Из каких действий складывается чтение как вид речевой деятельности? Восприятие текста и понимание его смысла.
Как в современной методической науке определяется навык чтения и его компоненты?
Использование разнообразных методических приемов на уроке чтения не должно становиться самоцелью, а должно увязываться с этапами работы над произведением, его литературными особенностями, с обучающими целями урока и его развивающими задачами. Тогда работа с текстом художественного или научно-познавательного произведения будет активизировать умственную деятельность детей: учить наблюдать факты произведения, сравнивать их, обобщать, т.е. выполнять аналитические и синтетические операции.
Все сказанное позволяет назвать задачи современного урока чтения:
Совершенствование навыка чтения: целенаправленная работа над правильностью, беглостью, сознательностью и выразительностью чтения.
Формирование читательских умений по работе с текстом; активизация «вдумчивого чтения», т.е. умения думать над произведением до чтения, во время чтения и после завершения чтения.
Проведение литературоведческой пропедевтики и формирование первоначальных литературоведческих знаний.
Обеспечение нравственного и эстетического воспитания детей.
Что предполагает сознательное прочтение художественного произведения? В чем состоят психологические особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками? Сознательное прочтение художественного произведения предполагает осмысление значения каждой языковой единицы текста; понимание идейной направленности произведения, его образной системы, изобразительно-выразительных средств, т.е. позиции автора и своего собственного отношения к прочитанному; осознание себя как читателя. Восприятие представляет собой достаточно сложный процесс. Если произведения изобразительного искусства, музыки воспринимается непосредственно органами чувств, то читатель воспринимает графические знаки, напечатанные на бумаге. Только посредством включения психических механизмов мозга эти графические знаки преображаются в слова. Благодаря словам и воссоздающему воображению выстраиваются образы, которые вызывают эмоциональную реакцию читателя, рождают сопереживание героям и автору, а отсюда возникает понимание произведения и понимания своего отношения к прочитанному.
Какие литературоведческие основы определяют методику работ над художественным произведением в начальных классах?
Объективным содержанием любого произведения, и художественного, и научного является реальная действительность. В литературном произведении наряду с объективным содержанием имеет место субъективная оценка автором событий, фактов, человеческих отношений. Оценка писателем жизненного материала составляет идею художественного произведения. Идейная направленность произведения обусловлена мировоззрением автора. Художник рассказывает о жизни, используя образную форму. Все эти особенности художественного произведения находят отражение в методике работы.
В центре внимания ставится образ и авторское отношение к нему.
Целесообразно знакомить младших школьников с жизнью автора, его взглядами в доступной для ребят форме.
При анализе важно учить детей понимать идейную направленность художественного произведения.
При анализе в комплексе рассматриваются форма и содержание произведения.
В художественном произведении описываются события определенного исторического периода, следовательно, детей с этим периодом нужно познакомить.

