PAGEREF _Toc422046250 h 12
Список использованной литературы PAGEREF _Toc422046251 h 14

Бюджетная политика государства
Государству отведена важная роль по развитию отечественной экономики. Государство способно аккумулировать и перераспределять финансовые ресурсы в целях поддержки населения и бизнеса. Данную функцию оно реализует через бюджетную политику.
Бюджетная политика – это совокупность принимаемых решений, которые осуществляют органы законодательной и исполнительной власти, эти решения связаны с определением главных направлений развития бюджетных отношений и разработкой конкретных путей их реализации в интересах граждан, общества и государства.[2]
Бюджетная политика включает политику:
политику эффективного управления государственным, муниципальным долгом;
фискальную (в области доходов бюджета);
в области расходов;
политику в области обеспечения сбалансированности бюджета;
политику в области межбюджетных отношений.
Бюджетная политика выступает средством осуществления социальной и экономической политики государства, то есть является частью финансовой политики государства.
Основные направления бюджетной политики:
— создание доходной и расходной частей бюджетной системы, контроль целевым использованием, эффективностью, сохранность бюджетных средств;
— управление государственным долгом;
— управление бюджетным профицитом (дефицитом);
— укрепление системы межбюджетных отношений;
— регулирование монополий;
— обеспечение гос. приоритетов в развитии отдельных видов деятельности, (например, инновационной, предоставление государственных кредитов);
— управление государственной собственностью;
— регулирование социальных процессов;
— регулирование иностранных инвестиций и внешнеэкономической деятельности.[3]
Вышеперечисленные направления бюджетной политики не должны рассматриваться как самостоятельные формы воздействия, так как являются элементами общеэкономической функции государственного регулирования рыночной экономики. Важное значение играет координация государственных мероприятий в области денежной и бюджетной политики.
Центральным понятием бюджетной политики является бюджет. В рамках бюджета перечисляются субсидии и дотации, кредиты для поддержки бизнеса, оказывается помощь другим странам. За счет государственного бюджета происходит финансирование научных учреждений, которые осуществляют фундаментальные научные исследования. В рамках бюджета формируется и обслуживается государственный долг. Данные операции позволяют контролировать экономику государства, рационально перераспределять денежные и материальные ресурсы. [2]
Государственный бюджет — это основной план государства, который дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Он отражает величину необходимых государству финансовых средств и предопределяет налоговую политик. Бюджет выступает в качестве эффективного регулятора экономики, фиксируя перераспределение внутреннего валового продукта и национального дохода, конкретные направления расходования средств. [5]
Бюджет страны может находиться в состоянии профицита (превышения доходов над расходами) или дефицита (обратная ситуация), а также быть сбалансированным. Эти состояния определяют характер бюджетной политики на плановый период.
Инструментами реализации бюджетной политики выступают бюджетное право и бюджетный механизм.
Бюджетный механизм — это совокупность методов накопления средств в бюджете, форм и методов выделения средств из бюджета и межбюджетных отношений. Три элемента бюджетного механизма[3]:
1) методы накопления средств в бюджете:
– налоговый (через налоги и обязательные платежи);
– неналоговый (доходы от использования или продажи имущества, которое находится в государственной и муниципальной собственности, доходы от реализации государственных запасов, доходы от внешнеэкономической деятельности, штрафы, пени, которые имеют неналоговый характер);
2) методы и формы выделения средств из бюджета:
– бюджетное финансирование – выделение средств на принципах безвозвратности, бессрочности и бесплатности (безвозмездности);
– бюджетное кредитование – выделение средств на принципах кредитования, т. е. возвратности, срочности, платности;
3) методы и формы межбюджетных отношений.
При проекте бюджета на плановый период пересматриваются, исходя из финансовых возможностей государства, не только задачи бюджетной политики, но и методы их решения с учетом конечного результата от вложения финансовых ресурсов. Эффективность бюджетной политики напрямую связана с последовательностью этапов ее разработки и их содержанием.
В разработке бюджетной политики участвуют законодательные и исполнительные органы власти. В соответствии с законодательством РФ, приоритет в разработке бюджетной политики принадлежит Президенту РФ.
На первом этапе определяются концептуальные основы бюджета, а также его роль в общественном воспроизводстве.
На втором — ставится основная цель, и формулируются задачи бюджетной политики.
Выстраивается бюджетная стратегия — набор методов, с помощью которых реализуются бюджетные отношения, функции и принципы бюджетов. Стратегия рассчитана на период от 10 лет, то есть соответствует долгосрочным планам развития экономики.
Бюджетная тактика — система практических мероприятий по управлению доходами и расходами бюджета в целом или его отдельных частей. Предполагает разработку мер по повышению эффективности бюджетов, их устройства с учетом особенностей сложившегося бюджетного федерализма и существующих условий развития экономики. Важную роль в реализации тактических мер играет создание эффективного бюджетного устройства и механизма его функционирования.
