Из текста диктанта выпишите три слова с проверяемыми безударными гласными и подберите проверочные слова.
2. Из текста диктанта выпишите три слова с приставками и объясните их написание.
3. Из текста диктанта выпишите все слова, в которых есть корни с чередованием.

1. Вставьте пропущенные окончания существительных, объясните их написание.
Например, думать об отпуск.. – отпуске ( 2 скл., П.п.), говорить о революции –
революции (на – ия).
Был на открытии ( на — ие.) выставки ( 1 скл., Р.п.) , думать о гении ( 2 скл., П.п.) , обратиться к Марье ( 2 скл., Д.п.) и Лидии ( на – ия), прочитал в энциклопедии ( словарное слово; на – ия), притаился (тайна) в ущелье ( 2 скл., П.п.), увидел красоту в инеи( 2 скл., П.п.), познакомились на экскурсии (на – ия), стоять в гаване ( 1 скл., П.п.), расположиться (корень начинается с глухой согласной) на плоскогорье, ошибка в комментарии( 2 скл., П.п.), истинные (корень истин- + суффикс –н-) раритеты (словарное слово) в гербарие ( 2 скл., П.п.), я в смятении ( 2 скл., П.п.).
выяснил в следствии (предлог+сущ.; 2 скл., П.п.) по делу, седенький старичишка (одуш.), захолустный (хол; захолстье) городишко (неодуш.,от м.р.), пелена туч (Р.п., ж.р.), горечь (3 скл.) неудач (Р.п., ж.р.), стояли под Царицыным и Аустерлицем, открытый Дарвином (м.р., Р.п) закон, познакомился с Чарли Чаплином (иностр.фамилия, П.п.), зачитывался Диккенсом (иностр.фамилия, Тв.п.)и Лермонтовым (фамилия, Тв.п.)
2. Перепишите, соблюдая правила написания.
Ниоткуда не получал известий; как ни трудно, дело выполни; какие бы мысли ни одолевали, а я спокоен; пой, пока не охрипнешь; ни один не пришел; нельзя не любоваться ею; ни по чем не догадаешься; нисколько не сомневался; непревзойденные достижения; не смотря на жару; не на что пирожное купить; мальчик здесь ни при чем; никому иному нельзя рассказать; афиши не расклеены; черты не лишены приятности; никому не нужная встреча; времени всегда недостает; невидимые невооруженным глазом; невозместимая потеря; невосстановимо утраченный; невозмутимо-спокойный; неотразимо красивый; непоправимая утрата; не склоняемые в русском языке слова
3. Перепишите, объясните правописание наречий.
Пойти на мировую, знакомы сызмала, волей-неволей, душа нараспашку, бросились в рассыпную, знал назубок, переписал начисто закрыл наглухо, перво-наперво, остановился на миг, узнал впервые, принять в штыки, заметил во-первых, сделал по-моему, всё чин-чином, пойдем в круговую, пришли некстати, жили бок о бок, перевязал крест-накрест, прийти в упадок, звал по имени-отчеству, ступал по-медвежьи, остался в накладе, назавтра о нем забыли, заговорили наперебой, работал на износ.