II.1. Какие три этапа выделяются в процессе формирования навыка чтения? Аналитический, синтетический и этап автоматизации или
1. Первичный синтез.
2. Анализ.
3. Вторичный синтез.
Какие условия работы над выразительным чтением должны быть соблюдены, чтобы ученики достигли результата в этой деятельности?
Для эффективной работы над выразительностью чтения учащихся учителю следует знать условия работы над выразительностью чтения. К ним относятся следующие.
1. Работе над выразительным чтением должен предшествовать тщательный анализ художественного произведения. Следовательно, упражнения в выразительном чтении должны проводиться на заключительных этапах урока, когда завершена работа над формой и содержанием произведения. однако нельзя думать, что работа над выразительностью чтения состоит только в использовании тренировочных упражнений. Обучение выразительному чтению — сложный процесс, которые пронизывает все этапы урока, так как органически обуславливается и подготовкой к восприятию произведения, и первичным знакомством с произведением, и работай над идеей произведения.
2. Обязательно должен демонстрироваться образец выразительного чтения произведения. Это может быть или образцовое чтение учителем или чтение мастером художественного слова в записи. Если образец демонстрируется при первичном знакомстве с произведением, лучше прибегнуть к чтению учителем. Если образцовое чтение привлекается на этапе упражнений в выразительном чтении, то могут быть использованы технические средства для воспроизведения чтения мастером.
3. Работа над языком произведения — тоже одно из условий отработки выразительности чтения. Невозможно добиваться от учеников выразительного чтения, если или не понята форма произведения, поэтому наблюдение над выразительно-изобразительными средствами становится органической частью работы по уяснению идейной направленности произведения.
4. Работа над выразительностью чтения должна опираться на воссоздающее воображение школьников, то есть на их умение представить картину жизни по авторскому словесному описанию, увидеть внутренним взором то, что изобразил автор. Воссоздающее воображение неопытного читателя нужно тренировать, учить по «авторским знакам» создавать перед мысленным взором эпизод, пейзаж, портрет. Приемами, развивающими воссоздающее воображение, являются графическое и словесное иллюстрирование, составление диафильмов, написание киносценариев, а также чтение по ролям, драматизация. Таким образом, можно назвать еще один фактор, влияющий на выразительность чтения, — сочетание такой работы с разнообразными видами деятельности на уроке чтения.
5. Обязательным условием работы над выразительным чтением является также обсуждение в классе вариантов прочтения проанализированного произведения. Желательно, чтобы в конце урока два-три ученика прочитали вслух произведение (или часть его), а ученики класса обсудили удачи и промахи в их чтении. При этом надо помнить, что тон такого обучения должен быть деловым и доброжелательным.
Какие условия должны быть приняты во внимание при отборе методических приемов на каждый этап урока?
При выборе формы организации учебного занятия важно выявить: какие условия для расходования учебного времени создает эта форма; как она влияет на активизацию учебной деятельности учащихся; как способствует развитию их самостоятельности; создает ли она эмоциональный настрой; в какой мере выбранная форма учитывает индивидуальные особенности учащихся; насколько успешно при разных формах учитель может планировать, осуществлять, корректировать управление учебной деятельностью учащихся, проводить оперативный и итоговый контроль.
В чем состоят проблемы современного урока чтения? 1. Проблема научить не технически «считывать» текст из учебника, а научить читать. 2. Истинное восприятие современным ребенком прочитанного.
От чего зависит структура уроков чтения?
Уроки чтения могут различаться по многим параметрам:
· по учебной задаче;
· по ведущей деятельности учащихся;
· по типу учебного материала.
III.1. Какие основные учебные задачи должны быть решены на уроке чтения в современной школе?
Совершенствование навыка чтения: целенаправленная работа над правильностью, беглостью, сознательностью и выразительностью чтения.
Формирование читательских умений по работе с текстом; активизация «вдумчивого чтения», т.е. умения думать над произведением до чтения, во время чтения и после завершения чтения.
Проведение литературоведческой пропедевтики и формирование первоначальных литературоведческих знаний.
Что такое «партитура чтения»? Когда и зачем она составляется в классе на уроке? Это литературный текст, снабженный специальными значками и ремарками, которые позволяют усилить внимание ребенка, вызвать у него эмоциональный отклик, сделать более значимыми для него особенности произведения. В партитуре отмечены места, где целесообразно выдержать паузу, чтобы у ребенка возник вопрос или реплика.
В чем состоит отличие художественного произведения от научно-художественного, научно-познавательного и публицистического? Отличие состоит в главной функции художественного текста — эстетическое воспитание.
Что следует понимать под формой художественного произведения?
В литературе это выбор слов, наиболее отвечающих яркости изображения; особенности их сочетания, ритм, звучание, отбор деталей, характеризующих образ, и другие приемы, в совокупности своей создающие образность языка.
5.Какие пути работы над крупнообъемным произведением предлагает современная методика?
Аналитическая беседа. Постановка учителем вопросов к прочитанному тексту. Постановка детьми вопросов к прочитанному тексту. Прием выборочного чтения. Прием стилистического (языкового) анализа текста. Иллюстрирование текста. Прием драматизации.
Задания
1.1. Проведите литературоведческий анализ художественных произведений из учебного материала любой хрестоматии для начальных классов (по выбору):
рассказа;
сказки;
басни;
лирического стихотворения;
художественного описания.

