Содержимое
- 1 Оглавление
- 2 Введение
- 3 Глава 1. Теоретические аспекты формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности
- 3.1 1.1. Понятие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
- 3.2 1.2. Особенности формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста
- 3.3 1.3. Условия формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности
- 4 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста
- 5 Заключение
- 6 Список литературы
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности
1.1. Понятие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе………………7
1.2. Особенности формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста…………….16
1.3. Педагогические условия формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста ………………24
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Диагностика уровня сформированности самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста…………………31
2.2. Реализация педагогических условий формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста………………40
Заключение……………………………………………………………………….48
Список литературы………………………………………………………………………50
Приложения………………………………………………………………………55
Введение
Многочисленные исследования в области педагогики подтверждают необходимость с самого раннего (дошкольного) детства формировать самостоятельность личности. Важно учить детей не просто пассивно наблюдать за действительностью, но активно преобразовывать ее. Существующие сегодня документы в правовом поле также к этому побуждают. В современной концепции воспитания дошкольников заложены основные принципы, которые позволяют прививать детям социальную активность и инициативу.
Формирование самостоятельности – тема многогранная. И разные авторы рассматривали ее с разных сторон. Природу самостоятельности изучали А.Г. Хрипкова и А.И. Пидкасистый. Г.Н. Година проводила исследование структуры самостоятельности и взаимодействие ее компонентов. Т.И. Горбатенко описала взаимодействие самостоятельности с психическими процессами человека. Т.Н. Филютина изучала влияние самостоятельности на адаптацию ребенка к детскому саду.
Сегодня многие ученые активно исследуют то, при каких условиях возможно формирование самостоятельности дошкольников. Также исследователей интересует вопрос о том, что является причиной того, что одни дети легко приобретают это качество, а другие – с трудом. Но несмотря на проводимую в этом направлении работу, данная тема до сих пор относится к разряду малоизученных.
По прежнему остается актуальным вопрос о формировании у дошкольников самостоятельности. Д.В. Сергеева пишет, что уже в дошкольный период особенно важно проводить активную работу по формированию самостоятельности и творческой активности. Многие психологи приводят доводы в пользу того, что именно в дошкольном возрасте личность переживает самый благоприятный период для развития творчества и самостоятельности.
Мы проанализировали имеющуюся по теме педагогическую и психологическую литературу. Это позволило обнаружить наиболее острые проблемы в вопросах формирования самостоятельности у старших дошкольников.
В процессе исследования проблемы формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста нами было выявлено противоречие между необходимостью формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности и недостаточной разработкой педагогических условий необходимых для формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Выявленные противоречие позволили обозначить проблему, которая заключается в преодолении противоречие путем поиска педагогических условий, обеспечивающих формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности.
Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности.
Объект исследования: процесс формирования самостоятельности у старших дошкольников в продуктивной деятельности.
Предмет исследования: педагогические условия формирования самостоятельности у старших дошкольников в продуктивной деятельности.
Гипотеза исследования: процесс формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности будет осуществляться наиболее успешно при соблюдении следующих педагогических условий:
- включение в продуктивную деятельность ручной труд, в частности, аппликацию.
- создание обогащенной вариативной педагогической среды, открывающей дошкольникам возможности самостоятельного выбора содержания конструктивной деятельности, способов и средств ее осуществления.
В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:
- Изучить состояние проблемы формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе.
- Определить особенности формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности.
- Установить критерии и показатели оценки уровня сформированности самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности.
- Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности.
Методологической и теоретической основой исследования являются положения о ведущей роли деятельности в развитии личности (Б.Г. Ананьев, А. В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский); психологическая концепция о социальной обусловленности и индивидуальном выражении интеллектуального, эмоционального и волевого развития (Л.С. Выготский, А. В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина); теоретические разработки в области педагогических технологий (В.П. Беспалько, Г.К. Селевко, В.А. Сластенин) .
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
- теоретические методы, включающие анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение и систематизацию;
- эмпирические методы, (включающие педагогический эксперимент, тестирование, наблюдение, анкетирование, опрос);
- математические методы обработки результатов: количественный и качественный анализ результатов исследования.
Исследование проводились на базе: Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждение «Детский сад № 60» г. Тюмени.
В эксперименте приняли участие 27 воспитанников старшей группы дошкольного возраста.
Новизна определена совокупностью педагогических условий формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста
Практическая значимость заключается в возможности применять результаты исследования практики в ДОУ.
Структура научной работы включает введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности
1.1. Понятие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
Прежде чем изучить развитие самостоятельности у старших дошкольников, нужно дать определение понятию «самостоятельность».
Под самостоятельностью мы понимаем некоторое свойство характера, которое проявляется в том, что человек инициативен, имеет адекватную самооценку и чувствует личную ответственность за то, что он делает. Поведение человека тесно связано с работой его мыслей, с чувствами и с его волей.
Связь эта имеет две стороны: 1) для формирования самостоятельных суждений и поступков необходимо, чтобы у человека были правильно сформированы эмоциональные и мыслительные процессы; 2) развитие самостоятельности постепенно делает более крепкими и развивает способности к принятию собственных высокомотивированных решений и к их выполнению невзирая на трудности.
Разные литературные источники по разному интерпретируют самостоятельность. Этому уделялось внимание еще в конце 19 века. В трудах К.Н. Вентцеля описывалось, насколько важно формирование самостоятельности для детей дошкольного возраста.