4.Вставьте пропущенные буквы, определите спряжение глаголов.
1.Сосны вершинами машут (1) приветливо. 2. Лиловая занавеска чуть колышется (1) от ветра. 3. Не пенится (2) море, не плещет (1) волна. 4. Мороз слегка щиплет (1) за щёки. 5.Всё напряжённо-чутко дремлет (1). 6. И ласточки крыльями машут (1), и топится (2) весело печь. 7. Он стоит и каждый кустик слышит (1 искл.), каждый камень видит (1 искл) впереди. 8. Дремлют (1) хаты. 9. В лицо мне дышит (1 искл.) свежая трава. 10. Ветер сушит (2) сад и мягко в окна веет (1).
11.Скоро гром смелее грянет (1). 12. Зрители смотрят (1 искл.) с интересом новый фильм. 13. Дуют (1) ветры яростные, гонят (1 искл.) лодки парусные. 14.Плещещь (1) ты, куда захочешь (1), ты морские камни точишь (2), топишь (2) берег ты земли, подымаешь (1) корабли. 15. Князь у синя моря ходит (2), с синя моря глаз не сводит (2). 16. Люди из моря выходят (2) и себе дозором бродят (2)! 17. Свет наш солнышко! Ты ходишь (2) круглый год по небу, сводишь (2) зиму с тёплою весной, всех нас видишь (1 искл.) под собой. Аль откажешь (1) мне в ответе? 18. Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь (1) стаи туч, ты волнуешь (1) сине море, всюду веешь (1) на просторе, не боишься (2) ничего, кроме Бога одного.
5. Вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы причастий. Определите спряжение глаголов, от которых они образованы.
Пенящиеся (2) волны, хлопочущая (1) у плиты хозяйка, логично мыслящий (2) ученик, строящееся (2) здание, лечащий (2) врач, уважаемый (1) человек, независимое (1 искл.) государство, борющиеся (1) народы, дёшево стоящие (2) товары, мелющий (1) муку работник, клеящий (2) коробочку мальчик, храбро сражающийся (1) полк, колющий (1) дрова юноша, слышащийся (2) издали гудок, готовящийся к зачётам студент (2), лаящая (2) собака, спеющий (1) виноград, значащееся (2) по списку количество, борющиеся за независимость народы (1), строящийся (2) завод, пашущий землю крестьянин (1), готовящийся к занятиям студент (2), дремлющий (1) камыш, стелющийся туман, (2 искл.) гонящие (1 искл.) зайца собаки, лечащий врач (2), полющие (1) сорняки огородники, тяжело дышащий (1 искл.) зверь, лающая (1) собака, зреющие (1) колосья, дорого стоящие (2) товары, колышущиеся (1) от ветра флаги, плещущиеся (1) в воде дети, пилящие (2) дерево лесорубы, сражающиеся воины (1), клеящие (2) кубики ребята.

