Практическое занятие № 1
Тема 2. Понятие как форма мышления
Упражнения
СОДЕРЖАНИЕ

TOC o «1-1» u 1) Укажите смысл и значение следующих терминов PAGEREF _Toc413012806 h 3
2) Сравните содержания и объемы следующих понятий: PAGEREF _Toc413012807 h 4
3) Определите, к каким видам принадлежат следующие понятия: PAGEREF _Toc413012808 h 5
4) Определите при помощи круговых схем отношения между следующими понятиями: PAGEREF _Toc413012809 h 7
5) Обобщите и ограничьте следующие понятия PAGEREF _Toc413012810 h 8
6) Определите, соблюдены ли правила деления понятий и если нет, какие ошибки допущены в следующих примерах PAGEREF _Toc413012811 h 9
7) Установите, соблюдены ли правила определения понятий в следующих примерах и если — нет, то какие ошибки допущены PAGEREF _Toc413012812 h 9
8) Назовите понятие, которое соответствует сумме следующих классов PAGEREF _Toc413012813 h 10
9) Назовите понятие, которое соответствует пересечению классов PAGEREF _Toc413012814 h 11
10) Назовите класс, являющийся дополнением к каждому из следующих классов PAGEREF _Toc413012815 h 12
Список литературы PAGEREF _Toc413012816 h 13

1) Укажите смысл и значение следующих терминов:
«самая высокая вершина в мире», «столица России», «Утренняя звезда», «человек», «золотая гора».
Ответ:
Имя – это слово или словосочетание, обозначающее какой-либо предмет. Поскольку имя является знаком, оно имеет значение или смысл (или то и другое). Значение имени — это предмет, обозначаемый этим именем. Другие названия значения имени – денотат, десигнат, номинат. Смысл (или концепт) – это информация о предметах, которую выражает имя и которая позволяет однозначно выделять предметы, являющиеся значениями имени. Смыслов может быть много, значение одно.
«Самая высокая вершина в мире».
Смысл: 1) Джомолунгма; 2) высочайший пик планеты на границе горного Непала и Китая… 
Значение (денотат): самая высокая вершина в мире.
«Столица России».
Смысл: 1) Москва, 2) крупнейший по численности населения город России и её субъект… 
Значение (денотат): столица Российской Федерации.
«Утренняя звезда».
Смысл:1) Венера, 2) вторая внутренняя планета Солнечной системы…
Значение (денотат): Венера видна незадолго до восхода или через некоторое время после захода Солнца, что дало повод называть её также Вечерняя звезда или Утренняя звезда.
«Человек».
Смысл: 1) вид рода «Люди» из семейства гомонид в отряде приматов, 2) Хомо Сапиенс…
Значение (денотат): человек.
«Золотая гора».
Смысл: 1) Гора из золота, 2) фантастический рассказ известного русского советского писателя-фантаста Александра Беляева, опубликованный в 1929 году.
Значение (денотат): золотая гора.

2) Сравните содержания и объемы следующих понятий:
— число, которое делится на 2, число, которое делится на 2 и на 3;
— студент, студент Московского университета, учащийся;
— человек, знающий все живые европейские языки; человек, знающий все европейские языки.
Ответ:
Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия: «увеличение содержания понятия ведет к образованию понятия с меньшим объемом, и наоборот».
— число, которое делится на 2, число, которое делится на 2 и на 3.
Сравнение по содержанию:
Понятие «число, которое делится на 2» (А) по содержанию меньше, чем понятие «число, которое делится на 2 и на 3» (В).
Сравнение по объему:
Понятие «число, которое делится на 2» (А) по объему больше, чем понятие «число, которое делится на 2 и на 3» (В).
В А

— студент – А, студент Московского университета – В, учащийся – С.
Сравнение по содержанию:
Понятие «студент» (А) по содержанию больше, чем понятие «учащийся» (С) и меньше, чем понятие «студент Московского университета» (В).
Сравнение по объему:
Понятие «студент» (А) по объему меньше, чем понятие «учащийся» (С) и больше, чем понятие «студент Московского университета» (В).

