КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФИЛОСОФИИ
ВАРИАНТ № 7.

2015
ПЛАН:

1.Социальные теории эпохи Просвещения.
2.Понятие и структурные уровни организации материи.
3.Структура научного знания.
4.Традиционные и нетрадиционные религии.
5.Проблема жизни после смерти.
6.Понятие ценностей. Правовые ценности, их природа и особенность.

1. Социальные теории эпохи Просвещения
Родиной Просвещения явилась Англия. Это совсем не случайно. Англия раньше других стала на путь капиталистического развития, который способствовал активизации особенного мышления (о чём ещё будет сказано ниже). Социальная мысль эпохи Просвещения унаследовала и развила лучшие рационалистические и гуманистические традиции прошлого. В истории философкой мысли различают социальные теории представителей английского, итальянского, французского, немецкого и американского Просвещения.
Просветительская мысль проявилась и во многих странах. В Англии общественная мысль представлена интеллектуальным наследием Дж. Локка, Дж. Толанда, А. Смита и других; во Франции – Ф. Вольтера, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбаха, Ш. Монтескье и других; в Германии – Г. Лессинга, И. Гердера и других; в Италии – Дж. Вико; в Северной Америке – Б. Франклина, Т. Джефферсона и других; в России – Н. И. Новикова, А. Н. Радищева и других.
В эпоху Просвещения произошёл отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества. Впервые в истории был поставлен вопрос о практическом использовании достижений науки в интересах общественного развития.
Учёные нового типа стремились распространять знание,  популяризировать его. Знание не должно быть больше исключительным владением некоторых посвященных и привилегированных, а должно быть доступно всем и иметь практическую пользу. Оно становится предметом общественной коммуникации, общественных дискуссий. В них теперь могли принимать участие даже те, кто традиционно был исключён из учёбы – женщины. Появились даже специальные издания, рассчитанные на них, например, в 1737 году книга «Ньютонианизм для дам» автора Франческо Альгаротти.
Характерной просветительной идеей является отрицание всякого божественного откровения, в особенности это коснулось  христианства, которое считается первоисточником ошибок и суеверий. Вследствие чего выбор пал на деизм (Бог есть, но он лишь сотворил Мир, а дальше ни во что не вмешивается), как естественную религию отождествленную с моралью. Не принимая во внимание материалистические и атеистические убеждения некоторых мыслителей данной эпохи, таких как Дидро, большинство просветителей были последователями именно деизма, которые посредством научных аргументов пытались доказать существование Бога и сотворение Им вселенной.
В эпоху Просвещения вселенная рассматривалась как поразительная машина, которая является действующей причиной, а не конечной. Бог же, после создания вселенной, не вмешивается в её дальнейшее развитие и всемирную историю, а человек в конце пути не будет ни осуждён, ни вознаграждён Им за свои деяния. Руководством для людей в их нравственном поведении становится лаицизм, превращение религии в естественную мораль, заповеди которой являются одинаковыми для всех. Новая концепция толерантности не исключает возможность исповедовать иные религии лишь в частной жизни, а не общественной.
Кроме прочего, в центре просветительских теорий была теория естественного права и общественного договора, идеологически подготавливающая и оправдывающая последующую социально-политическую перестройку.
Английский философ Т. Гоббс разработал теорию разделения властей. По его мнению, все люди от природы одинаковы и стремятся к хорошей жизни. Так как по природе люди равны, то ни один не хочет уступить другому. До возникновения государства, в «естественном», т.е. догосударственном состоянии, идет «война всех против всех». В государстве, созданном путём договора, граждане отчуждают свои права в пользу носителя власти, который в ответ на это заботится о безопасности их существовании, препятствуя развязыванию гражданской войны. Любая деспотическая власть лучше, чем гражданская война. Вся власть – и исполнительная, и законодательная, и судебная, и духовная – принадлежит одному – правителю, который силой сохраняет её.
Социально-правовые идеи Просвещения нашли своё отражение в учении английского философа Дж. Локка. По его убеждению, к действию человека побуждает желание собственного счастья и удовольствия. Придерживаясь договорной теории происхождения государства, Локк выступал с обоснованием принципа разделения властей, что делает его одним из первых теоретиков либерализма.
Большое влияние на развитие философской и политической мысли в Европе XVII – XIX вв. оказал Ж.- Ж. Руссо. В области общественного устройства он был противником угнетения человека человеком, общественного неравенства. И пытался найти практические средства, для уничтожения неравенства между людьми.
Радикальные идеологи Просвещения – Ж.-Ж.Руссо, Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах – настаивали на том, что королевская власть свои обязательства перед народом не выполняет, что общественный договор ею не соблюдается, а поэтому, другая договаривающаяся сторона – народ – вправе такую власть свергнуть! На место абсолютной власти должна прийти власть «просвещённая», выражающая сбалансированные интересы различных общественных групп.
В целом, социальные идеи английских и французских просветителей влились в общую систему философского мировоззрения и оказали огромное влияние на развитие либерализма.

