КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
«Международные интеграционные объединения на региональных пространствах мира. Проблемы интеграции Российской Федерации в мировую систему внешнеэкономических связей»
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Сущность международной экономической интеграции. Основные этапы международной экономической интеграции………………………….…5
Основные интеграционные объединения…………………………………9
Интеграционное объединение НАФТА…………………………………10
Интеграционные объединения АСЕАН и АТЭС……………………….12
Интеграционные процессы на постсоветском пространстве. Проблемы интеграции Российской Федерации в мировое сообщество………………………………………………………………….…..15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….………..18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….….22
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной контрольной работы обусловлена тем, что в современных условиях экономика отдельной страны поневоле попадает в возрастающую зависимость от экономики других стран. Это проявляется в многообразии связей, складывающихся между странами. Сейчас отдельное государство практически не может существовать обособленно от других, не вступая с ними в разнообразные взаимоотношения. Экономические отношения между странами уже не ограничиваются внешней торговлей, товарообменом. Они включают движение капитала между странами, миграцию рабочей силы и движение технологий. Так же создаются многочисленные интеграционные объединения, которые становятся полноценными игроками на мировом рынке.
Цель контрольной работы – изучение международных интеграционных объединений на региональных пространствах мира, выявление основных проблем интеграции Российской Федерации в мировое сообщество.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
– определить сущность международной экономической интеграции и основные этапы международной экономической интеграции;
–изучить основные интеграционные объединения;
–рассмотреть интеграционное объединение НАФТА;
–рассмотреть интеграционные объединения АСЕАН и АТЭС;
–изучить интеграционные процессы на постсоветском пространстве и проблемы интеграции Российской Федерации в мировое сообщество.
Проделанная работа позволит нам сделать объективную оценку сущности международных экономических объединений и выявить основные проблемы интеграции Российской Федерации в мировую экономику.
Сущность международной экономической интеграции. Основные этапы международной экономической интеграции
Определение «интеграция» используется в различных сферах жизни–биологии, политике, математике и т. д. В основном под интеграционными процессами понимаются разные интеграционные объединения. В экономике этот термин тоже имеет место.
Но тут речь идет о дальнейшем развитии общественного характера международного производства. Интеграция предполагает объединение научных и производственных потенциалов нескольких государств для вывода их на принципиально новые социально-экономические и производственно-технические рубежи, для поднятия их экономического сотрудничества и развития на более высокий уровень. В результате курса государств на интеграцию должно произойти поэтапное сближение их национальных экономик и появление совместного международного производства.
Таким образом, интеграция экономик представляет собой подлинное обобществление производства товаров на международном уровне с помощью сознательного урегулирования правительствами участвующих в ней государств международной производственной кооперации и взаимного разделения труда.
Основные факторы, которые побуждают государства объединять свои силы, это приобретение средств, преодоления противоречий между неограниченными возможностями, которыми располагают отдельные страны региона и необходимостью эффективного развития экономики каждой страны, участвовавшей во взаимном международном разделении труда.
Интегрирующиеся государства, планируют поднять эффективность национальных экономик за счет ряда факторов. Данные факторы возникают в ходе развития регионального международного интегрирования производства:
1) расширение экономического пространства, в пределах которого действуют хозяйствующие субъекты. Между предприятиями интегрирующихся государств конкурентная борьба набирает обороты и усиливается, в последствии, она стимулирует их к активным поискам более новых технологий и совершенных технических средств, которые приведут к повышению эффективности производства. Это касается всех государств—участниц интеграционных объединений, но особенно государств с менее высоким уровнем экономического развития. Более развитые государства, подключая соседние государства к интеграции, способствуют их быстрому социальному и экономическому росту и тем самым созданию там более емких и конкурентоспособных рынков;
2) региональные экономические объединения государств позволяют создать более предсказуемую и стабильную ситуацию для развития взаимной торговли по сравнению с традиционными многосторонними или двухсторонними переговорами, при которых интересы участников очень отличаются друг от друга;
3) интеграционные блоки не только выводят на новый уровень взаимную торговлю их участников, но и закрепляют их согласованную позицию в рамках торговых переговоров в международных экономических организациях. Выступления от лица интеграционного объединения дают лучшие результаты и более весомы в области международной политики;
4) интеграционные блоки, которые возникают в современной мировой экономике, предоставляют возможность входящим в них государствам использовать выгоды экономики масштаба. В частности, эти выгоды позволяют увеличить масштабы рынка сбыта, поддержать национальных производителей, особенно среди новых отраслей региональной промышленности, сократить торговые издержки между странами и извлечь другие торговые выгоды на основе теории экономики масштаба. Кроме того, расширенное экономического пространства создаст более выгодные условия для привлечения прямых иностранных инвестиций на рынки больших масштабов, на которых рентабельно создавать самостоятельные производства;
5) региональные интеграционные блоки формируют для их участников благоприятную внешнеэкономическую и внешнеполитическую среду. В самом деле, одной из важнейших задач всех существующих на данный момент интеграционных объединений является усиление сотрудничества их участников не только в экономической, но и в социальной, военной, политической, культурной и других неэкономических областях.