Отечественные педагоги на протяжении 20 века изучали самостоятельность в связи с тем, чтобы обучать детей жизни. Исследователи считали развитие самостоятельности одним из важнейших принципов развития личности. Согласно О.А.Михайленко, самостоятельность – это неотъемлемое качество целостной личности, которое объединяет рациональность, эмоциональность и волю в человеке [29].
Л.В.Жарова в своей работе указывает, что самостоятельность не может быть абсолютной, так как жить в обществе (в семье) и быть свободным, независимым от общества нельзя. Все зависят друг от друга: и отдельные люди, и группы людей, и человеческие обязанности. Поэтому следует иметь в виду достаточный уровень самостоятельности. Также Л.В.Жарова рассматривает самостоятельность в неразрывной связи с самодеятельностью и самоуправлением [17].
Необходимыми компонентами достаточной самостоятельности Иванов выделяет:
ВЫРЕЗАНО…………..
По мнению, Е. О. Смирновой, самостоятельность – не столько умение исполнять какие-то действия без посторонней помощи, сколько способность постоянно вырываться за пределы своих возможностей, ставить перед собой новые задачи и находить их решения [42].
ВЫРЕЗАНО………………
Изученная литература дала возможность уточнить, какими признаками обладают дети с сформированной самостоятельностью [29]:
- Во-первых, дошкольники проявляют самостоятельность не так, как взрослые. Это не стихийное поведение, независимое от требований воспитателя. Это самостоятельность в решении тех задач и соблюдении тех условий, которые ставит перед ребенком взрослый.
- Степень самостоятельности у детей растет, если дети развиваются. Она становится более сформированной, когда ребенок усваивает все более трудные с умственной или физической точки зрения действия.
- Существует три этапа формирования самостоятельности у человека. Обсудим их чуть подробней.
Первый этап развития этого качества: дошкольник в привычных для себя условиях, когда у него уже сформированы многие привычки, действует самостоятельно и без напоминаний со стоны взрослого. Он сам прибирает после себя игрушки, сам решает помыть руки, когда наступает время покушать. Сам произносит слова вежливости, когда нужно кого-то о чем-то попросить или поблагодарить за что-либо.
Второй этап: дошкольник начинает использовать знакомые ему методы действия в необычных для него обстоятельствах, которые все же близки по своей сути с его повседневными обстоятельствами.
Третий этап: ребенок действует самостоятельно даже в тех ситуациях, в которых не сталкивался никогда ранее. Усвоенное им действие начинает нести обобщенный характер и переносится на все обстоятельства, с которыми дошкольник сталкивается, даже если это происходит впервые.
Формирование самостоятельности в возрасте дошкольного обучения связано с усвоением дошкольником различных видов деятельности. Постепенно через эту деятельность ребенок начинает проявлять свою собственную позицию. Если поначалу самостоятельность проявляется в действиях репродуктивного характера, то постепенно она перерастает в творческую инициативность. Сознание ребенка начинает работать более ясно, он стремиться контролировать самого себя и оценивает свои действия. Причем разные виды деятельности оказывают влияние на разные аспекты этой стороны личности.
ВЫРЕЗАНО
Далее ребенок начинает исследовать способы вариативности и усовершенствования собственной деятельности. И замыкает этот процесс на высшей точке развитие творчества.
Поэтому можно считать, что степень развития самостоятельности у дошкольника зависит от того, какой преобладает у него механизм, влияющим на его активность.
Таким образом, мы делаем вывод, что каждый ребенок испытывает естественную потребность быть самостоятельным. Также у старших дошкольников самостоятельность проявляется в том, что он настойчиво стремиться решить поставленные задачи, действуя независимо от взрослых людей. Он старается мобилизовать для этого весь накопленный опыт и знания, находится в поиске эффективных решений. Все это свидетельствует о личностном созревании, которое должно произойти для подготовки к дальнейшему обучению в школе.
Самостоятельность – это результат того, что дошкольник подчиняется взрослым, а также проявляет и собственную инициативу. От того, насколько хорошо дошкольник усвоил правила поведения, зависит колчиество возможностей, которые появляется у него проявлять самостоятельность в самых разных жизненных условиях [17].
Итак, мы под самостоятельностью понимаем такое качество личности, при котором человек проявляет инициативу, критически относится к себе, осознает собственную ответственность за выполнение своей деятельности, умеет эту деятельность планировать, ставит конкретные задачи, находит без помощи окружающих способы ее решения, и решает ее, опираясь на свои знания, навыки и опыт.
Особенности развития этого качества у старших дошкольников мы обсудим в следующем параграфе.
1.2. Особенности формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста
Прежде чем приступить к изучению особенностей развития у старших дошкольников самостоятельности, определим значение самого термина «особенности».
Часто под особенностями подразумеваются отличительные свойства, характерные для чего-либо, что придает к этому своеобразие.
Поэтому особенности развития у дошкольников старшего возраста самостоятельности – это характерные для данного процесса свойства, которые должны выполняться при работе с детьми указанной возрастной категории.
С точки зрения С.Н. Теплюк, самостоятельность начинает свое развитие в очень ранний период: между первым и вторым годом жизни человека [44].
Первые признаки самостоятельности легко определяются в дошкольный период. ВЫРЕЗАНО………
Таким образом, детская самостоятельность зарождается, как деятельность репродуктивная и носящая воспроизводящий характер, а развивается в сторону творческой активности, в котором все большую роль начинает играть детское сознание. При этом становление самостоятельности можно определить по следующим признакам: ребенок начинает проявлять инициативу, творчески решает различные деятельностные задачи, начинает чувствовать собственную ответственность за достижение поставленных целей, проявляет большую настойчивость, контролирует и оценивает собственные действия.