6. Вставьте Н или НН в суффиксы причастий, объясните свой выбор.
Скошенная трава (от глаг.сов.вида), раненный (есть зависимое слово) в голову солдат, погашенный свет (от глаг.сов.вида), скованные (от глаг.сов.вида) движения, солёная (от глаг.несов.вида, нет завимим.слов) почва, рискованный (оканчивается на -ованный) поступок, время потеряно (кр.прич.), купленные (от глаг.сов.вида) товары, жареные (от глаг.несов.вида, нет завимим.слов) овощи, нежданный (искл.) гость, гружёный (от глаг.несов.вида, нет завимим.слов) вагон, некошеная трава(от глаг.несов.вида, нет завимим.слов), израненный (есть приставка) воин, сожжённое (от.глаг.сов.вида) письмо, копчёный окорок (от.глаг.несов.вида), квалифицированные (на -ованный) рабочие, малозаселённые (от глаг.заселить-сов.вида) территории, работа окончена (кр.причастие), желанный (искл.) гость, священный день. (прилаг. всегда суффикс «-енн-»).

I. Перепишите предложения, расставьте знаки препинания и объясните их постановку:
1. Его цель – сделаться героем романа (подлеж.-сущ.+сказ.-глагол в инфинитиве).
2.Боевая рубка это мозг корабля (слово «это» подлеж.-сущ.+сказ.-сущ).
3.Сердце не камень (частица «не» перед сказуемым).
4.Слово – одежда всех фактов, всех мыслей. (подлеж.-сущ.+сказ.-сущ)
5.Он был тонок и слаб, но ходил и бегал свободно по всему дому. (союз «но», сопоставление)
6.Пушкин создал замечательные произведения как в стихах, так и в прозе. (двойной союз «как, так и»)
7.Другие факторы, а именно ветры, разность температуры, днём и ночью играют второстепенную роль. (вводное предложение с «а именно»; однородные члены)
8. Начнём с простейшего материала, а потом перейдём к более сложному. (противопоставление с союзом «а»)
9. Лицо и голос, тепло и свет в комнате успокаивали его (однородные подлеж.).
10. Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись. (однородные подлеж., да=и).
11.Производить эффект – их наслаждение. (подлеж.- глагол в инфинитиве +сказ.- сущ.). 12.Приезд на Кавказ — следствие его романтического фанатизма. (подлеж.-сущ.+сказ.-сущ)
13.Путь в лесах –это километры тишины безветрия (слово «это» подлеж.-сущ.+сказ.-сущ).
14. Пятью восемь – сорок (подлеж.и сказуем.-числит.).
15.И берег, и море молчали. (повторяющийся союз «и»).
16. Поворчал он, да не посмел ослушаться. (да=но).
17. Дожди прошли как в северных, так и в южных областях. (двойной союз «как, так и»)
18. Солнце светило ласково и нежно и согревало своим теплом луг, лес, озеро. (однородн.сказуемые с союзом «и»; однородные дополнения)
19. Горный поток шумел и пенился, и бился о скалы. (повторяющийся союз «и»).
20. Стол, кресла, стулья — всё было самого тяжёлого свойства (Слово «все»-обобщающее).
21. Превосходная должность – быть на земле человеком. (подлеж.-сущ.+сказ.-глагол в инфинитиве)
22. Он скептик и материалист (подлежащее – личное местоимение).
23. Музыкальное воспитание — это воспитание человека. (слово «это» подлеж.-сущ.+сказ.-сущ).
24. Солотча – извилистая неглубокая река. (можно подставить слово «это» подлеж.-сущ.+сказ.-сущ).
25. По вечерам мы читали и играли в шахматы. (однор.сказуем.соединены союзом «и»)
26. Книга интересна как для взрослых так и для детей. (двойной союз «как, так и»)
27.Ум, передовые взгляды не только ценятся в фамусовском обществе, но и преследуются им. (однородные подлежащие; простивопост. с союзом «но»).
28. У него отличные оценки и по русскому языку, и по математике. (повторяющийся союз «и»).
29. Она взяла вилку и нож и начала есть. (однородн.доп.с союзом «и», однородн.сказ.с союзом «и».)
30. Всюду: вверху и внизу пели жаворонки. (можно подставить вводное слово «а именно»)
31. Моё занятие – этнография изучение жизни русских людей. (подлеж.-сущ.+сказ.-сущ.)
32. Точность и краткость – вот первые достоинства прозы (слово «вот» между подл.и сказ.).
33. Старость не радость. (частица «не»)
34. Она школьница. (подлежащее – личное местоимение)
35. Забрать все книги бы да сжечь. (да=и, однородн.сказуемые)
36. Район со своими увалами и ухабами, лесами и полянами обладал десятками микроклиматов. (однородные дополнения)
37. Николай Петрович посмотрел ему вслед и в смущении опустился на стул. (однородн.сказ.,соед.союзом «и»)
38. Я поеду теперь на Дальний Восток либо на север.(либо = или)
39. Теперь уже ни гор, ни неба, ни земли не было видно (однородные дополн.)
