Под мышлением понимается процесс, тесно связанный с речью и социально обусловленный. Это психический процесс, когда осуществляется поиск и открытие чего-то нового. В его процессе обобщается отражение реальной действительности, когда мы анализируем что-либо.
Как психический процесс мышление способствует приобретению человеком определенного багажа знаний, проводится параллель между свойствами и связями объектов материальной и нематериальной действительности.
Фундамент мыслительных операций закладывается еще в очень раннем детстве. Постепенно мышление из наглядно-действенного преобразуется в наглядно-образное. Начинается процесс формирования первых обобщений. А они берут свое основание на практическом опыте во взаимосвязи с предметной деятельностью и затем подкрепляются словом или речью.
Общая характеристика мышления в дошкольном возрасте
Ребенок-дошкольник получает знания об окружающей реалии через взаимоотношения с другими людьми и предметами. К старшему дошкольному возрасту уже сформированы способности делать умозаключения и обобщения. В этом возрасте ребенок проявляет любознательность, зачастую чрезмерную. Активность поиска начинает практически зашкаливать.
Основное направление мышления в этот период ведет к совершенствованию наглядно-действенного мышления. наглядно-образное интенсивно развивается. И наконец, закладывается основание для словесно-логического. Тут важную роль играет речь ребенка, так как через слово и посредством его ставятся конкретные интеллектуальные задачи, усваиваются научные понятия.
Вернемся к раннему развитию мыслительного процесса. В 2-хлетнем возрасте ребенку уже под силу называть какой-либо предмет несколькими словами. Это говорит о начале формирования умственных операций, процесса сравнения.
Благодаря этому развивается дедуктивный способ мышления, что уже можно наблюдать в возрасте 3-3,5 лет. К четырем годам ребенок проявляет наглядно-действенный характер мышления. И хотя этот вид мышления еще мало информативный и носит элементарный уровень, именно этот вид мыслительной деятельности остается на всю жизнь. Наглядно-образное мышление занимает главное место в психике 4-5-тилетнего ребенка.