Получается, что самостоятельность побуждает ребенка принимать активное инициативное участие в разных видах деятельности, но и каждая форма деятельности, в свою очередь, начинает формировать различные компоненты самостоятельности.
Развитие самостоятельности у дошкольников осуществляется в процессе
ВЫРЕЗАНО……………
Г.А. Урунтаева пишет о формирующем свойстве продуктивной деятельности то, что она позволяет ребенку воплощать свои замыслы с помощью различных изобразительных средств. Ребенок тренируется в том, чтобы выделять в обычном объекте то, что может быть отражено в разных видах [44].
Д.Б. Эльконин пишет, что дошкольник умеет вариативно применять различные выразительные средства, что приводит к возникновению способности обобщенно изображать привычные предметы [50].
Согласно Ю.Н.Дмитриевой, конструирование помогает дошкольнику также проявлять свои способности самостоятельно планировать свои дела, проявлять активность в творчестве [15].
ВЫРЕЗАНО………….
На первом этапе применяются следующие формы работы:
- Вместе с детьми прочитываются литературные произведения;
- Просматриваются видео фильмы с подходящим сюжетом;
- Подготавливается театральная постановка;
- Создаются проблемные ситуации;
- Проводятся тематические беседы.
На втором этапе ставятся следующие цели: педагог должен стремиться развивать интерес и позитивные эмоции по отношению к выбранному виду деятельности.
На этом этапе применяются следующие формы работы:
- Проводятся беседы;
- Организуются экскурсии;
- Планируются тематические развлечения;
- Дети рассматривают картинки на нужную тему;
- Проводятся тематические занятия.
Третий этап проводится для достижения следующих целей:
- Дети должны накопить достаточный объем знаний и навыков в выбранной деятельности;
- У них должны быть сформированы общественные мотивы для деятельности;
- Дети должны уметь контролировать и оценивать самих себя;
- Нужно развивать самостоятельность в поведении дошкольников.
На этом этапе применяются следующие формы работы:
- Проводятся занятия, развивающие мелкую моторику;
- Деятельность дошкольников по пошаговой инструкции;
- Деятельность дошкольников по инструкции;
- Раскрашивание поделок;
- Коллективная практическая деятельность;
- Домашняя работа.
Л.А. Порембская считает, что существуют следующие этапы развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности [10]:
Первый этап: дошкольника просят выполнить отдельные операции, метод выполнения этих операций не важен. Ребенок должен сам решать задачи, поставленные педагогом и получать от этого удовольствие. Если возникают трудности, то ребенок прекращает выполнять действие. При этом он старается самостоятельно выполнять первые задания, однако у него отсутствует устойчивость в этом.
Этот этап можно назвать первой пробой собственных сил. Дошкольник убеждается в том, что он может делать самостоятельно то, что раньше делали только взрослые. Если правильно руководить этим процессом, то ребенок быстро вступает во второй этап развития самостоятельности.
На втором этапе ребенок приобретает еще не устойчивое стремление делать все самому. Он уже обладает некоторыми навыками и может иногда обслуживать себя сам. Также он сам организует предметную среду вокруг себя.
ВЫРЕЗАНО…………..
Следующий этап характеризуется тем, что стремление к самостоятельности становится более устойчивым. Ребенок уже имеет привычку действовать самостоятельно. Многие действия дошкольник может делать сам, но при этом он до сих пор нуждается в небольшой помощи. Приобретенные навыки ребенок уже способен применять даже в непривычных условиях.
При этом он становится более настойчивым в том, чтобы преодолевать трудности, он становится более уверен в своих силах. Ребенок начинает обращать внимание на качество продуктивной деятельности, ему уже важно то, каким будет результат. Дошкольник начинает отказываться от помощи взрослых, но в то же время хочет услышать словесную поддержку. Также заметно, что ребенок чаще начинает делать что-то для других людей.
ВЫРЕЗАНО………
Ребенок все более уверен в своих силах, начинает проявлять к себе более высокие требования, объективно оценивает результат своего труда. Начинает чаще заботиться о товарищах [23].
Для успешного воспитания самостоятельности, нужно внедрять в режимные моменты следующие методы:
- Дети должны накопить достаточный объем знаний и навыков в выбранной деятельности;
- У них должны быть сформированы общественные мотивы для деятельности;
- Дети должны уметь контролировать и оценивать самих себя;
- Нужно развивать самостоятельность в поведении дошкольников.
Таким образом, развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности должно проходить поэтапно. Для успешного формирования этого качества важно соблюдать педагогические условия, которые будут описаны в следующем параграфе.
1.3. Условия формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности
Чтобы изучить понятие «педагогические условия» рассмотрим сначала термин «условия».
Теоретическая педагогика включает в себя множество разных трактовок термину «условие». Также по-разному авторы рассматривают и термин «педагогические условия».
ВЫРЕЗАНО
С точки зрения психологии условия рассматриваются как более обобщенное понятие. Психологи трактуют условия, как существенные детали из целого комплекса явлений и объектов, благодаря которым существует рассматриваемое явление. ВЫРЕЗАНО…….
С точки зрения О.Ф.Борисовой для развития самостоятельности в процессе продуктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, необходимо соблюдение следующих педагогических условий [5]:
- детей нужно включать в ручной труд и аппликацию;
- нужно поместить детей в педагогическую среду, которая раскрывает возможности самостоятельно выбирать содержание деятельности, методов и способов конструирования.
Обсудим эти условия более подробно.
Первое условие – это внедрение в занятия аппликаций, как разновидности ручного труда.
