Контрольная работа по русскому языку.
Лексика. Морфемика и словообразование.

1. Установите значение слова «плечо» в примерах (первичное-вторичное, свободное-несвободное, прямое-переносное, тип переноса):
Костюм на нём был явно с чужого плеча. – вторичное (первичное – только одно — оно первое указывается в словарях: часть туловища от шеи до руки, здесь слово употребляется не в этом значении), несвободное (употребляется в составе фразеологизма), переносное, метонимия (перенос названия на основе смежности).
Финансовая сторона дела лежала на его плечах.- вторичное, несвободное, переносное, синекдоха (способность слова называть и часть чего-либо, и целое).
Он ударил по полену со всего плеча.- вторичное, несвободное, переносное, метафора (перенос названия на основе сходства признаков)

2. Подберите стихотворение, в котором можно найти РАЗНЫЕ типы переносных значений (метонимия, метафора, олицетворение), а также антитезу. Выпишите эти строки, переносные значения и антитезу подчеркните и подпишите.

Пойду в скуфье смиренным инокомИль белобрысым босякомТуда, где льется по равнинамБерезовое молоко.Хочу концы земли измерить,Доверясь призрачной звезде,И в счастье ближнего поверитьВ звенящей рожью борозде.- синекдоха олицетворение — Рассвет рукой прохлады роснойСшибает яблоки зари.- метафора Сгребая сено на покосах,Поют мне песни косари.Глядя за кольца лычных прясел,Я говорю с самим собой:Счастлив, кто жизнь свою украсилБродяжной палкой и сумой.Счастлив, кто в радости убогой,Живя без друга и врага,- антитеза (стилистическая фигура,
со- или противопоставление контрастных
понятий, состояний, образов)
Пройдет проселочной дорогой,Молясь на копны и стога.

3. Замените, где возможно, прилагательные, наречия и глаголы синонимами.

1) У девочки был высокий и пронзительный голос.- У девочки был тонкий и звонкий голос.
2) Разозлившись, он стукнул по телевизору, и изображение стало более чётким.- Разозлившись, он ударил по телевизору, и изображение стало более ясным.
3) Вначале мы слышали только тихий звук прибоя, потом неожиданно грянул гром.- Перво-наперво мы слышали только слабый звук прибоя, потом вдруг раздался гром.
4) Мальчик он был смирный, поэтому грубый тон его ответа удивил и оскорбил её.- Мальчик он был кроткий, поэтому резкий тон его ответа изумил и обидел её.
5) Петров — крупный учёный, в разговоре с нами он проявил изысканное обращение.- Петров — видный учёный, в разговоре с нами он продемонстрировал галантное обращение.
6) Стебли цветка выглядели очень хилыми.- Стебли цветка смотрелись очень слабыми.
7) Он бесшумными шагами подошёл к витрине и увидел там шкатулку очень изящной работы.- Он неслышными шагами приблизился к витрине и заметил там шкатулку очень тонкой работы.
8) Она бросила всю свою энергию на достижение цели и с первых же встреч очаровала меня.- Она направила всю свою энергию на достижение цели и сразу покорила меня.
9) У нас здесь спокойные места.- У нас тут тихие места
10) Когда нас нет дома, за ребёнком ухаживает бабушка.- Когда нас нет дома, за ребёнком присматривает бабушка.
11) Наполеон поработил пол-Европы и устремил свой взор на Россию.- Наполеон покорил пол-Европы и обратил свой взгляд на Россию.
12) Что ты жадно глядишь на дорогу?- Что ты с надеждой смотришь на дорогу?

4. Подберите по 3 пары однокорневых (глаголы) и разнокорневых (прилагательные) антонимов.

Однокорневые антонимы (глаголы):
Убегать – прибегать
Выходить- заходить
Отойти – подойти
У каждой пары глаголов корень один и тот же, поэтому они называются однокорневые, а противоположные, т. е. антонимические значения им придают приставки.

Разнокорневые антонимы (прилагательные):
Близкий – далекий
Веселый – грустный
Злой – добрый
У прилагательных разные корни, поэтому они называются разнокорневыми, а значения – противоположные по смыслу, поэтому они являются антонимами.

5. В данных словах укажите основу и формообразовательный элемент (флексия, формообразующий суффикс). Охарактеризуйте основу: производная (мотивированная) или непроизводная (немотивированная), членимая или нечленимая, свободная или связанная.

Смотришь- основа смотр – (настоящего времени), формообразовательная флексия –ишь (2 л., ед. ч.), основа непроизводная (в ее составе нельзя выделить никаких аффиксов, суффиксов), она нечленимая (неделимая на морфы, содержащие один морф, т. е. только корень), свободная (значит, встречающаяся не только в составе производных основ родственных слов, но и вне их, т. е. есть слово «смотр»).

