Контрольная работа № 1
Темы: Основные понятия культуры речи. Точность, правильность и уместность речи. Устная и письменная форма речи. Понятие современного литературного языка. Нелитературные языковые явления. Система норм литературного языка. Нарушения норм литературного языка.

Задание 1.1. Развёрнуто ответьте на следующие вопросы:
1) Что значит «говорить правильно»? Как вы понимаете смысл этого выражения? «Говорить правильно» — это говорить в соответствии с установленными литературными нормами.
2) Что значит «говорить выразительно»? «Говорить выразительно» — это значит, что речь должна быть насыщенной, красивой, а не состоять из однотипных слов и выражений, это с правильной интонацией.
3) Что такое «уместность речи»? Это коммуникативное качество речи, которое возникает на основе соотношения речь — условия общения.
4) Какова роль словарей в процессе повышения личной речевой культуры? Словарь — это первый помощник в овладении правилами правописания, произношения, ударения. Знание этих правил повышает личную речевую культуру.
5) Какие словари русского языка существуют? Орфографический, этимологический, толковый, словарь синонимов, словарь антонимов, фразеологический, орфоэпический, морфемный и словообразовательный, словарь иностранных слов
6) Какие словари русского языка есть у вас дома? Орфографический, толковый, словарь синонимов, орфоэпический, морфемный и словообразовательный
7) Какие документы, деловые письма вам уже приходилось писать? Заявления, объяснительные записки, письмо жалобу, письмо отзыв.
8) Приходилось ли вам писать научные тексты? Приходилось писать научные статьи
9) Как часто вам приходится выступать перед аудиторией? Может ли навык публичного выступления помочь вам в продвижении по карьерной лестнице? Перед аудиторией выступаю редко. Навык публичного выступления может помочь в продвижении по карьерной лестнице, т.к. 90% успеха в жизни заключается именно в умении общаться с людьми.
10) Какие просторечные, вульгарные обороты и слова-паразиты присутствуют в вашей повседневной речи? Каким образом вы с ними боретесь? в моей повседневной речи присутствуют в основном слова-паразиты, например, «короче», «ну», «это самое». Борьба с ними заключается в контроле над своей речью.

Задание 1.2. Вспомните, какие обращения существуют в современном русском языке. Внесите их в таблицу. Выделите те обращения, которые в литературном языке не приветствуются.

Ситуация Устная форма речи Письменная форма речи
Официальная гражданский, социальный, политический или профессиональный статус или звание, половая принадлежность  имя и отчество, фамилия либо должность или звание в сочетании с одним из слов-обращений
Неофициальная семейный статус собеседника, только имя, часто его уменьшительные формы
В литературном языке не приветствуется подчёркнуто фамильярная форма обращения, которая распространена, в основном, среди лиц старшего поколения, которые употребляют её при обращении к наиболее близким знакомым и друзьям. Среди молодого поколения она часто считается грубой и некорректной.
Задание 1.3. Какие элементы языка относятся к нелитературным? Можно ли использовать их в своей речи? Почему и для чего? Нелитературные элементы языка: просторечие, диалекты, жаргон.
Просторечие – нелитературный вариант языка, свойственный малообразованной части населения и придающий ей неправильный и грубый характер.
Диалектная лексика, в силу ограниченности ее употребления – в той или иной местности, малопонятна широкому кругу носителей языка, а то и непонятна вовсе. Однако на протяжении длительного времени своего развития русский язык пополнил свой словарь диалектными словами, которые со временем перестали быть диалектными и стали общеупотребительными. Многие из них стали «полноценными» литературными словами.
Изначально жаргоны – это тайные языки. Молодежный жаргон (сленг) не предназначен для того, чтобы сделать речь их носителей недоступной для посторонних лиц. Он является скорее «общественным развлечением». То есть через эту форму языка проявляется стремление молодежи подчеркнуть свой особый статус в обществе. Кроме того, появление многих жаргонизмов в речи молодежи связано со стремлением молодежи ярче, эмоциональнее выразить свое отношение к предмету, явлению. Отсюда такие оценочные слова: потрясно, обалденный, клевый, ржать, балдеть, пахать, загорать и т.п. В устной речи молодежи жаргонизмы неистребимы, они придают ей живость, порой ироническую окраску. Но сфера их употребления узка: это устная речь, причем стилистически сниженная, нелитературная
Задание 1.4. Приведите отрывок из русской прозы второй половины двадцатого века (объёмом 100-120 слов), в котором автором используются разговорные или просторечные слова. Выделите эти слова. Принадлежность слова к той или иной группе лексики проверяйте по толковому словарю.
Для справки: к рекомендуемым русским писателям второй половины двадцатого века относятся Абрамов Ф.А., Аксёнов В.П., Арбатова М.И., Астафьев В.П., Белов В.И., Богомолов В.М., Быков В.В., Васильев Б.Л., Веллер М.И., Гроссман Л.П., Довлатов С.Д., Конецкий В.В., Лиханов А.А., Нагибин Ю.М., Пикуль В.С., Распутин В.Г., Рыбаков А.Н., Солженицын А.И., Стругацкий Б.Н., Тендряков В.Ф., Трифонов Ю.В., Улицкая Л.Е., Шаламов В.Т.

Распутин В.Г. «Последний срок»
Старуха Анна лежала на узкой железной кровати возле русской печки и дожидалась смерти, время для которой вроде приспело: старухе было под восемьдесят. Она долго пересиливала себя и держалась на ногах, но три года назад, оставшись совсем без силенок, сдалась и слегла. Летом ей будто легчало, и она выползала во двор, грелась на солнышке, а то и переходила с роздыхом через улицу к старухе Миронихе, но к осени, перед снегом, последняя мочь оставляла ее, и она по утрам не в состоянии была даже вынести за собой горшок, доставшийся ей от внучки Нинки. А после того как старуха два или три раза подряд завалилась у крыльца, ей и вовсе приказали не подниматься, и вся ее жизнь осталась в том, чтобы сесть, посидеть, опустив на пол ноги, а потом опять лечь и лежать.

