Контрольная работа
Философия Бердяева

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Жизнь и творчество Н. А. Бердяева
2. Основные идеи философии Н.А. Бердяева
Заключение
Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ
Философия занимается осмысливанием оснований человеческой деятельности, поиском ее смысла и целей. Осознанием оснований человеческой деятельности, ее целей и смысла всегда занималась философия. Русская мысль в течение 19 века, первой половины 20 века была более всего занята проблемами философии истории, этики, онтологии, антропологии. На построении философии истории формировалось наше национальное сознание. Самобытная русская мысль обращена к эсхатологической проблематике.
Самобытным направлением русской мысли стала русская религиозная философия, крупнейшими представителями которой были Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) , Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944), Николай Александрович Бердяев (1874-1948) и другие.
Бердяева называют философом свободы, потому что он считал ее предварительным условием любого подлинного существования. Подчеркивал ценность личности и индивидуальную свободу. Его философия определяется как персонализм и экзистенциализм.
Выдающийся русский мыслитель первой половины 20 века Бердяев снискал себе мировую известность как яркий и последовательный обличитель современной цивилизации. С позиций христианского гуманизма он критиковал капитализм и социализм, рассматривая их как завершающие этапы реализации безрелигиозного, атеистического мировоззрения. Долгое время в нашей стране его взгляды замалчивались и были известны лишь небольшому кругу специалистов. Теперь идеи мыслителя снова входят в нашу культуру. Нам стали жизненно необходимы наши критики, особенно такие, как Бердяев, любившие страну, болевшие за ее судьбу.
Целью данной работы является характеристика основных черт философии Бердяева.

В связи с этим ставятся следующие задачи:
1) ознакомиться с биографией философа;
2) отразить основные идеи его философии.

1. Жизнь и творчество Н. А. Бердяева
Бердяев (06.03.1874 – 24. 03. 1948) самый известный русский философ в мире. Две ранние работы Бердяева «Философия свободы» (1904), «Смысл творчества» (1905). Поздние работы – «Философия свободного духа» (1938), «О назначении человека» (1939). Последние – «Русская идея» (1948), «Опыт эсхатологической метафизики» (1947). Сборник статей – «Смысл истории» (1920), «Эрос и личность» (1921) — про философию пола. Бердяев написал несколько биографий: «Мировоззрение Достоевского» (1931), «Константин Леонтьев и А.С. Хомяков» (1934). Работы – «Духовная основа революции» (1924), «Истоки и смысл русского коммунизма» (1928). После смерти вышла книга «Самопознание» (1952) — опыт философской автобиографии
Бердяев происходил из высшей военной аристократии. Белые считали его красным. Красные считали белым. Четыре раза сидел в тюрьме, два раза был в ссылке, потом эмиграция. В «Самопознании» Бердяев пишет, что испытывал отчуждение ко всему родовому. Противопоставлял личное начало семейному. Развивался внутренне. Оказали влияние гностики. Учился в Киевском университете, поступил на факультет естественных наук, затем на юридический. Увлечен марксизмом. Во время учебы в университете участвует в социал-демократической деятельности. За что, исключен из университета, сослан в Вологду. Под эгидой Струве пишет «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии» (1903). Двигался от марксизма к идеализму. Сходится с Мережковским. Увлекается В.С. Соловьевым, переходит к Канту, затем обращается к Православию. В 1904 году влюбляется, женится.
Философски крайне бунтарь. Центральная тема философии Бердяева – свобода. Идея свободы исключает любой авторитет, себя называл мистическим анархистом. Бердяев – персоналистический социалист. В 1913 году Синод осудил имяславие как ересь. Написал статью «Гасители духа», вступился в защиту церковного инакомыслия. Попал под следствие. Грозила каторга. Грянула февральская революция. Февраль приветствовал, октябрь – нет. Бердяев не принял большевизм. Читает лекции «Смысл истории», пишет «Философию неравенства» (1920). В 1922 году покидает Россию, два года живет в Берлине, потом перебирается в Париж. Редактор журнала «Путь», возглавил издательство «YMCA-PRESS». Преподает в Сорбонне. Дружил с Шестовым, Булгаковым, Флоренским. Общался с Габриэлем Марселем, Максом Шелером, Карлом Бартом, сошелся с Эммануэлем Мунье, дружил с неотомистами Жильсоном, Маритеном. Переписывался с Мартином Бубером. Пишет книгу за книгу. Всемирно известным его сделала работа – «Новое средневековье» (1935). Выдвигался на Нобелевскую премию по литературе. Его работы переведены на 20 языков. В 1948 году умирает за письменным столом. Повлияли на его творчество немецкие мистики, Каббала, Кьеркегор, Л.Толстой. Под впечатлением II Мировой войны занял просоветскую позицию и после войны взял советский паспорт, но в последнюю минуту не вернулся в СССР. В 1947 году получил звание доктора Оксфордского университета. Умер в Париже.
Долгое время в нашей стране его взгляды замалчивались и были известны лишь небольшому кругу специалистов. Теперь идеи мыслителя снова входят в нашу культуру.

