Лабораторная работа № 1. Звук. Артикуляционная и акустическая классификация звуков русского языка. Фонетический анализ (2 часа).
Укажите признаки гласных и согласных, которыми различаются данные пары слов.
Вариант 1
Мир – мер, люто – лето, сыр – сэр, июль – и ель, стог – стук, йог – юг, полька – пулька, мул – мал, шёл – шил.
Спор – сбор, велит – велик, пробки – тропки, здание – знание, пятнам – мятным, стёк – стог.
Во всех этих словосочетаниях основное различие гласных и согласных состоит в их роли в слогообразовании. Гласный звук всегда образует вершину слога, является сонантом, согласный сопутствует сонанту, является консонантом.
Артикуляционное различие гласных и согласных состоит в различной напряженности произносительного аппарата и отсутствии или наличии фокуса образования.
При образовании гласных голос преобладает над шумом, тогда как при образовании большинства согласных (за исключением сонорных) соотношение оказывается противоположным: шум доминирует над голосом.
Наличие двух типов звуков речи (гласных и согласных), различающихся по артикуляции, заставляет составлять классификацию гласных отдельно от классификации согласных.
2.Опишите фонетические процессы, происходящие в области согласных. Произведите фонетический анализ подчеркнутых слов.
Обратите внимание на выделенные рифмы. Чем различаются заударные гласные в них?
Вариант 1
От тебя всю мысль отвлеку
Не в гостях, не за вином, так на небе.
У хозяев, рядом, по звонку
Отопрут когда-нибудь.
Мысль – фонетический разбор слова
1) Орфографическая запись слова: мысль;
2) Ударение в слове: мысль;
3) Деление слова на слоги (перенос слова): мысль;
4) Фонетическая транскрипция слова мысль : [мызл’];
5) Характеристика всех звуков:
м [м] – согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный;
ы [ы] – гласный, безударный;
с [з] – согласный, твердый, звонкий, парный;
л [л’] – согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный;
ь [ ] -.
5 букв, 4 звука.
Отличие заударных гласных заключается в том, что они образуют звонкий слог, идущий сразу после корня.
Лабораторная работа № 2 (2 часа). Морфемика. Морфема. Классификация морфем. Морфемный анализ слова. Словообразовательный анализ слова.
1.Выделите основу слова и окончание.
Вариант 1
Запятая, пошлем, оба, тридцать, дважды, впоследствии, статей, кто-либо, кофе, первый, выходя, летящий, создаю, мой, бирюзовый, праздники, гости.
Запятая – (запята – основа, я – окончание).
Пошлем – (пошл – основа, окончания нет).
Оба – (оба – основа слова, окончания нет).
Тридцать – (тридц – основа слова, окончание – ать).
Дважды – (дважд – основа слова, ы – окончание).
Впоследствии – (основа слова – впослед, ии – окончание).
Статей – (стат – основа слова, ей – окончание).
Кто-либо – (основа слова кто-либо, окончания нет).
Кофе – основа слова.
Первый – основа слова.
Выходя – (выход – основа слова, я – окончание).
Летящий – (летящ – основа слова, ий – окончание).
Создаю – (создаю – основа слова).
Мой – основа слова.
Бирюзовый – (бирюзов – основа слова, ый – окончание).
Праздники – (праздник – основа слова, и – окончание).
Гости – (гост – основание слова, и – окончание).
Выделите суффиксы в словах и определите их словообразовательное значение:
Вариант 1
Бесхитростный, гусятница, глубинный, подготовка, одомашнивание.
Бесхитростный – (суффикс – остн).
Гусятница – (суффикс – ятн).
Глубинный – (суффикс – инн).
Подготовка – (суффикс – овк).
Одомашнивание – (суффикс – ан).
Подберите однокоренные слова, охарактеризуйте виды корней
Вариант 1
Сухой, встретить, лесной. – сухость, встретиться, лесок.
Произведите морфемный анализ подчеркнутых слов
Вариант 1
Услуга в дружбе – вещь святая.
На пароходе всегда один и тот же толстый капитан…
Услуга – (приставка – у, корень – слуга, окончание – а). Основа слова – услуг.
Пароходе – (пар – корень, ох и од – суффикс, е – окончание). Основа слова – пароход.
5.Произведите словообразовательный анализ слов.
Вариант 1
Шерстяной, диван-кровать, многоэтажный, пловец, выехать, шоссейный, шестиклассник.
