Контрольная работа

Этика И. Канта

СОДЕРЖАНИЕ

TOC o «1-3» h z u Введение
1. Общая характеристика этического учения И. Канта
2. Императивы И. Канта
Заключение
Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ

Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 года в городе Кенигсберге на территории Восточной Пруссии, входящей в состав Германии, на сегодняшний день это город Калининград Российской Федерации. Умер Кант 12 февраля 1804 года в Кенигсберге. Немецкий философ основатель немецкой идеалистической философии, яркий представитель эпохи Просвещения. Творчество философа является уникальным культурным результатом интеллектуального труда эпохи того времени. Философская система Канта представляет собой синтез предшествующих западноевропейских философских систем, в котором объединилась идеи рационалистической и эмпирической философии.
Во второй половине восемнадцатого века – первой половине девятнадцатого века немецкая философия была представлена такими именами как Фихте, Гегель Шеллинг и т.д. Философия вышеперечисленных немецких философов, так или иначе, исходила из результатов интеллектуального труда Канта. Они исходили из содержания кантовских идей, развивая при этом собственные системы мышления.
В конце восемнадцатого века немецкая классическая философия занимала одно из ведущих мест как образец западноевропейской культуры. По мнению Энгельса, свое имя классики эта философия заслужила наравне с античными мыслителями древности. Окончательное свое завершение она получила в трудах Гегеля в первую очередь и Фейербаха.
Представители немецкой классической философии считали себя радикальными мыслителями, преодолевая старую метафизику, который был присущ догматизм. Кант высоко оценивал свою собственную философию, сравнивая ее с преодолением геоцентрической системой представления мироздания, называя ее «коперниканским переворотом».
Философия, которая интересует нас, в данной контрольной работе называется практической. Она нашла свое отражение в трех произведения немецкого мыслителя – это «Основы метафизики нравственности», написанная в 1785 году, «Критика практического разума», написанная в 1788 году, и «Метафизика нравов», написанная в 1797 году. Также этическая проблематика рассматривается Кантом в ряде других работ.
Целью данной работы является рассмотрение характерных черт этического учения И. Канта. В связи с этим ставятся следующие задачи: рассмотреть основные принципы и понятия кантовской этики, раскрыть понятие категорического императива.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ И. КАНТА

Кант реализует определенную стратегию мышления, которая является поворотным моментом в истории философии. При обосновании своей собственной теории немецкий мыслитель критиковал предшествовавшие эмпирические теории познания семнадцатого-восемнадцатого веков, утверждавших, что знание является неким отпечатком со стороны бытия. Эти теории ставили во главу понимания бытия как объекта. При таком понимании мира субъекту уделялось мало внимания, он воспринимался как пассивный реципиент со стороны активно действующего субъекта. Кантом философия понимается как своего рода наука, в которой процесс познания выступает как субъектно-объектное отношение, где приоритет действия относится к субъекту.
Субъектом познания выступает некая обобщенная модель индивида, которая сосредотачивает на себе познавательные способности индивида и источники его знания. Объединение в субъекте познавательных способностей находит выражение в априорных формах чувственности и разума. Личностные особенности субъекта не учитываются и отходят как бы на второй план. Вся основная идея канта заложена в априорной способности субъекта, формировать свое представление о мире.
Чувственность субъекта воспринимает воздействие на себя вещи-в-себе, некоего предмета. Этот процесс порождает многообразие ощущений, которые впоследствии упорядочиваются благодаря априорным формам созерцания пространства и времени. На протяжении всего этого этапа процесса знание носит субъективный характер, пока не подключатся рассудочная способность формирования многообразных чувственных представлений в понятийный аппарат. Рассудок выявляет в многообразии чувственных представлений некое общее содержание. Субъект объединяет в себе рассудок и представления. Это единство представляет собой знание.
В соответствии с этим процессом можно описывать различные формы знания. К примеру, математическое знание опирается на априорные формы чувственности, которые оказываются пространством и временем. Субъект познания осуществляет в данном случае свою познавательную деятельность в пространственном и временном ракурсе. Пространство является внешней априорной формой чувственности, а время оказывается внутренней априорной формой чувственности. Такого рода априорное восприятие служит гарантом того, что имеются математические истины. Имеется возможность существования для такого рода математических истин к качестве истин науки.
Естественные науки в целом, в том числе физическая теория основывается на целом ряде суждений, которые представляют собой чистые теоретические конструкции без всякого влияния со стороны опыта. Естествознание реализуется как синтетическое единство априорных суждений и рассудочных категорий. Возможность естествознания подразумевает интерпретацию природы, при которой законы опыта получаются из рассудочной составляющей.
Кант критикует такое понимание философии, при котором она реализуется на основе принципов психологии – субъективности переживания, таким образом, привнося психологизм в научное знание. Кроме того эти принципы могут основываться не только на принципах психологи, но и на принципах теологии и космологии. Вместе с тем Кант прокладывает дорогу, формирую понятие философии как особого рода науки, а также создает ее принципы и критерии оценки. Философия получает специальный статус, который определяет ее роль в особом значении, она должна заниматься исследованием целей человеческого разума. Эти она придает себе ценность и дает ценность остальным наукам. Знания проходят через философию, что сказывается на ее отношении ко всем наукам как учение о мудрости.
Верхней точкой философской системы Канта становится этика, которая основывается на безусловной ценности человека. По словам Канта, все, что сделано в мире может быть употреблено на различные цели всего лишь как средство, но только человеческое существо, обладающее разумом, являет собой, цель саму по себе. Теория нравственности является особой частью науки, которая призвана регулировать отношения между людьми. Но всякая регуляция таких отношений выступает в системе определенных нравственных норм, которые занимаются предписанием того как нужно поступать в том, или ином случае. Кантом ставится вопрос, каким образом могут быть обоснованы эти нормы, чтобы иметь общеобязательный характер.
Занимаясь анализом существующих систем нравственных норм, Кант делает вывод, что они не должны иметь теологическое основание, в виде того, что их устанавливают религиозные догмы. Помимо того, он не допускает суждения, что эти нормы сформировались исторически-социальным путем. И то и другое положение дел не устраивает Канта, так как не исходит из понятия истины, которая имеет независимую сторону своего существования, то есть не зависит не от Бога, не от жизненного исторического человеческого опыта. В связи, с чем Кант вырабатывает обоснование для нравственности по аналогии с априорными схемами рассудка. Эти предполагаемые схемы находятся в сознании человека, имеют пред

Контрольная работа Этика И Канта СОДЕРЖАНИЕ TOC o «1-3» h z u Введение 1