АНАЛИЗ СКАЗКИ В. М. ГАРШИНА «ЛЯГУШКА -ПУТЕШЕСТВЕННИЦА» 
Сказка Гаршина «Лягушка — Путешественница» — забавная и интереснейшая история о лягушке.  Сказка была создана в 1887 году и является последней в творчестве Гаршина. Данное произведение относится к эпосу. Сюжет сказки — как лягушка путешествовала вместе с утками в теплые края. Лягушка – Путешественница не проста, она наделена недюжинной сообразительностью и смекалкой. Автор же симпатизирует героине своей сказки, он рассказывает нам о ней с доброй иронией. Лягушка показана нам глупенькой и не сдержанной. Это мы видим в эпизоде, когда лягушка летела, схватившись ртом за тростинку. Она так сильно хотела похвалиться перед всеми, что это ее идея лететь на утках, что забыла о своем положении, закричала, после чего упала в чужое болото. Сама лягушка ведет себя хвастливо и получает удовольствие, когда ее хвалят. В композиции можно выделить четыре эпизода и вступление. Выделенные эпизоды сказки: знакомство с лягушкой, прилет уток к лягушке на болото, полет-путешествие лягушки с утками, падение в незнакомое болото и новая жизнь лягушки. Вступление напоминает нам присказку.

Основываясь на литературоведческом анализе выбранных произведений, определите воспитательные возможности уроков,на которых будет происходить чтение и анализ произведений.
Воспитательные задачи:
способствовать нравственному воспитанию учащихся: (вежливость, доброта, забота о других).
воспитывать аккуратность, организованность, трудолюбие;
воспитывать прилежание;
воспитать любовь к родному языку и литературе;
воспитывать любовь к творчеству Гаршина В.М. через его произведения особенности его личности.
Определите круг литературоведческих понятий, которые могут стать средством углубленного обдумывания (анализа) выбранного произведения. Жанр, сказка, гипербола, идея произведения, сюжет, эпитет, мораль.
Продумайте методику работы над лексикой и другими формальными признаками выбранных произведений.
На уроке по данному произведению должна быть работа с толковым словарем. Учащиеся находят непонятные слова и определяют их лексическое значение. Новые слова выписывать в тетрадь, ставить ударение, прочитывать вместе с учителем по слогам и подбирать однокоренные слова.
Определите задания для творческой работы учащихся в связи с чтением каждого выбранного произведения.
Иллюстрация к эпизоду, который понравился больше всего. Придумать свое окончание сказки. Постановка сказки.
Проанализируйте видо-жанровое разнообразие текстов, включенных в учебники по чтению.
Включенные в учебники по чтению тексты расширяют знания в области жанровых особенностей сказки (народной и литературной), рассказов, басен (стихотворных и прозаических), былин и сказок, очерковых произведений.
7Проследите, как меняется от класса к классу учебный материал с точки зрения объема текстов, их принадлежность к разным стилям и жанрам. На основании наблюдений сделайте методические выводы. Объем текстов постепенно увеличивается, стили и жанры становятся разнообразнее. Тем самым учащиеся входят в «мир литературы» постепенно. В первом полугодии 1 класса на уроках обучения грамоте дети учатся читать, на уроках литературного слушания — слушать и воспринимать художественные произведения. Во втором полугодии проводятся уроки литературного чтения и слушания. Первоклассники знакомятся с детскими книгами, получают начальные представления о литературоведческих понятиях (жанр, тема, фамилия автора, заголовок, сказка, рассказ, стихотворение, произведение). Во 2 классе ученики уже умеют читать вслух целыми словами, воспринимать содержание читаемого произведения, различают доступные им жанры, знают имена детских писателей, авторов книг и отдельных произведений. В 3 классе формирование читателя продолжается уже на более сложных (но доступных) текстах, углубляются литературные познания ученика, обогащается его читательский опыт. Читательское развитие школьника приобретает большую глубину, а чтение становится более самостоятельным. Между учеником, книгой, автором складываются определенные отношения, вызывающие у третьеклассников личные симпатии и предпочтения. Дети знакомятся с новыми литературоведческими понятиями (средства выразительности), выделяют особенности жанров. В 4 классе расширяется круг детского чтения. Учащиеся знакомятся с новыми жанрами, новыми именами писателей и поэтов. Продолжается работа над структурой художественного произведения (компонентами сюжета) и сравнением произведений разных жанров. Усложняются сами произведения и способы работы с ними.
8.Сопоставьте учебники по чтению для I класса;
«Капельки солнца» Р.П.Бунеева, Е.В.Бунеевой с учебниками других авторов (по выбору)
Какие разделы включены в книги для чтения?
Какие темы отражены в книгах?
Произведения каких жанров предлагается читать детям в I классе?
Учебник по литературному чтению «Капельки солнца» предназначен для работы в 1-м классе четырехлетней начальной школы после завершения курса обучения грамоте по учебнику «Букварь». Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования и является составной частью комплекта учебников развивающей Образовательной системы «Школа 2100». В комплекте с «Тетрадью по литературному чтению» для 1 класса тех же авторов учебник направлен на совершенствование умений чтения и понимания текста, на дальнейшее развитие интереса к чтению и читательской самостоятельности детей. Книга начинается с обращения к первоклассникам, затем выделены 4 раздела. «Попрыгать, поиграть», «Наш дом», «Ребятам о зверятах», «Маленькие открытия». Интересным является то, что в каждом разделе имеются уроки вежливости, которые затрагивают темы этикета, гигиены, правил поведения на природе, как ухаживать за животными. в соответствии с темами этих уроков подобраны произведения. Это стихотворения и рассказы.

