Поэтика европейского и американского реалистического романа

1. Выберите фрагмент романа одного из авторов, включенных в список (выбранный фрагмент нужно приложить к работе).
2. Укажите, какое место этот текст занимает в композиции всего романа, обоснуйте свой выбор границ фрагмента.
3. Выполните анализ фрагмента, обращая внимание на то, как он соотносится с поэтикой данного автора, контекстом литературной эпохи, жанровыми установками.

Объём работы – от 3 до 5 машинописных страниц (≈ от 6 000 до 10 000 знаков).

Список лит-ры. Выбрать фрагмент из одного произведения.

Гюстав Флобер. Госпожа Бовари

Оноре де Бальзак. Отец Горио
Папаша Горио, старик лет шестидесяти девяти, поселился у г-жи Воке в 1813 году, когда отошел от дел. Первоначально он снял квартиру, позднее занятую г-жой Кутюр, и вносил тысячу двести франков за полный пансион, словно платить на сто франков больше или меньше было для него безделицей. Г-жа Воке подновила три комнаты этой квартиры, получив от Горио вперед некоторую сумму для покрытия расходов, будто бы произведенных на дрянную обстановку и отделку: на желтые коленкоровые занавески, лакированные, обитые трипом кресла, на кое-какую подмазку клеевой краской и обои, отвергнутые даже кабаками городских предместий. Быть может, именно потому, что папаша Горио, в ту пору именуемый почтительно господин Горио, поймался на эту удочку, проявив такую легкомысленную щедрость, на него стали смотреть, как на дурака, ничего не смыслящего в практических делах. Горио привез с собой
хороший запас платья, великолепный подбор вещей, входящих в обиход богатого купца, который бросил торговать, но не отказывает себе ни в чем. Вдова Воке залюбовалась на полторы дюжины рубашек из полуголландского полотна, особенно приметных своей добротностью благодаря тому, что вермишельщик закалывал их мягкое жабо двумя булавками, соединенными цепочкой, а в каждую булавку был вправлен крупный бриллиант. Обычно он одевался в василькового цвета фрак, ежедневно менял пикейный белый жилет, под которым колыхалось выпуклое грушевидное брюшко, шевеля золотую массивную цепочку с брелоками. В табакерку, тоже золотую, был вделан медальон, где хранились чьи-то волосы, и это придавало Горио вид человека, повинного в любовных похождениях. Когда хозяйка обозвала его «старым волокитой», на его губах мелькнула веселая улыбка мещанина, польщенного в своей страстишке. Его «шкапики» (так выражался он по-простецки) были полны столовым серебром. У вдовы глаза так и горели, когда она любезно помогала ему распаковывать и размещать серебряные с позолотой ложки для рагу и для разливания супа, судки, приборы, соусники, блюда, сервизы для завтрака, — словом, вещи более или менее красивые, достаточно увесистые, с которыми он не хотел расстаться. Эти подарки напоминали ему о торжественных событиях его семейной жизни.

2) Данный фрагмент взят из завязки данного романа, когда идёт подробное описание пансиона Воке и переходит на описание постояльцев данного пансиона. Считаю , что благодаря данному фрагменту можно лучше узнать про одного из главных персонажей – Горио, как он поселился в данном пансионе, что он при себе имел, подробное описание всех вещей. Также отношение хозяйки, которая увидев все золотые и серебряные вещи Горио чуть не умерла от завести.

