При отчете за 5 лет работы врач и медицинская сестра общей практики провели анализ динамики работы посещений больных, сделанных ими с лечебной и профилактической целью.
На врачебной конференции была отмечена хорошая работа врача и медицинской сестры.
3886203873500
5029201143000
50292013779500100%
499110347345с профилактической целью
00с профилактической целью
7061201325245с лечебной целью
00с лечебной целью

-5035556159500 1 2 3 4 5 6 7 годы
114300069215001. Почему работу врача и медицинской сестры общей практики оценили положительно? Какой из относительных показателей здесь использован?

Здесь был использован показатель наглядности. С его помощью продемонстрировано, что посещение больных с профилактической целью увеличилось за 5 лет, а посещение больных с лечебной целью за последние 5 лет, наоборот, снизилось.

2. Назовите основные функции этого показателя.

Показатель наглядности применяется для анализа однородных чисел и используется когда необходимо «уйти» от показа истинных величин (абсолютных чисел,
относительных и средних величин). Как правило, эти величины
представлены в динамике. Для вычисления показателей наглядности одна из сравниваемых
величин принимается за 100% (обычно, это исходная величина), а остальные
рассчитываются в процентном отношении к ней.
Особенно их целесообразно использовать, когда исследователь
проводит сравнительный анализ одних и тех же показателей, но в разное
время или на разных территориях.

СРЕДНИЕ ВЕЛИЧИНЫ И КРИТЕРИИ РАЗНООБРАЗИЯ
ВАРИАЦИОННОГО РЯДА
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: уметь использовать метод вариационной статистики для оценки и анализа статистической совокупности при изучении общественного здоровья и деятельности медицинских учреждений.
По окончании изучения данной темы студент должен
Уметь:
выявлять основную закономерность изучаемого признака путем вычисления средней величины;
обосновывать методику применения критериев разнообразия вариационного ряда;
давать характеристику разнообразия вариационного ряда;
делать выводы о типичности обобщающей характеристики признака в изучаемой совокупности, используя критерии разнообразия вариационного ряда.

Для этого студент должен знать:
основные понятия темы (вариационного ряда, средней величины, среднеквадратического отклонения, коэффициента вариации и др.);
методику расчета средних величин и критериев разнообразия вариационного ряда (, СV);
методику анализа средних величин: значение среднеквадратического отклонения и коэффициента разнообразия для оценки вариабельности изучаемого признака и типичности средней величины;
нормальное распределение вариационного ряда и его значение для оценки общественного здоровья и организации медицинской помощи;
область применения характеристик вариационного ряда (М, , СV.)
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

Что такое вариационный ряд?
Вариационный ряд — это числовые
значения признака, представленные в ранговом порядке с
соответствующими этим значениям частотами.
Для чего используются средние величины?
Применение средних величин
— для оценки состояния здоровья — например, параметров
физического развития (средний рост, средняя масса тела, среднее
значение жизненной емкости легких и др.), соматических
показателей (средний уровень сахара в крови, средняя величина
пульса, средняя СОЭ и др.);
— для оценки организации работы лечебно-профилактических и
санитарно-противоэпидемических учреждений, а также
деятельности отдельных врачей и других медицинских
работников (средняя длительность пребывания больного на
койке, среднее число посещений на 1 ч приема в поликлинике и
др.);
-для оценки состояния окружающей среды.
По каким критериям можно оценить разнообразие признака?
Для оценки разнообразия каждого конкретного вариационного ряда и,
соответственно, суждения о типичности отдельной средней (т.е. ее
способности быть полноценной обобщающей характеристикой данного
ряда). При Сv <10% разнообразие ряда считается слабым, при Сv от 10 до
20% — средним, а при Сv >20% — сильным. Сильное разнообразие ряда
свидетельствует о малой представительности (типичности) соответствующей
средней величины и, следовательно, о нецелесообразности ее использования
в практических целях.
В каких случаях применяют среднеквадратическое отклонение?
Применение среднеквадратического отклонения
— для суждения о колеблемости вариационных рядов и
сравнительной оценки типичности (представительности) средних арифметических величин. Это необходимо в дифференциальной
диагностике при определении устойчивости признаков;
— для реконструкции вариационного ряда, т.е. восстановления его
частотной характеристики на основе правила «трех сигм». В
интервале М±3σ находится 99,7% всех вариант ряда, в интервале
М±2σ — 95,5% и в интервале М±1σ — 68,3% вариант ряда –
нормальное распределение (распределение Гаусса), при этом М –
находится в максимуме
— для определения параметров нормы и патологии с помощью
сигмальных оценок;
— для расчета коэффициента вариации;
— для расчета средней ошибки средней арифметической величины.
Каково назначение коэффициента вариации?
Применение коэффициента вариации
— для оценки разнообразия каждого конкретного вариационного ряда и,
соответственно, суждения о типичности отдельной средней (т.е. ее
способности быть полноценной обобщающей характеристикой данного
ряда). При Сv <10% разнообразие ряда считается слабым, при Сv от 10 до
20% — средним, а при Сv >20% — сильным. Сильное разнообразие ряда
свидетельствует о малой представительности (типичности) соответствующей
средней величины и, следовательно, о нецелесообразности ее использования
в практических целях;
— для сравнительной оценки разнообразия (колеблемости)
разноименных вариационных рядов и выявления более и менее стабильных
признаков, что имеет значение в дифференциальной диагностике.
Как оценить величину коэффициента вариации?
Коэффициент вариации (Сv)
— это процентное отношение среднеквадратического отклонения к
среднеарифметической величине: Сv = σ / M x 100%. Коэффициент вариации
— это относительная мера колеблемости вариационного ряда.
ТЕСТОВЫЕ

При отчете за 5 лет работы врач и медицинская сестра общей практики провели анализ динамики работы посещений больных