40. Все: и офицеры, и матросы, были наверху.(обобщающее слово, повторяющийся союз «и»)
2.Расставьте знаки препинания, назовите грамматические основы предложений.
С монетой сквозь века.
Монеты, которые ныне чеканятся на государственных монетных дворах, — это самый древний вид денег в Древней Греции: монеты начали чеканить ещё в VIII-VII вв. до н.э.
(1. Монеты — вид денег. 2. Начали чеканить)
В Риме монетный двор был учрежден при храме Юноны-Монеты, откуда и произошел этот термин. (1.Двор был учрежден. 2.Произошел этот термин).
Материалом для изготовления монет обычно служат специальные сплавы, обладающие хорошей устойчивостью к истиранию, поскольку монета так быстро переходит из рук в руки, что мягкий металл не прослужил бы и года.
(1.Служат сплавы. 2. Монета переходит из рук в руки. 3. Металл не прослужил бы и года)
История монет красочна и многообразна, но в ней можно проследить одну сквозную
линию: человечество постепенно осознавало, что деньги вообще, и монета в частности, — лишь символ стоимости.
(1.История красочна и многообразна. 2. можно проследить линию. 3. Человечество осознавало. 4. Монета – символ стоимости)
Металл, идущий на изготовление монеты, не должен реально стоить столько, сколько в ней указано. (Металл не должен стоить)
Эта аксиома позволила монархам всего мира заниматься «порчей монет», так называли в старину чеканку монет, металл в которых стоил дешевле номинала.
(1. Аксиома позволила заниматься «порчей монет». 2. Так называли чеканку монет. 3. металл стоил дешевле номинала).
С монетой сквозь века. О том, сколь большую роль играли деньги в жизни людей, с древнейших времен красноречиво свидетельствует такой любопытный факт. (1. Большую роль играли деньги. 2. Свидетельствует любопытный факт).
В леднике Эцтальских Альп археологами были обнаружены хорошо сохранившиеся останки человека, пролежавшие там пять тысяч лет. (1. Были обнаружены останки.)
Рука погибшего в пурге жителя бронзового века крепко сжимала медную пластинку, самое ценное, что у него было с собой.
(1.Рука сжимала. 2. У него было)
Именно такие медные пластинки в те времена играли роль денег.
(1. Пластинки играли роль денег)
Человечество долго искало тот универсальный денежный товар, который будет интересен для всех участников рынка и позволит вести любые сделки.
(1.Человечество долго искало. 2. Который будет интересен и позволит вести сделки)
В течение многих веков наиболее удобным денежным товаром казались драгоценные металлы: серебро, золото, которые имели ряд преимуществ.
(1.Удобным денежным товаром казались драгоценные металлы. 2. Которые имели ряд преимуществ.)
Вот почему золото и серебро в виде слитков и монет надолго стали основой денежных систем многих стран мира, и на протяжении веков слова «золото» «серебро» и «деньги» были синонимами.
(1.Золото и серебро стали основой. 2. Слова были синонимами)
Как люди учились торговать.
Торговля родилась в незапамятной древности: она древнее даже земледелия.
(1. Торговля родилась. 2.Она древнее даже земледелия)
Торговля сыграла огромную роль в истории человечества.
(Торговля сыграла огромную роль)
Именно купцы становились инициаторами мореплавания в поисках неведомых земель, где можно было добыть дорогостоящие товары.
(1.Купцы становились инициаторами. 2. Можно было добыть)
Стоит вспомнить, что у Колумба главной целью плавания были сугубо торговые интересы.
(1.Стоит вспомнить. 2. Главной целью были торговые интересы.)
Он хотел найти короткий путь к берегам Индии, чтобы легче и дешевле было везти в Европу экзотические и дорогостоящие пряности.
(1. Он хотел найти. 2. Легче и дешевле было везти пряности)
Но купцы внесли свой вклад не только в историю географических открытий, но и в историю рождения современной промышленности.
(1. Купцы внесли свой вклад.)
Вот что писал об этом великий экономист Адам Смит: «Жители торговых городов вывозили из более богатых стран утонченные товары мануфактурного производства и драгоценные предметы Роскоши…».
(1. Писал Адам Смит. 2. Жители вывозили)
Когда же употребление этих изделий стало настолько общераспространенным, что вызвало значительный спрос на них, купцы, чтобы сэкономить издержки по перевозке, пытались основать производство подобного рода товаров у себя на родине.
(1.Употребление стало общераспространенным. 2. Что вызвало спрос. 3. Купцы
пытались основать производство

