Условия эффективной коммуникации с подростком с расстройством аутистического спектра
Альберт Эйнштейн сказал: “Прежде чем выучить руководить другими, вы должны научиться управлять самим собой”. Что же, эта цитата можно применить при общении с подростками, особенно с теми, у кого есть расстройство аутистического спектра. Как родитель или педагог, нужно понять и принять тот факт, что они воспринимают, обрабатывают информацию и коммуницируют совершенно иначе, и нам следует узнать о них больше, чтобы построить эффективные коммуникативные отношения.
Первое и самое важное условие – это установление доверительной и поддерживающей атмосферы. Для подростка с расстройством аутистического спектра часто сложно понять социальные нормы и правила общения. Поэтому, важно создать безопасное пространство, где они будут чувствовать себя принятыми и уважаемыми. Необходимо быть терпеливым и готовым выслушать их, даже если они не будут говорить сразу или не смогут выразить свои мысли словами.
Второе условие – это использование наглядных и конкретных средств коммуникации. Подростки с аутизмом часто сталкиваются с трудностями в абстрактном и неясном понимании. Поэтому, использование визуальных помощников, таких как картинки, диаграммы и расписание, может помочь им ориентироваться во времени и ожиданиях. Также полезно использовать простые и четкие инструкции, чтобы снизить степень неопределенности и улучшить понимание.
Третье условие – это учет индивидуальных особенностей каждого подростка. Каждый подросток с расстройством аутистического спектра уникален и имеет свои сильные стороны и трудности. Необходимо проявлять интерес и изучать их предпочтения, интересы и способы коммуникации. Важно помнить, что коммуникация может происходить не только словесно, но и через жесты, мимику, живопись и другие активности. Наша задача – найти наилучший способ общения с каждым индивидуально и создать с ним активное взаимодействие.
В заключение, эффективная коммуникация с подростком с расстройством аутистического спектра требует понимания, терпения и приспособления. Нам нужно создать атмосферу доверия, использовать наглядные средства коммуникации и учитывать индивидуальные особенности каждого подростка. Как сказал Барбара Коларос: “Непрерывное стремление понять и быть понятым – это великая сила и является основой эффективного общения.”