 2. Понятие и структурные уровни организации материи
Материя (в философском понимании этого понятия) – объективная реальность, которая дана человеку в его ощущениях и существует независимо от него. Это некая субстанция, основа всех существующих объектов и систем, их свойств, связей между ними и форм движения, т.е. то из чего состоит окружающий мир.
В современной науке в основе представлений о строении материального мира лежит системный подход, согласно которому любой объект материального мира, будь то атом, планета и т.д. может быть рассмотрен как система – сложное образование, включающее составные части, элементы и связи между ними. Элемент в данном случае означает минимальную, далее неделимую часть данной системы.
В понимании структурной организации материи большую роль играет понятие «развитие». Понятие развития неживой и живой природы рассматривается как необратимое направленное изменение структуры объектов природы, поскольку структура выражает уровень организации материи. Важнейшее свойство структуры – её относительная устойчивость.
Наиболее простой классификацией систем является деление их на статические и динамические, которое, несмотря на его удобство все же условно, т.к. все в мире находится в постоянном изменении. Динамические системы делят на детерминистские и стохастические (вероятностные). Эта классификация основана на характере предсказания динамики поведения систем.
По характеру взаимодействия с окружающей средой различают системы открытые и закрытые (изолированные), а иногда выделяют также частично открытые системы. Подавляющее большинство, если не все системы, являются открытыми.
Многие сложноорганизованные системы, встречающиеся в социальном мире, являются целенаправленными, т.е. ориентированными на достижение одной или нескольких целей, причем в разных подсистемах и на разных уровнях организации эти цели могут быть различными и даже придти в конфликт друг с другом.
В современной научно обоснованной концепции системной организации материи обычно выделяют три структурных уровня материи:
микромир – мир атомов и элементарных частиц – предельно малых непосредственно ненаблюдаемых объектов;
макромир – мир устойчивых форм и соразмерных человеку величин: земных расстояний и скоростей, масс и объемов;
мегамир – мир космоса (планеты, звездные комплексы, галактики, метагалактики); мир огромных космических масштабов и скоростей, расстояние измеряется световыми годами, а время миллионами и миллиардами лет.
Атрибутами материи, всеобщими формами её бытия являются  движение,  пространство и время, которые не существуют вне материи. Точно так же не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временными свойствами.
Пространство – объективная реальность, форма существования материи, характеризуется протяженностью и структурностью материальных объектов (явлений) в их соотношении с другими объектами и явлениями.
Время –объективная реальность, форма бытия материи характеризуется длительностью и последовательностью существования материальных объектов и явлений в их соотношении с другими материальными объектами и явлениями.
Универсальными свойствами материи являются:
несотворимость и неуничтожимость;
вечность существования во времени и бесконечность в пространстве;
материи всегда присущи движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний в другие;
детерминированность всех явлений;
причинность – зависимость явлений и предметов от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий
отражение – проявляется во всех процессах, но зависит от структуры взаимодействующих систем и характера внешних воздействий. Историческое развитие свойства отражения приводит к появлению высшей его формы –абстрактного мышления.
Таким образом, естественные науки, начав изучение материального мира с наиболее простых непосредственно воспринимаемых человеком материальных объектов, перешли далее к изучению сложнейших объектов глубинных структур материи, выходящих за пределы человеческого восприятия и несоизмеримых с объектами повседневного опыта. Применяя системный подход, естествознание не просто выделяет типы материальных систем, а раскрывает их связь и соотношение.