Все виды продуктивной деятельности так или иначе формируют у дошкольников умственную активность, воспитывают в них художественный вкус, развивают мелкую моторику, дают возможность закрепить навыки и знания, которые были получены в процессе учебной деятельности. Воспитательный процесс обязательно должен включать в себя необходимое руководство, позволяющее детям развивать самостоятельность. Необходимо, чтобы педагог помогал детям проявлять инициативу и действовать самостоятельно во время таких занятий, как рисование, работа с пластилином или аппликация [8].
ВЫРЕЗАНО
При этом нужно избегать излишней опеки, давать детям возможность проявлять свою индивидуальность и самостоятельность. Не стоит торопиться с помощью, лучше косвенно помогать детям приходить к правильным решениям. Допустим, если ребенок неправильно надрезал уголки у полосы, то они получились косыми и неодинаковыми. Естественно, ребенок огорчился.
Педагог может сначала попросить малыша самого придумать, как бы сделать эти углы одинаковыми. И если дошкольнику трудно понять, то тогда можно предложить решение проблемы [17].
В старшем дошкольном возрасте у детей появляется возможность работать согласно собственного замысла. Опираясь на собственные знания и навыки, дети пытаются самостоятельно реализовать разные затеи. Воспитатель лишь задает направление: например, просит придумать что-нибудь на осеннюю тему, или нарисовать какую-нибудь открытку для родителей. Нужно попросить, чтобы дети изобразили то, что особенно им нравится. То, что дети сами изображают свою сюжет, дает возможность им развивать самостоятельность во время работы. Педагог может предложить тему, которая является отражением общественных событий, либо природной жизни.
Во время занятий или свободной деятельности в детском саду дети могут выполнять разные коллективные работы. Например, можно попросить их нарисовать большой красочный ковер с цветочками и птичками. Важно правильно мотивировать детей и организовывать эту работу так, чтобы каждый мог проявить свою индивидуальность и самостоятельность.
ВЫРЕЗАНО
Для наглядности можно на нем держать также различные произведения искусства и скульптуры. Важно, чтобы все материалы были доступны для детей, а воспитатель мог контролировать их деятельность [39].
Детям интересно рассматривать весь выложенный материал, они самостоятельно придумывают игрушки и реализуют свои задумки.
Благодаря включению продуктивной деятельности в жизнь дошкольников воспитатель может наиболее эффективно выстраивать развивающие отношения с детьми, обеспечить им хорошую подготовку к формированию субъективных позиций во время работы над индивидуальными и групповыми изделиями.
Одно-два занятия, которые имеют общее содержание, но имеют разную образность и выразительность, можно приспособить для формирования самостоятельности: можно дать детям возможность из цветных полос создавать разные предметы, узоры и картинки на их выбор.
Таким образом, через продуктивную деятельность успешно реализуется воспитание самостоятельности у дошкольников.
Второе условие – необходимо позаботиться о том, чтобы педагогическая среда была обогащена вариативностью, что давало бы возможность дошкольникам самостоятельно выбирать содержание для конструктивной деятельности, а также методы ее ведения.
Особенно в воспитании старших дошкольников нужно поощрять их любые проявления самостоятельного поведения. Самым важным в обустройстве воспитательной среды для дошкольников старшего возраста – организовать условия, которые бы побуждали детей быть активными и самостоятельными в процессе познавательной деятельности. Также важно развивать их инициативу и ответственное отношение к обучению.
ВЫРЕЗАНО……
Чтобы развивать самостоятельность у старших дошкольников, необходимо организовать предметную среду так, чтобы ребенок имел возможность переходить от одних видов деятельности к другим. Чтобы он воспринимал это, как взаимосвязанные в его жизни моменты. Также согласно работам Г.Глушковой, важно обеспечить гибкость и управляемость этой среды со стороны дошкольников и педагогов [12].
Итак, мы выделили следующие педагогические условия для развития самостоятельности у детей:
- детей нужно включать в ручной труд и аппликацию;
- нужно поместить детей в предметную среду, которая раскрывает возможности самостоятельно выбирать содержание деятельности, методов и способов конструирования.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Диагностика уровня сформированности самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста
Исследование уровня формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста проводились на базе: Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждение «Детский сад № 60» г. Тюмени. В эксперименте приняли участие 27 воспитанников старшей группы дошкольного возраста.
Дети были разделены на две группы. Одна группа была определена как контрольная, вторая группа – экспериментальная. Список дошкольников представлен в приложении 1.
Эксперимент состоял из трех этапов:
1 этап – констатирующий этап – диагностика уровней сформированности самостоятельности дошкольников.
2 этап – формирующий этап – реализация условий формирования самостоятельности дошкольников экспериментальной группы в продуктивной деятельности.
3 этап – повторная диагностика уровней сформированности самостоятельности дошкольников, анализ результатов исследования.
Для определения уровня самостоятельности дошкольников мы использовали критерии, выделенные А.И. Зимней:
- умение выполнить какую-либо деятельность без помощи со стороны взрослых;
- способность к независимым действиям, обладание инициативой, решительность;
- внутренняя мотивация к деятельности;
- проявление инициативы и творчества в решении возникающих задач.
Оценка каждого из данных критериев соотносилась с уровнями самостоятельности в продуктивной деятельности дошкольников, выявленных и описанных в нашей работе:
- Высокий уровень – дети умеют выполнить деятельность без помощи со стороны взрослых; способны к независимым действиям, обладают инициативной, решительностью при выполнении деятельности, у детей присутствует внутренняя мотивация к деятельности, к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.