3.Перепишите, расставляя знаки препинания, составьте схемы сложных предложений.
1) Будьте настойчивы, упорны, но не упрямы…
Помните, что на свете есть много умных людей, которые могут заметить у вас ошибки; если они правы, не стесняйтесь согласиться с ними. (Обр.)
[Сказ.], (что сказ. ) (подл.+сказ.); [если подл.+сказ.], (сказ.)
2) Опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде заботах, волнениях о красоте окружающего мира.
[ подл.+сказ.], (подл.+сказ.), а [подл.+сказ.]
Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. (Сухомл.)
3) Я уверен, что для полного овладения, русским языком для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими
людьми, но общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, пересвистом птиц и с
каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины. (Пауст.)
[подл.+сказ.], (что (чтобы сказ.) сказ.+подл., но и подл.)

1. Определите принадлежность каждого текста к конкретному функциональному
стилю и объясните по схеме:
1) Данный текст принадлежит… стилю.
2) Его основная цель- ….
3) Использованы следующие языковые средства данного стиля:… (примеры из
текста).
4) Жанровая принадлежность — … (выдержка из научной статьи, УК РФ, рассказа и т.д.) (20 баллов).
1. «Правило 3 (факультативная окраска презумпций). Если составляющая с потенциальной презумпцией Р является синтаксическим актантом миропорождающего предиката, то имеется две возможности: а) Р является презумпцией в соответствующем мире и может быть переведена в презумпцию реального мира (или, по крайней мере, в суждение, истинное в реальном мире) при соответствующем изменении содержания – модальной «окраске»; б) Р остается презумцией в реальном мире. Различие пониманий а) и б) не имеет регулярного семантического выражения.
1) Данный текст принадлежит к научному стилю.
2) Его основная цель – изложение данных, полученных путем исследования; знакомство читателя с научной информацией.
3) Использованы следующие языковые средства данного стиля:
Четкость и логичность изложения
Отсутствие выражения эмоций
Использование специальных научных терминов: синтаксическим актантом; презумцией; семантического выражения.
Отсутствие форм 1 и 2 лица глаголов и местоимений «ты», «вы»;
4) Жанровая принадлежность — выдержка из научного издания

2. Письмо твое от 19-го крепко меня опечалило. Опять хандришь. Эй, смотри: хандра хуже холеры, одна убивает только тело, другая убивает душу. Дельвиг умер, Молчанов умер; погоди, умрет и Жуковский, умрем и мы. Но жизнь все еще богата; мы встретим еще новых знакомцев, новые созреют нам друзья, дочь у тебя будет расти, вырастет невестой, мы будем старые хрычи, жены наши – старые хрычовки, а детки будут славные, молодые, веселые ребята; а мальчики станут повесничать, а девчонки сентиментальничать; а нам то и любо.
1) Данный текст принадлежит к разговорному стилю.
2) Его основная цель – непосредственная передача информации в виде письма.
3) Использованы следующие языковые средства данного стиля:
Общеупотребительные слова: друзья, дочь, жены, молодые, веселые ребята
Разговорные слова: хандра хуже холеры, погоди.
Большое количество глаголов:
Простые предложения.
Обыденность содержания;
4) Жанровая принадлежность — письмо

3.Господа судьи, господа присяжные заседатели!
Вам предстоит произнести приговор.
По делу, что вынесли на суд ваш кто? –
Обыватели!,
Назвав подсудимого категорично «вор!»
Однако! Подсудимый, допустим, что виноват
И заслуживает (допустим мы) наказания.
Однако! Признаем, что как-то уж слабоват
Набор улик и!
Нам задача судебной власти очень даже ясна:
Справедливый суд ради блага людей!
Преступивший чрез закон отвечает сполна!
Пусть будет наказан злодей!
Однако! Перед нами другой подсудимый,
Перед нами имеющий претензию человек
Считаться лицом развитым, что явно немнимо,
Лицом, неспособным на кражу, затем на побег.
Напряжённое внимание к судебному следствию,
Пытливый взор, ум, совесть, умение

1) Данный текст принадлежит к художественному стилю.
2) Его основная цель – воздействовать с помощью созданных образ на чувства и мысли читателей и слушателей.
3) Использованы следующие языковые средства данного стиля:
Использование элементов разных стилей речи как средства создания художественных образов: свидетельские показания
Создание художественных образов:
Пытливый взор, ум, совесть, умение
Напряжённое внимание
Назвав подсудимого категорично «вор!»
4) Жанровая принадлежность — стихотворение

4.ДОГОВОР № 7
О передаче неисключительных имущественных прав г. Москва 23 марта 2002 г.
Гражданка Российской Федерации Ружева Анна Ильинична, именуемая в дальнейшем
Автор, – с одной стороны и ООО «Аранта», именуемое в дальнейшем Фирма, в лице
генерального директора Бозина Сергея Ивановича, действующего на основании
Устава, – с другой стороны заключили настоящий Договор о нижеследующем….

