Исследование двигательной функции челюсти проводят вначале по показу, а затем по словесной инструкции
а) широко раскрыть рот, как при произнесении звука «а» и закрыть;
б) сделать движение нижней челюстью вправо;
в) сделать движение влево;
г) сделать движение нижней челюстью вперед
Отметить: выполнение правильное; движения челюстью недостаточного объема; нет ли содружественных движений, тремора, саливации; движение не удается
3. Исследование двигательных функция языка (исследование объема и качества движений языка) по показу и по словесной инструкции
а) положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет от 1 до 5;
б) положить широкий язык на верхнюю губу и подержать под счет от 1 до 5;
в) переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол, касаясь губ;
г) высунуть язык «лопатой», «жалом»;
д) оттопырить правую, затем левую щеку языком;
е) поднять кончик языка к верхним зубам подержать под счет от 1 до 5 и опустить к нижним зубам;
ё) закрыть глаза, вытянуть руки вперед, а кончик языка положить на губу;
ж) движения языком вперед-назад
Отметить: выполнение правильное; движения языка недостаточного диапазона; в мышцах появляются содружественные движения; язык движется неуклюже, всей массой, медленно, неточно; имеются отклонения языка в сторону, удерживается ли язык в определенном положении; истощаемость движений; нет ли тремора, гиперкинезов языка; не проявляется ли саливация; движение не удается
4. Исследование двигательной функции мягкого неба
а) широко открыть рот и четко произнести звук «а» (в этот момент в норме мягкое небо поднимается);
б) провести шпателем, зондом или бумажкой, скрученной в трубочку, по мягкому небу (в норме должен появиться рвотный рефлекс);
в) при высунутом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи
Отметить: выполнение правильное; объем движений ограничен, отмечаются содружественные движения, малая подвижность небной занавески, гиперкинезы, саливация, движение не удается
5. Исследование продолжительности и силы выдоха
а) сыграть на любом духовом инструменте-игрушке (губной гармошке, дудочке, флейте и т. д.);
б) поддувать пушинки, листок бумаги и т.п.
Отметить: силу и продолжительность выдоха; укороченный выдох (в зависимости от возраста испытуемого)
Исследование динамической организации движений артикуляционного аппарата
Все предъявляемые пробы вначале проводятся по показу, а затем по словесной инструкции при многократном повторении проводимого комплекса движений
1. Оскалить зубы, высунуть язык, затем широко открыть рот
Отметить: выполнение правильное; проявляется замена одного движения другим, поиск артикуляции, «застревание» на одном движении, недифференцированность движений, нарушение плавности движений, напряженность языка, подергивание языка, движения языка не удаются; легко ли удается переключение с одной артикуляционной позы на другую, с одной фонемы на другую, с одной фонемы на другую и одного звукового ряда на другой
2. Широко открыть рот, дотронуться кончиком языка до нижних зубов (резцов), затем поднять кончик языка к верхним зубам (резцам) и положить на нижнюю губу
3. положить широкий язык на губу, загнуть кончик языка, чтобы получилась «чашечка», занести эту «чашечку» в рот
4. Широко раскрыть рот, как при звуке «а», растянуть губы в улыбку, вытянуть в трубочку
5. Широко раскрыть рот, затем попросить полузакрыть и закрыть его
6. Повторить звуковой или слоговой ряд несколько раз (последовательность звуков или слогов изменяется)
А-И-У; У-И-А; КА-ПА-ТА; ПА-КА-ТА; ПЛА-ПЛУ-ПЛО; РАЛ-ЛАР-ТАР-ТАЛ; СКЛА-ВЗМА-ЗДРА
Обследование мимической мускулатуры
1.Исследование объема и качества движений мышц лба
а) нахмурить брови;
б) поднять брови;
в) наморщить лоб
Отметить: выполнение правильное; движения выполняются с содружественными движениями (щурятся глаза, подергиваются щеки и т. д.); движение не удается
2. Исследование объема и качества движений глаз
а) легко сомкнуть веки;
б) плотно сомкнуть веки;
в) закрыть правый глаз, затем левый;
г) подмигнуть
Отметить: выполнение правильное; движение не удается; возникают содружественные движения
3.Исследование объема и качества движений мышц щек
а) надуть левую щеку;
б) надуть правую щеку;
в) надуть обе щеки одновременно
Отметить: выполнение правильное; изолированное надувание одной щеки не удается; сильно напрягается противоположная выпяченная щека
4. Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз
Выразить мимикой лица:
а) удивление;
б) радость;
в) испуг;
г) грусть;
д) сердитое лицо
Отметить: правильное выполнение мимических поз; движение не удается; мимическая картина нечеткая
5. Исследование символического праксиса проводят вначале по образцу, а затем по речевой инструкции
а) свист;
б) поцелуй;
в) улыбка;
г) оскал;
д) плевок.
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ДИЗАРТРИИ
Фамилия, имя, отчество ___________________________________
_______________________________________________________
Возраст ________________________________________________
Произносительная сторона речи
1. Степень разборчивости речи:
• Речь невнятная, малопонятная для окружающих____________
• Разборчивость речи несколько снижена, речь смазанная_____
