Осуществляемая в нашей стране перестройка общества и нацеливает на исторические изменения в системе народного образования, в частности в общественном дошкольном воспитании. В реализации современных учебно-воспитательных задач детского сада выдающуюся роль может и должна играть народная педагогика. Значение активного применения в дошкольных заведениях приобрело сегодня особую актуальность в связи с гуманизацией и демократизацией нашей жизни.
Возросшие требования нынешнего времени, обусловленные особенностями нашей действительности, направляют педагогов и теоретиков, и практиков на поиски новых путей совершенствования воспитания подрастающего поколения.
Сейчас можно констатировать: сложился определенный слой взрослых, которые выполняя воспитательные функции общества, принимающих участие в этом процессе на гражданских началах – это шефы, наставники, ветераны, активисты по месту жительства и другие. В своей работе они руководствуются профессионально-педагогическими знаниями, но в то же время опираются на здравый смысл, на опыт предыдущих поколений и свой личный.
Народная педагогика в воспитании подрастающего поколения
Определились два главных направления их деятельности: участие в воспроизводстве кадров и в воспитании юных граждан страны. Отсюда непосредственная связь с народной педагогикой, словно разлитая во всем образе жизни людей.
Объектами воздействия участников массового воспитательного процесса являются дети в семье (семейное воспитание).
Все заметнее становится роль средств массовой информации – осмысление ее составляет актуальную социально-педагогическую проблему.
После длительного перерыва в научной педагогике опять началось исследование воспитательных влияний различных духовных движений, в том числе и народных традиций воспитания.
Прогрессивные деятели дореволюционной России привлекали внимание общественности к педагогической поддержке поколений. Высказывая мнение о необходимости организации воспитательных воздействий на крестьянских детей, активный просветительский деятель выступил за создание общества повышение духовной культуры народа, которое могло бы издавать и распространять книги, устраивать читальни, воскресные школы, проводить социологические исследования состояния образования трудового люда. Естественно, в условиях самодержавия и капитализма, развивался, эти идеи выглядели утопическими.
В первые послереволюционные годы проблемы народной педагогики исследовались на высоком научном уровне, в частности, дальнейшим развитием ее основ заинтересовался Сек.Т. Шацкий. Так, в своей статье “К вопросу о педагогике деревни” он отметил, что для новой школы очень важно разобраться в выработанном веками теории воспитания и подчинить ее делу дошкольного воспитания.
Как общественное проявление культуры рассматривали народную педагогику Г.С. Виноградов со своими коллегами по географическому обществу. Ученый-педагог, этнограф обосновал научный подход к анализу ее как принадлежащую философии, опирающейся на мировоззрение народа, включающей в себя и его стихийный материализм и суеверие, показал связь воспитания с представлениями людей о роли наследственности, среды жизни, детской психологии в формировании личности. Эта связь прослеживается ним в народных пословицах и поговорках, сказках и легендах, играх и обычаях.
Воспитательные возможности НП
Значительное внимание уделено воспитательным возможностям детского среды и детских группировок, забавам и стиля общения с детьми и самих детей. Такой подход, можно считать, предшествовал социально-психологическим исследованиям, осуществляемым в современной науке и его прогностическая функция еще не исчерпана вполне.
Скажем детский жаргон, «тайная речь», сатирический фольклор (дразнилки, прозвища, и т. п) и сегодня во многом определяют становление ребенка в группе сверстников.
Современный исследователь Г.М. Волков, проанализировав национальные элементы в практической педагогической деятельности А.С. Макаренко, показал, как характерные особенности украинского народа органично входили в систему его работы.
Лучшие воспитательные традиции трудящихся масс питали творческую деятельность выдающегося советского педагога В.А. Сухомлинского. Народ, отметил Василий Александрович, – вечный источник педагогической мудрости, и если бы у нас не было постоянного духовного общения с людьми, мы не могли бы успешно обучать молодое поколение.
Прогрессивные педагогические взгляды разных народов вдохновляли его мнение и труд, ориентировали на пропаганду идей воспитания у детей и молодежи беззаветной преданности Отечеству, глубокой любви к матери, отцу, родным, уважения к старшим, чуткости к людям труда, готовности помочь им, усердия в работе, бережного отношения к природе и ее богатств.
Очень высоко ценил.А. Сухомлинский традиции мудрой любви родителей к детям, гуманного и одновременно умного требовательного подхода к ним, использование в обучении и воспитании сокровищ родного языка, подчинение знаний, приобретенных из книг реальным потребностям трудовой жизни, соблюдения естественных способов физического воспитания детского организма. В своих педагогических сочинениях, в практической работе педагог часто использовал такие народные перлы, как пословицы, поговорки, афоризмы, этические учения, задачи на смекалку, удачно, ярко пересказывал притчи, легенды.
Итак, ученые подошли к изучению народной педагогики, как к явлению общественной жизни, общественного сознания и психологии. Но все катаклизмы социализма имели и негативные сторону, которая отразилась на идеях народной педагогики, а именно: было потеряно то глубинное и неиссякаемый источник, который постоянно наполнял научную педагогику. Вместо того чтобы почерпнуть тот бесценный, поистине золотой фонд, который собрал народ, передавая из поколения в поколение, педагогика ополчилась научными громкоговорящими фразами марксизма-ленинизма.
Духовные ценности народной педагогики
И только сейчас, в годы гуманизации, демократизации общества мы обратились к тем духовным ценностям, которые всегда несли в себе реальный смысл: язык, традиции, обычаи и культура. Народная педагогика получает новый мощный импульс для своего дальнейшего творческого развития. Это свидетельствует о том, что настоящие возможности для своих воспитательных идеалов народная педагогика имеет в условиях духовного возрождения общества.
Мудрость народных заключалась и заключается в том, что они каким-то чутьем знали и знают главный закон воспитания, его основу: только духовная взаимодействие воспитателя и воспитанника обеспечивает достижение педагогической цели. Есть искусство воспитывать, но есть и искусство воспитываться – иметь желание приобщиться к культуре человечества, стремление стать достойным гражданином своей Родины.
Сейчас эти и другие закономерности воспитания человека можно успешно реализовать на основе интеграции педагогических сил в регионе. Организация воспитательного воздействия должно быть связано со всеми сторонами общественной жизни, и каждый из этих связей должна направляться на создание условий, которые пробуждают самосознание человека.
Воспитательные возможности народной педагогики оптимизируются в том случае, если духовное пробуждение детей и их родителей осуществляется по методике воспитательной работы в микросреде, которая уже сложилась. На территории микрорайона создается педагогический центр: это может быть школа, детский клуб, кинотеатр.
Итог
Таким образом, народная педагогика как вид духовной культуры общества выполняет существенные функции общественной жизни: гуманизации, социализации, индивидуализации подрастающего поколения. Они осуществляются конкретно – исторически, их направления обусловлена классовой природой общества; зависят они и от национальных условий жизни (- этнопедагогика).
И, несмотря на разнообразие форм всегда выступало вперед общечеловеческую задачу – воспитание юного поколения. В течение последних лет происходит интенсивное взаимообогащение массовой и научной педагогики.
В своем чистом виде народная педагогика уже, наверное, не возродится – это будет сплав профессиональных знаний и опыта старших поколений. Педагогика миллионов – не вечно живой источник идей и мудрости, а потому только не отрываясь от живого дела и практики, может развиваться современная теория воспитания.