1) Данный текст принадлежит к официально-деловому стилю.
2) Его основная цель – Сообщение, информирование
3) Использованы следующие языковые средства данного стиля:
Официально-деловая лексика и деловая терминология:
Гражданка;
Автор;
Генеральный директор;
Устав.
Канцеляризмы
Именуемая в дальнейшем;
Настоящий;
О нижеследующем
4) Жанровая принадлежность – договор (деловые бумаги)

5. Осень поздняя. Небо открытое,
И леса сквозят тишиной.
Прилегла на берег размытый
Голова русалки больной.
1) Данный текст принадлежит к художественному стилю.
2) Его основная цель – воздействовать с помощью созданных образ на чувства и мысли читателей и слушателей.
3) Использованы следующие языковые средства данного стиля:
Создание художественных образов:
Небо открытое
берег размытый
русалки больной
4) Жанровая принадлежность — стихотворение

6.Бактерии – относительно просто устроенные микроскопические одноклеточные организмы. В зависимости от формы клетки бактерии различают шарообразные кокки, палочковидные бациллы, изогнутые в виде запятой вибрионы, спиралевидные спириллы. Очень часто бактерии образуют скопления в виде длинных изогнутых цепочек, групп и плёнок. Некоторые бактерии имеют один или несколько жгутиков. Среди бактерий есть подвижные и неподвижные формы. Подвижные передвигаются за счёт волнообразных сокращений или при помощи жгутиков. Большинство бактерий бесцветно. Только немногие окрашены в пурпурный или зелёный цвет.

1) Данный текст принадлежит к научному стилю (научно-популярный подстиль) .
2) Его основная цель – Сообщение, научное объяснение
3) Использованы следующие языковые средства данного стиля:
Использование терминов:
шарообразные кокки
палочковидные бациллы
вибрионы
спиралевидные спириллы
Широкое использование производных предлогов, наречий и союзов
в зависимости
относительно
в виде
за счёт
4) Жанровая принадлежность — учебник

7.Всю минувшую неделю кипели думские страсти, газеты и телевидение бурно обсуждали, кому какой комитет достанется и что в конце концов будет с коммунистами.
Между тем в этом обсуждении начисто отсутствовал один мотив, который в известной мере можно считать ключевым. А именно: какие два комитета были предложены товарищам большевикам в качестве утешительного приза по причине из политической незначимости? На какие кабинеты никто из нового большинства так и не позарился – не безликие ЕДИОТы, ни блескучие правые? Правильно, дети. Садитесь, пять. Это были комитеты по культуре и религиозным
объединениям … Боюсь, народные избранники в очередной раз совершают очень серьезную ошибку. Не культурную. И не религиозную. А вполне себе политическую. Потому что политик не политолог. Он не обязан быть слишком умным. Зато он должен иметь хороший нюх. И всегда держать нос по ветру: куда дует ветер эпохи? Что же до ветра эпохи, то он дует в сторону от непосредственной (точнее, вполне посредственной) политики.

1) Данный текст принадлежит к публицистическому стилю.
2) Его основная цель – Сообщение с целью привлечения внимания к важному вопросу
3) Использованы следующие языковые средства данного стиля:
Сочетание книжной, в том числе высокой, и разговорной, в том числе сниженной, лексики:
На какие кабинеты никто из нового большинства так и не позарился – не безликие ЕДИОТы, ни блескучие правые? Широкое использование производных предлогов, наречий и союзов
Экспрессивные синтаксические конструкции
куда дует ветер эпохи?
Правильно, дети. Садитесь, пять.
4) Жанровая принадлежность — статья

8.– Отворите же, черт возьми! Долго ли еще мне придется коченеть на этом сквозном__ветру? Если б вы знали, что в вашем коридоре двадцать градусов мороза, вы не заставили бы меня ждать так долго! Или, быть может, у вас нет сердца?
1) Данный текст принадлежит к разговорному стилю.
2) Его основная цель – Непосредственное бытовое общение;
3) Использованы следующие языковые средства данного стиля:
Эмоционально-оценочная и экспрессивная лексика и фразеология
Отворите же, черт возьми!
Или, быть может, у вас нет сердца?
Коченеть
4) Жанровая принадлежность – частный разговор

9.Порядок ведения заседания и исследования, если они были представлены, в апелляционную инстанцию, определяется председательствующим. По общему правилу вначале заслушиваются объяснения лиц, участвующих в деле, и их представителей. Сначала выступает лицо, подавшее, и его представитель. В случае обжалования решения обеими сторонами первым выступает истец».
1) Данный текст принадлежит к научному стилю (научно-учебный подстиль) .
2) Его основная цель – Сообщение, научное объяснение, инструкция.
3) Использованы следующие языковые средства данного стиля:
Использование терминов:
дополнительных доказательств
апелляционную жалобу
истец
обжалования решения
Широкое использование производных предлогов, наречий и союзов
в случае
вначале
сначала
4) Жанровая принадлежность — учебник