Задание 1.5. Найдите и выпишите пары, в которых оба слова (выражения) являются вариантами литературной нормы.
Апельсин — апельсинов, бухгалтера — бухгалтеры, ветр — ветер, в отпуске — в отпуску, едь — ехай, заплатить за проезд — оплатить за проезд, курица — кура, м’аркетинг — марк’етинг, надеть на себя пальто — одеть на себя пальто, последний в очереди — крайний в очереди, пр’инял — прин’ял, стакан чаю — стакан чая.

Задание 1.6. Употребите данные существительные в словосочетаниях с прилагательными. Например: кофе — крепкий кофе.
Холодная боржоми, необыкновенная иваси, открытое ЕЭС, пестрый какаду, свежая кольраби, больная мозоль, полный / полная невежа, последнее ноу-хау, юная пани, красивый Перу, вкусная салями, жаркий Сухуми, белый тюль, вкусный торт-мороженое, парламентская ФРГ, выпущенное шасси.

Задание 1.7. Сверившись со словарём, образуйте форму именительного падежа множественного числа существительных. Если возможны насколько вариантов, то напишите оба. Например: том — тома, инструктор — инструкторы и инструктора.
Возраст — возрасты, диспетчер — диспетчеры, договор — договоры и договора, инспектор — инспекторы и инспектора, ректор — ректоры, торт — торты, фронт — фронты, шофёр — шоферы, якорь — якоря.

Задание 1.8. Сверившись со словарём, образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных. Например: чулки — чулок.
Брызги — брызг, баклажаны — баклажанов, бананы — бананов, валенки — валенок, гольфы — гольфов, каникулы — каникул , килобайты — килобайт, оладьи — оладий, очистки — очистков, простыни — простынь и простыней, солдаты — солдат, таджики — таджиков, туркмены — туркмен, турки — турок, шорты — шорт.

Задание 1.9. Образуйте форму родительного падежа от следующих имён и фамилий:
Анита Цой — Аниты Цой, Виктор Цой — Виктора Цой, Нгуен Пан Нгемун — Нгуен Пан Нгемун, Семён Фарада — Семена Фарады, месье Петипа — месье Петипы, Фёдор Макогон — Федора Макагона, госпожа Макогон — госпожи Макагон, Галина Польских — Галины Польских, Михаил Зощенко — Михаила Зощенко, Анна Нетребко — Анны Нетребко.

Задание 1.10. Запишите словами цифры:
Автомобиль ехал со скоростью тридцать пять километров в час; на покупку оборудования вместо запланированных полутора миллиардов отпущено два миллиона семьсот пятьдесят тысяч рублей; во всех четырехстах пятидесяти девяти томах этого дела; с шестьюстами семьюдесятью восемью долларами в кармане; в триста двадцать четвертом выпуске программы; в две тысяча четырнадцатом году.

Задание 1.11. Исправьте ошибки в предложениях.
Родители гордятся обеими дочерьми.
Друг живёт в ста метрах от меня.
До полумиллиона беженцев въехало на территорию РФ.
Три женщины тщательно подметали площадь.
Успешно преодолён стокилометровый отрезок пути.

Задание 1.12. Запишите предложения, расставив необходимые знаки препинания.
Друг, достигший власти, — потерянный друг.
Машенька не то чтобы обиделась, но как-то расстроилась.
Весной тут наливались соком такие некошеные травы, полыхало такое разноцветие, что когда проходила косилка, то следом за ней расстилалась будто не трава, а ковёр из цветов.
О значении Пушкина в создании литературного языка Гоголь сказал так: » В нём, как в лексиконе, заключалось всё богатство, сила и гибкость нашего языка».
На макушке берёзы, покрывшейся дымкой молодой листвы, громко кукует кукушка и, точно поперхнувшись, вдруг умолкает.
Государственное предприятие «Общение», именуемое в дальнейшем «Предприятие», в лице генерального директора Поповича Александра Михайловича, действующего на основании Устава, с одной стороны и гражданин Федерации Бабкин Иван Васильевич, именуемый в дальнейшем «Работник», с другой стороны заключили настоящий договор о нижеследующем…

Задание 1.13. Найдите и исправьте лексические ошибки.
Эта проблема гроша выведенного не стоит. Дружная игра нашей команды не позволила шведским хоккеистам добиться успеха в матча. Стадион в Лужниках, с его раздвижной суперкрышей и переоборудованными трибунами, уже в сентябре будет лучше всех стадионов мира. Артист получил известность благодаря своим хитам. В данной ситуации отсутствие финансирования не играет особой роли. Много мероприятий уже проведено. Странный боковой эффект от декриминализации: краевые аптеки перешли в частные руки. Употребление зелени оказывает положительное влияние на наш организм. Нам придётся предпринять срочные меры. Надевайте наушники и слушайте музыку. В компании появилась вакансия.

Задание 1.14. Найдите и исправьте грамматические ошибки.
Зрители выразили своё восхищение уровнем профессионализма режиссёра. В пятницу в детском саду состоится утренник. Город находится в самом тяжелом положении за последние пять лет. Вино плещется в узком бокале. Вокруг них разыгрался спор. Хирург Иванова успешно провёла сложную операцию. Начальство беспокоит тот факт, что слабая дисциплина среди бригады. Не нам с вами решать то, что с ним делать и как с ним быть. Игрушки, выпускаемые нашей фабрикой, известны далеко за пределами области. Плющ, который вьется по стене, украшает комнату, радует глаз. Студентов, направляемых на практику, необходимо снабдить подробной программой. Когда я мечтаю о будущем, мне становится хорошо на душе. Прошло сто лет. На повестке дня стоял ряд вопросов. Исследование рынка показывает, что большинство покупателей предпочитает совершать покупки в крупных супермаркетах.

