КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФИЛОСОФИИ НА ТЕМУ
«СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ, ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ»

2015
План:
Вступление.
1. Предмет изучения и структура философии.
2. Характеристика основных направлений философской мысли.
Заключение.
Список используемой литературы.

Вступление.
Философия занимает особенное место в человеческой культуре. Она объединяет в себе научно-теоретическое знание с духовно-практической, ценностной стороной человеческого опыта. Вершинные творения философии неподвластны времени, т.к. философский взгляд на мир – это его осознание под знаком вечности.
В философских системах и учениях сосредоточен не только интеллектуальный, но и нравственный, эстетический опыт человечества. На протяжении почти трёхтысячелетней истории своего существования, философия не переставала быть критикой человеческого бытия и сознания. Через критику рождалась истина. Довольно горячие споры, ведущиеся между философами, двигали прогресс знания. Именно в таких спорах оформился предмет философской науки, компоненты её внутренней структуры, основные философские направления.
Целью данной работы является уяснение специфики философского знания. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:
1) Определить особенность предмета философии и её внутреннюю структуру;
2) Выделить и охарактеризовать основные направления философского знания.
Представленная цель и задачи определили логику изложения материала в рамках данной работы.

1. Предмет изучения и структура философии.
Как известно, слово «философия» в буквальном переводе с древнегреческого языка означает «любовь к мудрости». Философия – древнейшая, но постоянно обновляющаяся форма мысли, теоретически развитый, логически разработанный вид и уровень мировоззрения.
Начиная с античных времен, философия как учение о бытии и условиях его познания становится одним из видов профессиональной деятельности людей, посвятивших ей свою жизнь и творчество, – философов. Но, как отмечает ряд исследователей, профессиональная философия стала возможной потому, что почти каждый человек в своей душе «немножко философ».
Зарождение философии как специфической формы духовной деятельности относится примерно к рубежу VII – VI вв. до н. э. Введение термина «философия» связывают древнегреческим математиком и мыслителем Пифагором (сер.VI в. до н. э.).
Понимание предмета философии сформировалось в процессе преодоления той ограниченности, которая характерна для предшествовавших ей типов мировоззренческих систем (мифологии, религии), приложения длительных усилий по выделению философского знания из всего массива знания, имевшегося у человечества.
С момента своего возникновения философия претендует на то, чтобы быть признанной наиболее зрелым и совершенным типом знания. Предмет философии исторически подвижен, конкретен.
Философия органично объединяет, синтезирует в себе абстрактно-теоретическую форму организации и развития своего содержания с глубоко определённо выраженной ориентировкой на субъективно-деятельную сторону человеческого бытия, общественной практики, т. е. объединяет в себе два основных способа освоения мира человеком:
— научно-теоретического;
— практически-духовного.
Первый требует познания объекта таким, каков он есть сам по себе, вне зависимости от интересов и целей человека (его объективная сущность). Второй – освоения реальности через призму человеческих ценностей и оценок. Именно в способности к осуществлению такого синтеза и состоит уникальность философии, её важнейшее отличие от всех иных формообразований сознания.
Сказанного вполне достаточно, чтобы понять, что предмет философии – это проблема, связанная с историей развития самой философии. Философия изучает на объекты, не эмпирическую реальность, а то, как эта реальность «живёт» в общественном сознании. Она направлена на выяснение смыслов реальности для общества и человека. Главное в предмете философии – это философская рефлексия. Это означает, что философия рассматривает мир через призму субъект-объектных отношений, т. е. отношения человека к миру, обществу и другим людям. Философия занимается поиском в мире его онтологических, методологических, нравственных, эстетических оснований. Философия, в отличие от любой другой науки, начинается с человека.
Основные компоненты структуры философии сформировались уже в античную эпоху, некоторые из них добавились позднее. Современная структура философского знания отражает общее состояние исследовательской мысли и место, занимаемое философией в жизни общества и системе гуманитарного знания в целом. Охарактеризуем эти компоненты:
1) Онтология – раздел философии, изучающий мир, наиболее общие принципы и основания всего сущего. Это учение о бытии, отвечающее на вопросы: каково происхождение мира? Что является первоначалом: материя или идея? Каково устройство мира? Под действием каких сил идёт развитие мира? Как соотносятся общее и единичное? И т. д.
2) Гносеология – раздел философии, занимающийся проблемами познания (теория познания). Предметом или целью данного раздела является изучение закономерностей и механизмов познавательной деятельности;
3) Эпистемология – это раздел сконцентрированный на научном познании, изучающий специфику и общие процедуры научного исследования;
4) Логика – исследует законы мышления;
5) Методология – учение о методах познания и деятельности;
6) Праксеология – характеризуется как философия деятельности, учение об активном практико-преобразующем отношении человека к миру;
7) Аксиология – философия ценностей, учение о ценностях и их роли в человеческом бытии;
8) Философская антропология – учение о человеке, его сущности, многомерности бытия в мире;
9) Социальная философия – философия общества, учение о специфике социума, его динамике и тенденциях развития;
10) Этика – учение о морали;
11) Эстетика – учение о прекрасном и его ценности;
12) Диалектика – учение об универсальных законах движения, развития.
Следует сказать, что нами перечислены т. н. «основные разделы философии». Этим перечнем структурные компоненты философского знания не исчерпываются. Ряд исследователей ведёт речь о порядка пятидесяти разделах философии. У крупных философов прошлого были собственные системы, в которых отражалась внутренняя структура философии. Как бы ни решался вопрос о внутренней структуре, это не отменяет целостности философского знания. Философские дисциплины – это не механические части целого, которые можно отделить от него и рассматривать вне связи с другими его частями. Все структурные компоненты взаимосвязаны между собой. Объединяет их предмет философии – взаимосвязь в системе: мир – человек.
Таким образом, философия являет собой прямую противоположность иным формам человеческой деятельности. Она возможна и развивается лишь в постоянном процессе самообращённости, самовоспитания. И то и другое совершается как акт рефлексии, т. е. осознанно. Эта специфика отличает философское знание.