Санаторий- основа санатор -, формообразовательная флексия – ий (сущ. м. р. Ед.ч И. п.), основа непроизводная, нечленимая (только корень в ее составе), свободная.

Кафе- основа кафе- (несклоняем.), основа непроизводная, нечленимая (только корень), свободная.

Синий- основа син -, формообразовательная флексия – ий (прил. м. р. ед.ч И. п.), основа непроизводная, нечленимая (только корень в ее составе), свободная.

Лисий- основа лис -, формообразовательный суффикс – ий (притяж. прил. м. р. ед.ч И. п.), основа непроизводная, нечленимая (только корень в ее составе), свободная.

Полка- основа полк -, формообразовательная флексия – а (сущ.. ж. р. Ед. ч. И. п.), основа непроизводная, нечленимая (только корень в ее составе), свободная.

Исключение- основа исключ- , формообразовательный суффикс –ениj- (отвлеченное сущ.), основа производная (образована от другой основы – от –ключ-), членимая (в составе префикс и корень), связанная (значит, встречающаяся только в составе производных основ родственных слов, т. е. только в соединении со словообразовательными аффиксами, в данном случае, употребляется только вместе с приставками).

Выбирая- основа выбираj -, формообразовательный суффикс – я [а] (дееприч. Несоверш. вида), основа производная (образована от другой основы ), членимая (в составе корень, суффикс, префикс), свободная.

Веселее- основа весел-, формообразующий суффикс –ее (прилаг. в сравнит. степени), основа непроизводная, нечленимая, свободная.

Биология- основа биолог-, формообразующий суффикс –иj (сущ. Отвлечен.), основа непроизводная, нечленимая, свободная.

Честность- основа честн-,формообразующий суффикс –ость ( отвлеч. Сущ.), основа непроизводная, нечленимая, свободная.

Линия- основа лин-,формообразующая флексия –ия (сущ.ед. ч., ж. р. И. п.), основа непроизводная, нечленимая, свободная.

Цыплёнок-основа цыпл-, формообразующий суффикс –енок (детеныш), основа непроизводная, нечленимая, свободная.

Выедут- выед-, формообразующая флексия –ут (наст. Вр., 3 л., мн. ч.), основа производная (от –ед-) , членимая (выделяется корень и префикс), свободная

6. Сгруппируйте слова с одинаковыми корнями. Разбейте их по составу. Укажите случаи чередования.

Огород (о-префикс, город – корень, нулевая флексия) – Изгородь (из-префикс, город- корень, нулевая флексия) — Перегородка (пере-префикс, город –корень, к- суффикс, а –флексия) — загораживать (за-префикс, гораж – корень, ива-суффикс, ть-суффикс н. ф.). Чередования в корне: о/ а, д/д’/ ж.

Дружеский (друж –корень, еск- суффикс, ий –флексия) — Друзья (друз – корень, я – флексия) — По-дружески (по-префикс, друж – корень, еск – суффикс) – подруга (по — префикс, друг – корень, а- флексия). Чередования в корне : г/з’/ ж

Разбираться (раз-префикс, бир – корень, а –суффикс, ть – суффикс н. ф., ся – постфикс) — Выбор (вы- префикс, бор – корень, флексия нулевая) — отберу (от- префикс, бер – корень, у –флексия) – уборка (у – префикс, бор – корень, к – суффикс, а – флексия). Чередования в корне: и/е/о.

Относит (от- префикс, нос – корень, ит –флексия) – Носящий (нос –корень, ящ –суффикс, ий – флексия), — Вынести (вы- префикс, нес –корень, ти –суффикс н. ф.) – Ноша (нош –корень, а –флексия). Чередования в корне: о/е, с/ш.

7. Установите, в какой части слова находится i (йот).

Гремучий- ий — флексия
Старьё –старьj- корень
Воскресенье- j – в корне
Змея – змеj — корень
Зелёный –ый- флексия
Приморье- j — суффикс
Смеются – jут — флексия
Братья- jа — флексия
Громкий- ий — флексия
Ладоней – ей — флексия
Голубеют – jут — флексия
Отъезд- jезд — корень
Столовая- аjа — флексия
Иней- инеj — корень
Майка – майк — корень
Статей – ей — флексия
Добрей – ей — суффикс.

8. Выпишите из стихов 19 века фразу, состоящую из 10 и более слов. Выделите во всех словах формообразующие морфемы. Определите их значение и тип формообразования. Всё выполнить в таблице.