_______________________________________________________
• разборчивость речи не нарушена ___________________________
2. Темп речи (норма, тахилалия, брадилалия, запинки, заикание)
_______________________________________________________
3. Ритм речи (норма, растянутый, скандированный, зависит от проявления: гиперкинезов)__________________________________
Дыхание
(свободное, затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное)
• Физиологический вдох (глубокий, недостаточный, короткий, прерывистый)_____________________________________________
• физиологический выдох (продолжительный, укороченный, наличие гиперкинезов: ригидность)_____________________________
• Дифференциация носового и ротового выдоха_____________
• Наличие нижне-диафрагмального дыхания________________
• Речевой выдох (короткий, прерывистый, достаточный, наличие гиперкинезов, ригидность)__________________________________
Голос
• N (сильный, звонкий)__________________________________
• Недостаточная сила голоса, слабый, тихий, истощающийся по мере говорения____________________________________________
• Отклонения тембра голоса (глухой, сдавленный, хриплый, напряженный, прерывистый, дрожащий, гипоназализованный, гиперназализованный, носовая эмиссия)___________________________
• Слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций (голос маломодулированный или немодулированный, монотонный)
Синхронность дыхания, голосообразования и артикуляции (N, нарушение) _________________________________________________ _______________________________________________________
Строение и подвижность органов артикуляции Неврологический синдром при расстройстве мышц речевого аппарата (спастический пар, ригидность, гиперкинезы, атаксия, апраксия)___________________________________________________
Лицевая мускулатура
• Гипомимия _____________________________________________
• Нарушение мышечного тонуса (гипертонус, гипотонус, дистония, N) ___________________________________________________
• Сглаженность носогубных складок________________________
• Оральные синкинезии__________________________________
• Тремор подбородка____________________________________
• Асимметрии __________________________________________
• Гиперкинезы__________________________________________
• Ригидность __________________________________________
Губы
(толстые, тонкие, М)_____________________________________
• Тонус (гипертонус, гипотонус, дистония, N) _______________
• Подвижность (малоподвижные, подвижные)_______________
• Наличие расщелин или послеоперационных рубцов__________
Зубы
• Крупные, мелкие, редкие, частые, наличие лишних зубов, нарушения зубного ряда, протезы, N ____________________________
• Прикус (передний открытый, боковой открытый, прогнатия, прогения, правильный)_____________________________________
Твердое небо (готическое, низкое, наличие расщелины или послеоперационных рубцов, N) _________________________________
Мягкое небо (подвижное, неподвижное, длинное, короткое, расщелина или послеоперационные рубцы, субмикозная щель, увуля)
_______________________________________________________
Язык (толстый, маленький, широкий, узкий, раздвоенный, укороченная подъязычная связка)_________________________________
• Мышечный тонус (спастичность, гипотония, дистония, N)
• Гиперкинезы, тремор_____________________________________
• Девиация (отклонение) языка вправо/влево_________________
• Посинение кончика языка_________________________________
Объем артикуляционных движений языка (строго ограничен, неполный, полный)_____________________________________________
• Язык не выводится из полости рта_________________________
• Верхний подъем__________________________________________
• Боковые отведения (повороты вправо/влево)________________
• Пощелкивание ___________________________________________
• Облизывание губ_________________________________________
• Умение удержать артикуляционную позу___________________
• Способность к переключению_____________________________
Гиперсаливация____________________________________________
Жевание (не жует твердую пищу, затруднено, N)
Глотание (поперхивается, не нарушено)
Фонетико-фонематический строй речи
С Ш Р К Й П А О
С Ж Р’ Г Ф Б Э У
З Ч Л X В Т Ы
З’ Щ Л’ М Д И
Ц Н
Нарушение звукопроизношения
1. Сформирован недостаточно (пропуски, искажения)__________
• Усредненность гласных (нарушена лабиализация)____________
• Недостаток произношения звонких согласных______________
• Недостаток произношения глухих согласных________________
• Недостаток произношения мягких согласных_______________
• Недостаток произношения твердых согласных (палатализация)
2. Изолированно все звуки произносятся правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи.
3. Фонетический строй речи сформирован достаточно, в пределах возрастной нормы.
Нарушение дифференциации звуков
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Заключение_____________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Рекомендации ___________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
6. Подобрать по 4 задания для обследования речи по карте обследования
Обследование понимания речи
572135737235Знание названий предметов, действий, частей тела(«Покажи картинку»):