Шерстяной прил. 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: шерсть, связанный с ним. 2) Свойственный шерсти, характерный для нее. 3) Связанный с переработкой или с торговлей шерстью и с изготовлением изделий из шерсти. 4) Изготовленный из шерсти.
Диван-кровать. Диван с откидной спинкой, используемый в качестве кровати.
Многоэтажный. Прил. 1) Имеющий много этажей. 2) перен. Высокий (о здании).
Пловец. М. 1) а) Тот, кто умеет плавать. б) Плывущий человек. 2) Спортсмен, занимающийся плаванием. 3) устар. Мореплаватель.
Выехать. Непереходное слово.
Шоссейный. Прил. 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: шоссе, связанный с ним. 2) Свойственный шоссе, характерный для него. 3) Связанный с прокладкой, ремонтом, эксплуатацией и обслуживанием шоссейных дорог. 4) Проводимый на шоссе.
Шестиклассник. Мужской род. Ученик шестого класса.
Лабораторная работа № 3. Лексика. Моносемия, полисемия. Антонимы. Синонимы. Фразеология.
С помощью толкового словаря определите, многозначные или однозначные слова. Какие типы значений – прямые или переносные?
Вариант 1
Оригинальный, рвать, кисть.
Оригинальный – не заимствованный, не подражательный, не переводный. Своеобразный, незаурядный, странный.
ОРИГИНАЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна, -льно. [от лат. originalis – первоначальный].
1. Подлинный, первоначальный. О. экземпляр. О-ая рукопись. О. текст.
2. Созданный в результате самостоятельного творчества, не заимствованный и не переведённый. О-ое произведение. О-ая литература. О-ое сочинение.
3. Непохожий на других, чуждый подражательности; самобытный (о человеке). О. мыслитель. О. исследователь. О. художник. // Свойственный такому человеку. О. талант. О-ая манера.
4. Своеобразный, необычный. О. взгляд на что-л. О. ответ. О. покрой. < Оригинально, нареч. (3-4 зн.). О. мыслить. О. одеваться. Оригинальность, -и; ж. Подтвердить о. рукописи, текста. Отличаться оригинальностью. О. замысла. О. костюма.
Рвать. Рву, рвёшь; рвал, -ла, рвало; рвущий; деепр. нет; нсв.
1. (св. разорвать). Кого-что.
Резким движением разделять на части. Р. простыню на тряпки. Р. зубами кусок мяса. Р. куру на части. Р. письма на мелкие кусочки. Р. одежду в клочья. Не рви книгу! Р. на себе рубашку
(о состоянии раздражения, озлобления или клятвенном подтверждении чего-л.). Р. воздух
(громко раздаваться; о звуках). Р. тишину
(нарушать; о звуках). Р. уши, барабанные перепонки
(неприятно действовать на слух, раздражать; о звуках). Р. душу, сердце
(мучить, терзать). // (св. разорвать и порвать).
Делать дырявым, рваным. Р. ботинки. Р. сумкой колготки. Сапоги рвут пятки носков.
Кисть. – и; мн. род. – ей, дат. – тям; ж.
Часть руки от запястья до конца пальцев. Маленькая к. Широкая к.
Скопление плодов или цветков на одной ветке, одном стебле; гроздь. К. винограда. К. рябины.
Пучок нитей, шнурков и т.п., служащий для украшения чего-л. Шаль с кистями.
Прикреплённый к рукоятке пучок щетины, волоса или синтетических волокон, служащий для нанесения краски, клея и т.п. на какую-л. поверхность. Малярная к. Набор кистей.
Искусство живописи. Владеть кистью. // чья или какая.
Манера письма, работа художника. Портрет кисти Перова. В росписи стен видна была к. большого художника. < Кистевой, – ая, – ое (1-3 зн.). К. сустав. К. бросок, удар.
2. Найдите антонимы и определите их тип: Радость ползет улиткой, у горя бешеный бeг… (В. Маяковский); Нахожусь ли в далеких краях, ненавижу или люблю – от большого, от главного я – четвертуйте – не отступлю. (Р. Рождественский); Нет, я – артист, а не актер. Прошу различать. Актеру – венки и пошлые рукоплескания, а мне – лишь потрясение (А.Н. Т.). Или: А у Ули глаза были большие, темно-карие, – не глаза, а очи… (Фад.).; Они сошлись. Вода и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой (Пушкин).
Ненавижу или люблю – межсловные антонимы.
Артист, а не актер – межсловные антонимы.
Венки и пошлы рукоплескания – межсловные антонимы.
Вода и камень, стихи и проза, лед и пламень – межсловные антонимы.