Участники международных экономических интеграционных объединений ставят перед собой задачу повышения эффективности работы предприятий до высокого уровня не только на своей территории, но и во всем интеграционном объединении, а страны которые не входят в блок, заботятся прежде всего о своих индивидуальных интересах и не являются договорными или союзными партнерами по повышению эффективности во всей группе сотрудничающих государств. В этом заключается принципиальная разница между странами входящими в объединений и государствами которые не принадлежат к объединению.
Таким образом, интеграционные процессы приближают к развитию экономического регионализма, в результате которого отдельные группы государств формируют для себя лучшие условия для перемещения капиталов и рабочей силы, для торговли, чем для всех других государствах.
Даже если не обращать внимание на очевидные протекционистские черты, экономический регионализм не является плохим фактором для развития мировой экономики, если группа государств образуя интеграционное объединение, упрощая взаимные экономические связи, не устанавливает менее благоприятные условия, чем до начала интеграции, для торговли с другими государствами. Получается, что экономический регионализм, либерализуя экономические связи между государствами одного объединения, не должен приводить к усложнению связей со всеми остальными государствами. До тех пор, пока регионализм не ухудшает условия для экономических отношений с остальным миром, он считается хорошим фактором развития мировой экономики.
На данный момент насчитывается более 20 международных экономических объединений интеграционного характера, расположенных в различных частях мира.
Международная экономическая интеграция в своем развитии проходит ряд этапов:
– зону свободной торговли;
– таможенный союз;
– общий рынок;
– экономический союз и политический союз.
Все эти этапы имеют отличительную особенность, которая заключается в том, что между государствами, вступившими в любой вид интеграции, устраняются определенные экономические барьеры в зависимости от формы интеграции. Итогом интеграции является формирование общего рыночного пространства, где появляется свободная конкуренция, и под действием цен, возникает более эффективная отраслевая и территориальная структура производства. Из-за этого все государства только выигрывают, так как экономятся расходы на таможенный контроль, и увеличивается производительность труда.
Каждая ступень экономической интеграции имеет отличительные черты:
Зона свободной торговли – участвующие в ней государства добровольно отказываются от защиты своих рынков только во взаимоотношениях со своими торговыми партнерами по данному объединению. С другими странами каждое государство зоны свободной торговли определяет свои собственные тарифы.
Таможенный союз. Отличительная черта таможенного союза от зоны свободной торговли это общий таможенный тариф. Это дает возможность надежнее защитить единое таможенное пространство. При этом государства участники интеграционного объединения лишаются части своего экономического суверенитета.
Общий рынок. Здесь остаются все черты таможенного союза, но при этом разрешается перемещение факторов производства, капиталов, рабочей силы. Это позволит усилить экономическую взаимозависимость стран-членов данного интеграционного объединения.
Последней формой экономической и политической интеграцией является экономический или политический союз. Предпосылки для высшей ступени региональной интеграции политического союза образуются с развитием экономического союза в государствах. Данный вид региональной интеграции предполагает переформатирование зрелого единого рыночного пространства в единый хозяйственно-политический механизм. В итоге перехода от экономического союза к политическому взаимные внешнеэкономические связи участвующих в нем государств перестраиваются во внутригосударственные. Проблема международных экономических отношений в рамках данного региона перестает быть.
