Контрольная работа по философии на тему:
Р. ДЕКАРТ «РАССУЖДЕНИЕ О МЕТОДЕ».

2014

Рене Декарт (1596 – 1650) является одним из великих мыслителей, которые стояли у истоков современной европейской науки. В его творчестве органично сочетались интерес к онтологическим проблемам, решаемым в духе противостояния схоластике, выработка и обоснование метода познания, глубокие исследования и открытия в области математики, физики, космогонии, физиологии. Его исследования неразрывно связаны с философскими представлениями о единой материальной протяженной субстанции, они легли в основу формирующейся механистической картины мира.
Британский философ Альфред Н. Уайтхед отмечал, что «история современной философии – это история развития картезианства в двух аспектах: идеалистическом и механистическом», res cogitans («мышления») и res extensa («протяжённости») [2, с. 54]. Противопоставляя свою философию схоластической (при этом, сохранив многое от последних), Декарт пытался построить новую философию – рационалистическую философию. В этом направлении он является первооткрывателем.
Свою первую работу «Рассуждение о методе…» и в виде приложений трактаты «Геометрия», «Диоптрика» и «Метеоры» Рене Декарт опубликовал в 1637 г. В круге вопросов философии, которые он разрабатывал в данных трудах, первостепенное значение имел вопрос о методе познания. Философ искал достоверное исходное основание для всего знания, в первую очередь научного, и метод, посредством которого возможно, опираясь на него, построить столь же достоверную систему всей науки. В схоластике Декарт не нашёл ни такой основы, ни такого метода. Поэтому исходным пунктом философских рассуждений Декарта является сомнение в истинности всего общепризнанного, к тому времени, знания. Следует заметить, что для Декарта сомнение не есть убеждение агностика или скептика, а лишь предварительный методический приём, инструмент, посредством которого удается, впоследствии, вывести некую несомненную основополагающую истину.
В начале первой части «Рассуждения о методе» (состоит из шести частей) – «Соображение касающиеся наук», Декарт говорит, что здравомыслие в людях распределено примерно справедливо, и каждый может отделять истину от заблуждений [3, 34]. Различие людей состоит в том, как они направляют свои мысли.
«Однако не побоюсь сказать, что, по моему мнению, я имел счастье в юности ступить на такие пути, которые привели меня к соображениям и правилам, позволившим мне составить метод, с помощью которого я могу, как мне кажется, постепенно усовершенствовать мои знания и довести их мало-помалу до высшей степени, которой позволяет достигнуть посредственность моего ума и краткий срок жизни» — говорит Декарт о методе который он открыл, находясь в Германии [3, 41]. Однако Декарт не намеревается научить кого либо своему методу, а лишь показывает каким образом он направляет свой собственный разум. Он предлагает читателю называть «Рассуждения о методе» рассказом, и если угодно, вымыслом, но при этом надеется, что для кого-нибудь эта работа окажется полезной. Рассказывая о своем образовании, Декарт признается в своей любви к математике: «Особенно мне математика из-за достоверности и очевидности своих доводов» [3, 40]. В других науках Декарт не видит этой достоверности и очевидности. «О философии скажу одно: видя, что в течении многих веков она pазpабатывается превосходнейшими умами и, несмотря на это, в ней доныне нет положения, которое не служило бы предметом споров» [3, 45]. А так как все остальные науки того времени базировались на философии, то по мнению Декарта на столь слабых основаниях нельзя построить ничего прочного. Тем не менее, он не отрицает всего того, что было достигнуто в науке до него, он лишь предлагает отделить истинное от ложного. Этой цели и служит метод, изобретенный Декартом.
Рассуждения Декарта вкратце таковы: у меня нет достоверного знания о существовании моего тела, т.к. я мог бы быть животным или покинувшим тело духом, которому снится, что он человек, однако мой разум существует, несомненно, и достоверно. Содержание мыслей и убеждений может быть ложным, однако сам факт мышления и верования достоверен. Выводом стала идея субстанциальности мышления: «мыслю, следовательно, существую».
Отталкиваясь от этого тезиса, Декарт делает такой вывод: поскольку мы получили эту истину не с помощью чувств или дедукции из других истин, то должен существовать некий метод, который позволил нам её получить. Это, по мнению Декарта, – метод ясных и отчетливых идей: то, что мы мыслим ясно и отчетливо, должно быть истинно. Не обманываемся ли мы в источнике этой ясности и отчетливости? Если существует всемогущий и благой Бог, то возможность обмана исключена. Поэтому далее Декарт доказывает бытие Бога достаточно традиционными аргументами.