459105212725Где рукав?

Покажи, где у тебя ухо? А где нос? Шея? Локоть? Колено?
728980791845Узнавание предметов по их назначению. Из чего ты пьешь чай?

48641046990
Чем вырезают?

Выявление понимания грамматических форм слов.
а)единственного и множественного числа существительных.Где стол? Где столы?
1403350791845

б)единственного и множественного числа глаголов.Где мальчик идёт? Где мальчики идут?

Понимание текста (Послушай внимательно и ответь на вопросы).
Логопед читает текст:
«Спала кошка на крыше, сжала лапки. Села возле кошки птичка. Не сиди близко, птичка, кошки хитры».
Вопросы: где спала кошка? Как она спала? Кто сел возле кошки? Что мы скажем птичке?
Обследование активного словаря
Обследование предметного словаря
(словарь существительных):
« Что нарисовано на картинке?»
Барабан. Кукла. Машинка. Паровозик. Пирамида. Кубики. Скрепки. Тетрадь. Ручка. Линейка. Карандаш. Ножницы. Рубашка. Брюки. Юбка. Майка. Носки. Куртка. Ботинки. Сапоги. Туфли. Тапки. Кроссовки. Босоножки. Кровать. Стол. Шкаф. Кресло. Диван. Трюмо. Кастрюля. Чашка с блюдцем. Чайник. Сковорода. Тарелка. Стакан. Огурец. Помидор. Капуста. Свекла. Лук. Баклажан. Груша. Банан. Яблоко. Виноград. Апельсин. Ананас. Автобус. Самолет. Корабль. Грузовик. Вертолет. Электричка. Корова. Тигр. Собака. Медведь. Черепаха. Попугай. Телевизор. Пылесос. Компьютер. Стиральная машина. Плита. Батарея. Лыжи. Санки. Самокат. Велосипед. Ракетка. Роликовые коньки.
Обследование обобщающих понятий:
«Как назвать, одним словом?»

