Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет
технологии и дизайна»

Кафедра менеджмента

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Государственное и муниципальное управление»
на тему: «Принятие и вступление в силу нормативных актов»

Выполнил(а):
__________________________
(ф.и.о.)
______________________________(группы, курса)
______________________________
(подпись)

Проверил(а):
_______________________________
(ф.и.о.)
_______________________________
(ученое звание, степень)
_______________________________
(подпись)

Санкт-Петербург
2015
ОГЛАВЛЕНИЕ:

Введение……………………………………………………………………………3
1. Общее представление о нормативно-правовых актах………………………..…..5
2. Официальное опубликование нормативно-правовых актов…………………7
2.1. Государственная регистрация нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти в Министерстве юстиции Российской Федерации………………………………………………………..….7
3. Порядок вступления в силу нормативно-правовых актов……………….…10
3.1. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания Российской Федерации ………………………10
3.2. Изменения порядка принятия и вступления в силу ряда нормативно — правовых актов …………………………………………………………………10
3.3. Акты Президента Российской Федерации ………………..………..12
3.4. Решения Конституционного Суда Российской Федерации ……….13
3.5. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти …………………………………………………………13
Заключение……………………………………..……………………………..…14
Список использованных источников……………………………………………15

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования заключается в том, что, по мнению специалистов, использование правовой информации в практической деятельности предполагает знание действующего законодательства о порядке вступления в силу нормативных правовых актов.
Основывая свои законные требования на правовой норме либо защищаясь с ее помощью от необоснованных претензий, необходимо точно знать, действовала ли она в момент нарушения права и возникновения спорных отношений.
Предметом исследования является совокупность общественных отношений, которые возникают в связи с принятием и вступлением в силу нормативных актов.
Объектом исследования работы является исследование, рассмотрение и анализ указанного предмета.
Цель работы состоит в изучении принятия и вступления в силу нормативных актов.
Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:
— изучить общее представление о нормативно-правовых актах;
— рассмотреть порядок официального опубликования нормативно-правовых актов;
— рассмотреть порядок вступления в силу нормативно-правовых актов.
Степень научной разработанности темы. В настоящее время необходимость исследования проблемы принятия и вступления в силу нормативных актов, признается большинством ученых-правоведов. Исследуются различные аспекты данного понятия. Основу исследования составили научные работы современных российских ученых-правоведов по вопросам, относящимся к раскрываемой теме: Е.Н. Васильевой, Е.А. Суханова, А.П. Сергеева, В.Ф. Яковлева и других авторов.
Источниками при написании работы явились Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) (далее – Конституция РФ), и другие нормативно-правовые акты, учебная и научная литература.
Методологической основой работы является совокупность научных приемов и методов исследования правовых явлений и процессов, включающий исторический, сравнительно — правовой, формально — юридический, логический, системный подходы.
Структура работы обусловлена целями и задачами работы и включает в себя введение, три главы, состоящие из шести параграфов, заключение, а также список использованных источников, включающий в себя двадцать один источник.

1. Общее представление о нормативно-правовых актах

Нормативно-правовой акт — официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа, иных социальных структур (или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение.
Нормативные акты создаются в основном государственными органами, имеющими право принимать нормативные решения по тем вопросам, которые переданы им для разрешения. При этом они выражают волю государства.
Признаки нормативно-правовых актов:
— правотворческий характер;
— нормативно-правовые акты должны создаваться только в пределах компетенции правотворческого органа;
— нормативно-правовые акты представлены в виде документа ;
— каждый нормативно правовой акт должен соответствовать Конституции РФ;
— все нормативно правовые акты подлежат доведению до сведения граждан и организаций.
Требования к нормативно-правовым актам:
— нормативно-правовые акты должны быть качественными;
— нормативно-правовой акт должен представлять из себя структуру;
— нормативно-правовой акт должен быть доступен для понимая гражданами.

Виды нормативно-правовых актов:
— законы;
— текущие законы;
— постановления;
— нормативные акты министерств (инструкции, приказы, правила, уставы и т.д.);
— нормативные акты законодательных органов субъектов Российской Федерации;
— нормативные акты администрации краев, областей (правительств республик);
— акты органов местного самоуправления.
Виды нормативно-правовых актов:
По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.
Виды подзаконных актов:
— указы и распоряжения Президента Российской Федерации;
— постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;
— приказы, инструкции, положения министерств и ведомств;
— решения и постановления местных органов государственной власти;
— решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;
— нормативные акты муниципальных органов;
локальные нормативные акты.
Таким образом, в первой главе работы было изучено общее представление о нормативно-правовых актах. Перейдем к рассмотрению порядка официального опубликования нормативно-правовых актов.
2. Официальное опубликование нормативно правовых актов

Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы.
Нормативно правовые акты, которые не были опубликованы считаются недействительными. Официальное опубликование является конституционной гарантией прав граждан. Государство не может требовать от граждан соблюдения законов, содержание которых не доведено до их сведения.
Для определения даты вступления в силу нормативно правового акта, необходимо выяснить что такое официальное опубликование, а так же какие необходимы условия для нормативно правовой акт был признан официально опубликован.
Официальное опубликование происходит при помощи помещения полного текста документа в общедоступном издании, которое доступно и свободно распространяется среди населения страны.