Убедившись в том, что мы можем доверять нашим способностям, Декарт делает следующий вывод: материя существует, поскольку наши идеи о ней ясные и отчетливые. Материя протяженна, занимает место в пространстве, движется или перемещается в этом пространстве. Декарт отвергает как идею пустого пространства, так и идею дискретного атомарного строения материи. Сущностью материи является протяжение, сущностью разума – мышление, они несводимы одно к другому, следовательно, Вселенная дуалистична, т.е. состоит из двух не похожих друг на друга субстанций – духовной и телесной.
Такому представлению о роли мышления соответствует основанная на рационалистической дедукции методология. В «Рассуждении о методе…» (во второй части «Основные правила метода») Декарт формулирует основы своего метода в следующих четырех правилах:
Истинным считать лишь то, что очевидно, ясно и отчётливо представляется уму (правило очевидности);
Делить каждую проблему на возможно большее число частей, требуемых для её разрешения (аналитическое правило);
Восходить, мысля по порядку, от наиболее простых предметов ко всё более сложным (этот переход необходим для акта дедукции);
Составлять настолько полные перечни и обзоры, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено (контроль отдельных этапов работы) [3, 67].
Такой метод, по мнению Декарта, должен дать возможность адекватного познания природы. Метод изложен достаточно общо, ясно только, что решающую роль в определении истины должна играть интуиция, а при надлежащем применении метода природа познаваема.
В главе «Несколько правил морали, извлеченные из этого метода» Декарт знакомит читателя с этическими правилами, которые он выработал для себя, «чтобы иметь возможность прожить как можно более счастливо» [3,88]:
1) Повиноваться законам и обычаем страны, неотступно придерживаясь религии и руководствуясь умеренными и чуждыми крайностей мнениями.
2) Оставаться твердым и решительным в своих действиях.
3) Всегда побеждать скорее себя, чем судьбу, изменять свои желания, а не порядок мира. Философ убеждён: изменяя мысли мы укрепляем волю.
Продвижение в поиске правильного метода познания, а значит – поиске истины Декарт определяет для себя и как моральное правило. Этих правил, возможно, не бесспорных, Декарт придерживался всю свою оставшуюся жизнь.
В главе «Доводы касающееся существования бога и бессмертия души, или основания метафизики» Декарт критикует чувственное знание. Так Декарт достигает неоспоримого факта, что человек – это мыслящая реальность.
Прежде чем перейти к вопросу существования бога, следует вспомнить, что Декарт различает три вида идей: врожденные идеи, которые он обнаруживает в самом себе, вместе со своим сознанием, приобретенные идеи, которые приходят извне, и, сотворенные идеи, сконструированные им самим.
Существование бог Декарт, выводит из первого принципа своей философии. Если я сомневаюсь, значит, я не совершенен. Но тогда откуда берется мысль о том, что я несовершенен. Очевидно, что автор идеи, присутствующий во мне, не я сам, несовершенный и конечный, и никакое существо, также ограниченное. Тогда эта мысль должна происходить от другого более совершенного и бесконечного существа – Бога. Эта идея вложена богом. Приняв во внимание отличие разумной природы от телесной, Декарт говорит: «познав отчетливо, что разумная природа во мне отлична от телесной, и сообразив, что всякое соединение свидетельствует о зависимости, а зависимость, очевидно, является недостатком, я заключил отсюда, что состоять из двух природ было бы несовершенно для Бога, и следовательно, он не состоит из них» [3, 91]. Таким образом, Бог является духовным началом.
С огромной верой в человека и его познавательные возможности Декарт переходит к познанию мира. В главе «Порядок физических вопросов» изложены вопросы естествознания, которыми активно занимался философ.
Декарт последовательно останавливается на вопросах, как он сам говорит, касательных света, а затем в связи с ним прибавляет кое-что о Солнце и неподвижных звездах, откуда главным образом и происходит свет, о небесных пространствах, через которые он проходит, о планетах, кометах и Земле, которые его отражают, и особо о земных телах, ибо они бывают цветные, или прозрачные, или светящиеся, и, наконец, о человеке, наблюдающем все эти тела. Он говорит обо всем этом исходя из того, что Бог создал достаточное количество вещества, привёл это вещество в движение и предоставил ему действовать по законам им установленным.
Ведя свое повествование, Декарт оставался твёрд в своем принципе не исходить из чего либо другого, кроме метода, которым он воспользовался для доказательства существования Бога и души.
