Понятие
1.Дать логическую характеристику понятиям.
Истец, невиновность, летчик-космонавт, конституция, Венера.
Решение:
Истец — данное понятие по объему является общим, нерегистрирующим, по содержанию — конкретным, положительным, соотносительным, несобирательным. Это простое понятие.
Невиновность — данное понятие по объему является общим, нерегистрирующим, по содержанию — абстрактным, отрицательным, безотносительным, несобирательным. Это простое понятие.
Летчик-космонавт — данное понятие по объему является общим, регистрирующим, по содержанию — конкретным, положительным, безотносительным, несобирательным. Это сложное понятие.
Конституция — данное понятие по объему является общим, регистрирующим, по содержанию — конкретным, положительным, безотносительным, несобирательным. Это простое понятие.
Венера — данное понятие по объему является единичным, по содержанию — конкретным, положительным, безотносительным, несобирательным. Это простое понятие.

2.Выписать безотносительные понятия.
Конституция, судья, бесправие, жена, дети, судимость, безнаказанность, верх, случайность.
Решение:
Понятие «Конституция» является безотносительным понятием, так как оно обозначает предмет сам по себе независимо от того, в каком отношении он находится к другим предметам.
Понятие «Бесправие» является безотносительным понятием, так как оно обозначает предмет сам по себе независимо от того, в каком отношении он находится к другим предметам.
Понятие «Судимость» является безотносительным понятием, так как оно обозначает предмет сам по себе независимо от того, в каком отношении он находится к другим предметам.
Понятие «Безнаказанность» является безотносительным понятием, так как оно обозначает предмет сам по себе независимо от того, в каком отношении он находится к другим предметам.
Понятие «Случайность» является безотносительным понятием, так как оно обозначает предмет сам по себе независимо от того, в каком отношении он находится к другим предметам.

3.Определить вид отношения между понятиями. Выразить в логической форме и изобразить в круговых схемах.
1) Президент — глава государства — президент США.
2) Спортсмен –рекордсмен.
3) Продовольственные товары — непродовольственные товары.
4) Полдень – полночь.
5) Учащиеся – студенты – гимназисты — лицеисты.
Решение:
1) Президент (А) — глава государства (В) — президент США (С).
Понятие А находится в отношении подчинения к понятию В, и является подчиняющим понятием по отношению к понятию С. Схема отношения между понятиями имеет вид:

2) Спортсмен (А) – рекордсмен (В).
Понятия А и В находятся в отношении пересечения. Схема:

3) Продовольственные товары (А) — непродовольственные товары (не-А). Понятия А и В находятся в отношении противоречия. Схема отношения между понятиями имеет вид:

4) Полдень (А) – полночь (В). Данные понятия находятся в отношении противоположности. Схема отношения между понятиями имеет вид:

5) Учащиеся (А) – студенты (В) – гимназисты (С) — лицеисты (D).
Понятия В, С и D находятся в отношении подчинения к понятию А, и в отношении соподчинения между собой. Схема имеет вид:

4.Произвести обобщение понятий.
Звезда. Менеджер.
Решение:
Звезда — небесное тело — тело.
Менеджер — работник — человек.

5.Определить вид деления, и какое правило нарушено, если нарушено.
1) По государственному устройству государства делятся на унитарные, конфедеративные и федеративные.
2) Политические режимы бывают демократические, недемократические и тоталитарные.
Решение:
1) По государственному устройству государства делятся на унитарные, конфедеративные и федеративные.
Делимое понятие — государства, члены деления — унитарные, федеративные, конфедеративные государства. данное деление является делением по видоизменению признака. Данное деление является соразмерным, так как объем членов деления исчерпывает объем делимого понятия, члены деления являются непересекающимися понятиями, деление проведено по одному основанию, в делении отсутствует скачок.
2) Политические режимы бывают демократические, недемократические и тоталитарные.
Делимое понятие — политические режимы, члены деления — демократические, недемократические и тоталитарные. Данное деление является дихотомическим делением. Данное деление не является правильным, так как деление является несоразмерным: лишний член деления — тоталитарные режимы.

6. Установить правильность определений, и какое правило нарушено.
1)Доктринер — это схоласт.
2) Возможность — это то, что может быть, а может и не быть.
Решение:
1)Доктринер — это схоласт.
Данное определение не является правильным, так как нарушено правило соразмерности, данное определение является слишком узким, так как объем определяющего понятия меньше объема определяемого понятия.
2) Возможность — это то, что может быть, а может и не быть.
Данное определение не является правильным, так как является несоразмерным, слишком широким, объем определяемого понятия меньше объема определяющего понятия.

