Какое утверждение ближе к истине:
а)политика есть искусство управления людьми (Платон);
б)политика является «самой главной из всех наук и искусств» (Аристотель);
в)«политика может быть определена как искусство и практика обеспечения групповых целей, достигаемых путем преодоления сопротивления других групп» (современный американский политолог К. Райт).
Так что же такое политика − искусство, наука или практика? Аргументируйте свой ответ
Политика, как практика, представляет собой человеческую деятельность, связанную с принятием и проведением в жизнь решений, наделённых преимуществом уполномочия со стороны общества, для которого и от имени которого они принимаются.
Политика – это необходимость и одновременно потребность человека, поскольку она является как указателем, так и ограничителем его многообразных действий во всех сферах жизни общества.
Выделим основные функции политики в обществе. К ним относятся:
– управленческая (политическое руководство обществом);
– интегративная, обеспечивающая консолидацию общества, достижение стабильности общества в целом и составляющих его частей, систем;
– регулятивная, способствующая упорядочению, регламентации политического поведения и политических отношений;
– теоретико-прогностическая, цель которой – выработка концепции, курса развития общества;
– артикуляционная, способствующая выявлению и выражению интересов различных групп общества;
– нормативная, связанная с выработкой и утверждением системы норм и ценностей в обществе;
– социализации личности – функция приобщения, включения индивида в общественную жизнь, определенную политическую среду.
Политику можно рассматривать как науку и искусство.
Главная задача политики как науки – определение целей и задач политического развития, разработка, моделирование и прогнозирование различных аспектов политической деятельности. Политика вправе рассматриваться как наука в том смысле, что она может служить источником знаний об одной из жизненно важных сфер бытия людей, классов, партий и государств. Но политика и сама должна строиться на основе соответствующих научных знаний и считаться с результатами действия объективных закономерностей общественного развития, с наличием определённых социальных механизмов, принципов и норм, регулирующих развитие общественного организма. Принятие политических решений в современных демократических системах предполагает всестороннюю научную экспертизу, систему консультаций, профессионализм отношений. Политика всегда есть итог кропотливой трудоемкой работы политических деятелей, исследовательских центров и научных институтов, следствие коллективного ума многих людей и организаций. Однако полного тождества науки и политики быть не может, как не могут быть тождественными теория и практика.
Приближение политики к искусству объясняется вероятностным характером политического процесса (неполнотой информации в его исходных условиях, возможностью появления непредвиденных факторов, неопределенностью конечных результатов и т.п.). Поскольку политический процесс никогда не может быть полностью рациональным, а неконтролируемые процессы в политике нежелательные, то за организации и осуществления политического процесса и вообще дорогого политического действия возникает двойная задача: как-то компенсировать недостаток точного знания и вместе с тем удержаться в пределах рационального, чтобы не допустить безответственных решений и действий. Политика как искусство существенным образом определяет её эффективность, характер методов, выбор тактики и профессиональное призвание политического деятеля.
Политика как искусство предполагает своевременное обнаружение противоречий и нахождение наиболее эффективных способов их разрешения. Быструю реакцию на изменение политической ситуации, принятие соответствующих мер по стабилизации обстановки, умение мобилизовать людей на реализацию принятых решений. Вместе с тем, политика не совпадает с искусством. Искусство – это, прежде всего, художественное отображение мира, политика должна адекватно отражать политическую и социальную реальность мира. Политика не может постоянно идти на риск, руководствоваться только интуицией. Это приводило бы к немалым и дорогостоящим ошибкам, за которые расплачивается, как правило, народ.
Таким образом, суть политики определяется «тройственным» характером этого явления. Во-первых, политика – это наука, поскольку она базируется на законах общественного развития, а во-вторых, политика – это искусство, требующее талантливых исполнителей; в-третьих, политика – это практическая деятельность, связанная с целеполаганием и целедостижением в обществе.
