«Недостаток топлива» Появляются следующие признаки: усталость, апатия, проблемы со сном, потеря интереса к своему труду или исчезновение привлекательности работы в данной организации и продуктивности его деятельности. Возможны нарушения трудовой дисциплины и отстраненность (дистанцирование) от профессиональных обязанностей. В случае высокой мотивации работник может продолжать «гореть», «подпитываясь» внутренними ресурсами, но в ущерб своему здоровью.
3. «Хронические симптомы» Чрезмерная работа без отдыха, особенно «трудоголиков», приводит к таким физическим явлениям, как измождение и
подверженность заболеваниям, а также к психологическим переживаниям – хронической раздражительности, обостренной злобе или чувству подавленности, «загнанности в угол». Постоянное переживание нехватки времени (синдром менеджера).
Продолжение таблицы 2.
4. «Кризис» Как правило, развиваются хронические заболевания, в результате чего человек частично или полностью теряет работоспособность. Усиливаются переживания неудовлетворенности собственной эффективностью и качеством жизни.
5. «Пробивание стены» Физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать развитие опасных заболеваний, угрожающих жизни человека. У работника появляется столько проблем, что его карьера находится под угрозой.
Таким образом, эмоциональное сгорание является опасным профессиональным явлением, которое может привести к понижению эффективности работы специалиста с клиентами, оказать негативное влияние на личность самого работника и на его профессиональный рост.
2. Социальная работа как профессия типа «человек-человек»
Многие исследователи отмечают, что синдрому эмоционального сгорания в гораздо большей степени подвержены работники типа профессии «человек-человек».
Типология профессий по объекту была предложена Е.А. Климовым, и в рамках данного исследования интерес представляют профессии типа «человек-человек» (главное содержание труда сводится к взаимодействию между людьми), к которым и относится социальная работа как деятельность профессиональная. Социальная работа – это «многосторонняя профессиональная деятельность, направленная на содействие людям, социальным группам в решении социальных проблем, прежде всего по преодолению личностных и социальных трудностей, посредством поддержки, защиты, обслуживания, коррекции и реабилитации». Отметим, что работники социальной сферы в большей степени подвержены опасности профессиональной деформации, нежели представители профессий типа «человек – техника», «человек – природа». Это вызвано тем, что испытывающий эмпатию и сопереживающий клиенту социальный работник принимает на себя проблемы партнера по деловому общению, что является небезопасным для его психического здоровья.
В социальной работе на первом месте находится общение и взаимодействие специалиста социальной сферы и клиента. Специфика социальной работы как профессии типа «человек-человек», заключающаяся в большом количестве контактов-коммуникаций, в наличии проблем у клиентов, в различиях психологического состояния клиентов, обуславливает то, что во взаимодействии работника социальной службы и ее клиента могут возникать трудности в общении, даже конфликты. А конфликты в свою очередь не могут не сказаться на психическом состоянии специалиста, могут вызывать профессиональный стресс.
Таким образом, социальная работа как профессия типа «человек-человек», характеризуется большим количеством эмоционально насыщенных и когнитивно сложных межличностных отношений, следствием которых являются снижение профессиональной мотивации, редукция профессиональных достижений и истощение, что является признаком синдрома эмоционального сгорания. В п. 3 данной контрольной работы рассмотрим более предметно проблему эмоционального сгорания в социальной работе.
3. Характеристика эмоционального сгорания у специалистов социальной сферы
Специалисты социальной сферы в силу специфики профессии относятся к группе риска, где возникновение и развитие синдрома эмоционального сгорания становится практически неизбежным. Специфика проявления данного синдрома в профессиональной деятельности социальных работников обусловлена тем, что им приходится реализовывать свою деятельность в разнообразных условиях, не всегда положительно влияющих на личность и ее психоэмоциональное состояние.
В современных условиях специалисты социальной работы являются профессиональной группой, особенно подверженной эмоциональным нагрузкам. Работа специалиста социальной сферы предъявляет высокие требования, особо ответственна и потенциально содержит в себе опасность тяжелых переживаний, связанных с рабочими ситуациями, и вероятность возникновения профессиональной деформации. Специалисты социальной работы постоянно сталкиваются с негативными переживаниями, оказываются в большей или меньшей степени вовлеченными в них, они находятся в зоне риска для собственной эмоциональной устойчивости. Выражением профессиональной деформации могут быть эмоциональное выгорание работника, профессиональные стрессы и пр., что не может не повлиять на взаимодействие с клиентом. Например, при эмоциональном выгорании на второй стадии его развития может проявляться неприязнь в присутствии клиентов – вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.