Суждение
1.Определить вид простыхсуждений, их классификацию или указать свойства отношений.
1) Логическое значение суждения тождественно самому себе.
2) Каждый человек моложе своих родителей.
Решение:
1) Логическое значение суждения тождественно самому себе. Данное простое суждение является атрибутивным суждением, так как в данном суждении зафиксирована связь между предметом и его признаком.
2) Каждый человек моложе своих родителей. Данное суждение является суждением с отношением (реляционным суждением), так как в данном суждении отражено временное отношение между двумя субъектами.

2. Найти субъект и предикат у данного атрибутивного суждения. Определить объединительную классификацию по качеству и количеству. Выявить распределение терминов и изобразить схематично.
Экономическая теория –экономическая наука.
Решение:
Субъект суждения — экономическая теория, предикат суждения — экономическая наука. Суждение по количеству является общим, по качеству — утвердительным. Суждение по обобщенной классификации является общеутвердительным А. Схема суждения имеет вид: Все S (+) есть Р (-). Субъект суждения распределен, так как речь идет обо всем объеме субъекта, предикат суждения не распределен, так как речь идет только о той части предиката, которая совпадает с субъектом. Схема отношения между субъектом и предикатом имеет вид:

3.Установить вид сложного суждения. Записать с помощью символов ипостроить для них истинностные таблицы.
Когда самолет терпит аварию, то летчик либо катапультируется, либо пытается посадить машину.
Решение:
Обозначим простые суждения буквами:
Самолет терпит аварию — p
Летчик катапультируется — q
Летчик пытается посадить машину — r
Данное суждение является импликативным. Схема суждения имеет вид:
p→(q∨r)
Таблица истинности имеет вид:
p
q
r
q∨r
p→(q∨r)
И И И Л Л
И И Л И И
И Л И И И
И Л Л Л Л
Л И И Л И
Л И Л И И
Л Л И И И
Л Л Л Л И

4.Определить отношения между простыми суждениями, их виды и ложность или истинность.
Часть денежного оборота осуществляется в форме безналичного расчета. Часть денежного оборота не осуществляется в форме безналичного расчета.
Решение:
Рассмотрим первое суждение: это частноутвердительное суждение I.
Второе суждение является частноотрицательным О. Два данных суждения находятся в отношении частичного совпадения (субконтрарности). При истинности первого суждения, истинность второго остается неопределенной. При ложности первого суждения второе будет истинным.

5.Осуществить частичное обращение общеутвердительного суждения, изобразить схематично, указать логическую операцию и распределенность терминов.
Все люди разумные существа.
Решение:
Субъект суждения — люди, предикат суждения — разумные существа. Схема суждения имеет вид: Все S (+) есть Р (-). Обращение для общеутвердительного суждения имеет вид:
Все люди есть разумные существа.
Некоторые разумные существа есть люди.
Схема обращения имеет вид:
Все S (+) есть Р (-).
Некоторые Р (-) есть S (+).

Умозаключение
1.Привести к явной логической форме общеутвердительное суждение и вывести противоположное и противоречащее суждение данному. Установить истинность или ложность.
Лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, признается подозреваемым.
Решение:
Субъект суждения — лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, предикат суждения — признается подозреваемым. Кванторное слово — все, любое. Связка утвердительна и выражена соподчинением слов. Суждение в явной логической форме имеет вид: Все лица, задержанные по подозрению в совершении преступления, есть лица, которые признаются подозреваемыми. Схема суждения имеет вид: Все S есть Р.
Противоположным для данного общеутвердительного суждения будет общеотрицательного суждение Е. Ни одно лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, не есть лицо, которое признается подозреваемым. Схема суждения: Ни одно S не есть Р. При истинности общеутвердительного суждения общеотрицательное суждение будет ложным. При ложности общеутвердительного суждения истинность общеотрицательного суждения остается неопределенной.
Противоречащим суждением для общеутвердительного суждения будет частноотрицательное суждение: Некоторые лица, задержанные по подозрению в совершении преступления, не есть лица, которые признаются подозреваемыми. Схема суждения имеет вид: Некоторые S не есть Р. При истинности общеутвердительного суждения частноотрицательное суждение будет ложным. При ложности общеутвердительного суждения частноотрицательное будет истинным.