С А В

— человек, знающий все живые европейские языки – А; человек, знающий все европейские языки – В.
Сравнение по содержанию:
Понятие «человек, знающий все живые европейские языки» (А) по содержанию больше, чем понятие «человек, знающий все европейские языки» (В)
Сравнение по объему:
Понятие «человек, знающий все живые европейские языки» (А) по объему меньше, чем понятие «человек, знающий все европейские языки» (В).
В А

3) Определите, к каким видам принадлежат следующие понятия:
понятие, предложение, неосторожность, ненависть, вечный двигатель.
Ответ:
Понятие.
Логическая характеристика по объёму: общее (фиксируется некоторый класс предметов), нерегистрирующее (объем не может быть подсчитан в принципе).
Логическая характеристика по содержанию: конкретное (фиксируются признаки, отражающие предмет как целостность), разделительное (мыслится как элемент некоторого класса), безотносительное (может мыслиться без своей противоположности), положительное (фиксирует наличие у предмета конкретных существенных признаков).
Предложение.
Логическая характеристика по объёму: общее (фиксируется некоторый класс предметов), нерегистрирующее (объем не может быть подсчитан в принципе).
Логическая характеристика по содержанию: конкретное (фиксируются признаки, отражающие предмет как целостность), собирательное (мыслится класс предметов как целое, где целому приписываются такие свойства, которые отсутствуют у отдельных элементов), безотносительное (может мыслиться без своей противоположности), положительное (фиксирует наличие у предмета конкретных существенных признаков).
Неосторожность.
Логическая характеристика по объёму: общее (фиксируется некоторый класс предметов), нерегистрирующее (объем не может быть подсчитан в принципе).
Логическая характеристика по содержанию: абстрактное (отражает свойства или качества предмета, без предмета не существующие), разделительное (мыслится как элемент некоторого класса), относительное (не может мыслиться без своей противоположности), отрицательное (фиксирует отсутствие у предмета конкретных существенных признаков).
Ненависть.
Логическая характеристика по объёму: общее (фиксируется некоторый класс предметов), нерегистрирующее (объем не может быть подсчитан в принципе).
Логическая характеристика по содержанию: абстрактное (отражает свойства или качества предмета, без предмета не существующие), разделительное (мыслится как элемент некоторого класса), относительное (не может мыслиться без своей противоположности), отрицательное (фиксирует отсутствие у предмета конкретных существенных признаков).
Вечный двигатель.
Логическая характеристика по объёму: пустое (в объеме отсутствует реально существующий предмет).
Логическая характеристика по содержанию: конкретное (фиксируются признаки, отражающие предмет как целостность) разделительное (мыслится как элемент некоторого класса), безотносительное (может мыслиться без своей противоположности), положительное (фиксирует наличие у предмета конкретных существенных признаков).

4) Определите при помощи круговых схем отношения между следующими понятиями:
— мужчина, отец, сын, внук;
— актер, режиссер, драматург, театральный деятель;
— адвокат, юрист, прокурор;
— наука, логика, психология;
— переводчик; человек, знающий иностранный язык; человек, знающий немецкий язык.
Ответ:
— мужчина – А, отец – В, сын – С, внук – D;

А, С, D
В

— актер – А, режиссер – В, драматург – С, театральный деятель – D;

С
D А

В

— адвокат – А, юрист – В, прокурор – С;

В А
С

— наука – А, логика – В, психология – С;

А В
С

— переводчик – А; человек, знающий иностранный язык – В; человек, знающий немецкий язык – С.

В А С

5) Обобщите и ограничьте следующие понятия:
кража, потерпевший, учебник, имя существительное, стихотворение А.С. Пушкина.
Ответ:
Обобщение – логическая операция перехода от видового понятия к родовому. Ограничение понятия – логическая операция перехода от родового понятия к видовому.
Кража.
Обобщение: хищение. Ограничение: кража со взломом.
Потерпевший.
Обобщение: участник судопроизводства. Ограничение: потерпевший по делу частного обвинения.
Учебник.
Обобщение: книга. Ограничение: аудио-учебник.
Имя существительное.
Обобщение: часть речи. Ограничение: «стол».
Стихотворение А.С. Пушкина.
Обобщение: стихотворение. Ограничение: стихотворение «Птичка».

6) Определите, соблюдены ли правила деления понятий и если нет, какие ошибки допущены в следующих примерах:
а) Государства делятся на монархические, республиканские и демократические. б) К ценным бумагам относятся акции и чеки. в) Животные делятся на хищников, травоядных, всеядных и млекопитающих.
Ответ:
Правила деления: 1) требование соразмерности; 2) требование последовательности; 3) требование исключения членов деления друг другом; 4) требование одного основания.
а) Государства делятся на монархические, республиканские и демократические.
Деление не верно. Нарушено требование соразмерности. Ошибка – «лишний член деления»: понятие «демократические».
б) К ценным бумагам относятся акции и чеки.
Деление не верно. Нарушено требование соразмерности. Ошибка – «неполное деление». Не достает ещё многих членов деления или аббревиатуры «и т.д.».
в) Животные делятся на хищников, травоядных, всеядных и млекопитающих.
Деление не верно. Нарушено требование соразмерности. Ошибка – «лишний член деления»: понятие «млекопитающие».