10. К этому времени озеро уже было опоясано огнем со всех сторон. Языки пламени
взвивались высоко в воздух над смолистыми вершинами. От рева огня можно было
оглохнуть, и все остальные звуки тонули в нем. Огонь унесся дальше так же быстро, как налетел, и его оглушительный рев вновь превратился в отдаленный рокочущий гул, но от зеленых деревьев по берегам озера остались только черные, обугленные скелеты. Уцелевшие звери медленно подплывали к черным, дымящимся берегам. Из тех, кто
искал спасения в озере, выжило не больше половины. Многие погибли, и в том числе все
дикобразы, никуда не годные пловцы. Возле берега жар по-прежнему был нестерпимым, и тлеющие угли не угасали еще очень долго.

1) Данный текст принадлежит к художественному стилю.
2) Его основная цель – воздействовать с помощью созданных образ на чувства и мысли читателей и слушателей.
3) Использованы следующие языковые средства данного стиля:
Создание художественных образов (метафоры, эпитеты):
озеро уже было опоясано огнем
звуки тонули
черные, обугленные скелеты
черным, дымящимся берегам
4) Жанровая принадлежность – рассказ.

2. Используя словари, дайте толкование слов диссидент, дума, инфраструктура,
консенсус, презентация, консолидация, конфронтация, эйфория, рейтинг, суверенитет.( 5 баллов).

Дисседент – 1. Лицо, отколовшееся от господствующего вероисповедания, вероотступник. 2. Человек, не согласный с господствующей идеологией, инакомыслящий.
Дума – 1. Мысль (обычно глубокая, всепоглощающая).
2. Эпико-лирический жанр украинского фольклора (обычно исторического содержания); произведения этого жанра, входившие в репертуар народных певцов — бандуристов и носившие обычно импровизационный характер; произведение этого жанра.
3. Представительное выборное учреждение с законодательными, совещательными и административными функциями; здание такого учреждения.
4. В Древней Руси и Московском государстве до 1700 г: собрание, совет бояр, земских, выборных и т.п.
Инфраструктура – отрасли экономики, научно-технических знаний, социальной жизни, к-рые непосредственно обеспечивают производственные процессы и условия жизнедеятельности общества.
Консенсус – согласие по спорному вопросу, достигнутое в результате дискуссии.
Презентация – общественное представление (обычно в форме торжественного мероприятия) чего-либо нового, недавно появившегося, созданного.
Консолидация – упрочение, укрепление чего-либо; объединение, сплочение отдельных лиц, групп, организаций для усиления борьбы за общие цели.
Конфронтация – противоборство, противопоставление, столкновение социальных систем, классовых интересов, убеждений (напр., политика конфронтации, военная конфронтация, конфронтация взглядов).
Эйфория — 1. мед. Благодушное, повышенно-радостное настроение, не соответствующее объективным обстоятельствам, отмечаемое при прогрессивном параличе, атеросклерозе, травмах мозга и др. 2. перен. Вообще состояние радости, душевного подъема, часто необъяснимое, не вызванное внешними обстоятельствами
Рейтинг — 1. Спорт. Показатель оценки достижений шахматиста в мировом классификационном списке, определяемый по его результатам в турнирах.
2. Книжн. Показатель популярности, авторитета какого-л. лица, общественного деятеля, организации и т.п. в какое-л. время, определяемый социологическим опросом.
Суверенитет — 1. Полная независимость государства от других государств в осуществлении своей внутренней и внешней политики. Государственный с. Установить, провозгласить с. Соблюдение суверенитета. Нарушить с. Ограниченность экономического суверенитета страны.
2. Положение суверена; право верховной власти.

3. Напишите очерк на тему: «Состояние современной экономики» или «Вредные
привычки погубят Россию». (10 баллов).