2. Характеристика основных направлений философской мысли
Решая основной вопрос философии о соотношении сознания к бытию, мышления к материи, природе, философы прошлого и настоящего сформировали ряд направлений. В поиске ответов на основной вопрос философии принято раскладывать его на две составляющие, по сути, два подвопроса:
1) Что первично в мире? Идея или материя (онтологическая составляющая)?
2) Познаваем ли мир (гносеологическая составляющая)?
В ответе на первый подвопрос, философское сообщество разделилось на:
— монизм – позицию, признающую в основе мира одну субстанцию (идеализм считает первичность идеи, сознания; материализм – материи);
— дуализм – позицию, признающую равнозначность материи и сознания как самостоятельных сущностей.
— плюрализм (некоторые относят данную позицию к указанной стороне решения основного вопроса философии), указывающий на смену субстанциональной основы, или вовсе – снимающий вопрос о субстанции.
В материализме выделяют следующие разновидности:
— вульгарный материализм (представляет сознание продуктом жизнедеятельности материи). Представители: П. Кабанис, Я. Молешотт, К. Фохт, Л. Бюхнер;
— метафизический материализм (рассматривает явления в их неизменности и независимости друг от друга, отрицает внутренние противоречия как источник развития). Представители: Д. Дидро, П. Гольбах, Ж. Ламетри;
— диалектический материализм (признаёт всеобщую взаимосвязь предметов и явлений, движение и развитие материи как результат внутренних противоречий в ней). Представители: К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин и др.
В идеализме выделяют две его формы:
— субъективный идеализм (первичное в мире – сознание субъекта – человека – идея; отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта). Представители: Д. Юм, Й. Фихте, Э. Мах, Р. Авенариус, Б. Рассел, К. Ясперс и др.;
— объективный идеализм (первоосновой мира считает идею, существование которой обусловлено объективными силами, независимо от человека. Религиозная философия эту идею видела в Боге). Представители: Платон, Ф. Аквинский, Г. Гегель и др.
В ответе на второй подвопрос философии – гносеологический – история философии выделила следующие направления его решения:
— гностицизм – признающий достижение истинного знания. Представителями данного направления явились все материалисты, а также некоторые идеалисты;
— агностицизм – отрицающий возможность познания мира. Представители: Д. Юм, И. Кант, махисты;
— скептицизм – выражающий сомнение в человеческих способностях познания мира, адекватности средств этого познания. Представители: Пиррон, Секст Эмпирик и др.
Ведя речь о направлениях философской мысли правильным будет охарактеризовать ведущие тенденции философствования, характерные для этапов развития философской мысли (на примере Европейской философии).
Так, зародившись в античную эпоху, философия древнего общества концентрировалась на исследовании проблем первоосновы мира, законов, на основании которых он развивается, поэтому натурфилософская тематика являла собой фактор, обусловивший направленность развития интеллектуальных поисков на всю дальнейшую перспективы. Отличительными особенностями античной философии являлись: космоцентризм – как воплощение натурфилософской нацеленности; антропоцентризм – концентрация на «проблеме человека»; логоцентризм – как ориентир цели познавательной деятельности философа. Гуманистический характер античной философии можно считать выражением её направленности.
Направленность средневековой философии определяет её теоцентризм. Религиозный характер философии данного периода наложил отпечаток на способ решения проблем, которые перед нею ставились.
Философия Возрождения, с её возвратом к ценностям античности: гуманизму, антропоцентризму и натурфилософии, нацелена на подготовку дальнейшего научного прорыва, который произошёл в Новое время.
Философия Нового времени характеризуется культом науки, концентрацией на методологической, социально-философской и просветительской тематике.
Именно Новое время, с его признанием ценности науки, подготовило и осуществило методологический прорыв, способствуя оформлению ведущих направлений познания. Европейская философия Нового времени охватывает XVII — XIX века. Это время превращения в самостоятельные научные отрасли физики, химии, биологии, математики, механики, других поисково-исследовательских практик.
Основу адекватной методологической ориентации новоевропейская философия ищет или в чувственном опыте, эмпирическом индуктивном знании (Бэкон, Гоббс, Локк), или в интеллекте, дающем логическое дедуктивно-математическое знание (Декарт, Лейбниц, Спиноза).
Новое время – это также вера в прогресс, обеспечиваемый разумом, наукой и техникой. Прогресс мыслится как неизбежный закон поступательного развития. Остановимся на характеристике складывавшейся методологии более подробно, т. к. даёт нам возможность осветить ведущие направления философского познания дальнейшего времени.