2.1. Государственная регистрация нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти в Министерстве юстиции Российской Федерации

В настоящее время вопросы государственной регистрации и вступления в силу ведомственных нормативно правовых актов регулируются Указом Президента РФ от 23.05.1996 N 763 (ред. от 14.10.2014) «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» и Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 (ред. от 11.12.2014) «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».
Пункт 10 Правил, утвержденных указанным постановлением гласит: «Государственной регистрации подлежат нормативно правовые акты непосредственно затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну или конфиденциальную информацию.»
В пункте 12 Приказа Минюста РФ от 04.05.2007 N 88 (ред. от 26.05.2009) «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.05.2007 N 9449), дается более подробное описание нормативных актов, которые подлежат государственной регистрации.
Срок действия нормативно правового акта никак не влияет на необходимость государственной регистрации.
Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты независимо от срока их действия (постоянно действующие, временные (принятые на определенный срок)).
Нормативно правовые акты прошедшие регистрацию в течении десяти дней после подписания их регистрации подлежат официальному опубликованию в Российской газете или в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства Юридическая литература Администрации Президента РФ, а с 01.01.2015 — также на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).
Статья 7 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», а так же статья 10 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «О Следственном комитете Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.01.2015) и Указ Президента РФ от 20.03.2001 N 318 (ред. от 18.01.2010) «О введении государственной регистрации актов, издаваемых Пенсионным фондом Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Фондом социального страхования Российской Федерации» гласят, что государственной регистрации подлежат нормативно правовые акты издаваемые:
— Банком России;
— Пенсионным фондом РФ;
— Федеральным фондом обязательного медицинского страхования;
— Фондом социального страхования РФ;
— Следственным комитетом России.
Таким образом, во второй главе работы был рассмотрен порядок официального опубликования нормативно-правовых актов. Перейдем к рассмотрению порядка вступления в силу нормативно-правовых актов 3. Порядок вступления в силу нормативно-правовых актов

3.1. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания Российской Федерации

С 15.06.1994 года по настоящее время федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу через десять дней после дня их официального опубликования и одновременно на всей территории Российской Федерации.

3.2. Изменения порядка принятия и вступления в силу ряда нормативно-правовых актов

Налоговый кодекс
Статья 5 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 08.03.2015) гласит, что акты законодательств вступают в силу не ранее чем по истечению одного месяца со днях их официального опубликования. Федеральные законы вносящие какие – либо изменения в статьи Налогового кодекса, в которых прописаны установление новых налогов или сборов, а так же акты о налогах и сборах Субъектов РФ, акты органов местного самоуправления так же вводящие новые налоги или сборы, вступают в силу не ранее одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.
С 24.08.2013 акты законодательства о налогах и сборах, которые способствуют улучшению положения налогоплательщика могут вступать в силу в сроки прямо предусмотренными этими актами, но не раньше чем дата их официального опубликования.
С 01.01.2009 по 23.08.2013 такие акты могли вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривали это.

Бюджетный кодекс.
С 28.04.2007 года согласно 5 статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 26.12.2014, с изм. от 08.03.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2015) закон о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом или законом о бюджете.

Таможенный кодекс и Таможенный союз
С 29.12.2010 года согласно статьи 6 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» акты о таможенном деле законодательства Российской Федерации вступают в силу не ранее чем через 30 дней после дня их официального опубликования, если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза.
С 1 июля 2010 года в Таможенный союз входит 3 государства: Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация. С 1 января 2015 года данный страны учредили Евразийский Экономический Союз(ЕАЭС).
Договор ЕАЭС предусматривает, что международные договоры государств-членов, заключенные в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства, действующие на дату вступления в силу Договора, входят в право ЕАЭС в качестве международных договоров в рамках ЕАЭС и применяются в части, не противоречащей Договору. Таможенный кодекс Таможенного союза применяется до вступления в силу Таможенного кодекса ЕАЭС с учетом ограничений, установленных статьей 101 Договора о Евразийском экономическом союзе.
В соответствии со статьей 3 Таможенного кодекса Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 10.10.2014) таможенное законодательство Таможенного союза состоит из:
— Таможенного кодекса Таможенного союза;
— международных договоров государств — членов Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе;
— решений Комиссии Таможенного союза.