Вдали от солнца и природы,
Вдали от света и искусства,
Вдали от жизни и любви
Мелькнут твои младые годы,
Живые помертвеют чувства,
Мечты развеются твои… (Ф. Тютчев)

Словоформа Формообразующая морфема Грамматическое значение Тип и разновидность формообразования
солнца а Сущ, ср. р. Ед. ч. Р. П. Синтетический тип, флективная разновидность.
Природы ы Сущ. Ж. р. Ед. ч. Р. П. Синтетический тип, флективная разновидность.
света а Сущ. М. р. Ед. ч. Р. п. Синтетический тип, флективная разновидность.
искусства а Сущ. Ср. р. Ед. ч. Р. П. Синтетический тип, флективная разновидность.
Жизни и Сущ .ж. р. Ед. ч. Р. П. Синтетический тип, флективная разновидность.
Любви и Сущ. Ж. р. Ед. ч. Р. П. Синтетический тип, флективная разновидность.
мелькнут ут
Глаг., мн. ч. 3л. Синтетический тип, флективная разновидность.
Твои и Мест., мн. ч., И. п. Синтетический тип, флективная разновидность
Младые ые
Прил., мн. ч. И. п. Синтетический тип, флективная разновидность
годы ы Сущ., мн. ч. И. п. Синтетический тип, флективная разновидность

9. Выполните словообразовательный анализ слов (укажите производящую основу, способ словообразования, словообразовательный формант).

Пароход – производящая основа пар и ход, -о- интерфикс (способ сложения)
Ответственность- производящая основа остетственн- +словообразовательный аффикс –ость (суффиксальный способ)

Московский- производящая основа -москов +словообразовательный аффикс –ск- (суффиксальный способ)

Съезд- производящая основа -съезд (от съежать), (безаффиксный способ).

Безглазый- производящая основа –глаз- + словообразовательный префикс без- (префиксальный способ)

вечером (наречие) — производящая основа -вечер +словообразовательный аффикс –ом- (суффиксальный способ)

перекоситься- производящая основа –коси- + словообразовательный префикс пере- + постфикс –ся (префиксально-постфиксальный способ)

смело- производящая основа -смел +словообразовательный аффикс –о- (суффиксальный способ)

глушь- производящая основа –глух- (от глухой), (безаффиксный способ).

Раздолье- производящая основа -раздол +словообразовательный аффикс –j (суффиксальный способ).

Пришкольный — производящая основа –школьн- + словообразовательный префикс при- (префиксальный способ).

Разыграться- производящая основа –игра- + словообразовательный префикс раз- + постфикс –ся (префиксально-постфиксальный способ)

Мостовая- переход слова, принадлежащего к прилаг. В существ. (морфолого-синтаксический способ).

Дикорастущий- производящая основа дик и раст- +слосообразовательный суффикс –ущ- (способ сложения+суффиксация).

10. Распределите слова по группам в соответствии со способами словообразования: лексико-семантическим, морфолого-синтаксическим, морфологическим). У двух последних укажите разновидность.

Вышеизложенное
мороженое (сущ.) – морфолого-синтаксический (из прилаг. перешло в существ.)
простота – морфологический (суффиксальный способ – образовано от простой с помощью суффикса от-)
лесоруб – морфологический (способ сложения)
молодёжь – морфологический (суффиксальный способ – образовано от молодой с помощью суффикса –еж)
отдыхающие (сущ.) — морфолого-синтаксический (из прилаг. перешло в существ.)
данный (местоимение)- лексико-семантический способ (слово возникло в результате изменения значения уже существующего слова)
отпуск (время отдыха) – лексико-семантический способ (слово возникло в результате изменения значения уже существующего слова)
отпуск (товара) – морфологический (безаффиксный от глагола отпустить)
болезнь – морфологический (суффиксальный – образовано от болеть с помощью суффикса –зн-)
ввиду (предлог) – морфологический (префиксально-суффиксальный – образовано с помощью префикса в- и суффикса –у одновременно)
отказываться- морфологический (постфиксальный – образовано с помощью постфикса –ся).

11. Найдите в «Кратком этимологическом словаре» под редакцией Н.М. Шанского 5 примеров исторических изменений в структуре слова и заполните таблицу.

Морфемный состав в современной языке Этимологический анализ Характер исторических изменений
обморок Обмор – ок опрощение
успешный У-спеш-н-ый опрощение
Нельзя Не-льзя опрощение
пылинка Пылин –к- а переразложение
горячность Горячн- ость переразложение
огурец Огур-ец
опрощение

12. Выполните морфемный анализ всех слов и словообразовательный анализ всех производных слов в предложении.