2. Основные идеи философии Н. А. Бердяева
Философ не систематический. Одна из основных тем проблема человека, важна тема этики, тема философии истории.
Первый период философского творчества Бердяева главным образом занимает этическая тема.
Второй период отмечен религиозно-мистическим переломом в мышлении Бердяева. Религиозно-мистическая тема уже прочно укореняется в его сознании, но ее влияние в наиболее чистой форме проявляется во второй период его творчества.
Третий период характеризуется акцентом на историософской проблеме, в том числе тягой в последние годы жизни Бердяева к эсхатологии.
Персонализм Бердяева достаточно религиозен. Ключевыми в отношении данной проблемы являются книги «О назначении человека» (1931), «О рабстве и свободе человека» (1939). Человек, согласно Бердяеву, двойственное, социоприродное существо. Человек двойственен, пересекает в нем пересекается мир свободы и необходимости, мир божественный и мир земной. Человек для Бердяева это личность. Одной ногой он ступает по земле, другой шагает по коридорам власти. Находясь в пересечении двух миров, человек включен в третий мир – мир божественного. Есть нечто над тем, где Бог не властен. Есть ничто, что Бог не создал. Ungrund – ничто, бездна. Бердяев говорит, что человек это бытие и ничто. В человеке есть нечто, что неподконтрольно Богу. Бог не отвечает за Ungrund. В человеке есть основание, за что не отвечает Господь, безосновная основа мира. Человек в акте творчества спасается. Под творчеством понимается подъем всего творческого существа. Творчество – то, что ждет от него Бог. Бердяев – поэт свободы и творчества. В человеке скрывается звериное начало и первобытный человек, история и весь мир, космос. Есть два типа отношения человека к миру: или человек подчиняет себя миру как часть его, или человек вбирает в себя мир. Это противоречие практически неразрешимо. Человек есть в высшей степени историческое существо. Человек находится в историческом, и историческое находится в человеке.
Главная мысль Бердяева — о Боге. Любовь к Богу у него сильнее любви к человеку. Мыслить о Боге рациональными понятиями, почерпнутыми из этого мира, невозможно. При этом философ отрицает распространенный взгляд, что Бог есть первопричина мира. Бог не присутствует в необходимости. Отношение личности с Богом никоим образом не сводятся к подчинению. Божье творение не закончилось, боготворческий процесс продолжается. Это сознание нас ведет к проблеме теургии. Теургия есть сотворчество Бога и человека. Мир не спасен. Родилось христианство. История – это цепь неудач. Двойственность творчества. Бердяев относится к новому религиозному сознанию. С точки зрения христианство было радикально изменено. Атеизм – есть наказание. Бог – творец, ждет непослушания, а творчества. Христианство – религия свободы. Отрицание авторитетов. Христианство надо радикализировать. Христианство – это религия свободы, творчества. Бог не всемогуч. Это его этические взгляды. Этика закона и этика благодати. Бердяев говорит о кошмаре злого добра. Против законничества в морали. Этика – путь свободы, творчества. Не принимает идею вечного ада. Таким образом, духовному миру, духовной жизни, духовному существованию принадлежит примат над бытием. Эти проблемы обсуждаются в книгах: «Дух и реальность»(1937), «Царство духа и царство кесаря»(1949).
Темой истории является судьба человека в земной человеческой жизни. История предполагает Богочеловечество. Характер религиозного и исторического процесса предполагает величайшее столкновение и взаимодействие Божества и человека, Божественного Промысла.. Если бы действовало только одно начало, одно начало природной необходимости, или только одно человеческое начало, не было бы драмы истории, не было бы той разыгрывающейся трагедии, которая, по истине, есть глубочайшее столкновение, взаимодействие и борьба Божества и человечества на основе свободы.
Христианство непосредственно связывает человеческую личность с высшей божественной природой и с божественным ее происхождением. Историческая выработка человеческой личности совершалась настоящим образом лишь в христианский период истории.
Вся наша жизнь – от первого крика ребенка до высших проявлений духа – пусть в малой степени, но всегда несет на себе отпечаток несвободы. Она открывается человеку его страданиями. Страдание же показывает, что человек жив, что дух угнетен, но не уничтожен. Дух проявляет себя в чуждости миру, неприятия мировой данности. Страдание порождает страх, страх – надежду, тоску, скуку. Надежда обращена к потустороннему миру, скука и тоска – к земному. Только смерть порывает связи с миром. Она – «абсолютное уединение», но тем возвышает человека над обыденностью жизни. В таких и иных понятиях – экзистенциалах Бердяев раскрывает самочувствие «метафизического» человека в нашем мире.