Контрольная работа № 2

Темы: Система стилей в современном русском литературном языке. Научный стиль речи. Основы аннотирования и реферирования. Официально-деловой стиль речи. Основные письменные жанры официально-делового стиля. Устные формы делового стиля. Основы речевого этикета в деловой сфере.

Задание 2.1. Используя материал для справок, заполните таблицы стилеобразующих факторов функциональных стилей.
Таблица 1.

Научный Официально-деловой Публицистический Разговорный Художественный
Сфера
общения научная Правовая Общественно-политическая Бытовая — — — — —
Цели
общения Передача информации Предписание или указание Убеждение Соблюдение этикета, передача информации Эстетическое воздействие
Способ
общения Массовый Личный, массовый Массовый Личный, контактный Неконтактный
Основная функция языка (речи) Когнитивная Коммуникативная, воздействие Воздействия Коммуникативная, этикетная Эстетическая
Типичный
вид речи Полилог
Диалог, полилог
Монолог, полилог
Диалог, монолог ________
Основная форма речи Письменная Письменная Устная, письменная Устная Письменная

Материал для справок
Сфера общения: общественно-политическая, научная, правовая, бытовая.
Цель общения: передача информации, убеждение, предписание или указание, соблюдение этикета, эстетическое воздействие.
Способ общения: массовый, личный, контактный, неконтактный.
Функция языка (речи): когнитивная, коммуникативная, воздействия, этикетная, эстетическая.
Вид речи: монолог, диалог, полилог.
Форма речи: устная, письменная.
Таблица 2.

Научный Официально-деловой Публицистичес-кий
Разговор-ный
Художествен-ный
Объективность

+ +
Ясность +

Точность + + +

Экспрессив-ность

+ +
Стандартизи-рованность

+

Оценочность

+ + +

Таблица 2 заполняется по принципу + (есть) / — (нет).

Задание 2.2. Определите стилевую принадлежность каждого фрагмента текста. Укажите языковые средства (слова, грамматические формы, синтаксические конструкции), характерные для каждого из стилей.
Текст 1.
Заочное обучение — форма учёбы, которая сочетает в себе черты самообучения и очной учёбы. Характеризуется фазностью. В первую фазу происходит получение базы знаний, обучающей литературы и её изучение (установочная сессия), во вторую — производится проверка усвоенного материала (зачётно-экзаменационная сессия). При этом эти фазы заметно отстают друг от друга по времени (обычно от нескольких месяцев до года).
Изначально заочное обучение вводилось только для тех студентов, которые по какой-либо уважительной причине не имели возможности регулярно посещать занятия. Заочное обучение использует поточный принцип: единый для всех учащихся образовательный план, общие сроки сдачи контрольных и курсовых работ. Два раза в год (как правило, зимой и летом) происходит сдача сессий.
Благодаря развитию IT-технологий, заочное обучение постоянно модернизируется, становясь все более похожим на дистанционное образование.
На заочной форме чаще всего обучаются люди, которые совмещают учёбу с работой, а также по причине более низкой стоимости обучения по сравнению с очной (дневной) формой.
Научный стиль. Для данного стиля характерна терминологическая и профессиональная лексика, слова в прямом значении, использование производных предлогов и союзов, простые и осложненные предложения с причастными оборотами и вводными словами, а также сложноподчиненные предложения.

Текст 2.
Ученик.
Что значит «заочная форма обучения»? В чём её минусы и плюсы? Почему на платных отделениях она значительно дешевле? Можно ли учиться в одном универе на очном, в другом — на заочном?
Оракул
Это значит, что вам дают методические пособия и материалы для обучения, вы занимаетесь самостоятельно, а потом сдаете экзамены.
Профи
Это когда учишь всё дома, а приходишь только сдавать сессию…
Мастер
Минусы в том, что ты платишь деньги и учишься вечером. Можно учится на очном и заочном — кто тебе мешает? Только не будешь успевать делать проекты и т.д.
Анна
Заочная- это значит, что дома изучаешь по учебникам, а экзамены сдаёшь в универе. Плюс — стоит дешевле и диплом дадут, минус — по книгам самостоятельно мало чего можно понять.
Академик
Я учусь на заочном отделении и действительно оплата ниже, чем у очников. Плюсы — ты можешь пойти работать и параллельно учиться, сдавать экзамены всего 2 раза в год, а минусы — не почерпнешь тех знаний, которые даются очникам. Очно и заочно учиться одновременно нельзя, да и невозможно.
Мыслитель
Во всех вузах по-разному. Я, например, только экзамены сдаю и зачеты. При этом вообще лекций нет.
Разговорный стиль. Для данного стиля характерны неполные предложения, разговорная лексика, использование экспрессивных синтаксических конструкций, отсутствие многочленных сложных предложений.

Текст 3.
Федеральным законом установлены права студентов (как и обучающихся всех других уровней, форм и программ образования) на:
выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения 18 лет;
обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами;
выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого образовательной организацией (после получения основного общего образования);
освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)… и проч.
Официально-деловой стиль. Для данного стиля характерна официально-деловая лексика и деловая терминология, канцеляризмы, языковые клише, сложные и осложненные предложения.

