Часто студенты находятся в тупике, не зная, с чего начинать писать курсовую работу. Рассмотрим некоторые рекомендации.
В курсовой работе введение занимает 2-3 страницы. Оно имеет чрезвычайно важное значение, поскольку здесь формулируются положения, которые определяют весь ход работы.
Если кто-то вам говорит, с чего начинать писать курсовую работу и советует сначала писать работу, а уже потом – вступление, знайте, что такие советчики или хотят вам навредить, или сами имеют смутное представление о научной работе.
Хорошо написанное введение и детальная структура – это почти половина целой работы.
Вступление, имеет четкую структуру, в которую входят актуальность, объект, предмет, цель, гипотеза,задачи. Во введении также должны отражаться методы и организационные особенности исследований, надежность и достоверность результатов, практическое значение.
После заголовка «ВВЕДЕНИЕ», который делается сверху по центру листа, с абзаца полужирным шрифтом вы пишете:
Актуальность исследования. Сразу после точки очень коротко (до 1 стр.) вы перечисляете то, что уже сделано в освещении исследуемой проблемы другими авторами. Закончить обоснование актуальности можно, например, такими фразами: «Именно поэтому выбранная проблематика исследования является весьма актуальной на данный момент» или «Собственно это и избрано основной проблемой данного исследования, что определяет его актуальность».
Теоретико-методологическая основа. Это выделение теоретических положений ученых, на чьи труды Вы опирались при планировании и проведении исследования. То есть должны быть перечислены смежные с предметом Вашего исследования категории и отрасли психологии и представители, которые написали выдающиеся работы по ним.
Пример. Об этих и других проблемах школьной адаптации и особенностях психолого-педагогического сопровождения младших школьников писали отечественные и зарубежные психологи М.Г. Битянова [2;3], Р.В. Овчарова [22], Д.Б. Эльконин [10], С.Л. Рубинштейн [24], Л.И. Божович [4], А.Л. Венгер [6]. Большой вклад в изучение данной проблемы внес Л.С. Выготский, который был уверен, что «воспитание определяется как адаптация унаследованного опыта к данной социальной среды» [8].
Или. В контексте научных теорий духовного развития человека, основой которых являются концептуальные положения межличностных взаимоотношений и общения Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, И.В. Дубровиной, Д.Б. Эльконина, С.Д. Максименко и В.Г. Панка, возникает новое видение психологических проблем развития личности, начиная с ранних этапов ее становления [5; 7; 17; 31; 16; 21].
В современной психологии имеем немного исследований, посвященных изучению коммуникативного развития личности в младшем школьном возрасте, влияния межличностного взаимодействия на эффективность обучения школьников.
В частности, значение общения ребенка со взрослыми и сверстниками для его психического, в том числе познавательного, развития выясняется в трудах М.И. Лисиной, и в исследованиях – Г.А. Цукерман – речь идет о подготовке детей к общению, развитие у них коммуникативных умений, определяющих успешность совместной учебной деятельности [13; 14; 30].
Обратите внимание, фамилии ученых, на которых Вы ссылаетесь, должны быть перечислены в алфавитном порядке. Инициалы автора должны идти рядом с его фамилией, а не переноситься на следующую строку. А также должны стоять ссылки на номера списка использованных источников, данных исследователей, на публикации, где встречаются их концепции.
Цель – обоснованное представление о конечных результатах научного поиска. В ней – общий замысел исследования.
Цель должна быть определена четко и лаконично. Цель работы часто переплетается с темой и должна конкретно направлять на то, какие вопросы решаются в работе.
Не положено формулировать цель следующим образом «Исследование…», «Изучение…», потому что эти слова акцентируют на способе достижения, а не на ней самой. В формулировке цели должны быть слова «изучить…», «исследовать…», «проанализировать…».
Пример формулировки цели из темы «Особенности темперамента детей младшего школьного возраста».
Цель исследования – исследовать особенности темперамента младших школьников.
Или из темы «Особенности общения со сверстниками в младшем школьном возрасте».
Цель исследования – исследовать особенности коммуникативных отношений младших школьников в коллективе.
Объект исследования – это часть психологической реальности, в пределах которой находится предмет исследования и содержащая предпосылки для познания предмета.
Объектом психологического исследования может быть психика в целом или отдельные психические явления (процессы, состояния, психологические свойства).
Следовательно, определившись, с чего начинать писать курсовую работу и одновременно определяя объект, мы отвечаем на вопрос: что мы собираемся изучать, какую категорию психологии?
Предмет исследования – это определенный аспект рассмотрения, дает представление о том, какие стороны, свойства, функции объекта изучаются; это то, что содержится в пределах объекта.
Предмет – более узкая, четко очерченная часть объекта, которую Вы непосредственно изучаете. Обычно предмет повторяет тему исследования.
Пример (тема «Развитие произвольной памяти на уроках чтения»).
Объект исследования – процесс развития памяти в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования – особенности развития произвольной памяти младших школьников на уроках чтения.
Анализируя четко очерченный объект-предметным отношением проблему, вы можете:
- описать роль и место произвольной памяти в структуре памяти в целом;
- выявить возможности уроков чтения для развития произвольной памяти;
- выделить ресурсы для развития произвольной памяти.
Или из темы «Психологические особенности адаптации первокурсников к новым условиям обучения в ВУЗЕ».
Объект исследования – адаптация первокурсников к обучению в вузе в современных условиях.
Предмет исследования – психологические особенности адаптации первокурсников.
Гипотеза – это сделанное на основе анализирования научных источников, собственных наблюдений и анализа предположение о важных результатах ваших исследований.
Ежели вдруг окажется, что представленная гипотеза не подтвердилась, или же, что вероятнее, не полностью подтвердилась, то не отчаивайтесь и не пытайтесь фальсифицировать результаты проведенных экспериментов.
Помните, что для научных изысканий отрицательный результат – это тоже результат, который имеет определенную ценность.
Гипотеза бывает простой и сложной, уровневой.
Пример. Использование специально организованных развивающих воздействий в процессе чтения позволяет повысить уровень развития произвольной памяти младших школьников.
Это простая гипотеза.
Теперь вы знаете, с чего начинать писать курсовую работу.
Продолжение следует…