Основные интеграционные объединения
В настоящее время во всем мире насчитывается более 20 международных экономических объединений интеграционного характера в основных регионах и на континентах земного шара. Среди многочисленных объединений следует выделить: в Западной Европе — Европейский союз (ЕС) и Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ); в Северной Америке — Североамериканскую ассоциацию свободной торговли (НАФТА); в Азиатско-тихоокеанском регионе — Ассоциацию Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС); в Азии — Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН); в Латинской Америке — Латиноамериканскую ассоциацию интеграции (ЛАИ) и “Меркосур”; в Африке — Экономическое сообщество государств Западной Африки (ЭКОВАС) и Таможенный и экономический союз Центральной Африки (ЮДЕАК). И конечно же наш Таможенный союз ЕврАзЭС, который перерос в более тесную форму интеграции – Евразийский экономический союз Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан.
Интеграционное объединение НАФТА
17 декабря 1992 г. было заключено соглашение между США, Мексикой и Канадой о создании Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА).
1 января 1994 г. началась реализация данного соглашения. Данный договор стал продолжением и развитием двустороннего соглашения о свободной торговле между США и Канадой, подписанного в 1988 г.
НАФТА создает условия для построения целостного пространства для рыночных отношений на американском континенте.
После создания НАФТА исчезли многие торговые барьеры между странами-участницами данного объединения. Данное интеграционное объединение привело к либерализации режима иностранных инвестиций и миграции рабочей силы между странами участницами.
Безусловно, НАФТА оказала огромное влияние на все западное полушарие, вызвала там огромные экономические и политические сдвиги. Чили и другие страны Южной Америки готовы были войти в НАФТА.
Создание НАФТА считают новой вехой в истории международной интеграции. Она зародилась в Европе в 50-х г. 20 века и затем «перешла» на Американский континент.
Интеграция США и Мексики началась за долго до создания НАФТА.
Процесс интеграции в 60-е гг. 20 века обширно происходил в развивающихся странах. В Латинской Америке, Африке и Азии появилось более тридцати зон свободной торговли, экономических и таможенных союзов. Но большинство из них были не подготовлены ни политически ни экономически и потерпели крах.
Ведущую роль в развитии североамериканской интеграции сыграли США. Они долгое время поддерживали западноевропейскую интеграцию («план Маршалла»).
С одной стороны, потому что долгое время США были в зените своего научно-технического и экономического могущества, конкурентоспособность товаров американского производства была очень высока, а доллар был долгое время устойчив. США в этот период не нуждались в специальных соглашениях о либерализации торговли ни с какой другой страной западного полушария.
Однако Мексика и Канада не были готовы к интеграции с «большим братом». Они опасались потерять в таком проектк суверенитет государства и экономическую самостоятельность.
Уровень развития южного и северного партнера США во много раз ниже.
И только с течением времени национальные хозяйства Канады и Мексики достигли такого уровня развития и открытости, когда экономические приоритеты стали перевешивать политические стереотипы недоверия.
Интеграционные объединения АСЕАН и АТЭС.
Роль международных интеграционных процессов в АТР велика. МЭИ способствовала экономическому развитию стран данного региона, росту производства и потребления и и т. д.
АСЕАН – Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, созданная в 1967 г. субрегиональная организация. В нее вошли Индонезия, Малайзия, Таиланд, Филиппины, Сингапур, позже – Бруней, Вьетнам, Камбоджа, Лаос и Мьянма. В экономических публикациях, в ряде материалов ЮНКТАД, МБРР, встречается понятие АСЕАН-4, имеются в виду первые четыре страны.
Существенным фактором развития торгово-экономических связей в АТР становятся усиливающиеся настроения в пользу азиатской солидарности и поиска общеазиатских ценностей. Рассмотрение внутрирегионального взаимодействия и в особенности связей в рамках «азиатского четырехугольника» происходит в первую очередь в таких областях, как прямые инвестиции, торговля, межфирменное партнерство, а также на региональном и межрегиональном уровне.
Были разработаны 3 наиболее важных пути региональной интеграции рамках и на базе АСЕАН.
Первое из них – рыночное. Выбор отдается зоне свободной торговли, при которой происходит поэтапное понижение тарифов во взаимной торговле для того, чтобы в итоге наряду с теорией сравнительных преимуществ и для более рационального и эффективного использования ресурсов снабдить полную свободу размещения производства в одной из государств АСЕАН.
Либерализация региональной торговли внутри организации осуществляется путем снижения тарифа по категориям товаров или с помощью всеобщих их сокращений. Это, по идее, ускоряет процесс. Такой схемы придерживался» Сингапур.