Задание 2.3. Составьте список речевых клише (не менее 10), используемых при написании рефератов.
1. Реферат посвящен такому актуальному вопросу, как…
2. Реферат посвящен решению вопроса… …
3. В центре внимания автора находятся… …
4. В своей работе автор ставит, затрагивает, освещает (следующие проблемы)… …останавливается на следующих проблемах и т.д.
5. Данная тема (проблема) представляет особую актуальность, так как… …
6.  Материалом исследования послужили… …
7. В настоящее время в науке нет единого мнения по поводу данной проблемы. Можно выделить несколько подходов к ее решению.
8. В исследовании данной проблемы можно выделить несколько направлений (точек зрения).
9. Дискуссионной (спорной) представляется точка зрения автора (на что?).
10. Анализ литературы позволил нам выявить наиболее обоснованную точку зрения (какую?).

Задание 2.4. К статье Ю.Н. Караулова «Культура речи и языковая критика» напишите: аннотацию; реферат объёмом 3000-3500 знаков с пробелами.
Статья посвящена анализу языка средств массовой информации. Автор отмечает, что освобожденная разговорная стихия захлестнула сегодня нашу повседневную жизнь и наше публичное общение, что наиболее заметно отразилось на языке средств массовой информации. Вообще разговорная речь всегда была самым эффективным источником обновления языка. Так было во времена Пушкина, когда разговорная стихия стала одним из факторов формирования русского литературного языка. Так было в эпоху Достоевского и демократического движения 60-80-х годов прошлого века; так было в 20-30-е годы XX столетия; наконец, те же истоки у складывающегося современного облика литературного языка начала XXI века.Современное языковое развитие проходит под влиянием двух конфликтующих сил: с одной стороны, отчетливо прослеживается активная линия воздействия на литературную норму со стороны освобожденного потенциала разговорной речи, ее продвижение в публичную сферу, в массовое общение. И эта сила поддерживается процессами заимствования иностранных слов, вызванными включением России в общемировую экономическую, политическую, культурную систему. С другой стороны, существует не менее сильное, хотя может быть, менее замечаемое нами воздействие на литературный язык норм и языковых стандартов огосударствленного языка времен тоталитаризма.
В статье подчеркивается, что отступления от литературных норм, характеризующие современное состояние русского языка, укладываются в три группы фактов разного порядка: системные, культурно-речевые и этические.Нарушения фундаментальных системных закономерностей вызываются влиянием «другой системы» (родной язык говорящего — не русский или в его речи сохраняются элементы диалекта: земля пахать, картошка сажать, к сестры, у вдове, много урожая собрато). Подобные нарушения не встречаются в речи комментаторов и телеведущих.Наибольшее число языковых ошибок связано с несоблюдением культурно-речевых норм, освященных литературной традицией, норм, закрепленных кодифицированными правилами, норм, рекомендуемых авторитетными изданиями словарей и различных справочников (ср. одеть и надеть, чулок и носков, ложить и положить, приведённый и привeденный и т.п.).Наконец, третья группа нарушений литературной нормы касается этических и эстетических аспектов культуры речи, исторически сложившихся и устоявшихся в русской культуре правил публично звучащей речи, запрещающих употребление слов, которые ранее назывались непечатными (теперь их так не назовешь) или нецензурными (тоже не современно, так как цензура теперь главным образом собственная, внутренняя для говорящего). Раньше на употребление такого рода слов накладывался абсолютный запрет. Даже посвященные русскому мату научные исследования (о его происхождении, в частности) снабжались грифом «для служебного пользования».
Языковые ошибки и нарушения норм культуры речи совершаются бессознательно, представляя искажения правильности, которые обусловлены не только незнанием, но и законами спонтанного речепорождения. Этическая же составляющая речевой культуры нарушается осознанно, целенаправленно, и эти нарушения возникают тогда, когда экспрессивная сторона высказывания преобладает над смысловой. Экспрессия, если она достигается за счет употребления жаргонных или бранных выражений в ущерб смыслу и красоте речи, не увеличивает эффективность общения (имеется в виду публичное общение), а скорее делает его менее успешным.
В конце своей статьи автор приходит к выводу, что культура речи — это та точка, где встречаются наука и жизнь: наука о языке встречается с повседневным языковым существованием русского человека. Автор выступает за то, чтобы эта встреча под знаком языковой критики была дружелюбной и плодотворной. Нужно только помнить, что правильное пользование языком требует усилия и отваги.

Задание 2.5. Замените нейтральные глаголы характерными для делового стиля глагольно-именными словосочетаниями. Например: помочь — оказать помощь.
Воздействовать — оказать воздействие, договориться — заключить договор, заявить — сделать заявление, известить — сообщить известия, корректировать — вносить коррективы, объяснить — сделать ясным, отличаться — выделяться чем-нибудь, платить — произвести оплату, поблагодарить — объявить благодарность, подтвердить — признать правильность, пожаловаться — подать жалобу, поручать — давать поручение, потребовать — предъявить требование, разрешить — дать разрешение, рекомендовать — дать рекомендацию, решить — прийти к решению, содействовать — оказывать содействие, согласиться — дать согласие, уточнять — требовать уточнение, характеризовать — дать характеристику.

Задание 2.6. Расшифруйте аббревиатуры и сложносокращённые слова. Например: ООО — общество с ограниченной ответственностью.
ГК — гражданский кодекс, ГОРОНО — городской отдел народного образования, ЗАО — закрытое акционерное общество, МВФ — международный валютный фонд, МУП — муниципальное унитарное предприятие, ОАО — открытое акционерное общество, ТОО — товарищество с ограниченной ответственностью, ТСЖ — товарищество собственников жилья, ТЦ — торговый центр, ТЭЦ — теплоэлектроцентраль, УК — уголовный кодекс, ЦБР — центральный банк России, ЧП — чрезвычайное происшествие, вуз — высшее учебное заведение, жилплощадь — жилая площадь, завхоз — заведующий хозяйственной частью, зампред — заместитель председателя, капстроительство — капитальное строительство, матчасть — материальная часть, санэпидемстанция — санитарно-эпидемиологическая станция, соцстрах — социальное страхование, спецкор — специальный корреспондент, финотдел — финансовый отдел, и.о — исполняющий обязанности.