12803446597

Обследование грамматического строя речи.
Обследование умения словообразования множественного числа существительных:
Стол — столы. Стул — стулья. Книга — книги.
Ед. число. Мн. число.
770255212725
91313045085
694690160020

Обследование умения словообразования родительного падежа множественного числа существительных:
Нет чего? (-столов, стульев, книг, кукол…)
Мн. число. Нет чего?
121475538481011493546990
237490546101397635159385
1344295240030-96520-107950

Согласование существительных с числительными.
Один гриб. Три гриба. Одна ложка. Две ложки. Три кота. Пять котов.
Один (одна) Три Пять

Обследование состояния связной речи
Составление рассказа по серии сюжетных картин.

22399265645888

Составление описательного рассказа по картинке.

575210317433

3. Составление сюжетного рассказа по картинке.

7. Кратко описать методику устранения корковой дизартрии.
Корковая дизартрия — это поражение нижней трети центральной лобной извилины, ведущим является нарушение произношения большинства звуков речи, мышцы артикуляционного аппарата работают не в той последовательности, возникает апраксия. Нет направленности движений артикуляционного аппарата, мышц рук, ног, ребёнок по заданию не может выполнить нужного движения рукой, ногой, выполнить заданную артикуляционную позу. Возникают замены звуков в речи , они могут быть любыми, вместо — П — Т, Д — Б , дизартрия бывает у лобных больных. Чаще она бывает в лёгкой или в средней форме.
Методика устранения корковой дизартрии
Основное внимание необходимо уделять формированию артикуляционных укладов главным образом согласных звуков. В связи с этим подробно объясняется артикуляция звука, показывается образец и используются традиционные приёмы постановки звуков.
В тех случаях, когда в речи имеют место нормально произносимые звуки, но в общем речевом потоке они смешиваются- работа посвящается дифференциации звуков по артикуляторным и акустическим признакам.
Акцентируется внимание на интонационных характеристиках речи.
8.Тезисно охарактеризовать методику устранения экстрапирамидной дизартрии.
Дизартрия экстрапирамидная — дизартрия, обусловленная поражением стриапаллидарной системы.
При выборе методов коррекционной работы особый акцент делается на обеспечение релаксации мышц диафрагмы, гортани и артикуляционного аппарата.
Коррекционная работа с детьми начинется с дыхательных упражнений. Предварительное обучение детей произвольному дыханию в определенном ритме, координации между дыхательными движениями, фонацией и артикуляцией, широко используя для этого логоритмику. Применение определенной последовательности упражнений по этапам:
Задание на улучшение функции внешнего дыхания пациента. В процессе занятия дети получают знания о том, что:
– дышать надо носом;
– нельзя поднимать плечи при вдохе;
– в дыхании должен активно участвовать живот.
Дети приобретают навыки носового дыхания, осваивают первичные приемы дыхательной гимнастики – происходит подготовка к развитию грудобрюшного типа дыхания. Обязательно необходимо контролировать дыхание, выполнение простых упражнений «вдох – носом, выдох – ртом».
На втором этапе дети учатся на выдохе протяжно произносить гласные фонемы. Необходимо научить ребенка произносить каждый звук до тех пор, пока хватает дыхания. Ребенок производит вдох носом и произносит гласные: и и и и и и и и; э э э э э э э э э э э; а а а а а а а а а а; о о о о о о о о о о; у у у у у у у у у у у.
Затем слитно и протяжно произносятся несколько разных гласных звуков на одном выдохе: а а а э э э а а а е е е а а а и и и а а а о о о я я я и и и о о о и и и э э э а а а а и и э э э э о о о о о о
На третьем этапе учим на выдохе произносить слова, словосочетания и, в заключении, простые фразы.
Далее коррекционная работа направлена на развитие всех структурных компонентов речи: лексико-грамматическое, фонетико-фонематическое развитие, восполнения пробелов в познавательной, в учебной и моторной деятельности.