7) Установите, соблюдены ли правила определения понятий в следующих примерах и если — нет, то какие ошибки допущены:
а) Феодализм — общественный строй, основанный на эксплуатации. б) Кибернетика — не искусство. в) Соната — музыкальное произведение, написанное в сонатной форме. г) Преступления делятся на умышленные, неосторожные и хозяйственные.
Ответ:
Определение должно быть 1) соразмерно, 2) не должно содержать круга, 3) должно быть ясным, 4) не отрицательным, 5) не должно быть этимологией.
а) Феодализм — общественный строй, основанный на эксплуатации.
Данное определение не верно. Нарушено правило соразмерности. Dfd (определяемое) < Dfn (определяющее). Ошибка – «слишком широкое».
б) Кибернетика — не искусство. Данное определение не верно. Нарушено правило недопустимости отрицания. Dfd (определяемое) ≠ Dfn (определяющее). Ошибка – «отрицание».
в) Соната — музыкальное произведение, написанное в сонатной форме. Данное определение не верно. Нарушено правило недопустимости круга. Dfd (определяемое) ≠ Dfn (определяющее). Ошибка – «тавтология».
г) Преступления делятся на умышленные, неосторожные и хозяйственные. Данное высказывание не определение понятия, а деление.

8) Назовите понятие, которое соответствует сумме следующих классов:
1. Чемпион мира и шахматист. 2. Работник уголовного розыска и инспектор уголовного розыска. 3. Человек, подозреваемый в преступлении, и мужчина.
Ответ:
Операция объединения классов (сложение) состоит в объединении двух или нескольких классов в один класс, состоящий из всех элементов, входящих в слагаемые классы.
1. Чемпион мира – А и шахматист – В. А ⋃ В = все чемпионы мира, включая шахматистов.
А В

2. Работник уголовного розыска – А и инспектор уголовного розыска – В. А ⋃ В = все работники уголовного розыска, включая инспекторов.
А В

3. Человек, подозреваемый в преступлении, – А и мужчина – В. А ⋃ В = все мужчины, подозреваемые в преступлении.
А
В

9) Назовите понятие, которое соответствует пересечению классов:
1. Отвага и трусость. 2. Преступник и профессионал. 3.Музыкальный спектакль и опера.
Ответ:
Операция пересечения понятий – (умножение) состоит в отыскании элементов, общих для двух или нескольких классов (множеств).
1. Отвага – А и трусость – В. Данные понятии не пересекаются, поскольку находятся в отношении противоречия.
А ≠ В А В
2. Преступник – А и профессионал – В. А ⋂ В = профессиональный преступник.
А В

3. Музыкальный спектакль – А и опера – В. А ⋂ В = опера.

А В

10) Назовите класс, являющийся дополнением к каждому из следующих классов:
1. Бесхозное имущество. 2. Наказуемое деяние. 3. Частный детектив.
Ответ:
Образование дополнения (отрицание). Дополнением к классу А называется класс не-А (А’), который при сложении с А образует универсальную область. Эта область представляет собой универсальный класс и обозначается знаком 1.

А’ А

1. Бесхозное имущество – А. 1 – А = Имеющий хозяина.
2. Наказуемое деяние – В. 1 – А = Ненаказуемое деяние.
3. Частный детектив – С. 1 – А = Сыщик-профессионал.

Список литературы
Гетманова А. Д. Логика: Для педагогических учебных заведений. — М.: Новая школа, 1995. — 416 с.
Гусев Д. А. Краткий курс логики. Искусство правильного мышления. — М.: НЦ ЭНАС, 2003. — 190 с.
Ивин А. А. Логика: Учеб. пособие для вузов / А. А. Ивин. — М.: Высш. шк., 2004. — 304 с.: ил.
Ивлев Ю. В. Логика для юристов: Учебник. — М.: Изд-во «Юридический колледж МГУ», 1996. — 304 с.
Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика: Учебник для юридических вузов / под ред. проф. В. И. Кириллова. — Изд. 6-е, перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. — 240 с.
Логика: Учебное пособие / сост.: М. Д. Купарашвили, А. В. Нехаев, В. И. Разумов, Н. А. Черняк. — Омск: Изд-во ОмГУ, 2004. — 124 с.
Логический словарь: ДЕФОРТ / Под ред. А. А. Ивина, В. Н. Переверзева, В. В. Петрова. — М.: Мысль, 1994. — 268 [1] с.: 26 схем.
Челпанов Г. И. Учебник логики. — М.: Издательская группа «Прогресс», 1994. — 248 с.

Практическое занятие № 1 Тема 2 Понятие как форма мышления Упражнения СОДЕРЖАНИЕ TOC o «1-1» u 1) Укажите смысл и значение следующих терминов P