Николай Носов — это писатель яркого юмористического таланта. Он считал, что дети понимают шутки довольно рано, еще до двух лет. В произведениях автора, существует обычно 2 адреса — ребенок и воспитатель. Воспитателям писатель помогает понять мотивы и побуждения поступков детей, то есть, найти более тонкие способы воздействия на него. Детей Носов воспитывал смехом, и это было, по его мнению, самым лучшим воспитанием.
В юмористических рассказах автора для младших школьников и детей дошкольного возраста смешное изображается не в обстоятельствах, а в характерах. Комизм ситуаций возникает из особенности ребяческой природы. Юмористические книги Носова рассказывают о серьезных вещах, а дети, знакомясь с жизненным опытом героев, узнают, как трудно, и как хорошо быть ответственным за порученные дела.
Рассказы Носова ориентированы на детей дошкольного и младшего школьного возраста. Они полны лиризма и юмора; повествование обычно, ведется от первого лица.
Смешные ситуации помогают Носову показать логику мышления и поведения героев. «Действительная причина смешного заключена не во внешних обстоятельствах, а коренится в самих людях, в человеческих характерах», — говорил Носов.
Носова можно по праву назвать знатоком психологии детей. Его произведения изображают особенности детского восприятия. Выразительные диалоги и разнообразные комичные ситуации помогают писателю изобразить характеры детей.
Носов в своих произведениях ведет диалог с детьми, понимает самые сокровенные мысли. Читая его произведения, можно увидеть настоящих ребят – таких же, каких мы встречаем в реальной жизни, с их достоинствами и недостатками. Писатель смело использует в своих работах фантазию, озорную выдумку. В каждом его рассказе или повести находится случай, который случился или мог случиться в жизни, описываются характеры детей, какие мы часто встречаем вокруг нас.
Сила его рассказов – правдивое и бесхитростное изображение своеобразного и веселого детского характера.
Все работы Николая Носова пронизаны большой любовью к детям. Любой из рассказов Носова, какой бы мы ни начали читать, доставляет нам большую радость. И чем больше мы читаем, тем веселее нам становится.
В юмористических рассказах всегда можно найти что – то такое, что заставляет нас серьезно задуматься. Мы думаем над тем, как важно с раннего детства готовить себя к самостоятельности: научиться варить кашу, пожарить пескарей на сковороде, посадить рассаду в огороде и отремонтировать телефон, зажечь бенгальские огни и соблюдать правила уличного движения. Это необходимо знать и уметь каждому. Такие рассказы помогают избавиться от дурных качеств характера – от рассеянности, трусости, большого любопытства, грубости и зазнайства, лени и равнодушия.
Писатель учит маленьких детей думать не только о себе, но и о друзьях. Вместе с маленькими героями мы испытываем душевное облегчение и огромное удовлетворение. Писатель был противником того, чтобы выставлять напоказ нравоучения в своих произведениях, он стремился написать так, чтобы маленькие читатели сами сделали выводы. Глубоко понимая детей, писатель никогда не подавал факты в чистом виде, без домысла, без творческого воображения. Н.Н. Носов — удивительный детский писатель. Удивителен и замечателен он тем, что не только ребята получают заряд большой жизнерадостности, бодрости, прилива сил, но и взрослые, которые попадают в атмосферу детства, и вспоминают свои «трудные» детские проблемы.
Художественное слово всегда эмоциональнее выражает обычные проблемы, с которыми сталкиваются учителя, родители и дети. Оно эффективнее скучных нравоучений, указаний, объяснений. Живое обсуждение рассказов Носова — это не только интересное путешествие вместе с героями его книг по стране детства, это и накопление жизненного опыта, таких нравственных понятий, как что такое «хорошо», что такое «плохо», как поступать правильно, как научиться быть сильным, смелым.
Читая рассказы Носова, можно весело провести время, посмеяться, и сделать для себя большие выводы — не забывать, что рядом с вами такие же девчонки и мальчишки, у которых не все всегда получается, что всему можно научиться, нужно только не вешать нос и уметь дружить.
В этом состоит нравственно – эстетическая сторона работ автора. Социальная позиция детского писателя, его миро зрение находит свое отражение в его творчестве. Внутренняя организация произведений, которые адресованы детям, отражают мировосприятие самого автора, его социальную, нравственную и эстетическую ориентацию в мире.
Любое произведение писателя – это маленький шедевр.