- Средний уровень – дети стараются выполнить деятельность без помощи со стороны взрослых; стремятся к независимым действиям, но не обладают инициативной, решительностью при выполнении деятельности, у детей слабая мотивация к деятельности, к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.
- Низкий уровень – дети не умеют выполнить деятельность без помощи со стороны взрослых; не способны к независимым действиям, не обладают инициативной, решительностью при выполнении деятельности, у детей отсутствует внутренняя мотивация к деятельности, к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.
При составлении диагностического комплекса мы выбирали из большого количества методик те, которые, с нашей точки зрения, наиболее информативны и вместе с тем, достаточно удобны и просты, для того, чтобы часть методик могла использоваться воспитателями, не обладающими психологическими навыками и умениями.
Также мы учитывали то, что развитие самостоятельности зависит от уровня сформированности эмоционального отношения ребенка к нравственным нормам, так как самостоятельность формируется как нравственное качество, которое связано с воспитанием у детей способности управлять своим поведением проявлять полезную инициативу, настойчивость в достижении цели и результата деятельности, его уровня мышления, которое отвечает за умение решать новые задачи, ориентироваться в новой ситуации, который влияет на сформированность уровня самостоятельности.
В дальнейшем мы предположили, что уровень самостоятельности старшего дошкольного возраста можно выявить в процессе продуктивной деятельности детей (конструировании, аппликации и т.д.).
Методики подбирались таким образом, чтобы их выполнение не занимало много времени и, чтобы материал был наглядным и интересным для ребенка.
Для определения уровня самостоятельности у дошкольников в продуктивной деятельности использовались следующие методики: «Аппликация»; «Конструирование» С. Забрамной; игра «Зайка-Неумейка».
Рассмотрим, как проходило исследование с помощью данных методик.
Методика «Аппликация».
Цель: выявить умение выполнить деятельность без помощи со стороны взрослых.
Детям предлагается вырезать и наклеить в подарок для друга – «Разноцветные шары», мы выявляем умение детей вырезать предметы круглой формы из квадрата, овальной из прямоугольника, знание формы и цвета предметов.
Перед выполнением задания предлагаем детям рассмотреть воздушные шары, подобрать соответствующие цвета бумаги. Уточняем форму шаров, и из каких форм и как можно вырезать круглые и овальные предметы. Предлагаем показать движением руки, как выполняется данная работа (срезание уголков).
Результаты данной методики представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты методики «Аппликация» на констатирующем этапе
ВЫРЕЗАНО
Для наглядности представим результаты исследования на рисунке 1.
ВЫРЕЗАНО
Рис.1 Результаты исследования по методике «Аппликация»
При исследовании уровня самостоятельности в аппликации у детей экспериментальной группы выяснилось, что у 1 ребенка контрольной группы (7,1%) высокий уровень самостоятельности. Ребенок смог выполнить задание без помощи педагога. Он самостоятельно смог вырезать предметы круглой и овальной формы из квадратных и прямоугольных фигур.
4 детей экспериментальной группы (30,8%) и 5 детей контрольной группы (35,7%) обладают средним уровнем. Эти дети стараются выполнить деятельность без помощи со стороны взрослых. Дети старались вырезать круги и овалы самостоятельно, но иногда им требовалась для этого помощь педагога.
Низкий уровень был выявлен у 9 детей экспериментальной группы (69,2%) и у 8 детей контрольной группы (57,2%). Эти дети не умеют выполнить деятельность без помощи со стороны взрослых. У детей не получилось вырезать круглые и овальные формы.
Методика «Конструирование» С. Забрамной.
Цель: выявить способность к независимым действиям, обладание инициативой, решительность, выявление умения ребёнка создавать конструкции из пяти элементов по образцу самостоятельно.
Стимульный материал: 10 плоских палочек одного цвета.
Проведение обследования: взрослый строит за экраном фигурку из плоских палочек. Затем показывает постройку и просит ребёнка построить такую же. При затруднениях ребёнка просят построить по показу.
Инструкция обработки: принятие и понимание задания, умение работать по образцу или по показу, отношение к результату.
1 балл (очень низкий) – не принимает задание, в условиях обучения действует неадекватно.
2 балла (низкий) – принимает задание, по образцу задание не выполняет, после обучения пытается выполнить какую-либо постройку, но данный образец не строит.
3 балла (средний) – принимает задание, по образцу самостоятельно задание выполнить не может, но после показа может перейти на самостоятельное выполнение задачи.
4 балла (высокий) – принимает задание и самостоятельно выполняет его по образцу.
Результаты данной методики представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты методики «Конструирование» на констатирующем этапе
ВЫРЕЗАНО
Для наглядности представим результаты исследования на рисунке 2.
ВЫРЕЗАНО
Рис.2 Результаты исследования по методике «Конструирование»
При исследовании уровня самостоятельности в конструировании у детей экспериментальной группы выяснилось, что у 1 ребенка экспериментальной группы (7,7%) и у 2 детей (14,3%) контрольной группы высокий уровень самостоятельности. Дети инициативны, смогли создать конструкции из пяти элементов по образцу самостоятельно.
4 детей экспериментальной группы (30,8%) и 5 детей контрольной группы (35,7%) обладают средним уровнем. Эти дети приняли задание, но по образцу выполнить задание самостоятельно не смогли. Однако после показа педагогом, как выполнять задание, смогли перейти на самостоятельное выполнение задания.
Низкий уровень был выявлен у 8 детей экспериментальной группы (61,5%) и у 7 детей контрольной группы (50%). Эти дети либо не принимали задание, либо задание приняли, но выполнить его не смогли. Педагог объяснил им, как выполнять задание, но после попытки выполнить постройку, дети задание не выполнили.