Главная причина объективации – грехопадение, восстание против Творца (здесь Бердяев восходит к мистике и религии). Она проявляется в любом моменте нашего бытия, хотя и по-разному. Поэтому у Бердяева, — пишет А.А. Ермичев, — остро чувствовавшего свою чуждость миру, это представление носит довольно емкий характер. Во-первых, им он обозначает отчуждение человека от своей деятельности, когда результат господствует над творцом и превращает его в нечто творимое и несамостоятельное. Созданный трудом капитал диктует свою волю и работнику и работодателю, техника развивается сама по себе, демократические лозунги оборачиваются практикой тоталитарности.
Итак, человек пал и в своем падении увлек тварный мир. Воцарилась несвобода. Но Бог не оставил свое любимое творение. В бездну свободы, переродившейся во зло, он нисходит Христом, проявляя себя не силой, а жертвенной любовью. Христос являет людям пример свободы признать Бога, несмотря ни на какие земные муки и страдания. Вот вторая свобода Бердяева – свобода «для», свобода знать высшее добро и идти к нему. Но подвиг Христа — это третья свобода Бердяева.
Таким образом, бердяевская мистерия свободы насчитывает три акта. Главным событием первого было грехопадение и образование мира объективации. Его главное действующее лицо была первая свобода — Ungrund, добытийственная основа бытия. Во втором акте таким событием стало явление Христа, преобразившее свободу от Бога, то есть своеволие, несмотря на богославленность мира. Это вторая свобода. Можно говорить о третьей свободе, хотя она и не названа, но, безусловно, присутствует на страницах произведений Бердяева. Третья свобода это свобода общественного действия на началах абсолютных, то есть религиозных, ценностей, воспринятых его учениками глубоко лично. Это будет реализацией творчески активного христианства, что и преобразит мир. Такой идеал Бердяев обозначает старинным термином русской религиозной философии «соборность» или более позднее – «коммюнитарность». Истоки его лежат в православном богословии. Главный пафос основных работ Бердяева составляют две взаимосвязанные проблемы – свободы и творчества, разрабатывая которые, он строит и свою метафизику, и этику, и историографию, и антропологию. При этом ни одна из названных дисциплин не разрабатывается Бердяевым отдельно. В любой его крупной работе все они переплетаются и переходят друг в друга, что крайне затрудняет анализ его творчества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главная тема основных работ Бердяева составляет две взаимосвязанные проблемы – свободы и творчества, разрабатывая которые, он строит и свою метафизику, и этику, и историографию, и антропологию. При этом ни одна из названных дисциплин не разрабатывается Бердяевым отдельно. В любой его крупной работе все они переплетаются и переходят друг в друга, что крайне затрудняет анализ его творчества.
Бердяев не был академическим философом. Принципиальный противник универсальных мировоззренческих систем, он не создавал стройного ряда логических доказательств своих тезисов, не старался придавать произведениям строго научного вида, не признавал никаких систем в философии, которые, по его мнению, убивают сам дух творчества: его всегда влекли интуиция и порыв.
Для Запада Бердяев был и, вероятно, навсегда останется выразителем духа православия. Говорить о прямом воздействии идей Бердяева на европейских философов было бы неосторожно. Его идеи о несотворенной свободе, о нужде Бога в человеческом участии, его эсхатологизм воспринимались с недоумением. Бердяев принимался как историк русских идей и критик русского коммунизма.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Полиграф, 2010 г. – 320 с.
Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М: Аспект, 2010 г. – 190 с.
Бердяев Н.А. Русская идея. М.: АСТ; Харьков: ФОМО, 2004. – 340 с.
Бердяев Н.А. Самопознание. СПб.: Полиграф, 2011 г. – 430 с.
Бердяев Н.А. Судьба России: Опыты по психологии войны и национальности. М.: Мысль, 1990.- 230 с.
Бердяев Н.А. Дух и реальность. Минск: Белорусский Экзархат, 2011 г. С.23
Бердяев Н.А. Смысл истории. 2-ое изд. Paris, YMCA-PRESS, 1969.
Волкогонова О. Д. Бердяев. Под ред. Карпова А.Ю. М.: Молодая гвардия, 2010 г. – 400 с.
Ермичев А.А. Три свободы Николая Бердяева. 2-ое изд. М.: Аспект, 2010. – 340 с.

Контрольная работа Философия Бердяева СОДЕРЖАНИЕ Введение 1