2. Сделать вывод путем противопоставления субъекту. Указать операции и составить закономерности.
Все озёра являются водоёмами.
Решение:
Субъект суждения — озера, предикат суждения — водоемы. Кванторное слово — все, следовательно, суждение общее. Связка утвердительна и выражена словом являются, следовательно, суждение утвердительное. Суждение по обобщенной классификации является общеутвердительным А. Схема суждения имеет вид: Все S (+) есть Р (-). Противопоставление субъекту — это преобразование категорического суждения, в результате которого субъектом становится предикат исходного суждения, а предикатом — понятие, противоречащее субъекту исходного суждения.
Такой вывод можно осуществить, последовательно применяя обращение исходного суждения, а затем — превращение полученного результата.
Обращение:
Все озера являются водоемами.
Некоторые водоемы являются озерами.
Превращение:
Некоторые водоемы являются озерами.
Некоторые водоемы не являются не-озерами.
Противопоставление субъекту имеет вид:
Все озера являются водоемами.
Некоторые водоемы не являются не-озерами.
Схема противопоставления субъекту для общеутвердительного суждения имеет вид:
Все S есть Р.
Некоторые Р не есть не-S.

3. Сделать вывод из посылок, определить и начертить фигуру силлогизма. С помощью правил фигур установить, следует ли вывод с необходимостью.
Некоторые врачи – кардиологи.
Все присутствующие на собрании — кардиологи.
Следовательно,……………………………….
Решение:
Запишем посылки с обозначением терминов, их распределенности и виды посылок.
Некоторые врачи (Р-) – кардиологи (М-).
Все присутствующие на собрании (S+) — кардиологи (M-).
Схема расположения терминов в посылках имеет вид:

Силлогизм построен по второй фигуре. В заключении соединим больший и меньший термины.
Некоторые врачи (Р-) – кардиологи (М+).
Все присутствующие на собрании (S+) — кардиологи (M-).
Все присутствующие на собрании (S+) — врачи (P-).
По правилам второй фигуры одна из посылок должна быть отрицательным суждением, а в данном силлогизме обе посылки утвердительны. Большая посылка по правилам второй фигуры должна быть общим суждением, а в данном силлогизме она частная. Правила второй фигуры не выполняются, следовательно, силлогизм построен неправильно, вывод с необходимостью не следует.

4.Указать свойства отношений, на основании которых сделан вывод.
Волков — земляк Медведева.
Следовательно, Медведев земляк Волкова.
Решение:
Отношение «быть земляком» — является симметричным отношением. Для симметричного отношения: если X = Y, то Y = X.

5. Восстановить энтимему по всем правилам, определить фигуру и правильность силлогизма:
Все растения дышат, и поэтому ромашки дышат.
Решение:
Заключение стоит после слова поэтому. Субъект заключения — ромашки, это меньший термин силлогизма, предикат заключения — дышат, это больший термин силлогизма. Схема заключения имеет вид: Все S (+) есть Р (-). Заключение является общеутвердительным суждением А. Следовательно, обе посылки должны быть общим и утвердительными суждениями. Меньший термин распределен в заключении, следовательно, по правилу терминов, он должен быть распределен в меньшей посылке. Рассмотрим посылку, которая имеет вид: Все растения дышат. Субъект посылки — растения, это средний термин силлогизма. Предикат посылки — дышат, это больший термин силлогизма, следовательно перед нами большая посылка. Схема посылки имеет вид: Все М (+) есть Р (-). Это общеутвердительное суждение А. Средний термин распределен, предикат не распределен. Восстановим меньшую посылку, которая должна быть общеутвердительным суждением, при этом меньший термин должен быть в ней распределен. Схема меньшей посылки имеет вид: Все S (+) есть М (-). Меньшая посылка имеет вид: Все ромашки являются растениями. Восстановленный силлогизм имеет вид:
Все растения дышат.
Ромашки являются растениями.
Все ромашки дышат.
Схема силлогизма имеет вид:
Все М (+) есть Р (-).
Все S (+) есть М (-).
Все S (+) есть Р (-).
Силлогизм построен по первой фигуре, модус ААА. Это правильный модус. Силлогизм является правильным, заключение следует с необходимостью, энтимема правильна.