Игра «Зайка-Неумейка»
Цель: выявить наличие у ребенка внутренней мотивации к деятельности, к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.
В ходе игры «Зайка-неумейка» каждый ребенок попадал в ситуацию показа зайчику, как хорошо нужно складывать кирпичики в тележку. Ребенку показывали тележку, в которой Формы лежали в беспорядке.
Взрослый задавал ребенку вопросы: 1) «Хорошо зайчик убрал кирпичики?» 2) «Хочешь помочь зайке?» 3) «Как нужно правильно и хорошо собрать кирпичики?» Затем ребенку предоставлялась возможность самому решить поставленную задачу. Однако в случае затруднения взрослый, напоминая нужные действия, показывал и даже практически помогал выполнить задание.
Результаты данной методики представлены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты методики «Зайка-Неумейка» на констатирующем этапе
ВЫРЕЗАНО
Для наглядности представим результаты исследования на рисунке 3.
ВЫРЕЗАНО
Рис.3 Результаты исследования по методике «Знайка-Неумейка»
При исследовании уровня самостоятельности по данной методике у детей экспериментальной группы выяснилось, что у 1 ребенка контрольной группы (7,1%) высокий уровень самостоятельности. Ребенок проявил желание и проявил инициативу и творчество при выполнении задания, смог самостоятельно сложить кирпичики в тележку.
4 детей экспериментальной группы (30,8%) и 5 детей контрольной группы (35,7%) обладают средним уровнем. Эти дети также проявили инициативу при выполнении задания, но временами отвлекались на другие дела, что говорит о том, что внутренней мотивации к данной деятельности у них не было.
Низкий уровень был выявлен у 9 детей экспериментальной группы (69,2%) и у 8 детей контрольной группы (57,2%). Эти дети не проявили инициативность и желание выполнять задание. Педагогу не удалось привлечь детей к самостоятельному решению поставленной задачи.
Таким образом, результаты исследования показали, что в большинстве своем дети не умеют выполнить деятельность без помощи со стороны взрослых; не способны к независимым действиям, не обладают инициативной, решительностью при выполнении деятельности, у детей отсутствует внутренняя мотивация к деятельности, к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.
Поэтому для развития самостоятельности у детей необходимо проведение формирующего этапа, о котором пойдет речь в следующем параграфе.
2.2. Реализация педагогических условий формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста
Цель формирующего эксперимента реализация условий формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности.
Данный этап проводится с детьми экспериментальной группы.
Для достижения цели эксперимента нами были реализованы следующие условия: включение в продуктивную деятельность ручной труд, в частности, аппликацию и создание обогащенной вариативной педагогической среды, открывающей дошкольникам возможности самостоятельного выбора содержания конструктивной деятельности, способов и средств ее осуществления.
Для начала мы организовали предметную среду, которая соответствовала все требованиям для формирования самостоятельности. Она была наполнена различными материалами для изобразительной деятельности, также мы использовали природные материалы и нетрадиционные средства для художественного творчества детей. Дети имели к этим материалам свободный доступ и могли экспериментировать с ними.
Также был создан уголок для ручного труда. Сюда мы разместили инструменты для работы с бумагой, а также дидактические материалы по разным видам бумаги.
Во время первого этапа мы старались привлечь дошкольников к тому, чтобы они выполняли некоторые задания, способ выполнения которых не важен. Дети легко отступали от выполнения, если у них возникали некоторые трудности. В таком случае мы старались терпеливо направлять шаги ребенка, не подсказывая ему напрямую, а косвенно подводя к нужному решению.
Допустим, если ребенок неправильно надрезал уголки у полосы, то они получились косыми и неодинаковыми. Естественно, ребенок огорчился. Педагог может сначала попросить малыша самого придумать, как бы сделать эти углы одинаковыми. И если дошкольнику трудно понять, то тогда можно предложить решение проблемы.
Также мы обучали детей навыкам для самообслуживания, что в результате привело к тому, что они стремились самостоятельно что-либо сделать для себя. Но это стремление пока было неустойчивым.
Эти задания дети выполняли с удовольствием, была заметна у них настойчивость, дети пытались решить задания сами без помощи взрослых. Однако они могли легко отвлечься и забыть про задание.
Если ребенок не хотел принимать помощь педагога в тех делах, которые он уже достаточно усвоил, мы переходили к следующему этапу, который позволял развить у них устойчивое стремление к самостоятельности. Дошкольники учились быть упорными и настойчивыми в выполнении заданий – они пытались преодолеть трудности, у них росла уверенность в своих силах. Дети старались выполнять разные работы, опираясь на собственный замысел. Опираясь на собственные опыт и знания, дошкольники старались научиться самостоятельно решать разные затеи.
Дети начинали проявлять заинтересованность в том, чтобы результат их деятельности был качественным.
Дети упорно отказывались от предлагаемой им помощи, но при этом они ждали, чтобы им подсказали на словах, правильно ли они выполняют работу.
Чтобы занятия принесли результат, мы старались также воздействовать на родителей. Нужно было побудить их совместно с детьми изготавливать разные поделки для детского сада или для дома.
Например, мы предлагали семьям на выбор разные темы, которые были связаны с событиями в общественной жизни, описывали повседневную жизнь или природные явления. Также в качестве темы они могли выбрать сюжеты некоторых сказок.
Если ребенок начинал устойчиво проявлять инициативу и самостоятельность, мы переходили к следующему этапу формирования этого качества. Во время третьего этапа дети развивали прочные навыки и умения, такие как чистоплотность и аккуратность.