3. Проанализируйте роль антонимов в названиях художественных произведений: «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Дни и ночи» К. Симонова.
Какова роль антонимов в следующей фразе: «…Не стану говорить, как горько живется рабочим в этих сладких заведениях, производящих конфеты и пряники» (Горький). Употребление антонимов делает речь более выразительной.
4.Подберите синонимы к словам.
Вариант 1
Жена, голова, рубаха, базар, священник, признак.
Жена – супруга, голова – головушка, рубаха – рубашка, священник – батюшка, признак – примета.
5. Истолкуйте значение фразеологизмов, определите их тип, составьте с каждым из них предложение.
Вариант 1
Ни рыба ни мясо, сидеть между двух стульев, пятая спица в колесе, точить лясы, играть первую скрипку.
Ни рыба ни мясо – нечто невразумительное, недодуманное, бессмысленное, ненужное либо выполненное кое-как; человек без чётко выраженной жизненной позиции. Устойчивое сочетание, используется в качестве прилагательного.
Он, словно ни рыба ни мясо, ничего не мог сказать.
Сидеть между двух стульев – Разг. Ирон. В своем поведении, действиях, поступках быть непоследовательным, ориентируясь на различные мнения, взгляды и т. п.; придерживаться различных, непримиримых точек зрения.
Он сидел между двух стульев, когда ему задали очередной вопрос.
Пятая спица в колесе – (иноск.) лишняя Ср. Он сам лично в этой работе совсем не пятая спица в колеснице, а напротив того, прямой соучастник. Салтыков. Признаки времени. Устойчивое словосочетание.
Словно пятой спицей в колесе, дождик вовсе никому не нужен был.
Точить лясы – устар. вырезать фигурки из дерева. Иногда он шил сапоги, иногда плёл сети или вырезывал из осины фигурки птиц и коней на продажу. Это ремесло — оно называлось «точить лясы». Прост. говорить попусту, заниматься пустой болтовнёй. Устойчивое словосочетание.
Две бабушки, сидя на скамейке, точили лясы.
Играть первую скрипку – Устойчивое сочетание (фразеологизм). Используется в качестве глагольной группы. Перен. играть ведущую роль в каком-либо деле, предприятии, начинании; являться руководителем, зачинщиком, заводилой.
Путин открыто заявил, что он не потерпит попыток бизнесменов играть первую скрипку в управлении Россией, как это было при его предшественнике.
Лабораторная работа № 4 (2 часа). Классификация частей речи. Характеристика имен и местоимения.
1. Распределите существительные по разрядам: вещественные, собирательные, конкретные, абстрактные. Укажите грамматические признаки каждого лексико-грамматического разряда
Вариант 1
Забота, лошадь, великолепие, картофель, боксер, сахар, жара, молодежь, шелк, барабан, мелюзга.
Вещественные – барабан, сахар, шелк, картофель.
Собирательные – великолепие, жара.
Конкретные – забота, лошадь, боксер, молодежь.
Абстрактные – мелюзга.
Вещественные – неодушевленные существительные, единственного числа, мужского рода.
Собирательные – существительные, описывающие действие вокруг.
Конкретные – относятся к конкретному слову.
Абстрактные – существительные нарицательные.
2. Определите род существительного
Вариант 1
Зебра – женский род, эссе – мужской род, какао – среднего или мужского рода, трюмо – средний род, мозоль – женский род, кенгуру – мужской род, мышь – женский род, алиби – средний род, коллега – мужской род, ария = женский род, колибри – мужской род, каватина – женский род, тюль – мужской род, лебедь – мужской и женский род.
3. Распределите прилагательные по разрядам: качественные, относительные, притяжательные. Укажите грамматические признаки каждого разряда.
Вариант 1
Интересный роман, говорливая женщина, вредная привычка, кирпичный дом, мокрая скамья, золотые изделия, звериная нора, мутное стекло, мамина шаль, родной край.
Качественные – интересный роман, говорливая женщина, мамина шаль, звериная нора.
Относительные – кирпичный дом, вредная привычка, мокрая скамья.
Притяжательные – золотые изделия, мутное стекло.
4. В переводах баллады «Джаббервокки» из «Алисы в Зазеркалье» Л. Кэрролла встречаются выдуманные прилагательные. Качественные они или относительные? Как это можно определить? Они относительные, и это ожно определить при помощи словаря русского языка.
Вариант 1
Сварнело. Провко ящуки паробуртелись по вселянке; хворчастны были швабраки, зелиньи чхрыли в издомлянке (пер. В. и Г. Успенских). Эти прилагательные качественные.
