Всем известна такая проблема: несмотря на развитие ребенка, каждый отец, каждая мать восхищаются его способностями: “Мой ребенок самый талантливый!”. Для многих родителей непонятно, почему их способный ребенок с годами теряет огонек познания, становится совершенно равнодушной к обучению. Обучение становится обузой и для детей, и для родителей.
Разберемся в одной из причин того, что ребенок со временем все хуже учится и предложим несколько советов, как помочь ребенку не потерять желание познавать мир через обучение.
С ребенком дошкольного возраста родители играют. Вспомним даже такую игру: “Сорока – воровка кашку готовила, деток кормила: этому дала – он дрова рубил, этому дала – он щепу лупил, этому дала – он воду носил, этому дала – он печь топлив, а этому ничего не дала, он ничего не делал”.
Произнося это, мать загибает по очереди пальчики ребенка. Эта игра предлагается детям 5-7-месячного возраста. А она же является игрой развивающей математического направления. Родители сами знают такие игры, потому что с ними играли их родители.
Но как только ребенок пошел в школу, родители перестают с ним играть. “Надо учиться”, – повторяют часто и учителя, и родители, забывая о том, что можно учиться, играя. Вместо игры дети много времени проводят перед экраном телевизора, особенно осенью и зимой. Это пассивное восприятие мира, отрицательно влияя на состояние здоровья, немного дает в информативном плане. Но того развития, который нужен для становления характера, способностей ребенка, таким путем получить невозможно.
Конан Дойль вложил в уста Шерлока Холмса такие прекрасные слова: “самый Совершенный мозг ржавеет без действия”.
Мне могут возразить: “Игра – это несерьезно”. Но давайте обратимся к опыту человечества. Еще в VIII-X вв. существовал так называемый арабский стиль обучения, который требовал “научать, не утомляя, наставлять, развлекая”.
Голландский ученый Йохан Хейзинга написал выдающийся труд “Хомо луденс” (“Человек играющий”) – о сущности и значении игры как источника культуры. Хейзинга вмещает в игровое пространство не только искусство, но и науку, юриспруденцию, быт и тому подобное. Он выделяет такие моменты значение игры: игра утверждает порядок, игровые правила вполне незыблемы, игра имеет консолидирующую силу, игра отменяет “обыденная” жизнь .
Объясню термин “отмена обыденной жизни”. Все вы помните фильм “Джентльмены удачи”, где прекрасный актер Есть.Леонов играет заведующего детским садом. Вспомните момент, когда к нему пришла воспитательница и пожаловалась, что дети плохо едят кашу. Что сделал заведующий? Он пришел в группу и сказал: “Дети, сегодня завтрак отменяется. Мы будем принимать участие в космическом полете на Марс. Возьмите космические ложки и хорошо заправтесь, потому что до обеда мы не вернемся”. Дети хором крикнули “Ура!” – и все съели свою кашу.
Могу привести еще пример, касающийся отмены “обыденной” жизни из своей практики. Все знают, что уроки, на которых учат выполнять действия с обыкновенными дробями, довольно скучные. Но видели бы вы, с каким восторгом дети решают эти примеры, если проводишь урок в виде игры “Путешествие в страну знаний”! На доске плакат, на котором нарисованы река, горы, Змей-Горыныч. Это преграды, которые можно преодолеть, решив пример. Вот три команды (три ряда) и соревнуются. Как только преодолеть преграду, флажок переставляется в следующее место.
Побеждает та команда, которая первая попала в страну знаний, преодолев последнюю преграду. Кроме морального удовлетворения, ученики получают оценки, а члены команды победителей получают медали “Победителю вычислительного центра”.
Надо подчеркнуть, что во время игры формируются функциональные навыки ребенка: принятие решения, учитывание мнений других; воспитывается ответственность. Ну что, уважаемые родители, я убедила вас в том, что с детьми надо играть не только в дошкольном возрасте?