Приобретенные навыки ребенок уже способен применять даже в непривычных условиях. При этом он становится более настойчивым в том, чтобы преодолевать трудности, он становится более уверен в своих силах. Ребенок начинает обращать внимание на качество продуктивной деятельности, ему уже важно то, каким будет результат. Дошкольник начинает отказываться от помощи взрослых, но в то же время хочет услышать словесную поддержку. Также заметно, что ребенок чаще начинает делать что-то для других людей.
Чтобы дошкольникам было интересно формировать самостоятельность, мы превращали занятия в игру. Создавали для детей различные игровые ситуации, которые были направлены на решение маленьких проблем.
Чтобы закрепить формы самостоятельного поведения у дошкольников, мы организовали коллективные занятия, в которых успех деятельности полностью зависел от того, насколько слаженно действовали дети и насколько хорошо каждый самостоятельно решал свою работу.
Также мы давали детям несколько домашних заданий. Нужно было, чтобы они сделали дома игрушки и принесли их в детский сад. В детском саду их нужно было раскрасить. Интересно, что некоторые дети самостоятельно раскрасили свои игрушки, не дожидаясь общего занятия.
Мы заметили, что формирующий этап эксперимента положительно повлиял на способность дошкольников создавать оригинальные продукты. Во время занятий дети могли воспользоваться полученными знаниями и навыками. Они старались хотя бы немного отходить от заданного образца, чтобы придать своей поделки немного индивидуальности.
В результате мы заметили, что дети стали проявлять больше самостоятельности, они были более активными и доводили свою работу до конца. Также они умело использовали свои способности, хорошо работали руками, знали, что значит «самостоятельность» и могли применять это слово в своей речи. Также они стали более уверенно контролировать самих себя, их оценка своих возможностей стала более объективной.
В конце эксперимента мы поняли, что деятельность по аппликации дает мощный толчок в развитии самостоятельности у дошкольников. Это ведущее качество, которое способствует подготовке к обучению в школе. Оно выражается в том, что дети могут сами ставить перед собой разные цели, они их добиваются своими силами.
Для проверки эффективности реализованных условий мы провели повторную диагностику уровня сформированности самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста с использованием методик констатирующего этапа эксперимента.
Результаты повторного исследования оказались отличными от результатов констатирующего этапа.
Результаты методики «Аппликация» представлены в таблице 4.
Таблица 4
Результаты методики «Аппликация» на контрольном этапе
ВЫРЕЗАНО
Для наглядности представим результаты исследования на рисунке 4.
ВЫРЕЗАНО
Рис.4 Результаты исследования по методике «Аппликация» на контрольном этапе
При исследовании уровня самостоятельности в аппликации у детей экспериментальной группы выяснилось, что у 9 детей экспериментальной группы (69,2%) и 1 ребенка контрольной группы (7,1%) высокий уровень самостоятельности. Дети смогли выполнить задание без помощи педагога. Они самостоятельно смогли вырезать предметы круглой и овальной формы из квадратных и прямоугольных фигур.
4 детей экспериментальной группы (30,8%) и 5 детей контрольной группы (35,7%) обладают средним уровнем. Эти дети стараются выполнить деятельность без помощи со стороны взрослых. Дети старались вырезать круги и овалы самостоятельно, но иногда им требовалась для этого помощь педагога.
Низкий уровень был выявлен у 8 детей контрольной группы (57,2%). Эти дети не умеют выполнить деятельность без помощи со стороны взрослых. У детей не получилось вырезать круглые и овальные формы. В экспериментальной группе низкий уровень самостоятельности по данной методике выявлен не был.
Результаты методики «Конструирование» представлены в таблице 5.
Таблица 5
Результаты методики «Конструирование» на контрольном этапе
ВЫРЕЗАНО
Для наглядности представим результаты исследования на рисунке 5.
ВЫРЕЗАНО
Рис.5 Результаты исследования по методике «Конструирование» на контрольном этапе
При исследовании уровня самостоятельности в конструировании у детей экспериментальной группы выяснилось, что у 8 детей экспериментальной группы (61,5%) и у 2 детей (14,3%) контрольной группы высокий уровень самостоятельности. Дети инициативны, смогли создать конструкции из пяти элементов по образцу самостоятельно.
4 детей экспериментальной группы (30,8%) и 5 детей контрольной группы (35,7%) обладают средним уровнем. Эти дети приняли задание, но по образцу выполнить задание самостоятельно не смогли. Однако после показа педагогом, как выполнять задание, смогли перейти на самостоятельное выполнение задания.
Низкий уровень был выявлен у 1 ребенка экспериментальной группы (7,7%) и у 7 детей контрольной группы (50%). Эти дети либо не принимали задание, либо задание приняли, но выполнить его не смогли. Педагог объяснил им, как выполнять задание, но после попытки выполнить постройку, дети задание не выполнили.
Результаты методики «Зайка-Неумейка» представлены в таблице 6.
Таблица 6
Результаты методики «Зайка-Неумейка» на контрольном этапе
ВЫРЕЗАНО
Для наглядности представим результаты исследования на рисунке 6.
ВЫРЕЗАНО
Рис.6 Результаты исследования по методике «Зайка-Неумейка»
При исследовании уровня самостоятельности по данной методике у детей экспериментальной группы выяснилось, что у 1 ребенка контрольной группы (7,1%) и у 9 детей экспериментальной группы (69,2%) высокий уровень самостоятельности. Ребенок проявил желание и проявил инициативу и творчество при выполнении задания, смог самостоятельно сложить кирпичики в тележку.
