Прежде чем мы раскроем тему, хочу задать Вам вопрос: «Что больше всего любят дети?», «Вы задавали такой вопрос своим детям или воспитанникам?». Если исключить сладости, то дети больше всего любят мультфильмы. Посмотрите на выражение лица ребёнка, сидящего перед экраном телевизора.
Мульттерапия это мощнейшее средство влияния на эмоциональную сферу ребёнка. Этот способ образовательной деятельности привлечен внимание и детей и взрослых, воспитателей и родителей, не говоря о том, какие художественные открытия Вы можете совершить, наблюдая за детьми.
В создании мультипликационных проектов задействованы все виды искусств: рисование и шитьё, лепка и моделирование, фотография и анимация, музыка и литературный жанр. Представьте радость ребёнка, когда он увидит собственные творения после долгих дней, недель, а то и месяцев стараний ожившие на экране. Ребёнок себя сразу почувствует автором, чего-то важного, его самооценка значительно вырастет, он станет увереннее в себе и решительнее.
Главное, чтобы создание одного проекта мульттерапии не затягивалось на слишком долгий срок. В таком случае может произойти обратный эффект и ребёнок потеряет интерес. Хуже всего когда дело остаётся незавершенным на полпути. Это и в дальнейшем будет происходить со всеми начинаниями.
Мульттерапия может охватывать три категории вовлеченных в эту деятельность людей:
- прежде всего, это детей от четырёхлетнего возраста, в основном являющихся старшими дошкольниками;
- родителей и воспитателей дошкольного образовательного учреждения;
- детей с ограниченными возможностями.
Помимо эмоциональной сферы в осуществлении мульттерапевтической работы осуществляется коррекционно-терапевтический эффект, развиваются и совершенствуются творческие навыки и умения, а также элементы мульттерапии в дальнейшем находят применение и в социально-бытовой сфере.
Так, например шитьё декораций, одежды для своих кукол учит умению обращаться с нитью, иглой, ножницами.
Мульттерапия охватывает широкий спектр направлений образовательной деятельности дошкольников. Как правило, замыслы по постановке анимации реализуются за счёт коллективного творчества.
Дошкольники, работая вместе, учатся различным способам коллективного общения, взаимопонимания и всесторонней поддержки. Все эти мероприятия естественно не могут проходить без прямого участия взрослых, воспитателей и родителей.
В некоторых случаях родители и воспитатели оказываются ещё больше, чем дети, вовлечены в создании мультипликации. Не стоит забывать, что авторы будущих картин, создатели персонажей, их ролей, текстов и озвучивания являются и должны быть дети.
Подключая к мульттерапии родителей, воспитатели в полной мере могут оценить, какие отношения складываются в семье и отношения между родителями и ребёнком, познать внутренний эмоциональный мир, состояние умственного и физиологического развития дошкольника. Сделать выводы, в каком направлении скоординировать образовательную деятельность для каждого из воспитанников, составить индивидуальную программу.
Какое влияние оказывает мульттерапия на ребенка?
Мульттерапия оказывает благотворное влияние даже на поведение дошкольника.
Длительные и кропотливые старания, даже над небольшим пятиминутным роликом, вызовут у детей неповторимый бурный всплеск эмоций, что ребенок захочет следующих достижений и ещё и ещё.
Эти моменты детского сада пройдут через весь его длинный жизненный путь и стану толчком для новых творений.
Если бы с детства, с дошкольного возраста у детей не проявлялось талантов, то не было бы достижений и у взрослых.
Эмоциональные состояния дошкольника
На современном этапе модернизации образования детей старшего дошкольного возраста, преобладает тенденция развития физического и психологического здоровья. Главное значение имеет эмоциональный фон ребёнка.
Как показывают данные, на протяжении последних лет мы видим тенденцию к появлению большого количества детей, которые имеют определенные проблемы в эмоциональной сфере поведения.
По статистике, начиная с 2010 года и до сегодняшнего дня, наблюдается значительный рост количества детей, у которых наблюдается дискомфорт в эмоциональном состоянии, в том числе напряженность, которая связана с отсутствием чувства защищенности в социуме.