В конце этой главы философ ещё раз касается вопроса о душе и ещё раз доказывает ее бессмертие, исходя из того, что разумная душа никак не может быть получена из свойств материи.
Глава «Что необходимо, чтобы продвинутся вперёд в исследовании природы» появилась спустя три года после написания всего произведения. Все эти годы Декарт не решался опубликовать «Рассуждение о методе». В этой главе философ объясняет причины побудившие его, в конечном итоге, к публикации. Декарт убеждён, что метод, который он открыл, поможет достичь знаний полезных как в повседневной жизни, так и в философии.
Говоря об опытах, Декарт их не только не отрицал, как чувственный метод познания, но наоборот придавал им большое значение. Философ приводит доказательства в пользу необходимости опытов для постижения природы человеческим разумом:
1) Сначала отыскиваются общие принципы или первопричины всего, что есть или может быть в мире. Единственная такая причина, по мнению мыслителя, есть Бог.
2) Затем исследуются наиболее простые и доступные следствия, которые из этой причины можно вывести. Таковыми следствиями являются небеса, звезды, Земля, вода, воздух, огонь, минералы на земле и другие вещи. Постижение их возможно только при восхождении от следствия к причине, прибегая к проведению различных опытов.
Многообразие природы, по мнению Декарта, столь велико, а изложенные выше принципы столь просты и общи, что единственной трудностью является возможность вывода причин несколькими различными способами. Разрешение этой проблемы он видит в проведении новых опытов.
Поскольку Декарт мыслит материю непрерывной, отвергая атомистические представления, в его трактовке она выступает не столько веществом физики, сколько пространством стереометрии. Поэтому не удивительно, что такое важное место в творчестве Декарта занимают его математические исследования. В «Геометрии» (1637 г.) Декарт впервые ввёл понятия переменной величины и функции, что коррелирует с его представлениями о едином мире и роли в нём движения, изменения. Переменную величину Декарт понимает двойственно: как отрезок переменной длины и постоянного направления – текущую координату точки, описывающую своим движением кривую, и как непрерывную числовую переменную, пробегающую совокупность чисел, выражающих этот отрезок. Двоякий образ переменной обусловил взаимопроникновение геометрии и алгебры. Действительное число Декарт трактует как отношение любого отрезка к единичному (такое определение было сформулировано лишь И. Ньютоном) [2, 59].
Отрицательным числам Декарт дает реальное истолкование в виде направленных ординат. Декарт вводит систему обозначения переменных величин, коэффициентов и степеней, которая дошла в практически неизменном виде до наших дней, и поэтому запись уравнений у него почти не отличается от современной.
Декарт положил начало ряду исследований свойств уравнений: сформулировал правило знаков для определения числа положительных и отрицательных корней, поставил вопрос о границах действительных корней, выдвинул проблему приводимости (представления целой рациональной функции с рациональными коэффициентами в виде произведения двух функций такого же рода) и определил, что уравнение 3-й степени разрешимо в квадратных радикалах и решается с помощью циркуля и линейки, когда оно приводимо.
Из онтологической идеи Декарта о существовании независимой материальной протяженной субстанции рождается его повышенный интерес к изучению пространства, его свойств, его описания математическими, алгебраическими методами. Отсюда – один шаг до соединения существовавших ранее раздельно дисциплин – алгебры и геометрии и создания новой области математики – аналитической геометрии, позволяющей решать задачи обеих математических дисциплин.
В аналитической геометрии, которую одновременно с Декартом разрабатывал П. Ферма, основным достижением Декарта можно считать созданный им метод координат. В область изучения геометрии Декарт включил «геометрические» линии, которые можно описать движениями шарнирных механизмов. Он разработал способ построения нормалей и касательных к плоским кривым и применил его, в частности, к некоторым кривым 4-го порядка, так называемым овалам Декарта. В частных переписках содержатся и другие открытия Декарта: вычисление площади циклоиды, проведение касательных к циклоиде, определение свойств логарифмической спирали.
Декарт выводил свои законы движения в рамках той картины мира, которой придерживался: например, первый закон основан на предположении о неизменности Бога и сохранении им одинакового количества вещества и движения во Вселенной. Ньютон, пересматривая натурфилософские взгляды Декарта, формально приходит к тем же законам, что и Декарт, однако они встроены в иную натурфилософскую систему, в концепцию абсолютного пустого пространства и времени (Декарт не признавал пустого пространства), иначе говоря, выведены Ньютоном в рамках другой физической механики. В результате получились иные законы, они действительны для другого мира.