Задание 2.7. Составьте со следующими предлогами словосочетания в правильном падеже. Например: по мере — по мере продвижения.
Благодаря друзьям, ввиду ремонта, во избежание падения, вопреки прогнозам, в продолжение разговора, впредь до выяснения, вследствие болезни, в связи с отпуском, в силу закона, в сторону ветра, в течение недели, в целях безопасности, исходя из имеющегося, касательно решения, независимо от погоды, по причине отсутствия, применительно к заявлению, согласно статье, соответственно с обстоятельствами, со стороны директора.

Задание 2.8. Напишите резюме; заявление на отпуск за свой счёт; объяснительную записку по поводу опоздания на работу.
Резюме.
Иванова Мария Петровна
Домашний телефон: (495) 31084.. (с 9 до 22)
Мобильный телефон: (905) 7516….4 (с 9 до 22)
Город проживания: Москва
Уровень образования: Высшее
Дата рождения: 22 октября 1982 г. (27 лет)
Пол: Женский
Семейное положение: Замужем, детей нет
Опыт работы
Период работы: С июня 2013 по декабрь 2014 года
Должность: Менеджер отдела полевых исследований (Полная занятость)
Название организации: ООО «Пронто-Москва» медиахолдинг «Из рук в руки», г. Москва. Один из ведущих лидеров рынка информационно-справочных изданий Москвы и области. Должностные обязанности и достижения: — Разработка инструментария для полевых проектов (анкеты, инструкции) — Координация полевых проектов: Набор и руководство интервьюерами, проведение инструктажей, контроль качества работы интервьюеров, распределение и принятие работы, оформление сопутствующей документации. — Систематизация и анализ информации — Руководство: Внештатными сотрудниками (интервьюерами, специалистом по формированию БД) — Разработка и оформление презентаций
Иностранные языки и компьютерные навыки
Английский язык: Базовый
Компьютерные навыки и знания: Word, Excel, Power Point, Internet, Front page, Photoshop, CorelDraw, оргтехника.
Дополнительная информация
Наличие водительских прав: Категория B

Заявление.

Директору ООО «Перфект»Зайцевой Е.В.АдминистратораИвановой Виктории Николаевны

Заявление
Прошу предоставить мне отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью два календарных дня с 31.08.2014 г. по 01.09.2014 г. по семейным обстоятельствам (необходимость подготовки ребенка-первоклассника к школе и присутствия на школьном празднике «День знаний»).

25.08.2014 Иванова

Объяснительная записка.

Директору по продажам ООО «Калина» Петрову Н. В.

Объяснительная записка
10.09.2013 № 2
Об опоздании на работу
Я опоздал на работу 10.09.2013 г. на один час по причине поломки и дальнейшего ремонта собственного автомобиля на СТО.

Менеджер по продажам Иванов Г.И. Иванов

Задание 2.9. Продолжите предложения:
Отправляясь в загранкомандировку, вы должны пройти медицинскую комиссию.
Рассчитывая на свои силы, вы должны сдать работу в срок.
Принимая во внимание Ваше мнение по данному вопросу, я с вами согласен.
Приступая к рассмотрению следующего вопроса, я бы хотел уточнить.
Отмечая отдельные недостатки, невозможно не остановиться на главных.
Отвечая на ваш запрос от 17.09.14. , сообщаем следующее.
Рассмотрев Ваше предложение о сокращении срока поставок, я не могу не подчеркнуть следующее.

Задание 2.10. Напишите следующие деловые письма: коммерческое предложение (или отказ на коммерческое предложение), письмо-просьбу.
«Давайте заработаем больше денег!»
Мы приглашаем к сотрудничеству компании, которые осуществляют продажу товаров в розницу, и хотят зарабатывать больше денег с каждой продажи без увеличения цены на сам товар.
Для этих целей нами разработана «Сервисная программа «РУССКИЙ ЩИТ» — новый уникальный продукт на рынке страховых услуг. В чем его преимущества?
Во-первых, продажа продукта может быть «привязана» к продаже товара, что позволяет получить прибавку к выручке от продажи без увеличения цены товара.
Во-вторых, это комплексная защита от семи рисков (подробнее см. Содержание Сервисной программы «РУССКИЙ ЩИТ»),
В-третьих, приобретая данный продукт по цене, указанной в полисе, клиент получает шанс на страховое возмещение на гораздо более значительную сумму.
И наконец, в-четвертых, эту сумму получает не банк, не магазин, а сам клиент лично.
Наш опыт продаж подобного продукта в течение двух лет показал:
что именно последнее качество данной услуги выступает неоспоримо привлекательным преимуществом для клиента,
что не менее 25% продаж могут сопровождаться оформлением данной услуги,
что от заключения Агентского договора до достижения минимальных плановых показателей проходит примерно 2-3 месяца,
что зарплата лучших продавцов увеличивается до 40%.
Что вкладываете Вы?
Фактически только Ваше желание сотрудничать, став Агентом компании «Русская Корона».
Что вкладываем мы?
Адаптируем продукт под Ваш стиль продаж.
Обучаем персонал.
Предоставляем оборудование для организации рабочего места.
Высылаем рекламную продукцию.
Обеспечиваем сопровождение на всех этапах: от продавца до бухгалтера.
Какую ВЫГОДУ получаете Вы как Агент?
№ 1: увеличение прибыли с каждой продажи до 12% от стоимости товара без дополнительных вложений и затрат,
№2: повышение квалификации своего персонала за счет тренинг-центра компании «Русская Корона»,
№3: расширение ассортимента предлагаемых услуг,
№4: дополнительные рычаги мотивации сотрудников.
Письмо-просьба.