5. Перепишите, раскрывая скобки и заменяя цифры словами, в числительных выделите окончания. Просклоняйте одно числительное на выбор.
Вариант 1
1.Он живет в (590 км) от Москвы. 2.Ученику надо решить примеры: к 344прибавить 898; от 859 отнять 84; 5 умножить на 5,5; из 989 вычесть 350.
1. Он живет в пятистах девяноста километров от Москвы.
Ученику надо решить примеры: к трёмстам сорока четырем прибавить восемьсот девяносто восемь, от восьми ста пятидесяти девяти отнять восемьдесят четыре; пять умножить на пять с половиной; из девяти ста восьмидесяти девяти вычесть триста пятьдесят.
Склонение числительного 367528449 (367 528 449).
Трехсот шестидесяти семи миллионов пятисот двадцати восьми тысяч четырехсот срока девяти;
тремстам шестидесяти семи миллионам пятистам двадцати восьми тысячам четыремстам сорока девяти;
тремястами шестьюдесятью семью миллионами семистам пятьюдесятью двумя тысячами четыремстам сорока девятью;
о трехстах шестидесяти семи миллионах пятистах двадцати двух тысячах четырехстах сорока девяти.
Лабораторная работа № 5 (2 часа)
1. К каким частям речи относятся выделенные слова. Докажите.
Вариант 1
1.Он должен мне помочь. 2.Он может приехать. 3.Ему можно уйти. 4.Мне надо встретиться с ним.5.Ему стоит об этом подумать.
Должен, надо, можно – наречие.
Стоит, может – глагол.
2. Произведите словообразовательный и морфемный анализ данных наречий. С двумя наречиями составьте предложения, определите их тип.
Вариант 1
Увлекательно, поучающее, начисто, беззастенчиво, по-хозяйски.
Увлекательно – нареч. качеств. Так, что увлекает, заинтересовывает, вызывает интерес; занимательно, интересно. II предик. Оценочная характеристика ситуации, чьих-либо действий как отличающихся занимательностью, способностью увлечь.
Поучающее – ая, -ее. Такой, какой бывает при поучении (1 зн.). П. тон. Поуча́юще, нареч. Говорить п.
Начисто – нареч. 1. То же, что набело. 2. Совсем, окончательно (разг.). Искренно, ничего не скрывая (разг.). «Я правду буду говорить, начисто, обманывать не люблю».
Беззастенчиво – нареч. качеств. Пренебрегая правилами приличия; развязно, бесцеремонно, не стесняясь.
По-хозяйски – нареч. как следует хозяину. Похозяйствовать, а лучше похозяйничать, хозяйничать несколько, недолго, немного, позаняться хозяйством. Он зашел в дом, снял рубах по-хозяйски, и пошел к умывальнику помыть руки.
3. В данных текстах замените (где это возможно) формы настоящего времени формами прошедшего. В каких случаях возможно употребить только формы совершенного вида? Какую роль здесь играют значения обстоятельственных слов вдруг, всегда и т.п.?
Вариант 1
1.Отец вдруг и говорит… (Заменить нельзя) 2. В этот момент раздается звонок, и все замирают. В этот момент раздался звонок, и все замерли.
Обстоятельственное слово вдруг означает внезапно, неожиданно. Формы совершенного вида возможно употребить в том случае, если предложение не меняет своей изначальной сути.
Лабораторная работа № 6. Характеристика незнаменательных частей речи.
1.Определите, какой частью речи является слово, при котором употребляется предлог.
Вариант 1
Живите при сейчас, любите при всегда (Вознесенский). 2.Он колебался между да и нет.
В первом случае слово, при котором употребляется предлог, является наречием, тогда как во втором – существительным.
2.Раскройте скобки. Определите, какой частью речи являются выделенные слова.
Вариант 1
1.То рабочее возбуждение, которое он испытывал во время спуска, исчезло без остатка (Нагибин). 2.Сегодня надо обязательно вернуться вовремя. 3.Много непонятного в случае этом. 6.Вслучае сознания вины терзаться ему надлежало чуть больше (Леонов).
Первое предложение – во время – существительное с предлогом. Второе предложение – вовремя – наречие. Третье предложение – в случае – наречный предлог. Четвертое предложение – вслучае – прилагательное.
3.Сопоставьте данные предложения. Изменяется ли содержание предложения при замене союза? Помогают ли союзы выявить смысловые отношения между членами предложения и частями сложного предложения? Охарактеризуйте каждый союз.