9.Дать определение фонематическим процессам.
Одним из важнейших условий и эффективного освоения навыков чтения и письма служит определенный уровень развития фонематических процессов.
К фонематическим процессам относят:
— фонематический слух — способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.
— фонематическое восприятие — процесс восприятия на слух определенных фонем, независимо от позиционных призвуков.
— фонематический анализ — мысленный процесс выделение отдельных фонем.
— фонематический синтез — мысленный процесс соединения частей в целое.
— фонематические представления — звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств.
10. Описать приемы лечебного массажа
Различают следующие приёмы лечебного массажа:
1. Поглаживание. С данного приема начинается любой лечебный массаж. Поглаживание представляет собой скольжение рук массажиста по коже пациента в области, которая будет объектом массажа. Для достижения лучшего эффекта при поглаживании массажист может использовать вазелин. Главной целью приема поглаживание является улучшение общего тонуса сосудов, снижение боли, улучшение состояния периферической нервной системы, улучшение кровообращения и эластичности кожи. При поглаживании происходит гимнастика сосудов, кожа становится упругая с ярко розовым оттенком, улучшается капиллярное кровообращение в коже. Уникальность поглаживания состоит в том, что оно может оказывать два абсолютно разных эффекта на состоянии человека в зависимости от вида поглаживания: медленное и поверхностное поглаживание оказывает обезболивающий эффект, успокаивает нервную систему, делает дыхание человека ровным и спокойным. Быстрое и энергичное поглаживание, напротив, оказывает возбуждающее действие на нервную систему, повышает мышечный тонус. Данная особенность поглаживания важна ввиду того, что быстрое поглаживание категорически не рекомендуется применять в случае сосудистой недостаточности, так как это может привести к спазмам и параличу сосудистой стенки. Главным условием применения приема поглаживания является достижение максимально расслабленного состояния мышц во избежание снижения эффективности приема. Поверхностное поглаживание проводится массажистом таким образом, что его руки скользят по коже пациента, практически не касаясь поверхности кожи. Выбор вида поглаживания происходит в зависимости от цели приема. Так, если целью является усиление кровообращения и отеках применяется глубокое поглаживание, для успокоения нервной системы – поверхностное. Поглаживание может проводиться одной либо обоими руками, ладонью и тыльной поверхностью пальцев рук.
2. Растирание. Вторым приемом массажа является растирание и, в отличии от поглаживания, рука массажиста скользит по коже пациента, сдвигая ее. Целью растирания является размельчение отложений, растяжение рубцов, улучшение динамики тканей, улучшение кровообращения. Достижение данных целей являются особенно важными при лечении артрита и артроза. Вследствие нервно-рефлекторного эффекта растирания происходит расширение сосудов и дальнейший усиленный приток крови к участку, подвергающегося массажу, что проявляется в снижении уровня патологических отложений, а также скорейшей регенерации поврежденных тканей. Данное целебное свойство растирания используют, как правило, для лечения переломов, повышении скорости регенерации поврежденного нерва и т.п. Растирание в области выхода нервов способствует снижению нервной возбудимости человека, что эффективно используется при лечении невритов, радикулитах, невралгии. При этом высокая эффективность применения растирания для лечения вышеупомянутых заболеваний возникает не только благодаря ярковыраженному обезболивающему действию, но и потому, что во время растирания в тканях и нервах ускоряется газообмен, улучшается питание и рассасывается воспаление.
3. Разминание. Смысл данного приема лечебного массажа заключается в сдавливании, оттягивании, приподнимании, захватывании и отжимании тканей. Разминание может быть прерывистым и непрерывистым, глубоким и поверхностным. Цель приема заключается в увеличении подвижности тканей, удаление образовавшихся на них рубцов, ликвидация оттеков и застойных явлений, нормализации кровообращения и питания мышц, увеличении тонуса мышц, восстановление естественных функций мышц. Разминание – великолепная гимнастика для мышц человека, не требующая от него каких-либо волевых усилий. Во время захватывания и оттягивании мышцы имеют свойство сокращаться, а во время отпускания, напротив, расслабляться. В интерорецепторах и проприорецепторах мышц берут начало множество афферентных нервных импульсов, которые перемещаются непосредственно в двигательные центры, вызывая повышение их общего тонуса, вследствие чего происходит повышения мышечного тонуса. Таким образом, прием разминание является широко применимым при функциональной недостаточности мышц человека. Разминание способствует серьезному улучшению кровообращение в области тканей и мышц, вызывает гиперемию, которая предназначена для рассасывания кровоизлияний и патологических отклонений. При получении травм мышц разминание способствует скорейшей активизации регенеративных процессов.
4. Вибрация. Прием вибрация, проводимый массажистом ручным методом, состоит в передаче подвергаемых массажу тканям колебательных движений дифференцированной частоты и силы. Вибрация может быть непрерывистая и прерывистая, глубокая и поверхностная, стабильная и лабильная. Видами непрерывистой вибрации являются: встряхивание, сотрясение, подталкивание. Виды прерывистой вибрации: стегание, рубление, стегание. поколачивание, пунктирование. Главные цели, на достижение которых направлен приём вибрация, заключаются в стимулировании мионеврального аппарата, улучшении кровообращения, питания, обмена и нормализации сосудистого тонуса, расширении или последующего сужения просвета сосудов, снижении либо увеличении верхнего кровяного давления, достижение обезболивающего эффекта, усилении процессов торможения в области коры головного мозга, в усилении ослабленных сухожильных рефлексов. Относительно использования данного приема массажист должен помнить о нежелательности использования вибрации на растянутых и спастических мышцах по причине наличия прямого и опосредованного негативного влияния на гипертонус мышц. И, напротив, в случае лечения вялого паралича вибрация целесообразна, так как она обладает способностью усиливать слабый мышечный тонус и повышать сокращение мышц. Вибрация, в том числе и механическая, способна вызвать усиление, а иногда также и восстановление потерянных ранее рефлексов. Под воздействием вибрации достигается улучшение функции проводящих путей, усиление разнообразных рефлекторных связей спинного и головного мозга с мышцами, сосудами и внутренними органами.