«Вредные привычки погубят Россию»

В настоящее время можно нередко услышать о такой болезни, общества как вредные привычки. Особенно эта тема актуальна для нашей страны.
Несмотря на то, что в целом о вреде курения и потребления спиртного говорится довольно много, проблема не решается, а даже можно наблюдать ее усугубление. Особое внимание хочется уделить проблеме алкоголизма, так как она существует в России не первый год и даже не первый век.
Анализируя данные истории, можно сделать вывод о том, что меры по борьбе с пьянством принимаются уже несколько веков: от ограничения продажи алкоголя на человека до увольнения с работы. Но такие методы не имели успеха среди россиян.
Удивительно то, что эта проблема большинством россиян не воспринимается в качестве явной угрозы жизни. Таким образом, «соображая на троих» и думая, что это не алкоголизм, и бросить можно всегда, россияне внезапно прощаются с жизнью. Прощаются с жизнью наши отцы, матеря, дети и внуки, бабушки и дедушки.
Также согласно статистики алкоголизма в России ежегодно умирает в три раза больше граждан, чем погибают в дорожно-транспортных происшествиях, в семь раз больше, чем от сигарет. Одновременно с этим, около трех миллионов граждан Российской Федерации болеют алкогольной зависимостью. Практически все заключенные, осужденные за хулиганство, совершили преступление в нетрезвом виде. 90 процентов младенцев с умственными отклонениями рождены от родителей, употреблявших алкоголь или имеющих алкоголиков по кровной линии.
Статистика алкоголизма в мире показывает, насколько количество потребляемого алкоголя на человека в России, наглядно иллюстрирует проблему прогрессирования алкоголизма в нашей стране. Таким образом, в Турции потребляется 1,3 литра алкоголя в чистом виде на человека, в Финляндии- 5,2 литра, в Америке-8,4 литра, в России – 18 литров на душу населения.
Далеко не радостными фактами характеризуется статистика детского алкоголизма в России: сто шестьдесят один ребенок в стране по данным исследований 2009г. в возрасте от десяти до четырнадцати лет уже имеет диагноз «алкоголизм».
Статистика алкоголизма в России способна показать каждую категорию граждан, систематически принимающих алкоголь. Едва ли не самыми весомыми показателями после детских, являются показатели употребления алкогольных напитков женщинами.
Женский алкоголизм: статистика в РФ иллюстрируется следующими данными: за последние 10 лет количество женщин, больных алкоголизмом, поднялось с 11 до 15 процентов. Однако это официальные данные и реальная ситуация может быть гораздо серьезнее.
Как бы то ни было, алкоголь является болезнью, легко диагностируемой, но крайне тяжело поддающейся лечению. И принимать алкоголь или нет- по -прежнему остается свободным выбором каждого, выбором, между счастливой жизнью и пьяной болезненной смертью. Но на сегодняшний день мы можем сказать, что существующая тенденция губит нашу страну.

4.Исправьте недочёты в оформлении документов и перепишите исправленные
варианты. Недостающие реквизиты добавьте самостоятельно. (10 баллов).
А) Я очень прошу предоставить мне трёхдневный отпуск за свой счёт с 15 по 18 февраля по семейным обстоятельствам. Токарь Алентьев Н.
Директору ОАО «Автоматика»
Иванову И.И.
Токаря Аленьева Н.К.

заявление.

Прошу предоставить мне трёхдневный отпуск за свой счёт с 15 по 18 февраля по семейным обстоятельствам.

Б) Директору автобазы №2 Сырцову В.И. от Никифорова Л.П.
Заявление
Товарищ директор, к вам обращается шофёр автобазы Никифоров Л.П. по такому вопросу. Очень прошу вас освободить меня на время от работы на дальних рейсах. Я сейчас прохожу лечение в поликлинике, справку могу предоставить. Очень прошу не
отказывать в моей просьбе и подписываюсь. Л.П.Никифоров 16 декабря 2005г.__

Директору автобазы №2
Сырцову В.И.
шофера автобазы
Никифорова Л.П.
заявление.

Прошу освободить меня на время от работы на дальних рейсах по причине прохождения курса лечения в поликлинике. По окончании лечения обязуюсь предоставить справку

Л.П.Никифоров
16 декабря 2005г.__

Из текста диктанта выпишите три слова с проверяемыми безударными гласными и подберите проверочные слова