Рыночно-институциональное – второе направление региональной интеграции. Ее отличной особенностью является сочетание выборочной торговой либерализации с использованием разных форм государственного регулирования.
Третье направление предполагает реализовать отдельные проекты регионального масштаба. Главной силой региональной интеграции является частный сектор, который предусматривает создание условий для благоприятного роста больших многонациональных корпораций, которые бы были способны позаимствовать важное место в национальном бизнесе.
В настоящий момент в АТР прикладываются достаточно активные шаги для развития сотрудничества в рамках Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), созданной в 1989 г.
Первая министерская конференция АТЭС состоялась в декабре 1989 г. в Канберре (Австралия). В ней приняли участие 12 стран-учредителей (Япония ,Австралия, Канада, США, Новая Зеландия, Южная Корея и 6 стран АСЕАН. В дальнейшем в АТЭС вошел целый ряд новых государств-участников.
В 1998 г. в эту организацию вступила Российская Федерация. По своему характеру, целям, концепциям, даже по составу участников АТЭС выглядит довольно нетипичной для сегодняшнего мира региональной группировкой. Такая экономическая организация основана государствами, очень различающимися между собой уровнями хозяйственного развития, условиями и структурами экономик, психологией, традициями. Но развивающиеся и развитые страны выступают как равноправные члены и партнеры.
В Осаке в ноябре 1995 г. была одобрена программа работы АТЭС. Данная программа действий направлена на достижение долгосрочных целей обеспечения открытой и свободной торговли и инвестирования. Данная программа будет действовать до 2020 года. Согласно данному документу, процесс содействия в рамках АТЭС и либерализации, будет носить всеобъемлющий характер и соответствовать всем стандартам ВТО.
Данный документ содержит положения о постепенном сокращении тарифов, о сокращении нетарифных мер, о необходимости развития сотрудничества в области транспорта и энергетики.
В своей работе АТЭС опирается на уже существующие организации, как например на АСЕАН, а также на блоки, которые могут возникнуть или пока работают вяло, например Совет по тихоокеанскому сотрудничеству (СТЭС) – неправительственная организация, привлекающая к своей работе бизнесменов, научных деятелей и др.
Интеграционные процессы на постсоветском пространстве. Проблемы интеграции Российской Федерации в мировое сообщество.
Первым интеграционным объединением после распада СССР стало СНГ. СНГ было образовано главами РСФСР, Белоруссии и Украины путём подписания 8 декабря 1991 года в Вискулях (Беловежская пуща) под Брестом (Республика Беларусь) «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» (известно в СМИ как Беловежское соглашение).
В документе, состоявшем из Преамбул и 14 статей, констатировалось, что Союз ССР прекращает своё существование, как субъект международного права и геополитической реальности. Однако, основываясь на исторической общности народов, связях между ними, учитывая двусторонние договоры, стремление к демократическому правовому государству, намерение развивать свои взаимоотношения на основе взаимного уважения и признания государственного суверенитета, стороны договорились об образовании Содружества Независимых Государств.
Уже 10 декабря соглашение было ратифицировано Верховными Советами Белоруссии и Украины, а 12 декабря — Верховным Советом России. Российский парламент ратифицировал документ подавляющим большинством голосов: «за» — 188 голосов, «против» — 6 голосов, «воздержались» — 7. тем самым он нарушил ст. 104 конституции РСФСР, так как для ратификации беловежского соглашения необходимо было созвать высший орган государственной власти — Съезд народных депутатов РСФСР, поскольку соглашение затрагивало государственное устройство республики и тем самым влекло за собой изменения в конституцию. В апреле 1992 года съезд народных депутатов России трижды отказался ратифицировать беловежское соглашение, вплоть до своего роспуска в октябре 1993 года он так и не ратифицировал документ. 13 декабря 1991 года в городе Ашхабад состоялась встреча президентов 5 азиатских государств, входивших в состав СССР: Казахстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Итогом стало Заявление, в котором страны выразили согласие войти в организацию, но при условии обеспечения равноправного участия субъектов бывшего Союза и признания всех государств СНГ в качестве учредителей. Впоследствии Президент Казахстана Н. Назарбаев предложил собраться в Алма-Ате для обсуждения вопросов и принятия совместных решений.