3. Структура научного знания
Структура научного познания состоит из главных элементов научного знания, уровней познания и оснований науки. Элементами научного познания выступают разнообразные формы организации научной информации. Таким образом, научное познание проявляется в исследовательской деятельности, которая включает в себя методы научного познания, позволяющие изучать объект (эмпирический и теоретический). Структура научного познания является сложно организованной системой, объединяющей формы научного познания, позволяющие организовывать и систематизировать научную информацию (гипотезы, принципы, проблемы, научные программы, концепции, научные понятия, законы и научные факты). Центральным звеном здесь является теория.
В зависимости от необходимости более тщательного изучения возникающих процессов и явлений выделяются два уровня – эмпирический уровень познания и теоретический уровень познания. Первый начинается с анализа информации, полученной в ходе проведения наблюдения и постановки эксперимента. Данный уровень позволяет составить представление об объекте (как предмете, так и действии). После обработки полученных сведений, информация получает статус научного факта. В этот момент на теоретическом уровне познания происходит исследование всего процесса, начиная с отдельных суждений и заканчивая построением теоретических гипотез (т.е. предположений). Теоретический и эмпирический уровни познания тесно взаимосвязаны между собой. Это объясняется тем, что теоретические знания опираются на исследуемый эмпирический материал, а эмпирические исследования определяются задачами и целями, поставленными на теоретическом уровне.
Основание науки является третьим немаловажным элементом структуры научного познания (метатеория). В роли основания могут выступать:
Идеальные нормы или принципы исследования объекта или происходящего процесса, представляют собой требования, предъявляемые к научной рациональности, выраженной в научных положениях, объяснениях и организации знания;
Научная картина мира – целостная система представлений о закономерностях и свойствах природы и общества, которая возникает в результате объединения главных достижений и принципов науки;
Философские идеи и принципы, имеющие важное значение, поскольку философия всегда ставила перед наукой мировоззренческие ориентиры и осмысливала ее гносеологические и методологические проблемы, тем самым позволяя развиваться самой науке.
Таким образом, в структуре научного знания можно выделить три качественно различных по содержанию и функциям уровня знания: эмпирический, теоретический и метатеоретический. Ни один из них не сводим к другому и не является логическим обобщением или следствием другого. Тем не менее, они составляют единое связное целое. 

4.Традиционные и нетрадиционные религии
Традиционная религия (т. н. народная религия) – ранняя форма религии, традиционные верования. Этот термин также используется для обозначения религий народов, которые изначально жили на территории какого-либо государства или на территориях на протяжении веков, – в противоположность нетрадиционным религиям, «привнесённым» извне в течение последних десятилетий .
Следует отличать от национальной религии, сложившейся в рамках определённого государства или этнической группы и не получившей заметного распространения у других народов (даосизм и конфуцианство в Китае, индуизм в Индии, синтоизм в Японии, иудаизм у евреев).
Традиционная религия характеризуется вероисповеданием вне институционального контроля богословов и священнослужителей. Правила культа регулируются лишь традицией, хранящейся данным локальным сообществом.
В народных религиях большое значение имеет магия, вера в сверхъестественные силы, действующие на человека. Магические ритуалы обычно выполняются религиозными лидерами,  жрецами,  друидами  и  шаманами.
После смены традиционной религии на мировую (христианство, ислам, буддизм), в рамках традиционной («народной») религии остаются многие традиции, касающиеся семейной обрядности и «суеверий».
Нетрадиционные религии – религиозные движения и созданные ими организации, вышедшие за рамки традиционных национальных и мировых религий, но использующие их идеи, символы и обряды. Их также называют альтернативными культами или неокультами, внеконфессиональными (надконфессиональными) верованиями, новыми религиозными движениями. Нетрадиционные религии получили распространение с конца 50-х гг. ХХ в., когда они начали появляться в США и Западной Европе в результате массового разочарования верующих, прежде всего молодежи, в традиционных религиях и церквях. Общее количество нетрадиционных религий в мире трудно оценить, т.к. статистика по этому вопросу отсутствует. По имеющимся данным только во Франции их около трёхсот, в США – более двух тысяч.
Преобладают два типа нетрадиционных религий: сложившиеся на основе Христианства и возникшие под воздействием восточных религий (главным образом, индуизма и буддизма). Особняком стоит бахаизм, чей главный храм находится в Иерусалиме, предлагающий синтезировать священное писание всех наиболее представленных в мире религий и религиозно-философских систем (авраамических, буддизма, индуизма, конфуцианства, даосизма и проч.) и характеризующийся поэтому крайним эклектизмом и имеющий небольшое количество сторонников.
Отличительной чертой «новохристианских» религий является то, что формально их последователи поклоняются Христу, но фактически почитают как «посланников Божиих» и «новых мессий» своих лидеров. Наиболее характерным примером нетрадиционных религий восточного происхождения является вайшнавизм, более известный как Общество сознания Кришны. Оба этих религиозных направления – «новохристианское» и восточное – имеют приверженцев в России и других постсоветских странах с конца 1980-х гг.
Причиной возникновения нетрадиционных религий считается экзистенциальный вакуум, в котором оказались многие западные общества в 1940-1950-е гг., их духовный кризис и утрата ими высоких стандартов ценностных жизненных смыслов, потеря нравственной и социальной ориентации личности.