ООО «Мобайл» Директору г.Псков, ул. Авиационная, 45 ООО «Стимул» Тел. (044) 11-11-11 С.Е. Коробову

Сообщаем Вам, что господин Лесков Н.С. прибудет в Москву 15 марта, любезно просим Вас организовать встречу и зарезервировать номер в гостинице на 2 дня. Господин Лесков Н.С. прибудет самолетом рейс 1583.
Также мы были бы признательны, если бы Вы организовали для него встречу с Вашими клиентами во время его визита.
С уважением,

Генеральный директор ООО «Мобайл» С.Ю. Головко
Задание 2.11. Письменно проанализируйте разговор с точки зрения соблюдения языковых, этических и психологических требований делового общения. Напишите свой вариант грамотного разговора на аналогичную тему.
А.: Здравствуйте.
Б.: Здравствуйте. Я хотел бы предложить вам свои выступления на вашей презентации. Я вам звонил.
А.: Насчёт чего?
Б.: Я предлагал вам наши выступления. Вы сказали, что нужно встретиться.
А.: Я говорила?
Б.: Да. Вы хотите устроить презентацию с концертной частью. Для этого я предложил вам участие нашей группы народного танца «Русское поле». Я вам представлялся.
А.: Вы представлялись?
Б.: Да.
А.: Так можно посмотреть?
Б.: Конечно. Группа уже хорошо известна в городе, и за город мы выезжаем.
А.: Но я вас ещё ни разу не видела…
Б.: Да, вы не видели. Но — может быть, для вас это важно — я только что был у директора торгового центра «Палас-сити». Он приглашает нас в конце октября для проведения концертной программы. У нас есть лицензия на проведение концертной деятельности. Кроме того, мы можем взаимозачётом рекламный плакатик где-нибудь повесить.
А.: Да? Ну что же, вы оставьте программку. Вообще, это интересно, наверное.
Б.: Мы можем написать письмо?
А.: Давайте так. Я вас на следующей неделе посмотрю… А пока заготовьте письмо со всеми реквизитами и занесите секретарю. Мы подумаем и, наверное, решим.
Б.: До свидания. Спасибо.
А.: Всего доброго.

В данном разговоре требования делового общения нарушают оба собеседника. Собеседник А ведет себя весьма не культурно, задает вопросы в грубоватой форме, а заканчивает диалог фразой, которая напоминает приказ. Ошибка собеседника Б в том, что, во-первых, он не представился, а во-вторых, он неправильно начал разговор, он сразу предложил свои услуги, а надо было сначала напомнить собеседнику А об их разговоре по телефону и то, о чем они договорились.

А.: Здравствуйте, чем могу вам помочь?
Б.: Здравствуйте. Меня зовут Иван Иванович. На прошлой неделе вы звонили мне по поводу презентации с концертной частью. Мы с вами договорились, что я зайду к вам в среду и мы все обсудим.
А.: Да-да, вспомнила. Присаживайтесь, пожалуйста. Расскажите, пожалуйста, о своей танцевальной группе.
Б: Наша группа народного танца называется «Русское поле». Она уже хорошо известна в городе, и за город мы выезжаем. У нас есть лицензия на проведение концертной деятельности. Я могу оставить вам программку. А еще я только что был у директора торгового центра «Палас-сити». Он приглашает нас в конце октября для проведения концертной программы. Вы могли бы прийти и посмотреть выступление нашей группы.
А : Отличная идея, спасибо большое. Давайте тогда ближе к концерту созвонимся с вами и обсудим все детали?
Б.: Да, конечно, я позвоню вам через пару недель. Договорились. Спасибо вам, всего доброго
А.: Спасибо, До свидания.

Задание 2.12. Письменно проанализируйте разговор с точки зрения соблюдения языковых, этических и психологических требований делового общения. Напишите свой вариант грамотного разговора на аналогичную тему.
А.: Здравствуйте. Вызывали?
Б.: Да, заходите, Игорь… Как ваше отчество?
А.: Петрович.
Б.: Заходите, Игорь Петрович. Вы работаете у нас недавно… Сколько месяцев?
А.: Шесть.
Б.: Хотя вы работаете у нас недавно, но успели зарекомендовать себя как грамотный специалист. Поэтому мы хотим порекомендовать вас для работы в нашем филиале, недалеко отсюда. Сейчас там возникли некоторые трудности. Командировка продлится около месяца. Что скажете?
Б.: Да я вообще-то не ожидал…
А.: Ну и хорошо, что не возражаете. А с начальником вашего отдела я договорюсь.

В данном разговоре требования делового общения нарушает собеседник Б. Прежде чем вызывать сотрудника, нужно знать его данные, тем более что сотрудник зарекомендовал себя как грамотный специалист. кроме того собеседник Б не спрашивает по поводу командировки, а ставит перед фактом, причем на вопрос «Что скажете?» он ответа будто не услышал и все решил за своего собеседника. Также в разговоре отсутствует вежливость.