В организованной специально для этих целей встрече приняли участие главы 11 бывших союзных республик: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины (из бывших союзных республик отсутствовали Латвия, Литва, Эстония и Грузия). Результатом стало подписание 21 декабря 1991 года Алма-Атинской декларации, в которой излагались цели и принципы СНГ. В ней закреплялось положение о том, что взаимодействие участников организации «будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием». Также сохранялось объединённое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием, фиксировалось уважение сторон к стремлению к достижению статуса безъядерного и (или) нейтрального государства, приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства. Констатировался факт прекращения существования СССР с образованием СНГ. Также был подписан протокол к соглашению о создании СНГ. Алма-Атинская встреча стала важной вехой в государственном строительстве на постсоветском пространстве, так как она завершила процесс преобразования бывших республик СССР в суверенные государства (ССГ). Последним государством, ратифицировавшим соглашение о создании СНГ, стала Молдавия (8 апреля 1994 года), до этого являвшиеся ассоциированным членом организации. В 1993 году действительным членом СНГ стала Грузия.
Первые годы существования организации в большей степени были посвящены организационным вопросам. На первой встрече глав государств СНГ, которая состоялась 30 декабря 1991 года в Минске, было подписано «Временное соглашение о Совете глав государств и Совете глав правительств Содружества Независимых Государств», по которому учреждался высший орган организации, Совет глав государств. В нём каждое государство имеет один голос, а решения принимаются на основе консенсуса. Кроме того, было подписано «Соглашение Совета Глав Государств-участников Содружества Независимых Государств о Вооруженных Силах и Пограничных войсках», по которому государства-участники подтверждали своё законное право на создание собственных Вооружённых Сил.
Организационный этап завершился в 1993 году, когда 22 января, в Минске, был принят «Устав Содружества Независимых Государств», основополагающий документ организации.
18 октября 2011 года восемь государств — участников Содружества — Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия, Молдавия и Таджикистан подписали договор о зоне свободной торговли, который заменил больше ста двухсторонних договоров, регламентирующих режим свободной торговли на пространстве содружества.
Еще одним из важных и масштабных объединений на постсоветском пространстве можно назвать Таможенный союз ЕврАзЭС, который на данный момент достиг более высокого уровня интеграции, Евразийского экономического союза.
Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана — форма торгово-экономической интеграции России, Белоруссии и Казахстана предусматривающая единую таможенную территорию. В пределах данной территории во взаимной торговле товарами отменяются ограничения экономического характера и таможенные пошлины и, за исключением специальных защитных, компенсационных и антидемпинговых мер. При этом страны-участники Таможенного союза применяют единый таможенный тариф и другие меры регулирования при торговле с другими государствами.
В официальных документах ЕврАзЭС используется наименование «Таможенный союз в рамках Евразийского экономического сообщества» или, чаще, просто «Таможенный союз». В прессе распространены неофициальные наименования, такие как «Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана».
Единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории России, Белоруссии и Казахстана а также находящиеся за пределами территорий государств — членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства — члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе написания контрольной работы, была достигнута цель, указанная во введении, а именно – изучены международные интеграционные объединения на региональных пространствах мира, выявлены основные проблем интеграции Российской Федерации в мировое сообщество.
Для достижения поставленной цели были выполнены следующие задачи:
– определены сущность международной экономической интеграции и основные этапы международной экономической интеграции;
–изучены основные интеграционные объединения;
–рассмотрено интеграционное объединение НАФТА;
–рассмотрены интеграционные объединения АСЕАН и АТЭС;
–изучены интеграционные процессы на постсоветском пространстве и проблемы интеграции Российской Федерации в мировое сообщество.
Определив сущность международной экономической интеграции и основные этапы международной экономической интеграции, позволило сделать следующие выводы:
Во–первых, определение «интеграция» используется в различных сферах жизни–биологии, политике, математике и т. д. В основном под интеграционными процессами понимаются разные интеграционные объединения. В экономике этот термин тоже имеет место.
Во–вторых, основные факторы, которые побуждают государства объединять свои силы, это приобретение средств, преодоления противоречий между неограниченными возможностями, которыми располагают отдельные страны региона и необходимостью эффективного развития экономики каждой страны, участвовавшей во взаимном международном разделении труда.
В–третьих, международная экономическая интеграция в своем развитии проходит ряд этапов:
– зону свободной торговли;
– таможенный союз;
– общий рынок;
– экономический союз и политический союз.