3) Открывает повествование в «Отце Горио» обширная экспозиция, характерная для Бальзака-романиста. В ней очень подробно описано главное место действия — пансион Воке, его расположение, внутреннее устройство, обстановка комнат, где обычно встречаются пансионеры. Здесь же достаточно полно охарактеризованы хозяйка дома, ее прислуга, живущие в пансионе «нахлебники» и столующиеся в нем «приходящие». Действие пока течет медленно, бессобытийно. Каждый погружен в свои заботы, почти не обращая внимания на случайных соседей по дому.
В данном отрывке Бальзак описывает папашу Горио, даётся подробная информация о Горио, его поселении в пансионе «Дом Воке». Предметный мир в романе играет большую роль. Вещи всегда помогают Бальзаку сделать обобщения, с их помощью создаются портреты и материальное окружение персонажей, отражающее их социальную и нравственную сущность.
Огромное внимание уделяет Бальзак миру вещей. Он считает, что в вещах сохраняется отпечаток судеб людей, которые ими владели, к ним прикасались.
Романы стали менять свою структуру: центром становилась проблема, аспекты которой должны были раскрывать персонажи из различных социальных групп; здесь уже нельзя однозначно назвать «главного» героя.
В романе использована новая структура : многоцентровая, полифоничная.
Здесь Горио, Растиньяк, Вотрен. виконтесса де Босеан почти в равной мере могут претендовать на главное место в произведении. При этом каждый из них представляет отдельную социальную группу и соответствующие ей воззрения: Горио — буржуазии, Растиньяк — провинциальное дворянство, виконтесса — парижское высшее дворянство, Вотрен — преступный мир. Жизненный путь Горио воспроизводит историю обогащения, основанного на расчете, и падения, когда жизнь подчиняется чувству.
Центральной фигурой этого художественного исследования является — отец Горио — типичный представитель эпохи Реставрации и торжества «золотого тельца». Здесь исследуется не отдельная личность, а психология общественных отношений. Горио – страдающий отец, страстью которого является слепая и безрассудная отцовская любовь к дочерям; им он пожертвовал все свои богатства и обрек себя на серенькую жизнь в ужасном пансионе госпожи Воке. В пансионате все знают его, относятся крайне недоброжелательно и зовут не иначе как «папаша Горио». Разоряясь и постепенно переселяясь под самый чердак пансиона, он продолжает боготворить своих кумиров, иногда издали любуясь ими. Он способен выражать свою привязанность к дочерям только с помощью денег и дорогих подарков. Художественная проблематика романа включает в себя развенчание общечеловеческого мифа о том, что добиться славы и богатства можно честным трудом.
Бальзак на самом деле является исследователем психологии, мастером различных деталей, знатоком социальной жизни разных пластов человеческого общества своего времени. Бальзак нашел композиционное средство соединить героев не только в финале, но на протяжении всего романа, сохраняя его «полицентричность».
Не только человек, не только взаимоотношения людей — история современного ему общества занимала Бальзака. Его методом было познание общего через частное. Через папашу Горио он познавал, как обогащаются и как разоряются люди в буржуазном обществе.
В этом фрагменте видно, что саму хозяйку пансиона интересуют только деньги, золото, серебряные изделия от которых у неё горели глаза, в ней нет ни капли сострадания даже когда умирает Горио.
В отличие от всех предшествовавших произведений, где второстепенные персонажи охарактеризованы Бальзаком весьма поверхностно, в «Отце Горио» каждый из героев имеет свою историю, полнота или краткость которой зависят от роли, отведенной ему в сюжете романа. И если жизненный путь Горио находит здесь трагическое завершение, то истории всех остальных персонажей остаются принципиально незавершенными, так как автор уже предполагает «возвращение» этих персонажей в другие произведения «Человеческой комедии».
Трагедия отца Горио представлена в романе как частное проявление'» общих законов, определяющих жизнь послереволюционной Франции, как одно из ярчайших проявлений драматизма буржуазной повседневности. История Горио при всем своем душераздирающем трагизме лишена черт исключительности, характерной для «неистовой литературы» 1830-х годов.
Экспозиция романа сразу устанавливает два полюса, между которыми в романе «Отец Горио» развертывается все поведение Растиньяка. Что касается самого Горио, то его экспозиция самая обширная — она перерастает в повествовательную предысторию. В ней сказано очень много, основное, хотя многое будет еще уточняться в дальнейшем (главным образом характеры его дочерей).
С появлением «Отца Горио» бальзаковкий «роман-драма» существенно преображается — происходит расширение всего его эпического плана. Внешняя и внутренняя структура данного романа «Отец Горио» позволяет воспринимать его как «роман-драму». Однако по сравнению с предыдущими «сценами» «роман -драма» «Отец Горио» — уже другой уровень художественного мышления Бальзака, эпическое начало здесь намного сильней.
Историческая жизнь общества, художественно представленная в «сценах жизни» во всех деталях и подробностях, с «Отца Горио» даже приобретает некоторую шекспировскую всеохватность.

Поэтика европейского и американского реалистического романа 1