6. Используя разделительную посылку, построить умозаключение:
а)по утверждающе — отрицающему модусу; б)по отрицающе — утверждающему модусу. Изобразить их символически.
Сдельная оплата труда может быть индивидуальной или коллективной.
??????????????????????????
Следовательно, ………………….
Решение:
а) Утверждающе-отрицающий модус.
Сдельная оплата труда может быть индивидуальной или коллективной.
Сдельная оплата труда в данном случае является индивидуальной.
Сдельная оплата труда в данном случае не является коллективной.
Схема умозаключения имеет вид:
p∨qp¬q
б) Отрицающе-утверждающий модус.
Сдельная оплата труда может быть индивидуальной или коллективной.
Сдельная оплата труда в данном случае не является индивидуальной.
Сдельная оплата труда в данном случае является коллективной.
Схема умозаключения имеет вид:
<p∨q>¬pq

7. Указать вид индуктивного умозаключения. Определить степень вероятности обобщения.
Река Лена течет с юга на север, река Енисей течет с юга на север, река Обь течет с юга на север, река Иртыш течет с юга на север.
Реки Лена, Енисей, Обь и Иртыш – это все крупные реки Сибири.
Значит, все крупные реки Сибири действительно текут с юга на север.
Решение:
Данное индуктивное умозаключение является неполной индукцией, так как перечислены не все крупные реки Сибири. Отсутствуют такие реки, как Ангара и Амур. Заключение является вероятностным, при этом степень вероятности можно оценить как более вероятное, чем нет. Однако следует отметить, что данное заключение не является правильным, так как река Ангара течет с севера на юг.

Доказательство
1. К данному тезису подобрать аргумент. Продемонстрировать его связь с тезисом, используя индуктивную форму обоснования.
Россия дала миру многих выдающихся ученых, писателей и композиторов.
Решение:
Тезис: Россия дала миру многих выдающихся ученых, писателей и композиторов.
Аргументы: Россия дала миру таких ученых как Ломоносов, Менделеев, Сахаров, Ландау, Лифшиц, Алферов, Тимирязев, Курчатов, Капица, Циолковский, Иоффе.
Россия дала миру таких писателей, как Пушкин, Лермонтов, Толстой, Тютчев, Некрасов, Солженицын, Набоков.
Россия дала миру таких композиторов, как Чайковский, Мусоргский, Рахманинов, Глинка, Шостакович, Прокофьев, Шнитке, Стравинский.
Демонстрация:
Россия дала миру таких ученых как Ломоносов, Менделеев, Сахаров, Ландау, Лифшиц, Алферов, Тимирязев, Курчатов, Капица, Циолковский, Иоффе.
Россия дала миру таких писателей, как Пушкин, Лермонтов, Толстой, Тютчев, Некрасов, Солженицын, Набоков.
Россия дала миру таких композиторов, как Чайковский, Мусоргский, Рахманинов, Глинка, Шостакович, Прокофьев, Шнитке, Стравинский.

Следовательно, Россия дала миру многих выдающихся ученых, писателей и композиторов.
2. Построить прямое и косвенное опровержение тезиса.
Государство не вмешивается в дела частных предпринимателей.
Решение:
а) прямое опровержение тезиса:
Тезис: «Государство не вмешивается в дела частных предпринимателей» не является правильным, так как общеизвестно, что многие государства принимают антимонопольные законы, которые дают возможность государству вмешиваться в дела частных предпринимателей.
б) Косвенное опровержение.
Выдвинем антитезис: Некоторые государства вмешиваются в дела частных предпринимателей. Докажем его истинность. Известно, что такие страны как США, Россия, практически все страны Европы и прочие изменяют налоговые ставки и льготы, тем самым воздействуя на сужение или расширение производства. Также изменяя условия кредитования государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства. В некоторых случаях государство предоставляет государственных субсидии или налоговые льготы отдельным отраслям либо предприятиям (пример АвтоВАЗ в России). делаем вывод, что верен выдвинутый нами антитезис, следовательно, исходный тезис ложен.

3. Сформулировать тезис, построить прямое и косвенное доказательство.
Тезис: Если над телом совершить работу, то его температура повысится.
Прямое доказательство:
Если над телом совершить работу, то его внутренняя энергия увеличиться.
Если внутренняя энергия тела увеличиться, то температура тела повысится.
Если над телом совершить работу, то его температура повысится.
Доказательство проведено в форме чисто условного умозаключения.
Косвенное доказательство:
Выдвинем антитезис. Предположим, что температура тела не повысится, тогда, отсюда следует, что внутренняя энергия тела не измениться либо понизится. Отсюда следует, что совершая над телом работу, мы уменьшаем его внутреннюю энергию или не изменяем ее, а это не соответствует действительности. Следовательно, выдвинутый нами антитезис ложен, а исходный тезис истинен.

Понятие 1 Дать логическую характеристику понятиям Истец невиновность