У истоков методологии опытной науки Нового времени стоял английский философ Френсис Бэкон (1561-1626). Он был страстным сторонником научного прогресса и непримиримым врагом схоластики. Стержень бэконовской методологии – постепенное индуктивное обобщение фактов, наблюдаемых в опыте. Однако философ был далек от упрощённого понимания этого обобщения и подчеркивал необходимость опоры на разум в анализе фактов. Разум позволяет так организовать, спланировать наблюдение и эксперимент, чтобы услышать голос самой природы и истолковать сказанное ею правильным образом. Свою позицию Бэкон иллюстрирует сравнением деятельности пчел, собирающих нектар со многих цветков и перерабатывающих его в мед с деятельностью паука, ткущего паутину из самого себя (односторонний рационализм) и муравьев, собирающих в одну кучу самые разные предметы (односторонний эмпиризм). Бэкон различал два вида опыта: плодоносный и светоносный. Плодоносным он называл опыт, цель которого – непосредственная польза; светоносным же – опыт, который имеет целью познание законов явлений и свойств вещей.
В исследовании природы, по мнению Бэкона, мы часто руководствуемся ложными идеями и понятиями, названными им идолами. Он выделял четыре их основных вида: идолы рода, пещеры, площади и театра.
Идолы рода – это предрассудки нашего ума, проистекающие из смешения нашей собственной природы с природой вещей. Человек склонен судить о природе по аналогии с собственными свойствами. Отсюда возникают телеологические (целевые — зачем? для чего?) представления о мире, другие ошибки, проистекающие из несовершенства человеческого ума и человеческих чувств и их подверженности влиянию различных желаний и влечений.
Идолы пещеры – заблуждения, вытекающие из индивидуальных особенностей каждого человека (его воспитания, круга чтения, авторитета тех, кем он восхищается, симпатий, антипатий и т. д.).
Идолы площади или рынка вытекают из смысловой многозначности и неправильного употребления слов. Идолы, проникающие в разум с помощью слов, бывают двух родов: это или имена несуществующих вещей («судьба», «вечный двигатель» и т. д.), или это имена вещей существующих, но путанные и неопределенные, неподобающим образом абстрагированные.
Идолы театра – они вселяются «в души людей из разных догматов философии, а также из превратных законов доказательства» в силу их пышного, прямо-таки театрального представления. Бэкон называет некоторые философские системы баснями и сказками, «предназначенными быть разыгранными на сцене, пригодными для создания выдуманных театральных миров».
Искоренение всех этих идолов возможно только на пути опыта и его научно-индуктивного понимания. Идеалом для Бэкона был беспристрастный ум, освобожденный от всякого рода предрассудков, открытый и внимающий опыту. Истолковав опыт как конечный источник всех наших знаний, Бэкон тем самым заложил основы эмпиризма – одной из ведущих философских традиций новоевропейской философии.
Таким образом, эмпиризм – направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания.
Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека.
Основы альтернативной эмпиризму рационалистической традиции были заложены французским философом Рене Декартом (1596-1650). С точки зрения Декарта, недостаточно иметь хороший ум, гораздо важнее – хорошо, правильно применять его. С целью научиться хорошо применять ум он и разработал свой метод. В нем четыре правила.
Первое правило – правило очевидности. Очевидность в смысле ясности и отчетливости является не только отправным, но и конечным пунктом познания. Умственное действие, посредством которого достигается очевидность, есть интуитивное действие, интеллектуальная интуиция.
Второе правило — это правило анализа. Расчленяя сложное на простое, «на элементарные части до пределов возможного», анализ светом разума изгоняет двусмысленность, способствует освобождению истинного от плевел лжи.
Третье правило — правило синтеза, заключающееся в том, чтобы «располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу».
Правило четвертое — правило контроля. На этом этапе проверяется полнота анализа и корректность синтеза.
Очерченные таким образом правила метода Декарт применяет к собственно философскому познанию, призванному обнаружить очевидные истины, составляющие фундамент здания всей науки. С этой целью Декарт подвергает методическому сомнению все традиционные способы обоснования знания. Он, в частности, отказывается признать основой знания чувственный опыт. Сомнение — акт мышления. Поскольку я сомневаюсь, я мыслю. Существование моего сомнения доказывает реальность или существование моего мышления, а через это и меня самого.
Все смутные идеи суть продукты человеческой субъективности, и они ложны. Напротив, все ясные идеи идут от Бога, и потому они объективно-истинны.
Как рационалист, Декарт настаивал на исключительной роли дедукции в процессе познания. Под дедукцией он понимал рассуждение, опирающееся на вполне достоверные исходные положения (аксиомы) и состоящее из цепи также достоверных логических выводов. Достоверность аксиом усматривается разумом интуитивно, без всякого доказательства, с полной ясностью и отчетливостью.
Сформировавшиеся эмпиризм и рационализм стали двумя ведущими средствами познания, опиравшимися на самые распространенные исследовательские приёмы: индукцию и дедукцию, соответственно. Казалось бы, противоположные по отправным принципам, эти два метода довольно тесно существуют сегодня и взаимодополняются в исследовательских программах. Поэтому, современные философы отказались от их противопоставления.