5.Движение — это элементарные двигательные акты, характерные для того или иного сустава в зависимости от его физиологической подвижности. Исходя из количества суставных поверхностей, принимающих участие в образовании суставов, их делят на простые (две суставные поверхности) и сложные (более двух), а также комплексные (между сочленяющимися поверхностями имеется диск, мениск) и комбинированные (несколько суставов функционируют совместно самостоятельно). Объем движения в суставе зависит от его строения и разности угловых размеров суставных поверхностей: вокруг фронтальной оси — сгибание и разгибание; сагиттальной — приведение и отведение; продольной — вращение; при комбинированном движении вокруг всех осей — круговое движение.
11.Перечислить и объяснить правила выполнения упражнений по развитию дыхания.
Правила выполнения упражнений по развитию дыхания
Важным разделом логопедической работы при дизартрии является развитие дыхания и коррекция его нарушений. Коррекция нарушений дыхания начинается с общих дыхательных упражнений, целью которых является увеличение объема, силы и глубины вдыхаемого и выдыхаемого воздуха и нормализация ритма дыхания.
Логопед проводит с ребенком пассивные дыхательные упражнения. Во время проведения дыхательной гимнастики можно включить или напевать тихую плавную мелодию или спокойно, ласково рассказывать что-либо ребенку. Разработка дыхания проводится в различных положениях ребенка: лежа на спине, сидя, стоя. С детьми младенческого и раннего возраста, а также при тяжелых двигательных нарушениях дыхательные упражнения необходимо проводить в положении лежа на спине в «рефлекс-запрещающих позициях».
В зависимости от возраста и функциональных возможностей длина вдоха и выдоха устанавливается индивидуально. При выполнении любого пассивного движения желательно проводить афферентную стимуляцию различных анализаторов (слухового, зрительного, кинестетического). Активизируя деятельность ребенка, необходимо сосредоточить его внимание на выполнении упражнения. Ребенок должен не только ощутить движение, но и услышать речевую инструкцию к нему и по возможности увидеть его выполнение (в зеркале).
Для работы по овладению произвольным дыханием, чтобы ребенок мог произвольно менять ритм, удерживать вдох и удлинять выдох, требуется длительная тренировка, основанная на непроизвольных дыхательных движениях. Например, ребенок непроизвольно глубоко вздохнул или зевнул, логопед фиксирует его внимание на углубленном вдохе и выдохе («Ах, как ты умеешь глубоко дышать! А ну давай попробуем подышать еще так сильно»). Ребенок пытается повторить только что возникшее непроизвольное дыхательное движение. Так происходит постепенный переход от безусловных рефлекторных реакций к произвольным активным дыхательным движениям. Но все они являются только необходимой подготовкой для дальнейшей работы над постановкой и развитием речевого дыхания.
При развитии речевого дыхания логопед проводит работу, направленную на дифференциацию носового и ротового вдоха и выдоха. Необходимо сделать ротовой выдох по возможности более произвольным, длительным, ритмичным. Все упражнения логопед выполняет вместе с ребенком:
Позже, в момент ротового выдоха, логопед произносит различные гласные звуки (сначала шепотом, потом громко), стимулируя ребенка подражать ему. С целью увеличения длины ротового выдоха ребенок произносит постепенно удлиняющиеся цепочки гласных на одном выдохе.
При проведении дыхательной гимнастики нельзя переутомлять ребенка. Необходимо следить за тем, чтобы он не напрягал шею, плечи, не принимал неверную позу. Следует концентрировать внимание ребенка на ощущениях движений диафрагмы, межреберных мышц, продолжительности произвольного вдоха и выдоха. Нужно следить за плавностью и ритмичностью дыхательных движений. Дыхательная гимнастика должна проводиться до еды, в хорошо проветренном помещении.
Определить цель проведения следующих упражнений
«Бабочка, лети».
На нитках длиной 50 см. каждая, прикрепленных к шнуру, на расстоянии 35 см друг от друга подвешиваются бумажные, ярко окрашенные бабочки. Шнур натягивается между двумя стойками. Логопед: «Посмотрите, какие красивые бабочки: синие, желтые, красные! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать?» (дует на нить). «Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть, у кого дальше полетит?».
«Мыльные пузыри».
Дети надувают мыльные пузыри и поддерживают их в воздухе поддуванием.
«Чей пароход гудит лучше?»
Каждому ребенку дается чистый пузырек. Логопед говорит: «Посмотрите, как гудит мой пузырек, если я в него подую. (Гудит.) загудел, как пароход. А как у вас загудит пароход?»
«Загони мяч в ворота».
На столе расставляются в ряд воротики (3-4); ребенку предлагается, поддувая, загнать шарик для настольного тенниса в ворота.
«Вьюга».
Логопед показывает картинку, ан которой нарисована вьюга. Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую к ненастный вечер. По сигналу дети тихо говорят «у-у-у…», по сигналу «сильная вьюга» дети громко говорят «у-у-у….», по сигналу «вьюга кончается» дети говорят тише, по сигналу «вьюга закончилась» замолкают.
«Эхо».
Логопед: «Представьте себе, что мы пошли в лес. Как мы будем перекликаться в лесу, чтобы не потеряться? (ау). Отвечать нам будет эхо. Сейчас мы поиграем в игру «Эхо». Логопед делит детей на две команды, стоящие друг против друга у противоположных стен. Одни дети, изображающие гуляющих в лесу, громко говорят «Ау», другие изображают эхо, тихо отвечают «Ау».
«Гудок».
Дети стоят в один ряд перед логопедом и поднимают руки через стороны вверх до встречи их ладонями, затем медленно опускают через стороны реки вниз. Одновременно с опусканием рук дети произносят звук «у». Сначала громко, а затем постепенно все тише. Опустив руки, дети замолкают.
«Кто кого?»
Дети становятся попарно друг против друга и громкими голосами на гласные «а», «о», у», «э, «и» перетягивают друг друга.
дифференциацию носового и ротового вдоха и выдоха.

