Подготовка и разогрев двигателей
4.1 Классификация различных способов подогрева и разогрева двигателей.
4.2 Оборудование площадок хранения автомобилей для подогрева и разогрева двигателей.
4.3 Дать экономическую оценку различных способов пуска двигателей.
Существует несколько способов хранения автомобилей: закрытое в отапливаемом помещении; закрытое в неотапливаемом помещении; открытое на специальных площадках
На площадках или под навесом чаще всего хранят грузовые автомобили. Территория должна быть освещена, спланирована и иметь твердое покрытие. Помещения для хранения автомобилей могут быть модульного или боксового типа. На модульной стоянке автомобили размещают в одном общем помещении без перегородок – для хранения автомобилей всех типов. Стоянку боксового типа применяют для хранения автомобилей специального назначения (пожарных, санитарных). На такой стоянке имеется отдельные помещения на один или несколько автомобилей.
Общее число мест для стоянки автомобилей определяется на основании действующих СНиП с учетом климатических зон и перспектив развития АТП.
Подвижной состав нужно расстанавливать в зоне хранения так, чтобы был свободный доступ к автотранспортным средствам, а в случае необходимости и быстрый выезд из зоны. Каждое место хранения обеспечивается непосредственным выездом в проезд. Положение автомобилей при тупиковом способе расстановки зависит от применяемого оборудования для разогрева или подогрева. При использовании стационарных средств автомобили устанавливаются на месте хранения при условии удобного присоединения системы охлаждения к магистрали теплоносителя. Если используются передвижные средства подогрева, то автомобили устанавливаются двигателем в сторону проезда. Автопоезда устанавливаются исходя из условий минимального маневрирования на площадке.
При открытом (безгаражном) хранении в зимний период эксплуатации используются различные способы и средства, облегчающие пуск двигателей и выход автомобилей на линию. Способы безгаражного хранения могут быть групповыми или индивидуальными, в большинстве случаев связаны с применением тепловой подготовкой автомобиля. Эти средства могут быть стационарными или передвижными.
Тепловая подготовка (обогрев) – это процесс передачи тепловой энергии от теплоносителя к агрегатам, узлам и системам автомобиля для поддержания их необходимого температурного состояния. Преодоление трудностей, возникающих при безгаражном хранении автомобилей при низких температурах и в том числе трудностей пуска двигателя, может быть решено с помощью использования тепла, получаемого от внешнего источника.
Для групповых средств используется тепловая и электрическая энергия, газовая сеть и газогенераторы Теплота от внешнего источника может быть использована в режиме межсменного подогрева или в режиме разогрева, непосредственно перед выездом автомобиля на линию. Использование тепла в режиме подогрева имеет преимущества перед разогревом. Подогрев автомобиля способствует сокращению времени простоев в момент его выезда на линию, так как исключает дополнительные работы по заправке системы охлаждения двигателя, часто связанное с опасностью травматизма. Теплов этом случае равномерно распределяется по массе двигателя.
В качестве теплоносителей в групповых средствах используют воду, пар, масло, воздух, газо-воздушную смесь. Наибольшее распространение в практике работ АТП получили такие групповые способы как вода и парообгрев, воздухообогрев и инфракрасный газовый обогрев.
Индивидуальные средства включают в себя подогреватели, являющиеся неотъемлемой частью автомобиля, средства холодного пуска. В качестве этого используются утеплительные чехлы и другие устройства, обеспечивающие сохранение тепла агрегата автомобиля после возвращения его на стоянку.
Одним из широко распространенных способов подогрева или разогрева автомобильных двигателей при низких температурах является вода или парообогрев. Для этого необходимы устройства для нагревания воды или источники пара. К этим устройствам относятся водогрейные и паровые котлы низкого давления, бойлеры, бани. На автотранспортных предприятиях получили распространение котлы типа «Универсал». Они могут быть использованы в качестве водогрейных и паровых.
Установки снабжены обычно двумя насосами – основным с электроприводом, и запасным – с ручным приводом. При подогреве вода циркулируется по замкнутому кругу: от водогрейного котла подается с помощью насоса в систему охлаждения двигателя, а затем снова возвращается в котел.
Возможно два способа использования горячей воды: подогрев с помощью горячей воды (в случае подогрева вода циркулирует по замкнутому кругу). При разогреве вода заливается непосредственно в систему охлаждения. Обогрев паром возможен как с возвратом, так и без возврата конденсата. Использование горячей воды имеет недостатки: могут образовываться трещины в блоке из-за местных перегревов, могут образовываться наледи. Необходимо постоянное подпитывание котлов свежей водой. Подогрев с возвратом конденсата усложняет конструкции, в этом случае необходим дополнительный трубопровод. Интенсивность подогрева ниже, чем при подогреве без возврата конденсата.
Воздухообогрев – один из наиболее распространенных способов безгаражного хранения автомобилей. Он используется широко на предприятиях Норильска, Челябинска, Тюмени. Для получения горячего воздуха и подачи его к обогреваемым автомобилям площадки безгаражного хранения оборудуются специальными установками, составными частями которой являются: устройство для подогрева и подачи воздуха (калориферные агрегаты), воздуховоды, соединительные рукава, для подвода воздуха к автомобильным агрегатам, система контроля и сигнализация.
Преимущества воздухообогрева: практически полная безопасность теплоносителя; широкий выбор источников тепла; комлексность тепловой подготовки автомобиля; отсутствие необходимости в дополнительном оборудовании. К недостаткам воздухообогрева относится низкое использование тепла.
Электрообогрев достаточно эффективен и позволяет осуществлять регулирование количества подаваемого к автомобилям тепла в широких пределах. При групповом обогреве автомобилей используют электрическую энергию от трансформаторов подстанции. Для преобразования электрической энергии в тепловую применяются нагревательные элементы, которые можно разделить на две группы: с твердым проводником и жидкостные. В качестве твердых проводников используется сплавы нихром, фехраль, кантал, хромам, лучшим является нихром. Применяются электронагревательные элементы из твердых проводников с открытой или закрытой спиралью. Среди нагревателей с твердым проводником, хорошо себя зарекомендовали цилиндрические электронагреватели, у которых спираль монтируется внутри патрубка системы охлаждения.
Инфракрасный газовый обогрев. Обогревание двигателей осуществляется с помощью горелок инфракрасного излучения, применяется сравнительно недавно. Он основан на том, что инфракрасные лучи по природе своей являющиеся электромагнитными колебаниями с длиной волны до 1 мкм до 1 мм практически не поглощаются чистым воздухом, а металл обогреваемых агрегатов поглощает излучение и нагревается. Для этого разработаны специальные горелки, предназначенные для работы в стационарных условиях и передвижные. «Газоавтоматика», «Радиант». Горелки могут работать как на природном газе, так и на пропане.
Преимущество инфракрасного обогрева – это дешёвое топливо. Недостатки – низкая ветроустойчивость, возможность поражения неметаллических частей, относительно высокая огнестойкость.
Решающим фактором для выбора того или иного способа безгаражного хранения в конкретном температурно-климатическом регионе является экономическая оценка его применения. Экономические показатели различных способов в большей степени определяются условиями расположения и режимом работы автотранспортного предприятия, стоимостью различных видов энергии, наличием котельной, продолжительностью зимнего периода в регионе, уровнем заработной платы обслуживающего персонала.