?
Как правило, за стандарт принимается сумма
или полусумма численностей составов соответствующих групп. В то
же время стандартом может стать состав любой из сравниваемых сово-купностей, а также состав по аналогичному признаку какой-либо дру-
гой совокупности. Например, при сравнении летальности в конкретной
больнице по двум отделениям скорой помощи за стандарт может быть
выбран состав больных любой другой больницы скорой помощи. Та-
ким образом, так или иначе уравниваются условия среды, что дает воз-
можность провести расчеты новых чисел явления, называемых «ожи-
даемыми величинами».
Что позволяет установить метод стандартизации?
Метод стандартизации применяется для установления влияния фактора
неоднородности составов совокупностей по какому-либо признаку на
различия сравниваемых интенсивных показателей.
ТЕСТОВЫЕ

При проведении всеобщей диспансеризации детского населения в городе Н