2. Какое определение власти, на Ваш взгляд, ближе к истине:
а)«Могущество человека (взятое в общем виде) есть его наличные средства достигнуть в будущем некоего видимого блага» (Т. Гоббс);
б)«Власть − не средство; она − цель… Власть состоит в том, чтобы причинять боль и унижать» (Дж. Оруэлл);
в)«Власть может быть определена как реализация намеченных целей» (Б. Рассел);
г)«Политическая власть, в собственном смысле слова, это − организованное насилие одного класса для подавления другого» (В.И. Ленин)?
Аргументируйте свой ответ.
Из предложенных определений власти, наиболее объективно раскрывающим её сущность, является то, что дано Б. Расселом: «Власть может быть определена как реализация намеченных целей». В развитие идеи власти можно привести ещё и следующее определение: «Власть – это возможность и способность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей даже вопреки сопротивлению» (Философский энциклопедический словарь. – М., 1986.).
Однако, следует проводить различения видов власти. В частности, политическая власть – это способность и возможность принимать и приводить в исполнение политические решения, оказывающие воздействие на действия и поведение субъектов политики.
Сущностным выражением власти являются отношения принуждения-исполнения. Принуждение – это характерный признак и функция любой политической власти. Но общество невозможно построить на принуждении и насилии, так же как и только на позитивных стимулах.
Характерными признаками власти является:
– доминирование властной воли;
– наличие особого аппарата управления;
– суверенитет органов власти;
– монополия на регламентацию жизни общества;
– возможность принуждения в отношении общества и личности.
Политическая власть применяет разные средства своего осуществления. К основным из них можно отнести:
– право;
– авторитет;
– убеждение;
– традиции;
– манипуляции;
– принуждение;
– насилие.
Необходимость политической власти заключается в следующем:
1) власть инклюзивна, она может проникать и функционировать во всех сферах общественной жизни;
2) власть регулирует общественные отношения (между государством и партиями, между группами людей и т.д.);
3) власть необходима для организации общественного производства;
4) власть подчиняет всех членов общества (государства) единой воле;
5) она поддерживает целостность и единство общества как социального образования;
6) власть выполняет роль связующей компоненты людей и социальных групп внутри общества.
Власть, как общественное явление, обладает организационными, регулятивными и контрольными функциями. В системном виде можно выделить также следующие основные функции власти:
– анализ политической и общественной обстановки и конкретных ситуаций;
– определение собственной стратегии и частных, тактических задач;
– репрессивная функция – надзор и пресечение отклоняющегося от норм поведения;
– присвоение и распоряжение необходимыми ресурсами (материальными и духовными – воля, интеллект, солидарность и поддержка сторонников и т.д.);
– распределение ресурсов политики (меры доверия, соглашения, обмен уступками и преимуществами, награды, вознаграждения и т.п.);
– преобразование политического и общественного окружения власти в ее интересах и в интересах ее политики.
К основным отличительным признакам политической власти можно отнести:
– легальность в использовании силы;
– верховенство – обязательность ее решений для всех индивидов и институтов в пределах данной территории;
– публичность, которая подразумевает обезличенность власти, некоторую дистанцированность и обособленность от других общественных институтов;
– моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений; это отличает политическую власть от экономической власти, у которой центров принятия решений практически столько, сколько и субъектов экономических отношений.
Чем, на Ваш взгляд, различаются закрытая и открытая политические системы? Назовите страны, системы которых могли бы быть отнесены к тому и к другому типу.
Политическая система – это сложная, разветвленная совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, реализуемых через политическую власть.
В политической системе, согласно одному из подходов, существующих в политологии, выделяется пять структурных компонентов, которые называют подсистемами:
1) Институциональная. Она включает: государство, политические партии, иные политические институты.
2) Нормативная, включающая:
– политические принципы;
– политические традиции;
– нормы морали, воплощенные в конституциях, иных законах, партийных программах, уставах политических объединений, а также в процедурах, определяющих правила поведения в политике.