Бюджетная политика Российской Федерации определена Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, сводом федеральных законов, которые формулируют функции исполнительной и законодательной ветвей власти в бюджетном процессе, функции субъектов Федерации, принципы бюджетного федерализма, права и обязанности субъектов бюджетного процесса и т. д.
Бюджетная политика государства предусматривает наличие цели и задач по ее реализации. Цели и задачи бюджетной политики на 2015 — 2017 годы сформулированы в Программе повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансовыми средствами на период до 2018 года, в проекте Долгосрочной бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, в гос. программах «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» и «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации».[1]
Цель бюджетной политики на 2015 — 2017 годы — это обеспечение устойчивости бюджетной системы Российской Федерации и безусловное исполнение принятых обязательств наиболее эффективным способом.
В соответствии с целью поставлены задачи:
1. Усовершенствование бюджетного процесса путем его нормативно-правового регулирования.
2. Расширение использования государственных программ в бюджетном планировании и повышение их качества.
3. Снижение зависимости бюджетов ГВФ (государственных внебюджетных фондов) РФ от трансфертов из федерального бюджета.
4. Увеличение роста эффективности финансовых отношений с бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами.
5. Увеличение эффективности оказания государственных (муниципальных) услуг.
6. Оптимизация выплат на оплату труда.
7. Снятие ограничений транспортной инфраструктуры.
8. Увеличение эффективности расходования бюджетных средств на осуществление капитальных вложений.
9. Увеличение эффективности управления государственными финансовыми активами и государственным долгом.[1]
Бюджетная политика реализуется на государственном, на региональном и муниципальном уровне. Поэтому выделяют: федеральную, субфедеральную и бюджетную политику муниципального образования. Подобное деление считается условным, так как самостоятельность региональной политики и политики муниципального образования не является абсолютной. Данный вопрос на настоящий момент является дискуссионными и вызывают интерес у специалистов и органов государственной власти.
Основа бюджетной политики представлена стратегическими направлениями социальной и экономической политики государства. Именно они предопределяют пропорции и размеры финансовых ресурсов, централизуемых государством, перспективы использования бюджетных средств в интересах решения главных социальных и экономических задач государства.
Таким образом, бюджетная политика является главным рычагом определения основных направлений экономического воздействия государства на общественное производство.
Научный подход к разработке бюджетной политики — главное требование для обеспечения ее эффективности, которое должно учитывать реальное состояние экономики, финансов и бюджетной системы страны. Если бюджетная политика научно обоснована, она позволяет соединить возможности бюджета с конкретными путями использования бюджетных отношений в интересах государства.
Эффективность бюджетной политики во многом определяют два условия:
 политическая стабильности в стране;
 высокий уровень профессионализма работников бюджетной сферы.
Стабильность бюджетной политики – это ключевой фактор для создания благоприятного инвестиционного климата и снижения рисков.[2] Это
предусматривает:
— стабильность налоговой системы;
— установление «правил игры» и жесткой ответственности за их соблюдение субъектами финансовых отношений;
— скоординированность предпринимаемых различными уровнями государственной власти действий,;
— обеспечение прозрачности при принятии решений в рамках бюджетной политики;
— предсказуемость структуры бюджетных расходов;
— обеспечение устойчивости финансового положения государственной власти как фактора снижения социально-политических рисков.
Моделирование экономического роста с помощью математического аппарата производственной функции
Одной из насущных проблем экономической теории является вопрос — от чего зависит экономический рост, каковы факторы, определяющие скорость роста ВВП. 
Для анализа некоторых тенденций экономического роста широко используется аппарат  производственных функций.
Производственная функция — это зависимость общей величины национального дохода от затрат капитала, труда, земли, то есть технологическая зависимость между выпуском продукции и затратами ресурсов.[6]
Математическая формула   производственной функции выпуска продукта  х выглядит: 
x=F(a1, a2, … an), (1)
при условии, что dF/da1, dF/da2, …  dF/dan  — предельные производительности факторов  a1, a2, … an.
Следовательно, ПФ в общем виде выглядит как:
Y= KdY/dK+ LdY/dL+ N dY/dN, (2)
где Y — ст-ть национального дохода; К, L, N — затраты ресурсов (капитала, труда, земли); dY/dK, dY/dL, dY/dN — частные производные, которые определяют предельные продукты ресурсов.
Гибкость производственной функции обеспечивают коэффициенты  эластичности. Это степенные коэффициенты факторов производства, которые показывают, как увеличится объем продукции, если фактор производства возрастет на одну единицу. Коэффициенты эластичности находят путем решения системы уравнений, которую получают из исходной модели ПФ. Различают производственные функции как с переменными и с постоянными коэффициентами эластичности. Постоянные означают, что продукт увеличивается в той же пропорции, в какой и факторы производства.