Содержание упражнений Цель упражнения
«Бабочка, лети».
На нитках длиной 50 см. каждая, прикрепленных к шнуру, на расстоянии 35 см друг от друга подвешиваются бумажные, ярко окрашенные бабочки. Шнур натягивается между двумя стойками. Логопед: «Посмотрите, какие красивые бабочки: синие, желтые, красные! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать?» (дует на нить). «Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть, у кого дальше полетит?». Формирование длительного, непрерывного ротового выдоха.
«Мыльные пузыри».
Дети надувают мыльные пузыри и поддерживают их в воздухе поддуванием. Формирование удлиненного произвольного выдоха (через рот)
«Вьюга».
Логопед показывает картинку, ан которой нарисована вьюга. Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую к ненастный вечер. По сигналу дети тихо говорят «у-у-у…», по сигналу «сильная вьюга» дети громко говорят «у-у-у….», по сигналу «вьюга кончается» дети говорят тише, по сигналу «вьюга закончилась» замолкают. Умение произвольно вдыхать через нос и выдыхать через рот, увеличение длинны ротового выдоха

«Загони мяч в ворота».
На столе расставляются в ряд воротики (3-4); ребенку предлагается, поддувая, загнать шарик для настольного тенниса в ворота. Формирование произвольного направленного выдоха через рот

