Практическая работа
Тема: Расчет припусков на отливку табличным способом на все размеры с вычерчиванием эскиза заготовки
Цель: закрепить теоретические знания по теме «Расчет припусков на механическую обработку» и межпредметным дисциплинам, овладеть навыками работы с государственными стандартами, технической и справочной литературой при расчете припусков.
Задача: развить технические и творческие способности студентов для решения практических задач производства
Исходные данные:
Чертеж детали «Втулка»
Тип производства: массовый.
Материал детали: Серый чугун
Заготовка: Литье центробежное, с отверстием
Чугунную втулку изготавливают центробежным литьем
на машинах с вертикальной осью вращения.
Отливка 10-го класса точности размеров по ГОСТ 26645—85.
По ГОСТ1855-55 отливки 1 класса — массовое пр-во.
Отливки 2 класса — серийное пр-во.
Отливки 3 класса — единичное и мелкосерийное пр-во.
Маршрут обработки отверстия D2:
005 Токарная (черновая). Расточить отверстие D2 начерно.
Станок: токарный
Приспособление: трехкулачковый патрон.
010 Токарная (получистовая). Расточить отверстие D2 с припуском под шлифование.
015 Шлифовальная (чистовая обработка). Шлифовать отверстие D2.
Станок: внутришлифовальный
Приспособление: трехкулачковый патрон.
6. Данные к задаче приведены таблице.
7. Справочный материал:
— ГОСТ1855-55. Отливки из серого чугуна.
— ГОСТ 26645—85. Отливки чугунные.
Порядок работы:
1. Определить припуски по ГОСТ 26645—85 (ГОСТ1855-55).
2. Определить допуски и отклонения на все размеры.
3. Выполнить эскиз заготовки
4. Указать технические требования на заготовку по ГОСТ 26645—85 (ГОСТ1855-55) «Отливки чугунные»

Таблица

Данные к задаче

Выполнение работы
NB Размеры на чертеже детали являются исходными для расчета припусков и размеров заготовки.
1. Расчет припусков
На диаметральные размеры: (таб.7, стр.6 ГОСТ 1855-55)
На Ø 115→115 +2*2,5 = 120мм — положение поверхности при заливке – бок =
2,5мм
На Ø 70→70 +2*2,5 = 75 мм – бок
На Ø 40→40 — 2*2,0 = 44 мм – отверстие, бок

На линейные размеры:
На L 30→30+ 2,5+2,5 = 35 мм – положение поверхности при заливке –
верх=2,5мм, низ = 2,5мм
На L 15→
2. Допуски и отклонения.
На диаметральные размеры: (таб.3, стр.3 ГОСТ 2009-55)
Ø 120→допуск 4 и отклонение ± 2,0→ Ø 120 ± 2,0мм
Ø 75→допуск 3 и отклонение ± 2.0→ Ø 75 ± 1.5мм
Ø 44→допуск 2 и отклонение ± 1.5→ Ø 44 ± 1.0мм
На линейные размеры:
L 35→допуск 2 и отклонение ± 1.0→ L35 ± 1.0мм
L 13,5→допуск 1 и отклонение ± 0.5→ L13,5 ± 0.5мм
3. Эскиз заготовки

4. Технические требования на заготовку по ГОСТ 1855-55 (ГОСТ 26645—85):
— отливка 10-го класса точности размеров по ГОСТ 26645—85 (класс точности 1 по ГОСТ 1855-55);
— допуск прямолинейности плоских поверхностей должен быть не более 2/600;
— отливки должны быть очищены от формовочной смеси и пригара;
— заливы, наросты, прибыли и литники должны быть удалены любым способом. Места удаления заливов, наростов, прибылей и литников должны быть зачищены;
— отливки не должны иметь дефектов, ухудшающих их внешний вид. Допускаются незначительные дефекты в соответствии с ГОСТ 19200-80 в пределах допуска на механическую обработку;
— литейные уклоны наружных поверхностей 0º45′.
— литейные радиусы 5 мм.