Изучив основные интеграционные объединения, позволило сделать следующие выводы:
Во–первых, в настоящее время во всем мире насчитывается более 20 между-народных экономических объединений интеграционного характера в основных регионах и на континентах земного шара.
Во–вторых, среди многочисленных объединений следует выделить: в Западной Европе — Европейский союз (ЕС) и Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ); в Се¬верной Америке — Североамериканскую ассоциацию свобод¬ной торговли (НАФТА); в Азиатско-тихоокеанском регионе — Ассоциацию Азиатско-тихоокеанского экономического сотруд-ничества (АТЭС); в Азии — Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН); в Латинской Америке — Латино¬американскую ассоциацию интеграции (ЛАИ) и “Меркосур”; в Африке — Экономическое сообщество государств Западной Африки (ЭКОВАС) и Таможенный и экономический союз Центральной Африки (ЮДЕАК).
В–третьих, наше самое крупное интеграционное объединение достигшее глубокой формы интеграции это Таможенный союз ЕврАзЭС, который перерос в более тесную форму интеграции – Евразийский экономический союз Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан.
Рассмотрев интеграционное объединение НАФТА, позволило сделать следующие выводы:
Во–первых, 17 декабря 1992 г. было заключено соглашение между США, Мексикой и Канадой о создании Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА).
Во–вторых, НАФТА создает условия для построения целостного пространства для рыночных отношений на американском континенте.
В–третьих, создание НАФТА считают новой вехой в истории международной интеграции. Она зародилась в Европе в 50-х г. 20 века и затем «перешла» на Американский континент.
Рассмотрев интеграционные объединения АСЕАН и АТЭС, позволило сделать следующие выводы:
Во–первых, роль международных интеграционных процессов в АТР велика. МЭИ способствовала экономическому развитию стран данного региона, росту производства и потребления и и т. д.
Во–вторых, АСЕАН – Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, созданная в 1967 г. субрегиональная организация. В нее вошли Индонезия, Малайзия, Таиланд, Филиппины, Сингапур, позже – Бруней, Вьетнам, Камбоджа, Лаос и Мьянма. В экономических публикациях, в ряде материалов ЮНКТАД, МБРР, встречается понятие АСЕАН-4, имеются в виду первые четыре страны.
В–третьих, первая министерская конференция АТЭС состоялась в декабре 1989 г. в Канберре (Австралия). В ней приняли участие 12 стран-учредителей (Япония ,Австралия, Канада, США, Новая Зеландия, Южная Корея и 6 стран АСЕАН. В дальнейшем в АТЭС вошел целый ряд новых государств-участников.
Изучив интеграционные процессы на постсоветском пространстве и проблемы интеграции Российской Федерации в мировое сообщество, позволило сделать следующие выводы:
Во–первых, Первым интеграционным объединением после распада СССР стало СНГ. СНГ было образовано главами РСФСР, Белоруссии и Украины путём подписания 8 декабря 1991 года в Вискулях (Беловежская пуща) под Брестом (Республика Беларусь) «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» (известно в СМИ как Беловежское соглашение).
Во–вторых, еще одним из важных и масштабных объединений на постсоветском пространстве можно назвать Таможенный союз ЕврАзЭС, который на данный момент достиг более высокого уровня интеграции, Евразийского экономического союза.
В–третьих, очень остро стала проблема интеграции Российской Федерации в мировую экономику, в связи с последними событиями. Введение санкций в отношении целых секторов экономики негативно скажется на их работе. Однако, это поспособствует развитию новых путей решения данной проблемы, поиску новых более надежных партнеров, а так же образованию новых интеграционных объединений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИТОЧНИКОВ
«Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза» (подписан в г. Душанбе 06.10.2007). [Электронный ресурс]: Официальный сайт компании “КонсультантПлюс”. Режим доступа: World Wide Web. URL:http://www.consultant.ru/
Договор стран СНГ от 24.09.1993 “О создании Экономического союза”.[Электронный ресурс]: Официальный сайт компании “КонсультантПлюс”. Режим доступа: World Wide Web. URL:http://www.consultant.ru/
«Договор о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014). [Электронный ресурс]: Официальный сайт компании “КонсультантПлюс”. Режим доступа: World Wide Web. URL:http://www.consultant.ru/
4. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебник / Под ред. Л.Е. Стровского. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
5.Ростовский Ю.М. Гречков В.Ю. Внешнеэкономическая деятельность Учебник – магистр. 2011. – 547 с.