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение: 1 класс. Учебник в 2-х частях.Учебник «Литературное чтение. 1 класс» переработан в соответствии с требованиями ФГОС. В издании доработан методический аппарат, усовершенствована поисковая система, введены задания, организующие проектную деятельность учащихся. Вопросы и задания, представленные в методическом аппарате учебника, формируют универсальные учебные действия, развивают у детей способность к творческому мышлению и сотрудничеству.Классические и современные произведения разных жанров помогут привить ребенку интерес и любовь к художественной книге и расширить кругозор.
В учебнике выделены следующие разделы: «Жили-были буквы», «Сказки, загадки, небылицы», «Апрель, апрель. Звенит капель!», «И в шутку и всерьез», «Я и мои друзья», «О братьях наших меньших». Основные темы, которые отражены в книгах, — это темы доброты, дружбы, отношения к животным. То есть некоторые темы похожи на те, которые представлены в учебнике «Капельки солнца». В учебнике Климановой представлено больше жанров: сказки, загадки, небылицы, стихотворения, рассказы.
Произведения каких эпох отобрали авторы хрестоматий в качестве учебного материала для I класса?
Это произведения 20-21 века и русские народные сказки.
Дайте методическую оценку отбору учебного материала и его структурированию.
Учебный материал отобрал правильно, все тексты доступны для восприятия и понимания первоклассником. Структурирование материала идет от меньшего к большему, т. е литературные произведения и соответственно задания к ним постепенно усложняются.

9.Проанализируйте несколько известных вам хрестоматий по чтению для начальных классов с точки зрения включения в них драматических произведений. Какие драматические произведенияотобраны авторами для чтения в начальной школе? Целесообразно ли расширять круг чтения драматических произведений учащимся начальных классов?
В драматическом произведении автор показывает речь через действия героев, таким образом, действие приобретает самоценное значение. Отсюда и совершенно особая функция языка в драме: речь выражает внутренние переживания персонажей и одновременно является средством изображения внешних проявлений внутренних состояний героев, в речи персонажей выявляются их конфликтные отношения, т.е. речь (pазговор) становится движущим механизмом действия. Особенность содержания и формы драмы предполагает необходимость сочетания речи с пантомимой, разыгрывания действия в мизансценах, соединения драмы с декорациями и музыкальным сопровождением. Иначе говоря, драма требует постановки на сцене. Поэтому полноценное чтение драматического произведения предполагает наличие развитого воссоздающего и творческого воображения и по силам только квалифицированному читателю. По этой причине в хрестоматиях для начальных классов очень мало драматических произведений. В «Родной речи» — учебники для учащихся начальных классов в 3 книгах их только два: в книге 1 — отрывок из сказки С.Я.Маршака «Терем-теремок» и в книге 2 — отрывок из сказки-пьесы С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» В книгах И.Романовской «Живое слово» драматических произведений нет вообще. В книгах для чтения Р.Н. и Е.В.Бунеевых только два драматических произведения: С.Маршака, «Сказка про козла» (III класс) и С.Козлова «Снежный цветок» (IV класс).
Чтение драматического произведения требует разносторонних усилий читателя: осознания раскодированных печатных знаков, воссоздания в воображении определенных картин представленного, как двигаются, говорят герои, как они располагаются в пространстве относительно друг друга и относительно деталей интерьера. Поэтому целесообразно начинать работу над драматическим произведением с предварительного подробного рассмотрения иллюстраций к тексту, с беседы по ним, в которой следует обсудить позы героев и предположительное содержание изображенных сцен. В процессе чтения драмы также можно обращаться к иллюстрациям, соотнося текст с картинами. Естественно, что основными методическими приемами работы с драматическим произведением в классе будут чтение по ролям и драматизация. Однако этим видам деятельности должен предшествовать анализ произведения. Учителю нельзя забывать, что в драматическом произведении авторская позиция с трудом открывается школьникам, поэтому при анализе следует обратить внимание на детали, которые ее проявляют.

