Работа над формированием диалогической речи у дошкольников по-прежнему одна из самых актуальных в современной педагогической практике. Ведь речь – это не просто способ общения людей. Она является орудием мышление. Речь появляется во время общения людей.
Общение дошкольников – это один из самых ранних психических процессов, который появляется у людей. Практически все виды деятельности подразумевают общение. Общение детей является одним из главных факторов влияния не только на речевое развитие, но и на психическое формирование личности человека.
Главная форма общения – это диалог, который осуществляется с помощью речевых средств. В процессе диалога человек неосознанно формируют свою речь, основывая ее на понимании услышанной речи собеседника.
Диалогическая речь помогает развивать познавательные и мыслительные процессы.
Если речь развивается недостаточно хорошо и быстро, то и остальные психические процессы также формируются в замедленном режиме.
Диалогическую речь подробно изучили Л.А Леонова, Н. Ушакова, Э.П. Шубин и другие.
Диалог является одной из ведущих форм общения между людьми. В процессе диалога собеседники обмениваются информацией с помощью знаков языка. Для успешного ведения диалога нужно обладать целым рядом навыков и умений: это способность речевого выражения собственных мыслей, умение передавать свои чувства, устанавливать отношения с собеседником в самых разных ситуаций коммуникации.
Диалогические отношения проявляются в том, что человек готов к общению с партнером, воспринимает его как личность, готов отвечать собеседнику, ожидает от него понимания и согласия.
Эту проблему подробно исследовали такие ученые, как О.И. Соловьева, К.А. Флерина и другие.
А.Г. Арушанова пишет о том, что необходимо использовать целостный подход к тому, чтобы развивать диалогическую речь детей. При этом нельзя сводить задачи по формированию диалогической речи к тому, чтобы просто усвоить форму вопросов и ответов.
Невозможно установить полноценный диалог без диалогических отношений. Диалогические же отношения в свою очередь должны наполнять общение дошкольников как со взрослыми, так и с ровесниками. Именно это является частью настоящих коммуникационных действий ребенка.
Особое внимание следует обращать на диалог между дошкольниками. Обычно только в окружении ребят своего возраста ребенок чувствует полную свободу и раскованность, что позволяет ему раскрыть полностью свои возможности в речевом общении. Дети внутри коллектива учатся организовывать сами себя, контролировать самих себя и самостоятельно вести деятельность.
Диалоги с ровесниками – это достаточно свежее направление в педагогической области развития детей.
Современные исследователи считают, что детей нужно обучать вести диалог. Однако к сожалению практика показывает, что сегодня в дошкольных заведениях не достаточно регулярно и систематически уделяется внимание диалогической речи. Во время общения с детьми большую нагрузку воспитатель берет на себя. Дети при этом проявляют минимальную речевую активность. Детей не учат задавать вопросы, не принято проводить занятия, которые бы способствовали формированию коммуникативных способностей. Как результат мы видим неумение дошкольников грамотно вести диалоги, беседовать друг с другом.
Поэтому мы считаем, что данная работа очень актуальна. Педагог обязан создать условия для формирования диалогических навыков у дошкольников старшего возраста.
По этой теме можно заказать курсовую или дипломную работу, заполнив форму