5. Проблема жизни после смерти
Жизнь и смерть – две вечные темы духовной культуры человечества. О них размышляли пророки и основоположники религий, философы и моралисты, деятели искусства и литературы, педагоги и медики.
Смерть – это совершенно естественное явление, она играла полезную и необходимую роль в ходе длительной биологической эволюции. Она всегда вызывала интерес. Человек имел потребность знать, что же там, за гранью.
Очень часто сравнивают смерть со сном. Другие – говорят, что она похожа на забывание. Когда человек умирает, он забывает все свои горести, исчезают все мучительные и неприятные воспоминания. Каждая из этих версий, нашедшая реализацию в философии, культуре, по-своему представляет то, что смерть – это состояние, при котором наше сознание исчезает навсегда.
Существует, однако, другая точка зрения, которая не приемлет утверждение, что смерть есть исчезновение сознания. Определённая часть человеческого существа продолжает жить даже после того, как физическое тело прекращает функционировать и полностью разрушается. Эта постоянно существующая часть получила много названий – психика, душа, разум, «я», сущность, сознание. Но как бы она не называлась, представление о том, что человек переходит в какой-то иной мир после физической смерти, является одним из наиболее древних человеческих веровании.
Религиозная точка зрения на происходящее после смерти – разнится, т. к. существует множество религий, каждая из которых даёт собственную версию потусторонней жизни (общим является лишь представление о том, что она существует). По буддийским понятиям, смерть наступает не вследствие остановки сердца или дыхания, а только в тот момент, когда сознание покидает тело. Но смерть наступает лишь для старого тела. Сознание же устремляется на поиск нового тела, с тем, чтобы переродиться. Ведь буддисты считают, что жизнь безначальна и бесконечна. Не нужно бояться смерти, а надо готовиться – иметь лишь благие помыслы и совершать благие поступки.
Согласно христианскому учению, человек создавался Богом для жизни не земной, а блаженной, вечной. После грехопадения Бог наказал род человеческий жизнью земной. На земле человек подвержен различным скорбям, болезням и смерти. Это Богом отмеренное испытание, школа, которую нужно закончить…
Таким образом, религии побуждают людей делать добро в этой жизни, чтобы рассчитывать на благостное пребывание – в последующей.
В науке получила распространение материалистическая концепция, согласно которой сознание является продуктом деятельности мозга и полностью исчезает после того, как мозг умирает. С другой стороны, многочисленные исследования, проводившиеся в основном в английских и американских клиниках, показали, что у многих людей в момент клинической смерти поток переживаний не прерывается даже при полном отсутствии электрической активности мозга.
Таким образом, философия подытоживает опыт различных мировоззренческих систем на проблему жизни после смерти, признавая, что, на сегодняшний день, вопросов значительно больше, чем ответов на них в этой области.