В экономической теории принято использовать большое разнообразие функций производства, наиболее популярны двухфакторные функции, которые легко анализировать по причине их графического представления.
Самой популярной двухфакторной функцией считается функция Кобба-Дугласа.
Американский экономист П. Дуглас  в 1927 г. выявил особенность малого изменения во времени распределения национального дохода между трудом и капиталом, то есть с ростом производства и рабочие, и собственники капитала выигрывают от пользования экономических благ. Поэтому Дуглас поставил задачу — определить причины неизменности долей факторов производства. Совместно с математиком Ч, Коббом он разрабатывал модель и функцию со свойствами постоянных долей факторов производства, если факторы производства всегда получают свои предельные продукты. В общем виде функция выглядела:[7]
Y= a1 Ka2 La3 , (3)
где а1 — коэффициент пропорциональности; a2 a3 — коэффициенты эластичности выпуска товаров по затратам капитала и труда.
Данная функция строится при предположении об абсолютной взаимозаменяемости труда и капитала, о постоянной отдаче каждой единицы любого фактора.
Возможны некоторые варианты функции Кобба—Дугласа:
а) а2 + а3 = 1 — неизменная эффективность факторов производства;
б) а2 + а3 > 1 — растущая эффективность факторов производства;
в) а2 + а3 < 1 — падающая эффективность факторов производства.
Более поздние исследования, проводившиеся в США в 1948— 1989 гг., подтвердили постоянство распределения национального дохода. Отношение дохода труда (зарплата наемных работников) к доходу капитала (прибыли корпораций, за вычетом налогов, рентного дохода и амортизации, без дохода самих собственников) оставалось в границах от 2 до 3. [8]
Одна из модификаций ПФ Кобба— Дугласа — производственная функция Тинбергена. В ней НТП учитывается через показательную функцию:
Y=a1 Ka2 L1-a2 Rrt , (4)
где r — коэффициент эластичности выпуска продукции в зависимости от НТП.
Также распространена на Западе была модель Солоу, в ней отражено, как сбережения, рост населения и технологический прогресс воздействуют на увеличение объема производства во времени. Роберт Солоу, американский экономист, лауреат Нобелевской премии за разработку модели экономического роста. Совместно с Леонтьевым разработал модель Леонтьева— Солоу, в которой соединены производственная функция и функция потребления, то есть показано, как накопление капитала обеспечивает экономический рост, а вместе с ним и повышение уровня жизни населения.
Влияние инвестиций и выбытия на запасы капитала можно записать так: Dk = i — dk, где Dk — изменение запасов капитала, приходящихся на одного работника в год; d — норма выбытия. Поскольку инвестиции равны сбережениям, изменение запасов капитала может быть записано следующим образом: Dk = sf(k) — dk, где s — норма сбережения.[6]
Солоу отразил существования единственного уровеня капиталовооруженности, при котором инвестиции равны величине износа фондов. Если в экономике достигнут такой уровень, то он не меняется во времени, так как обе действующие на него величины — инвестиции и выбытие капитала — точно сбалансированы. Значит, при данном уровне капиталовооруженности Dk = 0. Солоу дает название этой ситуации как состояние устойчивой капиталовооруженности, что соответствует равновесию экономики в длительной перспективе. Ученый замечает достижение устойчивого состояния экономики независимо от первоначального объема капитала.
При увеличении нормы сбережений растут инвестиции, однако запас капитала и его выбытие сначала постоянны, то есть на этом этапе инвестиции превышают выбытие. Постепенно капитал увеличивается до нового устойчивого состояния с большей капиталовооруженностью и более высокой производительностью труда. Экспериментальные расчеты по 112 странам с использованием модели Солоу показали связь высокого дохода на душу населения с большими инвестициями.[5]
Функция f (k′) = b + n + g, выражающая правило выбора оптимального объема капитала для максимизации удельного объема потребления  называется Золотым правилом. Соответствующая ему величина капиталовооруженности k′′ называется капиталовооруженностью по Золотому правилу, а норма сбережения α′ — нормой сбережения по Золотому правилу. Удельная величина потребления по Золотому правилу находится как разница между доходом и инвестициями:
c′′ = f (k′′) – (b+n+g) k′′.
Термин «золотое правило» предложил Э. Фелпс в 1961 г. в своей работе «Басня для тех, кто занимается ростом», в котором рассматривались экономические проблемы воображаемого королевства Соловии. Модель Солоу решает задачу максимального равновесного уровня в долгосрочном периоде, но не задачу увеличения потребления в ближайшей перспективе. Задачи максимизации потребления на ограниченном периоде времени решаются иными  методами, которые хорошо изучены, но представляют собой больше математический, чем экономический интерес.

PAGEREF _Toc422046250 h 12 Список использованной литературы PAGEREF _Toc422046251 h 14 Бюджетная политика государства Государству отведена важная