Кроме этого, дети чувствуют отсутствие опоры со стороны взрослых, вследствие чего у детей появляется чувство беспомощности и страха. У детей наблюдается ярко выраженные определенные симптомы: уровень тревожности высокий, они очень ранимы, наблюдается болезненная реакция на отношение окружающих: как взрослых, так и сверстников.
В связи с этим, эта проблема является одной из основных в работе педагогов дошкольных образовательных учреждений и педагогов – психологов. Такое внимание связано с высоким уровнем невротизации взрослых, присутствием конфликтов внутри личности, из-за наличия больших проблем во взаимоотношениях между взрослыми и детьми, отсутствуют определенные условия, необходимые для того, чтобы снять нервное напряжение и не допустить стрессового состояния.
Практически у 60 процентов, этой категории детей, наблюдается очень высокий уровень эмоционального неблагополучия.
Основные симптомы эмоционального неблагополучия
- Неустойчивость поведения в эмоциональной сфере.
- Появление враждебности.
- Агрессивное поведение.
- Появление тревожности.
Все эти проявления отражаются на взаимоотношениях с окружающими ребенка сверстниками и взрослыми, а также и на его физическом состоянии.
Соответственно необходимо своевременное обнаружение симптомов неблагоприятной эмоциональной составляющей, и устранение этих проблем. В первую очередь, это касается детей от 5 до 7-и лет. Именно в этот сензитивный период происходит формирование и становление личности. В связи с этим, эмоции ребёнка начинают брать верх над всеми сферами его социальной жизни.
Кроме этого, чувства и эмоции влияют не только на становление личности, но и формирование индивидуального характера, в том числе и на особенности дальнейшего поведения.
В связи с этим данная проблема становится актуальной в первую очередь для дошкольных образовательных учреждений. В детском саду дети проводят большое количество времени.
Соответственно, появляются ситуации, при которых дети чувствуют эмоциональный дискомфорт. Это выражается в желании общаться только с близкими и значимыми для него людьми, отсутствие взаимопонимания со сверстниками, неудачи в личном плане и так далее.
По данному вопросу обратимся к исследованиям А.В. Запорожца и его учеников (О.В. Гордеевой Л.A. Абрамян, А.Д. Кошелевой, и др.). В результате их деятельности было определено, что положительное устойчивое, максимально комфортное состояние этой эмоциональной сферы, рассматривается как основное, а также основополагающая положительного отношения детей к социуму и окружающему его миру.
Именно такое состояние оказывает большое влияние на отношение к различным ситуациям в семье, переживаниям, взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Если говорить обобщенно, то данное эмоциональное состояние можно охарактеризовать как чувства эмоционального комфорта и благополучия детей.
Такие исследователи как И.В. Алехина, Н.М. Амосов, П.К. Анохин, М.В, Антропова, И.А. Аршавский, А. Баллон, А. И. Захаров, М.И. Кольцова, А.Д. Кошелева, Н. М. Матяш, Т. А. Павлова, Н. Л. Кряжева Н.А. Степанова считают, что появление различных эмоциональных проблем у детей связаны с нехваткой положительных эмоций.
Не будем забывать и о том, что в этом возрасте у детей появляются изменения в эмоциональном фоне поведения. Эмоциональная сфера становится сложной и обогащенной. Рассмотрение этого вопроса связано с тем, что именно эта возрастная категория является сензитивной в общем развитии эмоциональной сферы старших дошкольников. Данная проблема четко отражена в трудах отечественных исследователей: Т.В. Антонова, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, З.Я. Неверович, Р.С. Буре Л. П. Стрелкова, Д.Б. Эльконина.
Как отмечает О. Иванова, что средством развития эмоциональной сферы детей старшего возраста, у которых явно выражены нарушения в поведении, является мульттерапия.
Исходя из актуальности, выявляются следующие противоречия:
- между исследованиями эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста и недостаточностью применения на практике процесса развития эмоциональной сферы у старших дошкольников с нарушениями поведения;
- между необходимостью развития эмоциональной сферы старших дошкольников и недостаточной изученностью возможностей мульттерапии в развитии эмоциональной сферы детей с нарушениями поведения.
Стремление найти пути разрешения указанного противоречия определило проблему исследования: изучить возможности мульттерапии в развитии эмоциональной сферы старших дошкольников с нарушениями поведения.