Заключение.
Подводя итог нашему исследованию, хочется отметить, что философия, выросшая из глубокой духовной потребности человека в познания, прошла довольно длительный и активный путь своего развития, накопив богатейший опыт. Этот опыт важен не только для самой философии, но и для других областей знания, более того – областей человеческой деятельности.
Всегда немного опережая время, философия задавала основу человеческих поисков. Эту свою функцию она сохранила и до сегодняшнего дня.
Философия учит тому, что свою жизнь, свой завтрашний день человек может и должен выбрать и осуществить сам, полагаясь на собственный разум. Тот высокий гуманитарный и научный потенциал, который философия стремилась реализовать на протяжении всей своей истории, обусловил сложную структуру самой философии, а также направленность её исследований и методов, которые она предпочитала и предпочитает.
Ведущие направления философского знания являлись, с одной стороны, отразителями своего времени и задач, которые перед собой ставило общество. С другой стороны, философии удалось выработать ряд «нетленны» ценностей и результатов, которые сохраняют свою пользу и значимость вне времени и вне пространства.

Список используемой литературы.
Аристотель. Метафизика // Сочинения в 4 т. Т. 1. Серия: Философское наследие. – М.: Мысль, 1975. – С. 9 – 45.
Гусейнов А. А. Философия между наукой и религией // Вопросы философии. 2010. № 8. С. 4 – 11.
История философии. Учебник. Серия: Высшее образование / под ред. В. П. Кохановского. – М.: Феникс, 2011. – 731 с.
Нижников С. А. История философии. Учебник. Серия: Высшее образование. – М.: Инфра – М, 2012. – 336 с.
Островский Э. В. Философия: Учебник. – М.:ИНФРА — М, 2013. – 378 с.
Руденко А. М., Самыгин С. И., Положенкова Е. Ю. Философия.: учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 678 с.

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФИЛОСОФИИ НА ТЕМУ «СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