Практическая работа
Тема: Расчет припуска отливки на черновое точение наружной цилиндрической поверхности Ø115-0.46 расчетно — аналитическим способом.
Цель: закрепить теоретические знания по теме «Расчет припусков на механическую обработку» и межпредметным дисциплинам, овладеть навыками работы с государственными стандартами, технической и справочной литературой при расчете припусков.
Задача: развить технические и творческие способности студентов для решения практических задач производства
Исходные данные:
Чертеж детали «Втулка»
Тип производства: массовый.
Материал детали: Серый чугун
Заготовка: Литье центробежное, с отверстием на машинах с вертикальной осью вращения.
Отливка 10-го класса точности размеров по ГОСТ 26645—85.
По ГОСТ1855-55 отливки 1 класса — массовое пр-во.
Отливки 2 класса — серийное пр-во.
Отливки 3 класса — единичное и мелкосерийное пр-во.
6. Данные к задаче приведены таблице.
7. Справочный материал:
— Справочник технолога-машиностроителя, т.1 под ред.
А.Г. Косиловой.
— ГОСТ1855-55. Отливки из серого чугуна.
— ГОСТ 26645—85. Отливки чугунные.
— СТ СЭВ 144- 75 (СТ СЭВ144-89, ГОСТ 25347-82). Поля допусков и рекомендуемые посадки;
— СТ СЭВ 145- 75. Поля допусков.

Порядок выполнения работы:
1. Составить маршрут обработки
2. Рассчитать припуски

Выполнение работы
NB Размеры на чертеже детали являются исходными для расчета припусков и размеров заготовки.
Маршрут обработки:
1. черновое точение 12кв., Ra10
При обработке наружных и внутренних поверхностей вращения припуск определяется по формуле:
( стр.163 «ТМ 1»)
Для заготовки:
Rzi-1(заг.) = 100мкм (табл.13, стр174, т.1 «ТМ»)
Ti-1(заг.) = 200мкм (табл.13, стр174, т.1 «ТМ»)
— базирование по наружной поверхности, закрепление в патроне
(таб.14, стр.174, «ТМ 1»)

Удельное коробление отливок:
= 1,0мкм/мм – для корпусных деталей (таб.14, стр.174,т.1 «ТМ»)
L = 115мм — наибольший размер заготовки
= 1,0мкм/мм*115мм = 115мкм
Погрешность установки:
QUOTE Еб+Ез
(табл.13, стр.26, т.1 «ТМ», трехкулачковый патрон, единичная заготовка, при диаметре базовой поверхности 75мм)
Определяем припуск:

Минимальный размер детали:
115 + (-0.46) = 114.54мм.
Минимальный размер заготовки:
2Zmin = 114.54 + 1,0 = 115,04 = 115мм.
Допуск на размер Ø 115мм заготовки (отливку) по ГОСТ 1855-55:
JT = ±2.0 = 2,0 –(-2,0) = 4мм (табл.3, стр.2, класс точности 1, габаритный размер до 115 мм, номинальный размер 80-260мм)
Размер на чертеже заготовки: Ø115± 2,0 или Ø115+4.0 мм

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Технология машиностроения. В.В.Клепиков, А. Н. Бодров, Москва, ФОРУМ-ИНФРА-М, 2004.
Технология машиностроения. А.П. Тихонов, М.А.Заславский, Машгиз, 1963.
Технология машиностроения. Сборник задач и упражнений. В.А.Аверченков, О.А.Горленко и др., Москва, ИНФРА-М, 2005.
Справочник инженера-технолога в машиностроении. А.П. Бабичев, И.М. Чукарина и др., Ростов-на-Дону, ФЕНИКС, 2006.
Технология машиностроения. Книга 1. Основы технологии машиностроения. С.Л. Мурашкин, Москва, Высшая школа, 2003.
«Технология машиностроения. Книга 2.Производство деталей машин под редакцией С.Л. Мурашкина, М.,2003г.
Технология машиностроения. Л.В.Лебедев, В.У. Мнацакян и др., Москва, Высшая школа, АСАДЕМА, 2006
Справочник технолога-машиностроителя, т.1 под ред. А.Г. Косиловой,
Справочник технолога-машиностроителя т.2 под ред. А.Н. Малова.
ГОСТ 2590-88. Прокат стальной горячекатанный круглый.
Сортамент.
ГОСТ 7505-89 «Поковки стальные». Припуски
СТ СЭВ 144- 75 (СТ СЭВ144-89, ГОСТ 25347-82). Поля допусков и рекомендуемые посадки;
СТ СЭВ 145- 75. Поля допусков.
И.С. Добрыднев. Курсовое проектирование по предмету
«Технология машиностроения».
ГОСТ 2009-55. Отливки стальные.
ГОСТ 1855-55. Отливки из серого чугуна.
ГОСТ 26645-85. Отливки чугунные.

Практическая работа Тема Расчет припусков на отливку табличным способом на все размеры с в