Вариант 1
1.Он знал об этом и молчал. – Он знал об этом, но молчал. 2.Мы вернулись домой, когда наступил вечер. – Мы вернулись домой, так как наступил вечер.
Первое предложение не теряет смысл при замене союза. Второе предложение меняет смысл.
Союзы помогают выявить смысловые отношения между членами предложениями и частями сложного предложения.
4.В данных предложениях найдите частицы. Докажите.
Вариант 1
1.Но в том-то и беда, что Голодай-то, говорят, стал совсем не тот: весь сосновый лес с него срублен, остался один пустырь (Каменская).
Частицы не, с, и, но. Если эти частицы убрать, то предложение теряет смысл, так как назначение частиц – связать словосочетания между собой, образовывая предложения.
Лабораторная работа № 7 (2 часа). Словосочетание. Предложение. Простое предложение. Классификация простых предложений.
1.Выделите все словосочетания (с точки зрения В.В. Виноградова) в предложениях, определите в них тип синтаксической связи. Определите подтип предикативной связи между подлежащим и сказуемым.
Вариант 1
1.А хозяин встретил меня неприветливо, слушал хмуро, спрашивал неохотно и, по всей видимости, не расположен был пускать меня на квартиру.
Хозяин встретил, слушал хмуро, спрашивал неохотно, не расположен, пускать меня.
2.Произведите синтаксический разбор предложений, определите их виды по всем основаниям для классификации.
Вариант 1
1.Любить иных – тяжелый крест, а ты прекрасна без извилин. 2.Мысль потерять отца своего тягостно терзала его сердце. 3.Я пришел дать вам волю.
Первое предложение:
– положительная ассоциация: 60%
– отрицательная ассоциация: 31.11%
– общая эмоциональная оценка:
11 % – хороший, нежный, женственный, легкий, гладкий, красивый, светлый,
9 % – короткий, угловатый, быстрый, темный, тусклый, шероховатый, грустный,
9 % – красивый, светлый, хороший, сильный, храбрый, округлый, безопасный, медленный,
– [л] : 3
– [ю] : 1
– [б] : 2
– [и] : 5
– [т] : 4
– [ь] : 1
– [н] : 3
– [ы] : 3
– [х] : 1
– [–] : 1
– [я] : 1
– [ж] : 1
– [е] : 4
– [й] : 1
– [к] : 2
– [р] : 3
– [с] : 2
– [а] : 3
– [п] : 1
– [з] : 2
– [в] : 1.
Второе предложение:
– положительная ассоциация: 55.32%
– отрицательная ассоциация: 40.43%
– общая эмоциональная оценка:
9 % – трусливый, злой, отталкивающий, тусклый, короткий, низменный, легкий,
15 % – большой, округлый, гладкий, величественный, хороший, могучий, сильный, храбрый,
13 % – короткий, угловатый, быстрый, темный, тусклый, шероховатый, грустный,
13 % – красивый, светлый, хороший, сильный, храбрый, округлый, безопасный, медленный,
– [м] : 1
– [ы] : 1
– [с] : 4
– [л] : 2
– [ь] : 2
– [п] : 1
– [о] : 7
– [т] : 6
– [е] : 6
– [р] : 3
– [я] : 2
– [ц] : 2
– [а] : 3
– [в] : 1
– [г] : 3
– [н] : 1
– [з] : 1
– [д] : 1.
Третье предложение:
– положительная ассоциация: 72.22%
– отрицательная ассоциация: 22.22%
– общая эмоциональная оценка:
11 % – тусклый, величественный, могучий, хороший, сильный, большой, красивый,
11 % – округлый, хороший, гладкий, могучий, храбрый, большой, радостный,
11 % – могучий, величественный, сильный, мужественный, большой, короткий, радостный, быстрый, активный,
– [я] : 1
– [п] : 1
– [р] : 1
– [и] : 1
– [ш] : 1
– [е] : 1
– [л] : 2
– [д] : 1
– [а] : 2
– [т] : 1
– [ь] : 1
– [в] : 2
– [м] : 1
– [о] : 1
– [ю] : 1.
3.Определите простые и сложные предложения. Определите способы осложнения простых предложений или частей сложного предложения.
Вариант 1
1.Решив, что певицу все равно не услышишь как следует, я принимаюсь разглядывать картины. Я никогда раньше не обращал на них внимания, но теперь я очень заинтересован. Я думаю о художниках, которые их нарисовали.
Первое предложение – сложное, второе – сложное, третье – простое.