Также на возникновение у работников социальной сферы синдрома эмоционального выгорания влияют российские особенности становления социальной работы как профессиональной деятельности. А именно – размытость границ профессиональной компетенции, отсутствие достаточного количества технологий решения профессиональных задач, неопределенность критериев оценки можно объяснить молодостью этого социального института в нашей стране. К тому же, патерналистские установки, бытующие в обществе, формируют у клиента представление о социальном работнике как представителе государства, от которого зависит решение их проблем. Социальный работник чувствует себя наделенным полномочиями и ответственным за судьбы людей. Груз ответственности, большое количество клиентов, недостаточная самостоятельность в принятии решений, низкое вознаграждение за труд становятся причинами для развития профессионального стресса у социальных работников.
Невысокий престиж этой профессии в обществе, трудности жизни самого специалиста приводят к изменениям в мотивационной сфере, разочарованию в профессии и общей деформации личности специалиста. Поэтому социальную работу на полном основании относят к профессиональной деятельности повышенного риска.
В публикации Ю.Ю. Бочаровой выделен ряд специфических особенностей профессий социальной сферы, которые провоцируют синдром эмоционального сгорания:
психологически трудный контингент, с которым приходится работать (например, – девиантные подростки, психически больные люди, немотивированные семьи группы социального риска и пр.);
дестабилизирующая организация деятельности (выполнение срочных заданий, обслуживание «до последнего клиента»);
повышенная ответственность за выполняемые функции (например, за жизнь и здоровье воспитанников);
хронически напряженная психоэмоциональная деятельность.
Если специфика социальной работы как типа профессии «человек-человек», заключающаяся в постоянных коммуникативных контактах с разными клиентами с проблемами, обуславливают возникновение синдрома эмоционального выгорания, то перечисленные Ю.Ю. Бочаровой особенности профессии провоцируют (усугубляют) его раннее наступление.
Выше нами охарактеризована проблема профессионального выгорания в социальной работе, далее попытаемся обозначить пути работы с данной проблемой. Васильченко Э.А. предлагает собственную схему развития профессионального выгорания у специалиста социальной работы, в соответствии с которой выделяет пути его коррекции (таб. 3):
Таблица 3.
Этапы профессионального выгорания у специалиста социальной работы и пути его коррекции
Этап Характеристика этапа Пути коррекции профессионального выгорания
1. «Высокие ожидания» Специалист ценит свою работу, активно и с интересом общается с клиентами, имеет нереалистично высокие ожидания относительно своего труда, сохраняет иллюзию огромной важности решаемых задач, имеет неадекватное представление о профессиональной роли социального работника, ожидает успехов в своей работе и не допускает мысли о возможных провалах. формирование реалистичного взгляда социального работника на профессиональную деятельность;
накопление опыта работы с клиентом (умение держать дистанцию)
2. «Первые разочарования» Социальный работник встречается с первыми неудачами, остро переживает свою неадекватность, начинает осознавать длительность и трудность движения к мастерству, постепенно избавляется от мании величия, начинает оценивать более реалистично свои знания и
возможности преодоление тревожности в результате первых неудач;
учеба на удачных решениях и снижение внимания к неудачам;
осознание социальным работником, что он не волшебник, и результат работы не всегда зависит от него;
осознание ответственности за собственные переживания;
овладение искусством рационализации, т.е. способность переводить эмоциональные переживания в рациональное русло, и
усиление контроля над ситуацией
3. «Мое ли это дело?» Специалист переживает разочарование и сомнение в своих способностях, ощущает некомпетентность в решении проблем, переживает состояние беспомощности перед проблемами, особенно «трудных» клиентов, не получает подтверждения своей высокой самооценки, задумывается над правильностью выбора своей профессии.
Социальный работник теряет интерес к работе, переживает острую конфронтацию с реальностью и застой в профессиональной деятельности. осознание специфики профессии и своей роли в ней;
понимание своих личных потребностей, которые могут быть
удовлетворены в этой профессии;
развитие способности к рефлексии своего поведения и своих
чувств в межличностном взаимодействии;
понимание и восприятие себя в профессиональной деятельности
Продолжение таблицы 3.
4.«Поражение» Специалист осознает невозможность удовлетворения своих профессиональных потребностей, отказывается от выполнения