4 детей экспериментальной группы (30,8%) и 5 детей контрольной группы (35,7%) обладают средним уровнем. Эти дети также проявили инициативу при выполнении задания, но временами отвлекались на другие дела, что говорит о том, что внутренней мотивации к данной деятельности у них не было.
Низкий уровень был выявлен у 8 детей контрольной группы (57,2%). Эти дети не проявили инициативность и желание выполнять задание. Педагогу не удалось привлечь детей к самостоятельному решению поставленной задачи. В экспериментальной группе низкий уровень самостоятельности по данной методике выявлен не был.
Таким образом, из таблиц видно, что в экспериментальной группе у детей старшего дошкольного возраста произошли заметные изменения в формировании самостоятельности.
Заключение
В результате исследования нами было рассмотрено понятие «самостоятельность» в психолого-педагогической литературе, определены особенности формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности, выявлены условия формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности.
Самостоятельность – это обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.
Особенности формирования самостоятельности у старших дошкольников в продуктивной деятельности являются поэтапное включение дошкольника в продуктивную деятельность и развитие продуктивных умений.
Условиями формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности являются: включение в продуктивную деятельность ручной труд, в частности, аппликацию, создание обогащенной вариативной педагогической среды, открывающей дошкольникам возможности самостоятельного выбора содержания конструктивной деятельности, способов и средств ее осуществления.
Критериями самостоятельности дошкольника выступают: умение выполнить какую-либо деятельность без помощи со стороны взрослых; способность к независимым действиям, обладание инициативой, решительность; внутренняя мотивация к деятельности; проявление инициативы и творчества в решении возникающих задач.
Для определения уровня самостоятельности у дошкольников в продуктивной деятельности использовались следующие методики: «Аппликация»; «Конструирование» С. Забрамной; игра «Зайка-Неумейка».
Результаты констатирующего этапа показали, что результаты исследования показали, что большинство дошкольников не умеют выполнить деятельность без помощи со стороны взрослых; не способны к независимым действиям, не обладают инициативной, решительностью при выполнении деятельности, у детей отсутствует внутренняя мотивация к деятельности, к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.
Поэтому на формирующем этапе мы реализовали выделенные в первой главе условия формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы в продуктивной деятельности.
Для достижения цели эксперимента нами были реализованы следующие условия: включение в продуктивную деятельность ручной труд, в частности, аппликацию и создание обогащенной вариативной педагогической среды, открывающей дошкольникам возможности самостоятельного выбора содержания конструктивной деятельности, способов и средств ее осуществления.
Повторная диагностика показала, что в экспериментальной группе дети научились выполнить деятельность без помощи со стороны взрослых; способны к независимым действиям, обладают инициативной, решительностью при выполнении деятельности, у детей присутствует внутренняя мотивация к деятельности, к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.
Как видим, педагогические условия, реализованные на формирующем этапе, оказались эффективными в процессе формирования самостоятельности у детей.
Проблема развития самостоятельности детей на занятиях аппликацией требует дополнительного исследования, которое мы планируем провести на этапе выполнения выпускной квалификационной работы.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
Список литературы
- Абузярова, Л. Предметно – развивающая среда ДОУ [Текст] / Л.Абузярова //Ребёнок в детском саду.- 2004. – №6.- С.30-32.
- Агеев, В.В. Психологические особенности развития самостоятельности в онтогенезе [Электронный ресурс] / В.В.Агеев, А.К.Файзуллина URL: http://www.rusnauka.com/15_DNI_2008/Psihologia/33060.doc.htm.
- Алекинова, О. В. Построение предметно-развивающей среды для организации деятельности старших дошкольников по изготовлению учебно-дидактического материала [Текст] / О. В. Алекинова // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — 34-36 с.
- Асмолов, А.Г. Инструктивно-методическое письмо «Организация образовательного процесса в рамках введения ФГОС ДО» [Текст] / А.Г. Асмолов, Ю.В. Атемаскина, Н. В. Бурим. – Белгород: – 2014.
- Борисова, О. Ф. Самостоятельность как база формирования социальных компетенций дошкольника [Текст] / О. Ф. Борисова // Детский сад от А до Я. – 2011. – №1 – С.124-132.
- Букина, Н. Что мешает нашим детям быть самостоятельными [Текст] / Н. Букина /Дошкольное воспитание. – 2007. – № 12. – С. 28-33.
- Буре, Р.С. Я сам: Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста [Текст] /Р.С.Буре. – М.: Наш малыш,1995.-204с.
- Быховец, Г.В. Воспитание самостоятельности и активности у детей 5-7 лет в условиях учреждения школа -детский сад[Текст] /Г.В.Быховец. – Мн., 1993. – 24с.
- Власова, Т.А. К проблеме воспитания самостоятельности у старших дошкольников в процессе художественного ручного труда [Текст] /Т.А.Власова//Когнитивные и аффективные аспекты развития личности на разных возрастных этапах: Сб. науч. Трудов/Редкол.: Н.В. Мельникова/отв. Ред./и др.- Шадринск, изд. Шадринского пединститута, 1995.- 198с.
- Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей – Российский гос. Пед. Университет им Герцина, СПб: Детство-ПРЕСС 2000.-192 с.
ВЫРЕЗАНО
49. Шойимова, Ш. С. Психолого-педагогические особенности развития самостоятельности детей дошкольного возраста [Текст] / Ш. С. Шойимова // Молодой ученый. — 2014. — №6. — 831-834 с.
50. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М., Академия, 2004.- 384с.
51. Юсупова, Г. Воспитание самостоятельности у детей // Дошкольное воспитание [Текст] / Г. Юсупова. — 2002. — №8. — С. 28-29.