10.Разработайте обобщающий урок по литературному чтению для учащихся начальных классов (программа по выбору)
Обобщающий урок «Прощание с Азбукой»

Цели: обобщить знания учащихся о звуках и буквах русского языка, о делении слов на слоги, ударении; развивать умения сравнивать, группировать; прививать навыки культурного общения
Оборудование: записи на доске, буквы, элементы букв, грамоты, учебники «Литературное чтение»

Учитель.
За окном снежинки вьются,
День приветливый такой
Нынче праздник в первом классе,
День прощанья с азбукой!
Итак, наша встреча посвящается дню прощания с первой учебной книгой «Русская азбука»

1 ученик.
В день осенний, в день чудесный
В класс несмело мы вошли.
Азбуки (для всех подарок)
На столах своих нашли.
2 ученик.
Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли.
Ах, как много мы узнали,
Ах, как много мы прочли!
1 ученик.
Был наш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут.
И уже на книжной полке
Нас другие книжки ждут.
2 ученик.
Среди ярких толстых книжек
Неприметна и скромна,
Но зато читать – в полгода!-
Научила нас она.
Девочка (в роли азбуки)
Я – азбука. Учу читать.
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо,
И сможешь ты тогда
Любую книгу прочитать
Без всякого труда.
Девочка (с книгой «Детская энциклопедия»)
А в книгах есть про все, про все:
Про реки и моря,
И что у неба нет конца,
И круглая Земля.
Про космонавтов,
Что выше всех летали много раз,
Про дождь, и молнии, и гром,
Про свет, тепло и газ.
3 ученик.
Все когда-то в первый раз
Приходили в первый класс.
Все за партами сидели,
Все на азбуку глядели.
Учитель. И не просто глядели, а серьезно ее изучали. Давайте сегодня еще раз мысленно перелистаем свой первый учебник и вспомним, чему же нас учила азбука.

Дети по очереди. Азбука учила читать, познакомила с первым русским алфавитом, с «первоучителя словенскими» Кириллом и Мефодием, с первопечатником – составителем первой русской печатной азбуки Иваном Федоровым.
— Азбука учила нас быть аккуратными, трудолюбивыми, заботливыми, воспитанными людьми.
— Книга эта учила нас дружить, помогать друг другу.

Учитель. Да, всего, чему учила «Русская азбука», не перечислить. Но сегодня мы покажем родителям и всем гостям, чему же мы научились, работая по этому учебнику. Итак, прежде всего, мы узнали 33 буквы русского алфавита. Давайте его расскажем.

Ученик читает стихотворение Б.В. Заходера «33 родных сестрицы»
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы, —
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж
Прикатили на еже!
З, И, К, Л, М, Н, О
Дружно вылезли в окно!
П, Р, С, Т, У, Ф, Х
Оседлали петуха, —
Ц, Ч, Ш, Щ, Э,Ю,Я –
Вот и все они, друзья!
Познакомьтесь с ними, дети!
Вот они – стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!
Чтение учеником стихотворения С.Я. Маршака
Ты эти буквы заучи.
Их три десятка с лишком,
А для тебя они – ключи
Ко всем хорошим книжкам.

В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдешь ты путь,
Войдешь в любую сказку.
Прочтешь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.

Тебе чудесные края
Откроет путь от «А» до «Я».

Учитель. Почему наш учебник назван «Азбукой»?
Дети. В старину буквы «А» и «Б» назывались «АЗ» и «БУКИ», по названию букв книга названа «Азбукой»

Учитель. Что мы делаем с помощью букв?

Дети. Обозначаем звуки на письме, читаем, пишем.

Учитель. Что делаем со звуками?
Дети. Слышим, произносим .

Учитель. Я вам предлагаю

Из каких действий складывается чтение как вид речевой деятельности