6. Понятие ценностей. Правовые ценности, их природа и особенность
Понятие ценностей раскрывает особый аспект отношений человека к миру. Оно позволяет глубже понять специфику человеческой деятельности, общества, культуры. Совокупность ценностных ориентаций имеет фундаментальное значение в жизнедеятельности личности вообще, в познавательной деятельности – в особенности.
Исследованием ценностей в философии занимается такой раздел, как аксиология.
Право в обществе в условиях цивилизации с аксиологической точки зрения выступает не только необходимостью, средством социального регулирования, но и социальной ценностью и социальным благом. Исходным для понимания права в этом качестве являются его особенности как институционального образования. Благодаря своей институциональности, право обладает рядом высокозначимых свойств: общеобязательной нормативностью, формальной определённостью, высокой обеспеченностью и другими, раскрывающими его миссию существенной социальной силы общества, носителя значительной социальной энергии.
Самым общим образом собственную ценность права можно определить как выражение социально организованной формы, следование которой обеспечивает воспроизводство правовых состояний правовыми средствами, вследствие чего рождаются новые возможности и большая свобода для саморазвития человека и развития общества.
В этом качестве право может предоставлять людям, различным субъектам права в виде субъективных прав новое пространство и человеческие возможности саморазвития. При этом цель права как социально организованной формы состоит в том, чтобы оно не допускало оснований для угнетения и несчастья других людей и могло противостоять этому, сообразуя поведение с моралью и справедливостью.
Таким образом, критерием ценности права является саморазвивающаяся личность. Иначе говоря, право ценно, если оно прямо или косвенно способствует самоосуществлению и самосозиданию человека в истории, если на деле способствует рождению новых возможностей для развития человека и общества.
Характеристика права как ценности ставит вопрос о месте этой ценности в классификации ценностей вообще. Рассмотрим основные формы бытия ценностей в их соотношении. Фундаментальным с теоретической точки зрения является разделение ценностей на предметные и духовные, образующие два полюса всей сферы ценностного отношения человека к миру.
В рамках двух основных классов ценностей, материальных и духовных, право относится ко вторым, то есть является духовной ценностью, наряду с такими, как моральные, религиозные, художественные (или эстетические),, научные, мировоззренческие ценности. Правовые ценности в рамках духовных ценностей являются относительно самостоятельными.
Правовые ценности представляют собой вид духовных ценностей, которые удовлетворяют потребности социальных групп общества в регулировании социальных отношений и поступков людей. Их основной и специфической функцией является регулятивная функция. Поэтому правовые ценности предназначены для создания, поддержания и укрепления социального порядка и дисциплины, нормального функционирования общества.
Правовые ценности составляют элемент системы социального (социально-политического) управления обществом. При этом они являются деонтическими ценностями, то есть отличаются чётко выраженным предписывающим характером, что обусловливается их принадлежностью к сфере должного. В отличие от остальных деонтических ценностей они закрепляются формально и охраняются государством и его органами.
Как деонтические ценности они отличаются и другой функциональной особенностью – имеют вероятностный характер.
Это особенность, связанная с возможностью сознательного, волевого выбора социальными (правовыми) субъектами объективно существующих в действительности поведенческих вариантов.
В аксиологии права могут быть выделены три основные формы бытия ценностей:
— общественные целевые ценности и идеалы;
— предметно-воплощённые ценности;
— личностные (или экзистенциальные).
Таким образом, правовые ценности по своему характеру являются деонтическими и служат для создания, воспроизводства и укрепления социального порядка и дисциплины в целях гармонизации интересов различных социальных групп людей. Право в жизнедеятельности общества и человека выступает и как основа его самосозидания в истории, и как форма реализации творчества человека, и как гарантия свободы и ограждения от варварства и несправедливости.

Список использованной литературы:

История философии. Учебник. Серия: Высшее образование / под ред. В. П. Кохановского. – М.: Феникс, 2011. – 731 с.
Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов. – М.: Логос, 2010. – 378 с.
Лебедев С. А. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов. Базовый курс / Под ред. С. А. Лебедева. – М.: Юрайт, 2013. – 363 с.
Неговский В. А. Современная танатология: проблемы клинической смерти или существует ли жизнь после жизни [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://psy.piter.com/library/?tp=1&rd=2&l=605&p=1263.
Нетрадиционные религии // Словарь «Что есть что в мировой политике?» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.wehse.ru/cgi-bin/wpg/wehse_wpg_show_text_print.pl?term1304422211.
Нижников С. А. История философии. Учебник. Серия: Высшее образование. – М.: Инфра – М, 2012. – 336 с.
Островский Э. В. Философия: Учебник. – М.:ИНФРА — М, 2013. – 378 с.
Руденко А. М., Самыгин С. И., Положенкова Е. Ю. Философия.: учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 678 с.
Рузавин Г. Н. Концепции современного естествознания. Учебник. – М.: Инфа – М, 2012. – 271 с.
Садохин А. П. Концепции современного естествознания: учебник для студентов вузов / А. П. Садохин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 447 с.
Смысл смерти [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://maxpark.com/community/1894/content/1697541.
Традиционная религия и сектантство: постановка проблемы. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pravklin.ru/publ/12-1-0-326.
Ценности в праве и право как ценность [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://studentu-vuza.ru/filosofiya-prava/lektsii/tsennosti-v-prave-i-pravo-kak-tsennost.html.
Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. – М.: Мысль, 1991. – 224 с.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФИЛОСОФИИ ВАРИАНТ № 7 2015 ПЛАН