А.: Здравствуйте. Вызывали?
Б.: Да, заходите, Игорь Петрович. Я вызвал вас вот по какому вопросу. Вы работаете у нас недавно, 6 месяцев. Но успели зарекомендовать себя как грамотный специалист. Поэтому мы хотели бы порекомендовать вас для работы в нашем филиале, недалеко отсюда. Как вы смотрите на мое предложение?
А.: Это так неожиданно, я бы хотел попросить у вас время подумать.
Б.: Да, конечно, подумайте. Но желательно через 2 дня дать ответ. Сейчас там возникли некоторые трудности. Командировка продлится около месяца. С начальником вашего отдела я договорюсь.
А.: Хорошо, я завтра дам вам ответ
Б.: Отлично, буду ждать вас тогда завтра. Спасибо
А.: Спасибо, до свидания.
Б.: До свидания.

Контрольная работа № 3
Темы: Подготовка и речевое оформление публичного выступления. Связность и логичность текста. Система аргументации в устной и письменной речи. Средства речевой выразительности. Риторические приёмы в публичном выступлении.
Задание 3.1. Составьте план вашего выступления по одной из предложенных ниже тем:
Преимущества и недостатки использования материалов Интернета при написании рефератов.
Платное обучение — прогресс или регресс российского образования?
Необходимо ли в вузе изучать русский язык и культуру речи студентам всех специальностей?
1. Понятия «русский язык» и «культура речи»
а) Русский язык как фактор национального самосознания и культурное достояние русского народа. б) Культура речи как явление общественной жизни
2. Основы теории культурной и грамотной русской речи.
3. Культура речи во взаимодействии с другими науками. 
4. Необходимость изучения русского языка и культуры речи студентами всех специальностей.
Задание 3.2. Определите способ изложения материала в каждом тексте (индуктивный или дедуктивный). Обоснуйте свою точку зрения.

Текст 1.
Известный учёный Лев Николаевич Гумилёв в книге «Этногенез и биосфера Земли», давая определение этнического стереотипа поведения, писал, что когда члены одного этноса вступают в контакт с членами другого этноса, то первое, что их удивляет, а иногда и шокирует, — это нормы отношений, принятые в другом этносе. Древний афинянин, побывав в Ольвии, с негодованием рассказывал, что скифы не имеют домов, а во время своих праздников напиваются до бесчувствия. Скифы, наблюдая вакханалии греков, чувствовали такое омерзение, что, однажды увидев своего царя, гостившего в Ольвии, в венке и с тирсом в руках в составе процессии ликующих эллинов, убили его. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многожёнства. Арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам и т. д.

Способ изложения материала дедуктивный, т.к. сначала выдвигается гипотеза, а затем ее доказательства.

Текст 2.
Известный учёный Лев Николаевич Гумилёв в книге «Этногенез и биосфера Земли» привёл серию любопытных примеров. Древний афинянин, побывав в Ольвии, с негодованием рассказывал, что скифы не имеют домов, а во время своих праздников напиваются до бесчувствия. Скифы, наблюдая вакханалии греков, чувствовали такое омерзение, что, однажды увидев своего царя, гостившего в Ольвии, в венке и с тирсом в руках в составе процессии ликующих эллинов, убили его. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многожёнства. Арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам и т. д. Традиции одного народа воспринимались другим как чудачества. Другой же народ считал их единственно возможным способом общежития и вовсе ими не тяготился. Причину этого Л.Н. Гумилёв видел в существовании этнического стереотипа поведения.

Способ изложения материала индуктивный, т.к. вывод основан на переходе от частного положения к общему.

Задание 3.3. Чтобы сделать логические отношения в текстах задания 3.2. более наглядными, добавьте в эти тексты лексические средства выражения логических связей (союзы, вводные слова, речевые клише).
Текст 1.
Известный учёный Лев Николаевич Гумилёв в книге «Этногенез и биосфера Земли», давая определение этнического стереотипа поведения, писал, что когда члены одного этноса вступают в контакт с членами другого этноса, то первое, что их удивляет, а иногда и шокирует, — это нормы отношений, принятые в другом этносе. Например, древний афинянин, побывав в Ольвии, с негодованием рассказывал, что скифы не имеют домов, а во время своих праздников напиваются до бесчувствия. А скифы, наблюдая вакханалии греков, чувствовали такое омерзение, что, однажды увидев своего царя, гостившего в Ольвии, в венке и с тирсом в руках в составе процессии ликующих эллинов, убили его. Кроме того, рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многожёнства. В это время арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам и т. д.