«Чей пароход гудит лучше?»
Каждому ребенку дается чистый пузырек. Логопед говорит: «Посмотрите, как гудит мой пузырек, если я в него подую. (Гудит.) загудел, как пароход. А как у вас загудит пароход?» Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ.
«Эхо».
Логопед: «Представьте себе, что мы пошли в лес. Как мы будем перекликаться в лесу, чтобы не потеряться? (ау). Отвечать нам будет эхо. Сейчас мы поиграем в игру «Эхо». Логопед делит детей на две команды, стоящие друг против друга у противоположных стен. Одни дети, изображающие гуляющих в лесу, громко говорят «Ау», другие изображают эхо, тихо отвечают «Ау». Развитию силы, тембра и высоты голоса.

«Гудок».
Дети стоят в один ряд перед логопедом и поднимают руки через стороны вверх до встречи их ладонями, затем медленно опускают через стороны реки вниз. Одновременно с опусканием рук дети произносят звук «у». Сначала громко, а затем постепенно все тише. Опустив руки, дети замолкают. Увеличение длины речевого выдоха
«Кто кого?»
Дети становятся попарно друг против друга и громкими голосами на гласные «а», «о», у», «э, «и» перетягивают друг друга.  Развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ и нижней челюсти

Список использованной литературы

Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей.М.: АСТ: Астрель, 2007. -331 с.
Баль Н.Н., Дроздова Н.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи – Минск, 2010.
Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009.-287 с.
Белякова, Гончарова, Шишкова «Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи»
Винарская Е.Н. Дизартрия М. : ACT: Астрель, Хранитель, 2006. — 89 с.
Дедюхина Г. В., Яньшина Т. А., Могучая Л. Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом. Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. -32 с.
Зайцева Л.А. Обследование детей с речевой патологией. Методические рекомендации — Мн.: НМЦентр, 1994.-20 с.
Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2001. -192 с.
Правдина О.В. Логопедия Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. — Изд. 2-е, доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1973. — 272 с.
Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. СПб.: КАРО, 2008.-82 с.

Исследование двигательной функции челюсти проводят вначале по показу