Евразийская Экономическая Комиссия.
С 01.01.2015 решения ЕЭК вступают в силу не ранее чем по истечении 30 календарных дней с даты их официального опубликования. Датой официального опубликования признается дата публикации решения на официальном сайте ЕАЭС http://www.eaeunion.org.

3.3. Акты Президента Российской Федерации

С 05.06.1996 по настоящее время акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу через семь дней со дня их первого официального опубликования, одновременно на всей территории Российской Федерации.

3.4. Решения Конституционного Суда Российской Федерации

Решение Конституционного Суда РФ, по итогам рассмотренного дела вступает в силу немедленно после его провозглашения.
Согласно статье 47.1 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 04.06.2014) «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2014) Постановление Конституционного Суда РФ вступает в силу со дня его опубликования.
Статья 78 данного нормативно-правового акта гласит, что другие решения Конституционного Суда РФ вступают в силу со дня их принятия.
Любые постановления и заключения Конституционного Суда РФ подлежат немедленной публикации в официальных изданиях, а так же в Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации.

3.5. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти

Согласно Постановлению Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 (ред. от 11.12.2014) «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» все нормативно – правовые акты издаются в виде постановлений, приказов, распоряжения, положений и инструкций.
Акты, не нуждающиеся в государственной регистрации публикуются в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении стоит отметить, что рассматриваемая тема является не до конца изученной в рамках науки государственного и муниципального управления, а действующий порядок в области принятия и вступления в силу нормативных актов, по мнению ученых, еще достаточно далек от совершенства.
Однако нельзя не заметить положительные тенденции в данной области.
В ходе написания работы были решены поставленные во введении задачи, а именно:
— изучено общее представление о нормативно-правовых актах;
— рассмотрен порядок официального опубликования нормативно-правовых актов, в частности была рассмотрена государственная регистрация нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти в Министерстве юстиции Российской Федерации;
— рассмотрен порядок вступления в силу нормативно-правовых актов, в частности рассмотрены порядок вступления Федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации, изменения порядка принятия и вступления в силу ряда нормативно — правовых актов, акты Президента Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.
Таким образом, цель работы — изучение принятия и вступления в силу нормативных актов – достигнута.

Список использованных источников

Нормативно-правовые документы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 04.06.2014) «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2014)// Российская газета, N 138 — 139, 23.07.1994.
3. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 10.10.2014)// Собрание законодательства РФ, 13.12.2010, N 50, ст. 6615.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 08.03.2015)// Российская газета, N 148-149, 06.08.1998.
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 26.12.2014, с изм. от 08.03.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2015)// Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3823.
5. Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «О Следственном комитете Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.01.2015)// Собрание законодательства РФ, 03.01.2011, N 1, ст. 15.
6. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «О таможенном регулировании в Российской Федерации»// Российская газета, N 269, 29.11.2010.
7. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»// Российская газета, N 127, 13.07.2002.
8. Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 (ред. от 11.12.2014) «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»// Собрание законодательства РФ, 18.08.1997, N 33, ст. 3895.
9. Указ Президента РФ от 20.03.2001 N 318 (ред. от 18.01.2010) «О введении государственной регистрации актов, издаваемых Пенсионным фондом Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Фондом социального страхования Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 26.03.2001, N 13, ст. 1216.
10. Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763 (ред. от 14.10.2014) «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»// Российская газета, N 99, 28.05.1996.
11. Приказ Минюста РФ от 04.05.2007 N 88 (ред. от 26.05.2009) «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.05.2007 N 9449)// Российская газета», N 108, 24.05.2007.

Научная и учебная литература
12. Васильева Е.Н. Гражданская правоспособность государства. Субъекты гражданского права. – М., 2012.
13. Гражданское право: учебник / отв. ред. Е.А. Суханов. М., 2010.
14. Гражданское право: учебник / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2013.
15. Гражданское право: учебник/ под ред. В.Ф. Яковлева. М., 2012.
16. Гражданское право: учебник: Т. 1/ Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, Ю.В. Байгушева; под ред. А.П. Сергеева. – М.: ТК Велби, 2011.
17. Пятков Д.В. Участие РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в гражданских правоотношениях. СПб. 2013.
18. Сергеев А.П. Гражданское право. Том 1. «ВЕЛБИ». М. 20012.
19. Суханов Е.А. Гражданское право. 2-е издание. М.; «БЕК». 2010 г.

Ресурсы Интернет
20. Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.gov.ru/.
21. Официальный сайт Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eaeunion.org/.

Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Пете