3) Функциональная, охватывающая формы и направления политической деятельности, методы осуществления власти.
4) Коммуникативная, представляющая собой совокупность связей и взаимодействий:
– между подсистемами политической системы;
– между политической системой и другими подсистемами (сферами общественной жизни) общества: экономической, социальной и т. п.;
– между политическими системами различных стран.
5) Культурно-идеологическая, охватывающая:
– политическую психологию;
– политическую;
– политическую культуру.
В совокупности всех указанных компонентов политическая система представляет собой сложный механизм формирования и функционирования власти в обществе.
Многообразие политических систем, существующих в современном мире, указывает на то, что на процесс их формирования и функционирования оказывает влияние множество факторов: исторические традиции, культура, экономическое развитие, зрелость гражданского общества, геополитические условия и т.д. Преобладание тех или иных факторов обусловливает их особенности и неповторимость.
Типология политических систем осуществляется на основе различных признаков (оснований). Так, одна из них исходит из характера взаимоотношения политических систем с внешней средой. По этому критерию политические системы подразделяются на закрытые и открытые. Закрытые политические системы имеют ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны, т.е. ресурсы развития находят внутри таких систем. Открытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, успешно усваивают передовые ценности иных систем, подвижны и динамичны. Примерами закрытых систем могут служить бывшие страны социализма (СССР, Венгрия, Болгария, современная КНДР и др.). Развитые демократические государства Запада представляют собой пример открытых политических систем (Франция, ФРГ, Великобритания, Канада и др.). Политическая система современной Российской Федерации может быть отнесена к открытому типу политической системы.
Совместимы ли, на Ваш взгляд, свободная личность и государство? Прокомментируйте два утверждения:
а)«Когда становится возможным говорить о свободе, тогда государство как таковое перестает существовать» (Ф. Энгельс);
б)«Государство − вещь, которая выгодна всем, но не выгодна каждому в отдельности» (В. Найшуль).
С момента своего возникновения государство неоднозначно трактовалось в истории политической мысли, поскольку на различных этапах истории человечества на первый план выходили те или иные его функции и свойства. В европейской политической науке можно выделить два образа государства:
1) понимание государства как особого рода коллективности, возникшей ради общего блага, счастливой жизни;
2) интерпретация государства как совокупности институтов публичной власти, должностных лиц, бюрократии.
Западная политическая мысль в понимании природы государства исходила из того, что оно не может быть ни добрым, ни справедливым. Государство все время стремится к тирании. Для ограничения его власти и был введен принцип конституционализма: подчинение власти и граждан конституции (основному закону). Введение этого принципа создало правовое государство.
Правовое государство представляет собой такую форму организации и деятельности государственной власти, при которой само государство, все социальные общности, отдельный индивид уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему. В этом случае право выступает способом взаимосвязи государства, общества и индивида. Принцип правового государства предполагает, что все правовые акты соответствуют основному закону страны – конституции.
Правовое государство имеет ряд отличительных признаков:
1) Верховенство закона во всех сферах жизни общества. Закон устанавливает права и обязанности участников общественных отношений. В законах учитываются тенденции социального развития, требования равенства и справедливости, защищаются нравственные ценности общества. В этом смысле закон имеет правовой характер, а не является результатом произвола государства.
2) Гарантии прав личности, возможности её свободного развития. Реализация этих гарантий обеспечивается благодаря осуществлению принципам невмешательства государства в дела гражданского общества и обязанностью создавать условия для реализации прав личности (право на образование, социальное обеспечение, судебную защиту, собственность и т.д.).
3) Взаимная ответственность государства и личности. Она взаимна благодаря тому, что государство и индивид в равной мере ответственны за свои действия перед законом. Правовой характер взаимной ответственности государства и личности связан с тем, что, подчиняясь праву, государство и граждане не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушение взятых на себя обязанностей.
4) Принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Однако, закрепляя юридическое равенство ответственности и равенство прав граждан, закон не предопределяет того, каким образом эти права будут реализованы. Фактические гарантии, особенно социально-экономических прав и свобод, зависят от возможностей государства. Правовое государство в развитых странах дополняется социальной ориентацией.
Социальное государство представляет собой такую форму организации государственной власти, для которой свойственна забота о благосостоянии граждан, создании достойных условий существования, равных возможностей реализации их талантов и способностей, благоприятной среды обитания. Такое государство формирует новый тип социальных связей между людьми, основанный на принципах социальной справедливости, социального мира и гражданского согласия. Следовательно, функции социального государства не сводятся к поддержке малообеспеченных семей, инвалидов, пенсионеров, безработных. Оно принимает на себя ответственность за поддержание стабильного социально-экономического положения своих граждан, социальный мир в обществе.
Таким образом отметить, что степень свободы человека зависит от уровня развития права в государстве. Абсолютная свобода невозможна. Однако, благодаря вмешательству государства в общественные отношения имеется возможность перераспределить свободы людей, установив правовое равенство.
5. До сих пор продолжается дискуссия о сущности демократии. Какое, на Ваш взгляд, утверждение точнее выражает смысл демократии:
а)«Называется этот строй демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве (граждан), а на большинстве их. По отношению к частным интересам законы наши представляют равноправие для всех» (Перикл);
б)«Демократия − не столько способ правления, сколько способ ограничить правительство, чтоб оно не мешало развитию в человеке главных ценностей, которые дают семья и вера» (Р. Рейган);
в)«Демократия… в ней страшная мощь разрушения… Конечно, разрушение создает, оно расчищает место… Но действительного творчества в демократии нет – и поэтому-то она не будущее. Будущее вне политики…» (А. И. Герцен).
Отметьте достоинства и недостатки каждого утверждения.
Демократия представляет собой самый сложный тип политического режима. Она представляет собой сложную форму взаимоотношений власти и граждан, уязвимую в изменяющихся условиях, но достаточно эффективную в высокоорганизованных, плюралистических обществах.
Характеристика демократия, данная Периклом, наиболее соответствует классической прямой демократии, от которой сегодня серьёзно отошли, заменив её более современными формами: полиархией, сообщественной демократией, партиципаторной и др.
Трактовка, данная Р. Рейганом, соответствует современной модели демократии, её современному видению, глазами консерватора-государственника. Некий компромиссный вариант, который может устроить и общество.
Герцен представляет радикальный взгляд на демократию, как политическую организацию в условиях государственности, политики как формы организованного участия. Будучи противником государственности и любого проявления политической деятельности, противником насилия, он удостоил и демократию нелестной оценки. Очевидно, не испытывая иллюзий относительно того, что демократия что-либо в несправедливом мире способна исправить, более того – будучи убеждён, что она ещё дальше заведёт наивных, полагающихся на неё людей – к бесправному существованию, предрёк, что будущее вне политики.
6. Какое из приведенных определений партии ближе, на Ваш взгляд, к истине:
а)«Что такое партия? Это группа людей, которая добивается власти, чтобы иметь возможность выполнить свою программу. Партия, которая не хочет власти, недостойна называться партией» (Л. Троцкий);
б)«Партия − это объединение людей, исповедующих одну и ту же политическую доктрину» (Б. Констант);
в)«Политическая партия − это союз людей единомыслящих, ставящих себе одни и те же цели и сговорившихся соединить свои силы для согласованной деятельности в государственной жизни» (Ю. Мартов)?
Какие существенные признаки партии отсутствуют в приведенных выше определениях?
Наиболее близким к истине является определение, данное Л. Троцким, в котором указан главный признак политической партии – стремление к власти. При этом, все остальные характеристики данного политического института, отражающие его суть, отсутствуют. Поэтому сведение характеристик политической партии к наличию доктринальных оснований (Б. Констант), сложению усилий единомышленников (Ю. Мартов) – недостаточно для комплексной характеристики.