В космологических и космогонических исследованиях Декарта важную роль играет тот факт, что, не признавая пустого пространства, он заменяет атомистическую концепцию движения понятием относительного движения. В работе «Начала философии» (1644 г.) он развивает идею о невозможности движения одного тела или одной корпускулы, ибо всякое движение предполагает взаимодвижение, круговорот материи. Из понимания относительности движения вытекает и относительность покоя, поэтому Декарт считает, что в мире нет совершенно неподвижных точек. Круговорот движения материальных частиц образует форму вихревых центробежных движений, и из этих вихревых потоков материи на основе чисто механических процессов образуются все космические тела и система мироздания в целом.
Вихревая теория Декарта основывается на его учении о строении материи, состоящей из троякого рода частиц, различающихся размерами и формой:
1) Дробные, бесконечно малые осколки;
2) Обточенные, подвижные, шарообразные частицы;
3) Большие, малоподвижные, обладающие гранями частицы [3, с. 211].
Из первых в ходе вихревого движения образуются Солнце и неподвижные звезды, из вторых – небо, из третьих – Земля с планетами и кометами.
Декарт в своем космологическом учении исходит из представлений о первоначальном хаосе материи и уверен, что «сама природа может распутать сложность хаоса» и законы природы «были бы достаточны, чтобы заставить части материи распутаться и расположиться в весьма стройный порядок. Придя благодаря этим законам сама собою в порядок, материя наша приняла бы форму весьма совершенного мира…» [3, 232].
Мы видим, как из философских идей Декарта формируются космогонические концепции, в которых не только отвергается телеология, торжествует механическое движение как одна из основ единства мира, но, как и в математике с введением переменной величины, закладываются основы идеи развития Вселенной, её эволюции, получившие полное воплощение века спустя в современной космологии.
Физиологические работы Декарта основываются на учении У. Гарвея о кровообращении [5, с. 57]. Декарт исследовал строение различных органов животных и строение зародышей на различных стадиях развития. Наличие сознания у животных Декарт не признавал, уподоблял их автоматам, лишенным души и не способным думать. Подобно телам животных, тело человека представляется Декарту сложным механизмом, состоящим из материальных элементов и способным совершать сложные движения при механическом воздействии на него окружающего мира.
Такая трактовка вполне согласуется с его философскими взглядами, но, развивая именно эту трактовку, Декарт делает интереснейшее открытие, предвосхитившее учение о рефлекторной дуге. Поначалу Декарт представляет воздействие извне чисто механически: словно кто-то дергает за веревки. Нервы уподоблены веревкам. «Нервный импульс» должен куда-то дойти – Декарт понимает значение мозга как управляющего центра, откуда подается обратный сигнал, доходящий до мышц и вызывающий их сокращение. Позже трактовка «нервного импульса» Декартом значительно усложнилась и переросла в учение о «животных духах», легчайших подвижных частицах материи, движущихся по нервным «трубкам» [5, с. 87].
Самое удивительное, что этим дело не ограничилось. Декарт не только теоретически пришел к пониманию рефлекса вообще, но и высказал гениальную догадку о возможности условных рефлексов. Не случайно в Московском институте нормальной физиологии бюст Декарта стоит первым в ряду великих ученых.
Рассматривая соотношение между философскими, методологическими и научными идеями, Декарт приходит к выводу, что единая телесная материальная субстанция с её единым механическим движением – источник и точка приложения его математических и физических законов.
Таким образом, в творчестве Р. Декарта можно увидеть органическое единство философских идей, методологического подхода и научных поисков и открытий. Как универсально-математический подход, так и естественно-научные воззрения Декарта продолжают и питают его философско-методологическое учение.

Список использованной литературы:
Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии: Уч. Пособие. – 3-е изд. – М.: Проспект, 2010. – 576 с.
Гусева Е. А., Леонов В. Е. Философия и история науки: Учебник. – М.: Инфра – М, 2012. – 128 с.
Декарт Р. Сочинения В 2-х т. Т. 1. – М.: Академия, 2001. – 348 с.
Матузов В.А. Философия картезианства. – М.: Прогресс, 1997. – 236 с.
Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 3. – Спб.: Петрополис, 1997. – 378 с.
Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII вв. – м.: Просвещение, 1973. – 368 с.
Уткин В.Л. Рене Декарт. – М.: Наука, 1982. – 214 с.

Контрольная работа по философии на тему Р ДЕКАРТ «РАССУЖДЕНИЕ О МЕТОДЕ»