Молодой преподаватель из столицы Карелии признана одним из лучших профессионалов в стране.
Преподаватель- морфемный анализ: пре-префикс, по-префикс, да- корень, ва- — суффикс, тель – суффикс, флексия нулевая.
Словообразовательный анализ: от преподава — +тель (суффиксальный способ)

Карелия – морфемный анализ: карел- корень, иj- суффикс, [а] – флексия
Словообразовательный анализ: от карел- +суффикс иj- (суффиксальный способ)

признана- морфемный анализ: при- префикс, зна- корень, а- суффикс, н- суффикс, а –флексия
словообразовательный анализ: от признать +суффикс –н- (суффиксальный способ)
Профессионалов- морфемный анализ: професси – корень, онал- суффикс, флексия -ов.
Словообразовательный анализ: от професси- + суффикс (суффиксальный способ).

13. Сделайте описание лингвистического словаря по следующему плану (как можно подробнее):

А) Н. М. Шанский, Т. А. Боброва Школьный этимологический словарь: Происхождение слов. – 3-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2000. – 400 с.
Б) 10000 слов
В) В словаре толкуется происхождение наиболее употребительных слов современного русского языка, их родословная, источники поступления в нашу речь, исходный языковой материал и способ образования, первоначальное звучание и изменения значений.

Г) Арбуз. Заимств. в XVI в. из татар. яз., в котором арбуз (< карбуз) восходит к перс. харбуза «дыня» (буквально — «ослиный огурец»).

Кушать — Общеслав. Производное от кусити «пробовать», восходящего, как полагают, к готск. kausjan «пробовать». Значение «есть» является восточнославянским.

Скамья — Др.-рус. Заимств. из ср.-греч. яз., где skamnia — форма мн. ч. от skamnon, переоформления лат. scamnum, суф. производного от scabere «строгать, тереть». Скамья буквально — «сиденье из строганой доски».

Д) В этом словаре есть указание исконно русское или заимствованное слово («заиств.», «индоевр.», «общеслав.» или «искон.»), время его появления в русском языке («в XY в.», «во второй половине XVIIIв.»),восстанавливаемые, не зарегистрированные в источниках слова и их формы, к которым приходится прибегать, или отмечены словесно («утрач.» или звездочкой).

Е)Удобно использовать в школе при изучении происхождения слов, особенно незнакомых для учащихся. Так, чтобы объяснить значение глагола «обуять» можно использовать словарную статью из данного словаря. Она объясняет, что слово произошло от «буи» — «безумный» (ср. буйный).
Кроме того, на уроках при изучении морфемики и словообразования можно показать, как изменился состав некоторых слов по сравнению с давними временами. Так, слово «огурец» раньше имело корень «огур» и суффикс «ец». Сейчас это слово состоит только из корневой морфемы.

14. Парадигма слова
Сов. В. -7874012202200 Несов в.
ПРОЧИТАТЬ — ЧИТАТЬ.
1 основа – инфинитив
(про) чита ть
2 основа – настоящее время
3930652476500Чита[j]ут

А) прошедшее время
10485881394500(про) чита – л —
суф. Род
Читал, прочитала А) настоящее время
539115-1016000Чита[j] +
Личное
6864356985002451101079500 У эте
Читаю, читаете
Б) сложное будущее время
Буду читать
Личное суф.
Будете читать Б) простое будущее время
9124951397000Про+ чита [j]+
Личное
1202944342640049403050165Ет
00Ет
эт эм
Прочитает, прочитаем
В) сослагательное наклонение
1047750-444500 (про) чита – л — бы
суф. Род
прочитало В) повелительное наклонение
(про)Чита[j] + нулев. Суф.+ (те)
Суф.
Прочитайте, прочитай

Неспрягаемые формы
Г) причастие прошедшего Времени (действ.)
1045210-698500(про) чита вш +
Прочитавшая, прочитавшие

Страдательное причастие прош. Времени
10293612189400(про) чита + нн+ полная форма
10293612189400(про) чита + н+ краткая форма
Прочитаны, прочитано (кем-то) Г) причастие наст. Времени (действительное)
9169401397000Чита[j] + ющ +
Род
Читающие
Страдательное прич. Наст. Времени
8420102095500Чита[j] + эм+ полная форма
Краткая форма
Читаемое, читаема
Д) деепричастие совершенного вида
(про) чита – в
Вши
Суф.
Прочитав, прочитавши
Д) деепричастие несовершенного вида

Чита[j] + а
Суф.
читая

Контрольная работа по русскому языку Лексика Морфемика и словообразование