Итак, признаками политической партии является:
1. Носитель определенной идеологии или особого видения мира и человека.
2. Нацеленность на завоевание и осуществление власти.
3. Наличие политической программы, т. е. документа, в котором формулируются цели и задачи партии как в плане участия в политической жизни, так и на тот случай, если партия придет к власти.
4. Наличие организации:
– в любой партии есть руководящие органы, как центральные, так и местные, на которых лежит задача выработки стратегий и тактик политической активности партии;
– любая партия характеризуется членством, т. е. состоит из строго определенного числа членов, которые обычно платят членские взносы и определенным образом участвуют в деятельности партии;
– любая партия имеет устав, т. е. документ, в котором устанавливаются важнейшие нормы внутрипартийной жизни.
5. Наличие разветвленной сети местных организаций, ядро которых образуют активисты-добровольцы.
7. Какой тип политической культуры выражен в формуле китайского философа Конфуция «Правитель должен быть правителем, подданный − подданным, отец − отцом, сын − сыном»? Какие ценности лежат в основе данного типа политической культуры?
Политическая культура – это система исторически сложившихся устойчивых ценностей, установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в непосредственности субъектов политического процесса и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.
Политическая культура – составная часть общей культуры человечества, включающая те элементы духовной сферы, которые связаны с уровнем и характером общезначимых политических знаний, оценок и действий граждан, обусловленных политическим опытом предшествующих поколений и воспроизводством их в ходе текущей политической жизни. Вот почему на основании уровня политической культуры общества можно судить об уровне его политической зрелости.
Характерные черты политической культуры:
1) является продуктом естественно-исторического развития общества, результатом коллективного политического творчества;
2) фиксирует устойчивые, повторяющиеся связи между элементами политического процесса, закрепляет стабильные стороны политического опыта;
3) имеет всеобъемлющий характер, пронизывая собой политическую жизнь конкретной страны;
4) обеспечивает целостность и интегрированность политической сферы;
5) координирует политическими методами жизнедеятельность общества в целом, сочетает интересы различных социальных групп, классов, государства и личности;
6) предлагает определенные образцы поведения, нормы взаимоотношений власти и граждан;
7) характеризует политическое сознание и политическое поведение массы населения.
Политическая культура формируется под воздействием многочисленных факторов, что и предопределяет многообразие её видов, моделей.
Тип политической культуры определяется по следующим основаниям:
1) в зависимости от уровня общности: общая (наиболее устойчивые, типичные признаки, характеризующие политическое сознание и политическое поведение основной массы населения) и субкультура (совокупность политических ориентаций и моделей политического поведения, присущая определенным социальным группам и регионам);
2) в зависимости от степени согласованности во взаимодействии политических субкультур в той или иной стране: интегрированная (характеризуемая тенденцией к единству в представлениях граждан относительно функционирования и возможностей политической системы, низким уровнем конфликтности и политического насилия, преобладанием юридических процедур в разрешении политических коллизий, высоким уровнем материального благосостояния, развитой системой социальной защиты населения, многочисленным средним классом) и фрагментарная (характеризуемая отсутствием согласия граждан относительно политического устройства общества, расхождениями в вопросах понимания власти, социальной разобщенностью, отсутствием доверия между различными группами, высокой степенью социальной напряженности и конфликтности, нестабильностью правительств, применением насилия как главного метода осуществления государственной власти);
3) в зависимости от отношения к власти: господствующая и контркультура;
4) в зависимости от отношения к прогрессу: замкнутая (нацеленная на восстановление по образцу, установленному традициями) и открытая (ориентированная на изменения, легко усваивающая новые ценности);
5) в зависимости от степени ориентации людей на участие в политической жизни, в обеспечении функционирования политической системы: патриархальная (для которой характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни), подданническая (где сильна ориентация на политические институты и невысок уровень индивидуальной активности граждан) и активистская (свидетельствующая о заинтересованности граждан в политическом участии и о проявлении ими активности в этом);
6) в зависимости от стилей политического поведения: рыночная (где политика понимается как разновидность бизнеса и рассматривается в качестве акта свободного обмена деятельностью граждан) и этатистская (которая демонстрирует главенствующую роль государственных институтов в организации политической жизни и определении условий политического участия индивида);
7) в зависимости от вида политического режима: демократическая и антидемократическая;
8) в зависимости от классового подхода: аграрная, пролетарская, мелкобуржуазная, буржуазная и т.п.;
9) в зависимости от связи с религией: божественно-традиционная (признающая священную природу власти, неизменность конкретной системы политических отношений власти, неизменность конкретной системы политических отношений и ее политических норм) и светская (характеризуемая прагматизмом, эмпиризмом);
10) в зависимости от базовых ценностей, на которые ориентируется та или иная общность в политической деятельности: общесоциальная (в рамках которой базовой ценностью выступает человек с его потребностями и интересами) и элитарная (главной ценностью здесь выступает сама власть, человек же, общество рассматриваются как средства для достижения данной цели).