Текст 2.
Известный учёный Лев Николаевич Гумилёв в книге «Этногенез и биосфера Земли» привёл серию любопытных примеров. Во-первых, древний афинянин, побывав в Ольвии, с негодованием рассказывал, что скифы не имеют домов, а во время своих праздников напиваются до бесчувствия. Вторым примером являются скифы, которые, наблюдая вакханалии греков, чувствовали такое омерзение, что, однажды увидев своего царя, гостившего в Ольвии, в венке и с тирсом в руках в составе процессии ликующих эллинов, убили его. Рыцари же, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многожёнства. В то время как арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам и т. д. Таким образом, традиции одного народа воспринимались другим как чудачества. Другой же народ считал их единственно возможным способом общежития и вовсе ими не тяготился. В результате причину этого Л.Н. Гумилёв видел в существовании этнического стереотипа поведения.
Задание 3.4. Найдите и исправьте логические ошибки.
При необходимости проверка продукции (внешним осмотром) может производиться покупателем самостоятельно.
Идём мы по минному полю — то он впереди, то я.
Перед сдачей объекта под охрану нужно проверить, чтобы в охраняемом помещении в нерабочее время не оставались посторонние лица, а также не были включены электроприборы и другие источники огня.
Нужно подумать о заготовке на зиму кормов для общественного скотоводства.
Если инвестиционный климат в регионе неблагоприятный, то возрастает риск потери инвестирования.
Итак, сегодня вы прослушали лекцию о методах подготовки к выступлению.
А теперь сказанное поясню примером.
Задание 3.5. Аргументы бывают сильные, слабые и несостоятельные. (Несостоятельные аргументы дискредитируют того, кто их использует.) Выберите из данного списка сильные виды аргументов.
суждения на основе подтасованных фактов;
точно установленные и взаимосвязанные факты и суждения, вытекающие из них;
умозаключения, основанные на двух и более отдельных фактах, связь между которыми неясна без третьего;
доводы личного характера;
ссылки на законы, уставы, руководящие документы;
ссылки на потерявшие силу решения;
ссылки на малоизвестные или неизвестные слушателям авторитеты;
доводы, сделанные на основе догадок, предположений, ощущений;
заключения экспертов;
доводы, рассчитанные на предрассудки, невежество;
цитаты из публичных заявлений и книг признанных в той или иной области авторитетов;
показания свидетелей и очевидцев событий;
подлог и фальсификация;
выводы из неполных статистических данных;
статистическая информация, собранная и обработанная профессионалами-статистиками.
Задание 3.6. Подберите аргументы (не менее трёх) для защиты собственной точки зрения по какой-либо из тем задания 3.1.
1. Культура речи – это совокупность и система свойств и качеств речи, говорящих о ее совершенстве
2. Человек, не знающий свой язык и культуру речи, не может считаться образованным в какой бы то ни было отрасли.
3. Для традиционной русской культуры всегда был важен не только результат какой-либо мыслительной деятельности, но и сам ход мышления, который может быть выражен только на языке, в тексте. Поэтому любой человек, получающий высшее образование, будь то инженер, или географ, или экономист, естественник или гуманитарий, должен уметь излагать свою мысль.
Задание 3.7. Подберите синонимы к предложенным словам иностранного происхождения и составьте словосочетания с каждым словом из синонимического ряда.
Аккомодация (глаза) — приспособление (организма), (обыкновенная) акция — бумага (ценная), алгоритм (решения) — план (действия), (социальный) антагонизм — соперничество (особей), (юбилейная) апология — (защитительная) речь, брифинг (президента) — встреча (министров), вернисаж (в Москве) — выставка (художников), (встреча) визави — (поговорить) лицом к лицу, (сложный) генезис — (интересная) книга, (уверенный) дистрибьютор — посредник (при покупке), (успешный) дилер — (представительный) бизнесмен, инсинуация (со стороны) — (ужасная) клевета, (политический) истеблишмент — элита (общества), (хороший) сервис — обслуживание (физических лиц), презентация (фильма) — (интересное) представление , промоушн (спектакля) — (действенная) реклама, (вредный) фаст-фуд — быстрая еда, эксклюзивный (товар) — уникальный (в своем роде).
Задание 3.8. Прочитайте текст выступления студента на семинаре (курс «Концепции современного естествознания»). Отредактируйте текст: замените слова и выражения, не соответствующие ситуации, близкими по значению. Запишите свой вариант.
Слушайте внимательно. Рассказываю сегодня о пираньях. Пираньи — жутко кровожадные зверюги. Живут в Амазонке и впадающих в неё речушках. Их ещё зовут «рыбы-волки». Пираньи чертовски опасны, потому как зубы у них как бритва. Стая этих малявок в три плевка может слопать здоровенного быка. Говорят, что 19 сентября 1981 г. триста граждан были в один присест сожраны пираньями, после того как набитое народом пассажирское судно потонуло у причала бразильского порта Обидос. Тамошние индейцы говорят, что «три пираньи — это уже один здоровенный крокодилище».
Здравствуйте, уважаемые слушатели. Сегодня я расскажу вам о рыбах, а именно о пираньях. Они живут в Амазонке и впадающих в неё реках. Некоторые их называют «рыбы-волки». Пираньи опасны, их зубы напоминают лезвия. Стая этих недавно родившихся рыб может съесть большого быка. Известно, что 19 сентября 1981 г. триста граждан были жертвами этих рыб, после того как пассажирское судно потонуло у причала бразильского порта Обидос. Живущие там индейцы говорят, что «три пираньи — это уже один здоровенный крокодилище».
Задание 3.9. Прочитайте фрагмент интервью на собеседовании при приёме на работу. Измените его так, чтобы у интервьюера сложилось благоприятное впечатление о претенденте на вакантную должность.
А.: Расскажите немного о себе.
Б.: В 2000 году окончил школу, и пошел в армию. В 2001 году, после армии, поступил в университет, по окончании которого в 2006 году пошел работать на завод инженером. Но на этом мое обучение не закончилось. В 2008 году я поступил в аспирантуру, после окончания которой пошел работать на завод уже начальником отдела. Потом мне предложили место в совместном предприятии, но инженером. так как предлагали хорошую заработную плату, я согласился. Проработав там 2 года, меня повысили до начальника отдела. но меня не устраивает график работы, поэтому пришел в вашу фирму.
Задание 3.10. Используя риторические приёмы (не менее трёх), напишите небольшой текст на тему «Почему моя контрольная достойна высокой оценки». Укажите, какие приёмы вами были использованы.
Для чего необходимо писать контрольные работы? Правильно, контрольная работа — это, прежде всего, контроль знаний. Следовательно ее необходимо писать по каждой пройденной дисциплине, чтобы вы могли понять для себя, в какой мере вы освоили дисциплину, и если что-то было непонятно, то есть возможность наверстать. Для преподавателя же контрольная работа — это способ узнать, как студент освоил его предмет.
Каждая контрольная работа оценивается у каждого преподавателя по определенным критериям. После чего ставится оценка. Я считаю, что моя контрольная работа достойна высокой оценки. Так как в процессе написания было изучено много литературных источников, все вопросы раскрыты подробно,

Контрольная работа № 1 Темы Основные понятия культуры речи