Так, например, рассказ «Живая шляпа» — актуальный всегда. Этот веселый рассказ любим большинством детей. В нем автор изобразил детские «страхи»: «А вдруг это пальто — живое и сейчас меня схватит?», «А вдруг шкаф сейчас откроется и кто-то страшный выйдет из него?», « А может быть кто – то сидит под кроватью и меня сейчас схватит за ногу?». Обычно такие «ужасы» часто посещают детвору. Рассказ Носова «Живая шляпа» — это своеобразное пособием для детей, как преодолеть свои страхи. Прочитав этот рассказ, дети вспоминают всегда его, когда их преследуют «придуманные» страхи, и тогда они улыбаются, все страхи отходят.
Сила смеха является одной из главных качеств детской литературы. Маленькие дети уверены, что мир, в который они пришли, создан для счастья, что это правильный и долгий мир. Это чувство — основа нравственного здоровья ребенка и будущей способности к творчеству.
«Огурцы» — можно назвать рассказом о честности. Сколько переживаний досталось Котьке за колхозные огурцы! Он не понимает того, что сделал плохо. Он радуется, когда несет огурцы с колхозного поля домой маме. Он не ожидает ее сердитой реакции: «Сейчас же неси их обратно!». И сторожа он боится — только успели убежать и порадоваться, что он не догнал — а тут надо идти и добровольно «сдаваться». А как поздно уже — на улице темно и страшно. Но, когда Котька вернул огурцы сторожу, на его душе стало радостно, дорога домой уже стала приятной, и совсем не страшной. А может он стал смелее и увереннее в себе?
В рассказах Носова нет «плохих» ребят. Он создавал свои рассказы так, что дети не замечали, что их учат вежливому, уважительному отношению к взрослым, учат жить в согласии и мире.
На страницах рассказов Носова звучит живой диалог. Проникновение в психологию героев, которые оценивают всё со своей, ребяческой точки зрения, создаёт в рассказах Носова не только комичные ситуации, но и юмористически окрашивает логику поведения героев, которая иногда противоречит логике взрослых или логике здравого смысла.
Если вспоминать героев рассказа «Мишкина каша», «- Не беспокойся! Я видел, как мама варит. Сыт будешь, не помрешь с голоду. Я такую кашу сварю, что пальцы оближешь!». Просто удивляешься их самостоятельности и умелости! Бурная энергия и фантазия в сочетании с переоценкой своих возможностей и отсутствием жизненного опыта часто ставят детей в смешное положение, которое сильнее обостряется от того, что неудача не доводит их до отчаяния, а, наоборот, становится источником новых фантазий и неожиданных решений.
Николай Николаевич умел так прятаться за маленьких героев, что казалось, будто они сами, без участия автора рассказывают о своей жизни, о горестях, радостях, проблемах и мечтах. В центре рассказов Н.Носова – ребята-фантазёры, непоседы, выдумщики, которым часто достаётся за их идеи. Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в необычайно смешные поучительные истории.
В рассказах Носова всегда можно найти воспитательное начало. Оно есть в рассказе об огурцах, украденных на колхозном огороде, и о том, как Федя Рыбкин «разучился смеяться на уроках» («Клякса»), и о плохой привычке учить уроки, включив радио («Федина задача»). Но и самые «моралистические рассказы» писателя интересны и близки детям, так как помогают им понять взаимоотношения между людьми.
Герои произведения Носова активно стремятся познать окружающий мир: они обыскивают весь двор, лазают в сараях и на чердаках («Шурик у дедушки»), или целый день трудятся – «строили снежную горку» («На горке»).
Дети Носова несут в себе все черты человека: его принципиальность, взволнованность, одухотворенность, вечное стремление, привычку изобретать, что в действительности соответствует образам настоящих ребят.
Творчество Н. Носова многообразно и разносторонне. Смех – главный «герой» его творчества. В отличие от многих юмористов, Носов зарекомендовал себя как теоретик смешного.
Для Н. Носова открытие и объяснение мира детям – одна из главных художественных задач.
О Носове – юмористе, Носове – сатирике можно говорить долго: практически каждая строка, которая написана им, имеет отношение к смеху.
Книги Носова переводят практически во всем мире. Еще в 1955 году журнал «Курьер ЮНЕСКО» опубликовал данные, согласно которым Носов стоял третьим среди самых переводимых в мире русских писателей – сразу после Горького и Пушкина! Детских же писателей он в этом смысле опережает всех.
Продолжение традиций юмористических рассказов Носова можно увидеть в произведениях В. Драгунского, В. Медведев и многих других.

Николай Носов — это писатель яркого юмористического таланта