Наиболее известная и распространенная классификация типов политической культуры разработана американскими политологами Г. Алмондом и С. Вербой и изложена ими в сочинении «Гражданская культура». Сопоставляя политические системы Великобритании, США, Италии, ФРГ и Мексики они выделили три основных типа политической культуры:
1) патриархальный, для которого характерны отсутствие интереса граждан к политической жизни страны и общества, озабоченность только местными проблемами, низкий уровень активности и участия в жизни общества (является преобладающей для слаборазвитых – африканских и части азиатских – стран с сильными пережитками родоплеменных и земляческих отношений, а в развитых странах – для части жителей сельских местностей);
2) подданнический, при преобладании которого люди имеют общие представления о политической системе и ее институтах, но не стремятся активно участвовать в политике, воспринимают государство, власть и политику как нечто «вышестоящее» по отношению к их частной жизни и ожидают от властей наказания за непокорность и поощрения за подчинение и дисциплинированность (чаще всего встречается в «переходных» и переживающих трансформацию обществах, где только еще формируются новые принципы и формы политических отношений);
3) активистский – при нем граждане политически грамотны и сознательны, интересуются политикой и активно участвуют в политической жизни, воздействуя на государственную власть с целью удовлетворения собственных интересов (развитые демократические государства).
В реальной политической жизни все эти типы политической культуры существуют не в «чистом», а в «смешанном» виде. Соединяясь в определённой комбинации и пропорции, они формируют гражданскую культуру общества.
В формуле Конфуция, очевидно, речь идёт о патриархальной политической культуре, основанной на чётком ролевом закреплении между членами общества, властвующими и подвластными. Главными ценностями, на которых базируется такая форма культуры, является религиозность, традиционный уклад, отношение к правителю как к «отцу», сведущему, что необходимо его «детям» – подданным. Подчинение правителю в таком обществе – бесспорно.
Список использованной литературы:
Арон Р. Демократия и её критики / Пер. с англ. под ред. М. В. Ильина – М.: РОССПЭН, 2003.
Горелов А. А. Политология. Учебник. М.: Флинта, 2014. – 312 с.
Даль Р. Полиархия, плюрализм и пространство. // Антология мировой политической мысли. Т. 2. – М., 1997.
Кравченко А. И. Политология. Учебник.Серия: Университетский учебник – М.: Проспект. – 448 с.
Мельвиль А. И. Политология. Учебник. – М.: Проспект, 2013. – 624 с.
Политология: учебник. / Коллектив авторов; под ред. В. И. Буренко. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2013. – 392 с.
Политология: учеб. / А. Ю. Мельвиль [и др.]. – М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 618 с.
Соловьёв А. И. Политология: Политическая теория, политические технологии. – М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 2012. – 464 с.